Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инновационное образование для автомобильной отрасли

Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА) один из самых крупных вузов республики Татарстан, готовит инженерные кадры для автомобильной отрасли совместно с ОАО «КАМАЗ» в рамках социального парнерства.

05.10.2009
Просмотров: 2777

Инновационные образовательные проекты для автомобильной отрасли

В.Г. ШИБАКОВ, ректор ИНЭКА

Г.В. МАВРИН, проректор по учебной и воспитательной работе

Р.Г. ХАБИБУЛЛИН, декан автомеханического факультета

И.В. МАКАРОВА, директор автомеханического колледжа

Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА) не только один из самых крупных вузов Закамского региона Республики Татарстан, но и его главный учебно-научный и методический центр. Такой статус академия приобрела, благодаря высокому научному потенциалу вуза, европейским стандартам в подходах к обучению студентов, стремлению к динамичному развитию.

Академия ведет свою историю с 1980 года, когда был сформирован Камский политехнический институт, неразрывно связанный со строительством комплекса заводов по выпуску большегрузных автомобилей «КАМАЗ» и необходимостью обеспечения его и Закамского региона инженерными кадрами. В 2005 году институту был присвоен статус академии. Всего здесь подготовлено более 28 тыс. квалифицированных специалистов.

В настоящее время академия имеет 5 учебных зданий, 4 благоустроенных общежития, спортивный комплекс, культурно-деловой центр, базу отдыха «Дубравушка». Преподавание ведется по 21 специальности среднего и 51 специальности высшего профессионального образования и 16 направлениям бакалавриата и магистратуры. Имеется аспирантура по 20 специальностям, работает совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. В ИНЭКА 6 факультетов, 36 кафедр, лаборатории которых оснащены современным оборудованием, что, в сочетании с высококвалифицированным преподавательским составом, позволяет организовать учебный процесс на высоком уровне. Все учебные здания академии связаны единой компьютерной сетью и подключены к Интернету.

а современном этапе осуществляется активное сотрудничество с ведущими зарубежными и российскими вузами. Получен статус авторизованного учебного центра «Microsoft IT Academy» (уровень IP PRO Platinum). Заключены договоры франчайзинга с индийско-британским центром IT-образования «APTECH World-Wide Inc.» и совместной деятельности в области образования – с Институтом интерактивного дизайна (Interactive Design Institute), Великобритания.

Миссия академии предусматривает удовлетворение потребностей личности и общества в качественном образовании и высокой культуре, подготовку конкурентоспособных специалистов на основе сочетания инновационных методов обучения с научной деятельностью, обеспечение кадрами автомобильной отрасли на всех этапах жизненного цикла автомобильной техники, внедрение наукоемких технологий и высокотехнологичных производств с целью создания конкурентоспособных автотранспортных средств.

Стратегия развития академии определяется рядом направлений, среди которых:

  • инновационное развитие академии в качестве регионального центра образования, науки и культуры;
  • развитие существующих и складывающихся в академии научно-педагогических школ;
  • интеграция в европейское научно-исследовательское и инновационно-образовательное пространство;
  • подготовка кадров с международным уровнем профессиональной и социальной компетентности, способных обеспечить повышение производственно-экономического потенциала города и региона;
  • осуществление инновационной деятельности в конструировании, производстве и продвижении на рынок автомобильной техники, а также в сферах автомобильных перевозок сервиса и утилизации за счет фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня;
  • формирование стратегического партнерства академии с работодателями, структурами власти, бизнесом и образовательными учреждениями;
  • создание единого образовательного и информационного пространства на основе повышения качества образования, использования IT-технологий, компетентностного подхода к подготовке конкурентоспособных специалистов, в том числе для автомобильной отрасли.

Большое внимание уделяется сотрудничеству с промышленными предприятиями в области подготовки квалифицированных кадров технического профиля. Так, в соответствии с договорами с главным работодателем – ОАО «КАМАЗ», по различным формам дополнительного целевого обучения в академии подготовлено более 400 специалистов. В 2009 году практиковалась защита выпускных квалификационных работ непосредственно на предприятиях в присутствии ведущих специалистов завода. В соответствии с ученическими договорами, выпускники получили работу в должности инженеров, для этого велась контрактная целенаправленная подготовка в течение двух-трех лет.

Проблема подготовки кадров для автомобильной отрасли актуальна для Набережных Челнов, где ОАО «КАМАЗ» является градообразующим предприятием, и Камского экономического региона в целом. Здесь в последние два года продолжается интенсивное развитие еще одного крупного автомобильного концерна – «Sollers» («Северсталь-Авто»), расположенного в Набережных Челнах и в особой экономической зоне «Алабуга».

Накопленный за четверть века опыт в подготовке специалистов для автомобильной отрасли является конкурентным преимуществом ИНЭКА. Широкий спектр специальностей для подготовки техников, инженеров, маркетологов, дизайнеров, экономистов, обеспечивающих весь жизненный цикл автомобильной техники, делает вуз уникальным и дает учащимся возможность самоопределения и выбора образовательной траектории с учетом будущего вида деятельности. Наличие большого количества предприятий автомобильной отрасли в городе и регионе позволяет совместить теоретическую подготовку специалистов с практической деятельностью, что сокращает период адаптации на производстве.

В академии реализуется инновационная программа подготовки конкурентоспособных специалистов для автомобильной отрасли. В ее рамках ведется совместная с работодателями работа по ряду проектов. Так, в 2008 году академии выделен грант по результатам Челнинского образовательного конкурса «Образовательные инициативы и перспективы развития образовательной системы города» за проект формирования сети профильных инженерных классов. По результатам творческого конкурса научных разработок, инновационных решений и программ в области ВПО на юбилейном Х Всероссийском форуме «Образовательная среда-2008» вуз был удостоен гран-при за проект «Формирование системы непрерывного профессионального образования для подготовки персонала автомобильного профиля на основе социального партнерства». В 2009 году на XI Всероссийском форуме «Образовательная среда-2009» очередной проект академии удостоен диплома, а руководитель его, ректор ИНЭКА В.Г. Шибаков, – медали лауреата ВВЦ.

Целью последнего проекта является формирование интегрированной инновационной системы непрерывного образования для подготовки и переподготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для автомобильной отрасли на основе проблемноцелевого подхода в рамках социального партнерства с работодателями и органами управления образованием с ориентацией на потребности отрасли, региона и образовательной системы, в которой реализуются:

  • концепция «Образование в течение всей жизни»;
  • система формирования профессиональной направленности;
  • индивидуализация выбора образовательной траектории;
  • использование дуальных программ обучения с целью получения полипрофессионального специалиста, повышения его конкурентоспособности и реализации права выбора индивидуальной образовательной траектории;
  • ориентация на конкретный вид последующей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями работодателей;
  • использование инновационных методов, педагогических технологий и методик обучения;
  • сочетание теоретического обучения с практическим обучением на базовом предприятии и производственной деятельностью;
  • участие работодателей в учебном процессе (формирование профессионального заказа, формирование набора профессиональных компетенций, формирование модели специалиста, утверждение рабочих программ специальных дисциплин, тем курсовых и дипломных проектов, проведение мастерклассов, руководство производственной практикой, курсовым и дипломным проектированием);
  • участие в создании системы переподготовки и повышения квалификации персонала, педагогов профильных классов и преподавателей системы профессионального образования;
  • возможность оптимизации самой системы и процессов в ее составе на основе анализа проводимого мониторинга;
  • система оценки качества.

Создание интегрированной системы непрерывного образования связано с решением комплекса задач. Решение их способствует формированию образовательного автомобильного кластера и обеспечению возможности выбора индивидуальной образовательной траектории.

Сейчас ИНЭКА приходит в стадию индивидуализации подготовки специалистов. «КАМАЗу» нужны специалисты, владеющие теми программными продуктами и той средой проектирования, которые используются на автогиганте. Поэтому уже с третьего курса студентов нацеливают на будущее рабочее место. Выполнение курсовых и дипломных проектов, а также некоторые специальные дисциплины введены в учебный процесс с учетом требований работодателя – ОАО «КАМАЗ». Чтобы ускорить адаптацию выпускников ИНЭКА на предприятиях автозавода предполагается перейти на систему подготовки специалистов по схеме «завод – втуз». Это значит, после второго курса студенты-инженеры проходят производственную практику на своих будущих рабочих местах, на следующем курсе они одновременно учатся и работают в должности техника, на четвертом-пятом – будут работать на инженерных должностях. Многие выпускники прошлых лет так и поступали и ныне продолжают работать на различных инженерных должностях автозавода.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: камаз, социальное партнерство, инженерное образование, ВПО, камская государственная инженерно-экономическая академия, республика татарстан, точка зрения, ао-33

Похожие материалы:
Кадры для гидроэнергетики
Содержание профессиональной подготовки педагогов
ТГГПУ - будущее педагогического образования
KAMAZ: опыт социального партнерства
Инновационная идеология КГТУ
ТИСБИ: инновационный рост
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Кадры для КАМАЗа
НГТТИ: от техникума до института
АГИМС: учиться с желанием

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Открыт приём заявок на участие во II Всероссийском форуме русского языка
С 19 по 21 апреля 2017 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоится...
Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
Стартовал прием заявок от резидентов в Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор. Стать...
Case-in: новое слово в инженерном образовании!
6 апреля 2017 года в Пермском Политехе пройдет региональный этап международного инженерного...
Из журнала
#86Наука – механизм роста сельской экономики
#82Региональный аспект независимой оценки качества образования
#87Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
#83Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
#86Система профобразования языком цифр
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники