Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Дополнительное профессиональное образование работников АПК

В ближайшее десятилетие около 80 процентов используемых сегодня технологий устареет, поэтому необходим переход на систему «Образование через всю жизнь». О ситуации в системе ДПО и своём видении решения проблем рассказывает ректор Алтайского института повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса Василий ЧИЖОВ.

31.10.2014
Просмотров: 67

Профессиональное сопровождение

По оценке Минобрнауки РФ, в ближайшее десятилетие около 80 процентов используемых сегодня технологий устареет, поэтому крайне необходим переход на систему «Образование через всю жизнь». О сложившейся ситуации в системе ДПО и своём видении решения проблем рассказывает ректор Алтайского института повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, кандидат технических наук, профессор Василий ЧИЖОВ.

– Василий Николаевич, в чем заключаются особенности развития системы дополнительного профессионального образования в области сельского хозяйства?

– Специфика организации и проведения курсов дополнительного профессионального образования в сфере аграрного производства состоит в том, что при планировании учебного процесса приходится брать в расчет сезонность сельскохозяйственных работ. Суровые климатические условия Сибири, обширные территории значительно усложняют работу учреждений ДПО по установлению сроков проведения учебы и сбору слушателей.

Кроме того, сегодня все предприятия на селе стали либо акционерными обществами, либо имеют статус индивидуального предпринимателя, крестьянско-фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производственного кооператива. Только в отличие от промышленного производства или торговли сельское хозяйство ещё не доросло до уровня окончательно сформировавшегося бизнеса, и руководители сельхозпредприятий не в полной мере осознают значимость повышения квалификации. Зачастую они полагают, что знаний, полученных человеком в техникуме или институте, для работы вполне достаточно.

Но не стоит забывать: если в прежние времена поток знаний был стабильным, а направленность и деятельность сельского хозяйства менялась постепенно, то сегодня, как справедливо утверждает депутат Госдумы РФ Олег Смолин, объем новшеств на селе вырос в пятьдесят раз.

Всё это на фоне недостаточной мотивации сельских специалистов к использованию новшеств, отсутствия компьютерной связи между производителями и потребителями образовательных услуг привело к тому, что система повышения квалификации стала давать сбои, нарушился отлаженный механизм движения слушателей к повышению квалификации. Формально органы управления продолжают выполнять функции по приглашению на курсы по повышению квалификации, но живого отклика работодателей уже нет.

Следовательно, нужны новые подходы. Алтайский институт повышения квалификации сейчас работает над созданием системы профессионального сопровождения работников сельского хозяйства. Суть замысла в том, чтобы комплексом системных мероприятий убедить тружеников села работать над собой, повышать уровень профессионализма на протяжении всей своей деятельности. И для этого необходимо знать каждого специалиста и работать с ним индивидуально, учитывая его способности, уровень подготовки и другие профессиональные и личностные качества.

Иначе говоря, чтобы получить от коровы наибольший надой, мы каждую буренку помним по имени, знаем ее родословную, характер, возможности, разрабатываем для нее персональный рацион кормления, ищем индивидуальный подход. А как ведется работа с кадрами? Пришлите кого-нибудь! Кого-нибудь и посылали. Или не присылали. В результате некоторые агрономы или зоотехники выходили на пенсию, ни разу не побывав на курсах повышения квалификации.

Создав базу данных о работниках АПК края, мы получим возможность системной работы с каждым специалистом, чтобы не только найти варианты повышения его квалификации, но и развивать мотивацию.

В жизни всё зачастую происходит так: приехали сельчане на форум, увидели новую технику, познакомились с современной технологией и загорелись идеей – надо внедрить! А дома рутина затянула, потом что-то начал делать – не получается. И пропал интерес до следующей выставки.

Чтобы не возникали подобные ситуации, предполагается системное сопровождение специалиста: повышение квалификации, последовательное участие на протяжении определенного периода в тематических семинарах при постоянном консультационно-информационном сопровождении. Если этот комплекс мероприятий осознанно и грамотно выстроить, то каждый работник, каждый специалист или руководитель будет на глазах у системы ДПО, которая сможет помогать ему осваивать новинки. Возникла проблема – на помощь придет консультационная служба. Такой подход должен кардинально изменить ситуацию с непрерывным образованием в системе агропромышленного комплекса.

– Каковы коренные различия между системами дополнительного профессионального образования в области сельского хозяйства России и развитых стран?

– В экономически развитых странах расходы на дополнительное профессиональное образование стали сопоставимы с расходами на высшее образование. Работу по повышению уровня квалификации фермеров осуществляют за рубежом специально созданные консультационные центры, фирмы и сами предприятия, если они являются крупными аграрными холдингами. Фермерам системно подается информация, в соответствии с которой выстраивается образовательная траектория, но самое главное отличие в том, что в странах Запада и в новых постиндустриальных государствах Юго-Восточной Азии многократно выше мотивация работников. В США и Западной Европе работа по этой системе налажена давно, а в азиатских «дракончиках» и «тиграх», несомненно, сказывается прекрасная самоорганизация и дисциплина трудовой части населения. Нам сегодня ни того, ни другого не достает, поэтому в первую очередь необходим переход от государственного сопровождения в обучении специалистов к их системному сопровождению комплексом организаций, так или иначе связанных с процессом непрерывного дополнительного образования в АПК.

