Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования

В ходе работы X Международного форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Новые технологии оценки качества образования» обсуждались темы, актуальные во всем мире: международные подходы к организации независимой оценки качества образования, роль студенческих объединений в повышении качества высшего образования, определение и оценка результатов обучения и многие другие.

16.02.2016
Просмотров: 5757

Путь к стабильности – через диалог

В ноябре в Москве состоялся X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Новые технологии оценки качества образования», организованный в рамках международного проекта TEMPUS-­1-­2013-­1-­AM­-TEMPUS-­JPGR. Более 160 экспертов из 8 стран – Армении, Бельгии, Великобритании, Германии, Ирландии, Польши, России, Украины – собрались на базе Московского педагогического государственного университета.

Форум стал эффективной и продуктивной коммуникационной площадкой для экспертов: обмена опытом, формирования общей позиции, подведения итогов, постановки задач и подготовки рекомендаций.

Подвести итоги

Богат на юбилеи 2015 год. И самым важным является двадцатилетие создания инфраструктуры аккредитации в России. В 1995 году был создан Научно­-информационный центр государственной аккредитации – одно из первых в Европе аккредитационных агентств (с 2005 года – Национальное аккредитационное агентство в сфере образования). За двадцать лет, как любая социальная система, государственная аккредитация не могла избежать взлетов и падений, ярких достижений и неразрешимых проблем. Важно то, что сформировалась культура оценки качества – пришло понимание необходимости такой оценки и признания качества образования.

Еще один юбилей – пятилетие создания Национального центра профессионально-­общественной аккредитации. Он стал достойным продолжателем идей поддержки развития и совершенствования качества образования, активной деятельности по интеграции в области аккредитации с зарубежными аккредитационными агентствами. Свидетельство тому – получение полноправного членства в Европейской ассоциации агентств гарантии качества образования (ENQA) первым из независимых аккредитационных агентств России.

В 2005 году, десять лет назад, вышел первый номер журнала «Аккредитация в образовании» – специализированного издания в области оценки качества образования. Несмотря на довольно узкую специфику, журнал поднимает самый широкий спектр вопросов: от вузовского до школьного образования, от кафедрального уровня до ректорского, а также региональные, отраслевые, профессиональные, общероссийские и международные вопросы развития образования.

Десятилетний опыт в России насчитывает и практика специальной подготовки экспертов, которые привлекаются к процедурам государственной аккредитации, а в последние несколько лет и к процедурам профессионально-­общественной и международной аккредитации, экспертизе качества разработки собственных образовательных стандартов федеральными университетами, новых образовательных программ и фондов оценочных средств. Первая группа по подготовке экспертов прошла обучение в 2005 году.

Через полгода, по завершению курса, в 2006 году экспертами­-выпускниками было предложено создание общественной организации – Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. К настоящему времени она объединяет более тысячи экспертов из всех регионов России из числа ректоров, проректоров, начальников структурных подразделений вузов, деканов и заведующих кафедр. Гильдия сформировала и поддерживает развитие экспертного сообщества, культивирует качество и культуру экспертизы. Гильдия ежегодно проводит всероссийские конференции для обсуждения проблем оценки качества высшего образования. Такие встречи выросли в международные форумы, в которых ежегодно принимают участие зарубежные коллеги. В процессе подготовки формируются и издаются сборники материалов на основе работ экспертов, анализирующих самые актуальные вопросы в области оценки качества.

Увидеть и помочь

Юбилейный форум был открыт приветственными словами президента Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Николая Максимова (Москва, Россия), а также координатора проекта TEMPUS­-ALIGN Луизы Милитосян (Ереван, Армения).

Пожелав участникам встречи удачи в работе, Николай Максимов подчеркнул востребованность профессионально-­общественной аккредитации и компетентного экспертного сообщества:

– Мы полезны и органично дополняем государственную аккредитацию, цель которой найти и наказать, наша с вами – увидеть и помочь.

От лица международных экспертов эту установку поддержала Луиза Милитосян:

– Думаю, самая основная функция образовательной политики – именно функция помощи. Оценка сама по себе не дает тех результатов, которые может дать помощь. Она необходима для улучшения образовательного процесса.

Оценить главное

Именно о такой оценке шла речь в трех следующих выступлениях, посвященных итогам апробации федерального интернет­-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ). Этот экзамен, инициированный Ассоциацией ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), весной 2015 года успешно провел Научно­-исследовательский институт мониторинга качества образования (НИИ МКО). Первый в России опыт массовой независимой оценки качества подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, вызвал живой интерес участников форума.

Генеральный директор НИИ МКО Владимир Наводнов отметил, что ФИЭБ – очень масштабный эксперимент прямой оценки качества подготовки бакалавров, и очень важно, что это дело добровольное:

– Главное – никого не заставлять. Если бакалаврам, если вузам это надо, они будут участвовать. Если не надо, значит принуждать никто не будет. В первом экзамене приняли участие свыше 4 тыс. студентов. Для начала – немало. Базовыми площадками ФИЭБ стали 70 образовательных организаций из 40 регионов страны.

Многие региональные ведущие вузы, почти все федеральные и большинство национальных исследовательских университетов не побоялись показать уровень знаний своих студентов. Среди этих лидеров отечественной высшей школы и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Выступая на форуме, первый проректор по учебной и методической работе университета Нелли Розина убедительно продемонстрировала, что независимая оценка качества подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, дает вузу конкурентное преимущество и позволяет эффективно осуществлять приемную кампанию в магистратуру. И что еще важно – позволяет увидеть внутренние проблемы вуза: например, не слишком ответственное отношение отдельных кафедр к качеству подготовки студентов.

Руководитель методического центра Дирекции основных образовательных программ НИУ ВШЭ Александра Серова, представляющая АВВЭМ, обратила внимание собравшихся на технологию разработки педагогических измерительных материалов для междисциплинарных и кейс­заданий, а также новую идеологию проведения экзамена – оценку результатов обучения по «ядру направления»:

– Для каждого направления подготовки были выбраны те дисциплины, которые, на взгляд экспертов, составляют самую суть. Отбор – это отдельная «веселая и трагическая песня». Мы не можем пока сказать, что на сто процентов договорились внутри экспертного сообщества о том, что это именно «те дисциплины». Есть две­три, по которым согласны все, а дальше начинается «экспертное мнение»…

Работа продолжается. Ещё десять лет назад в России началось развитие инновационных проектов по оценке результатов обучения с использованием интернет-­технологий, первый из которых – федеральный интернет-­экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО). За эти годы интернет-­экзамен дал начало развитию других проектов, сформировавших к настоящему времени независимую систему интернет­-тестирования в сфере образования, сопровождающую полный цикл мониторинга качества подготовки студентов в вузе: диагностическое тестирование для первокусников, интернет­-тренажеры (включающие студенческие и преподавательские режимы), ФЭПО – для промежуточной аттестации, открытые международные студенческие интернет­-олимпиады – для талантливых (и просто способных) студентов и новый проект – ФИЭБ. Создание такой масштабной системы тестирования в стране (до 7 млн. сеансов тестирования в год) свидетельствует о востребованности независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся.

Сменить парадигму

Представитель МИА «Россия сегодня», руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина сопоставила две парадигмы развития оценки качества образования в мире. Одна ситуация, когда оценка производится в рамках системы образования (от международных исследований до уровня класса): используются кадры и инфраструктура системы, финансирование происходит за счет бюджетов различного уровня (но все они при этом государственные), результаты используются в первую очередь для развития самой системы. Другая ситуация – оценка за рамками системы образования: создание и развитие агентствами независимых по отношению к действующей системе инфраструктурных элементов (собственные инструменты оценки и системы сбора данных, которые не контролируются системой образования), финансирование осуществляется за счет отдельных организаций, бюджетов семей (но в большей степени сегодня присутствуют смешанные финансовые модели, когда, в том числе, привлекаются государственные субсидии), результаты используются в первую очередь в интересах конкретного потребителя.

Мир делает ставку на развитие второй парадигмы. Но в каких бы условиях ни происходило развитие систем оценки, принципиальное значение имеет целевой ориентир. Ради кого (чего) это всё делается?

– Коллеги, мы всегда декларируем важный принцип: самый главный человек в вузе – это студент, – констатировала модератор пленарного заседания Галина Мотова.

Неслучайно, в работе форума приняли участие лидеры студенческих общественных организаций Олег Цапко (studdozor.ru) и Артём Хромов (russiansu.ru). Председатель Всероссийского студенческого союза О. Цапко представил проект «Качество образования: перезагрузка», который поддержан грантом Президента РФ. Уполномоченный по правам студентов в России А. Хромов акцентировал внимание на развитии студентоцентрированного образования.

В ходе первого пленарного заседания были также рассмотрены новые подходы к актуализации профессиональных компетенций. О них, как об основе повышения качества подготовки специалистов, шла речь в выступлении Ирины Аржановой, директора Национального фонда подготовки кадров (НФПК).

Расширить зону доверия

Второе пленарное заседание было посвящено вопросам обеспечения качества в высшем образовании в контексте Болонского процесса.

Говоря о Конференции министров образования стран EHEA и Болонском форуме (bologna­yerevan2015.ehea.info), руководитель Национального офиса программы «Erasmus+» в России Ольга Олейникова обратила внимание участников форума на ряд приоритетных задач. Среди них включение квалификаций, полученных после краткосрочных программ обучения, в рамку квалификаций и пересмотр национальных рамок квалификаций с целью признания ранее полученного обучения:

– Это то, с чем мы сейчас сталкиваемся всё больше и больше в контексте обучения в течение всей жизни. Предстоит сделать очень многое. Мало того, что необходимо просто принять и доработать рамку квалификаций, нужно программы наши включить в эту рамку, все результаты обучения определить… Огромный пласт работы, но если мы не будем это делать, отстанем.

Тема актуализации рамок квалификаций красной нитью прошла через несколько выступлений, в том числе и яркий доклад Иринга Вассера, президента Сети агентств гарантии качества Центральной и Восточной Европы (CEENQA), директора аккредитационного агентства ASIIN (Германия). В ряду ключевых «магических слов» на первом месте, по мнению докладчика, – национальная структура квалификаций. Затем – гармонизация результатов обучения и соглашения о взаимном признании на основании согласованных результатов обучения.

– Будьте осторожны при использовании собственных ценностей в качестве точки отсчета, – призвал, продолжая тему, Штефан Хандке, начальник отдела по международной аккредитации Института аккредитации, сертификации и обеспечения качества (ACQUIN, Германия). И наглядно проиллюстрировал этот тезис запоминающимся слайдом.

Презентации к выступлениям докладчиков и другие материалы форума размещены на сайте Гильдии экспертов в сфере профессионального образования expert­-nica.ru.

«Нострифицировать» ESG

Дискуссионный характер носило выступление заместителя директора Национального центра профессионально-­общественной аккредитации Галины Мотовой. Детально проанализировав состояние отечественной высшей школы на соответствие основным положениям новых европейских стандартов качества (ESG), Галина Мотова сделала ряд предложений, касающихся внесения изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативного и методического обеспечения процедур гарантии качества, а также стимулирования процесса европейской интеграции в сфере аккредитации.

• Убрать дублирование процедур: ст. 92 (государственная аккредитация образовательной деятельности) и ст. 93 (государственный контроль (надзор) в сфере образования) 273-­ФЗ.

• Пересмотреть ст. 96 (общественная и профессионально-­общественная аккредитация) 27-3­ФЗ:

– аккредитация не должна быть государственной или профессионально-­общественной, она должна учитывать интересы всех заинтересованных лиц (включая студентов и работодателей) и быть независимой от органов управления, вузов, профессиональных сообществ для обеспечения объективности;

– аккредитация должна быть добровольной, но предусмотреть механизм мотивации, например, учитываться при распределении КЦП, конкурсных заявках на ФЦПРО и прочих;

– аккредитация должна проводиться не работодателями или их объединениями, а с участием работодателей.

• Формировать внутривузовские системы обеспечения качества на основе ESG (Часть 1).

• Соблюдать принципы и технологии внешней экспертизы качества на основе ESG (Часть 2):

– самообследование;

– внешняя экспертиза (с участием студентов, работодателей, зарубежных экспертов);

– публикация полных и кратких отчетов для широкой общественности, в том числе на английском языке.

• Национальным аккредитационным агентствам периодически проходить оценочные процедуры на основе ESG (Часть 3).

• Создать национальный реестр аккредитационных агентств.

Для гармонизации систем образования также крайне важно вхождение национальных аккредитационных агентств в международные ассоциации агентств (в частности, Европейскую ассоциацию агентств гарантии качества в высшем образовании, ENQA), международные реестры агентств
(а именно, Европейский реестр агентств гарантии качества, EQAR) и признание аккредитационных решений аккредитационных агентств (национальных и зарубежных), входящих в ENQA и EQAR, признание решений по совместной аккредитации образовательных программ.

Наградить причастных

Ярким моментом форума стало награждение победителей I Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ». Председатель экспертной комиссии конкурса, руководитель отдела журналистики редакции журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Синдеева ознакомила участников пленарного заседания с первыми итогами проекта. Были вручены наградные планшеты представителям 5 вузов­лидеров с высоким PR-­фактором: Алтайского государственного университета, Государственного аграрного университета Северного Зауралья, Санкт­Петербургского политехнического университета Петра Великого, Северо-­Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Кроме того, в рамках форума состоялось представление результатов пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», проведено общее собрание членов Гильдии экспертов в сфере профессионального образования и заседание Руководящего комитета проекта ALIGN.

Работать вместе

Во второй день форума эксперты приступили к секционной работе по следующим вопросам: аккредитация в России, Internet-­технологии в оценке результатов обучения, проектирование результатов обучения, способствующих повышению качества подготовки студентов. Также все желающие имели возможность посетить мастер­класс «Developing-Student­-Centred-Learning», организованный профессорами Университета Бат Спа Полом Хайлэнд и Ириной Помориной (Великобритания).

В целом в ходе работы форума обсуждались темы, актуальные сегодня во всем мире: международные подходы к организации независимой оценки качества образования, роль студенческих объединений в повышении качества высшего образования, определение и оценка результатов обучения в российской системе высшего образования, использование новых подходов к актуализации профессиональных компетенций с целью повышения качества подготовки, введение новых европейских стандартов качества.

– Нам часто не хватает в работе стабильности образовательной политики и устойчивого развития системы высшего образования. Форум экспертного сообщества способен выявлять самые сложные проблемы и предлагать пути их решения, – подчеркнула Галина Мотова во время подведения итогов форума.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, гильдия экспертов, форум, с места события, ао-83

Похожие материалы:
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Стандарты будущего: гармония в условиях глобализации
Новые технологии оценки качества образования
Цель – качественное образование на всех уровнях
Юбилей гильдии экспертов
CEENQA: развитие аккредитационных практик
Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования
ENQA: вопросов больше, чем ответов
ENQA: российский опыт в европейском документе
НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#87Европейский опыт в региональном разрезе
#93Новости образования 93
#91Евразийское образовательное пространство
#92Форпост личностного роста
#90Слово редактора к №90
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