Надежда на то, что российские фермерские хозяйства дружно и охотно начнут вливаться в ряды слушателей курсов ДПО, к сожалению, пока не сбывается. Отечественная статистика показывает, что основная масса населения состоит из группы новаторов и группы ожидания, причем доля первой составляет всего 3-4 процента. Такие люди стремятся к преобразованиям, которые, несомненно, невозможно провести без базы новых знаний, трудятся сами и нацеливают на это детей, формируя фермерские династии. Их немного – семей 30-40 из 4,5 тыс. алтайских фермерских хозяйств.

– Какая на сегодняшний день складывается ситуация с признанием документов о дополнительном образовании за рубежом, и насколько высоко в России доверие к аналогичным иностранным сертификатам?

– В области высшего образования вопрос о взаимном признании дипломов решается. Например, буквально на днях в Барнауле прошла встреча министров и ректорских делегаций стран­членов ШОС, на которой был намечен ряд шагов по признанию документов, полученных в одном из государств-участников этой организации. Но в области дополнительного профессионального образования ни международных организаций, ни признания документов на сегодняшний день нет.

По большому счету, министерство сельского хозяйства как учредитель ряда организаций ДПО должно вести переговоры по созданию общеобразовательной среды по признанию различных документов, заключать договоры об обмене специалистами. Несомненно, за рубеж для повышения квалификации направляются специалисты сельского хозяйства, организуется посещение предприятий аграрного сектора и заводов по переработке сельскохозяйственного сырья. Но это пока, как правило, делает бизнес.

– Насколько активно система ДПО охватывает своей работой отрасли, экономически связанные с аграрным сектором: торговлю сельскохозяйственной продукцией, отрасли переработки сельхозсырья, поставщиков удобрений, средств защиты растений, техники для сельских производителей?

– Можно было бы эффективнее вести систему дополнительного образования, если свести всё это воедино. Но на сегодняшний день идет борьба за раздел рынка образовательных услуг: если обучение ведению сельскохозяйственного производства традиционно проводят учреждения дополнительного профессионального образования, то вопросы переработки, логистики и другие аспекты остаются в стороне.
В Алтайском крае хорошо развита переработка сельскохозяйственной продукции, но технологии, используемые предприятиями, пришли большей частью из-за рубежа, и руководители этих фирм создают собственные компании по обучению специалистов. Переработчики мяса или молока, производители хлебобулочных изделий, используя зарубежные технологии, соответственно, берут на себя обучение и повышение квалификации. Учреждения дополнительного образования таким образом отодвигаются в сторону.

Системе ДПО на Алтае удалось занять такую нишу, как узкоспециализированные направления переработки – в частности, переработку продукции мараловодства, – поскольку похожих головных предприятий нет. Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом пантового оленеводства ведет эту работу, получая от переработчиков только положительные отзывы. Поскольку каждый регион страны имеет свою специфику, подобные узкоспециализированные ниши можно и нужно занимать.

– Насколько хорошо системе ДПО видны недоработки высшего и среднего профессионального образования? Как осуществляется координация взаимодействия между этими уровнями?

– Преобразования, происходившие в стране, наложили свой отпечаток на подготовку кадров в системе высшего аграрного образования. Изменился уровень финансирования, отстала от требований современности материальная база сельскохозяйственных вузов, ушел в небытие строгий отбор студентов и преподавателей. Соответственно, снизилось и качество подготовки специалистов. Все пробелы в работе высшей школы нам, работавшим в недавнем прошлом преподавателями вузов, конечно, видны при мониторинге уровня знаний или реализации той или иной программы ДПО. Поэтому в процессе повышения квалификации самое большое внимание уделяется практической части программ, раскрытию тех моментов, на которых не был сделан акцент в период обучения в институте.

Очень многие молодые специалисты работают не по профилю: например, выпускник физико-математического факультета педагогического института устроился работать бухгалтером. Он вроде бы подготовлен, но в области бухгалтерского учета его знаний недостаточно, поэтому без профессиональной переподготовки не обойтись.

Проблем, без сомнения, множество, а выход всего один – работать, учить.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аграрное образование, дополнительное профессиональное образование, точка зрения, ао-75

Похожие материалы:
ТГСХА: аграрный вуз с историей
Четыре условия непрерывного образования машиностроителей
Дополнительное образование: найти нишу, чтобы не зайти в тупик
Информационно-консультационное сопровождение сельских товаропроизводителей
Живешь на селе – овладевай знаниями
Дополнительное образование взрослых
ДПО: частный случай большой проблемы
Реформы аграрного образования
Дополнительное образование детей в ВятГСХА
Дополнительное профессиональное образование добивается равноправия

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#88Самые привлекательные работодатели России
#88
#90Управление качеством образования: новые подходы
#91Законодательство о целевой подготовке студентов
#89Международное сравнительное исследование инженерного образования
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники