Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе

Статья Ахима Хопбаха, президента ENQA, посвящена современному состоянию и тенденциям развития гарантии качества на европейском пространстве. По мнению автора, в настоящее время важнейшими характеристиками внешней гарантии качества в ЕНЕА являются разнообразие и регулярные изменения.

Просмотров: 4507

Базовые принципы ENQA и ESG

Ахим ХОПБАХ, президент ENQA, директор Австрийского агентства гарантии качества и аккредитации

Европейская ассоциация агентств гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA) – это неправительственная организация. Она основана в 2000 году и к настоящему времени объединяет 45 агентств-членов и 36 аффилированных организаций.

В качестве основных целей и направлений деятельности ENQA считает необходимым представлять своих членов на уровне Европы при принятии политических решений в области высшего образования, выступать как научно-исследовательский центр для развития сферы гарантии качества в EHEA1, а также являться эффективной коммуникационной площадкой для обмена опытом и знаниями, распространения информации и лучших практик в сфере своей деятельности.

Стандарты ESG2 как основа современной европейской гарантии качества и критериев членства в ENQA были приняты на Бергенской конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса в 2005 году. Изначально и по сей день они служат в качестве общих принципов европейской гарантии качества, применимых на всей территории EHEA с учетом диверсификации данного сектора (вузы и агентства могут быть разными по масштабам, целям, объектам и объемам деятельности) и разнообразия национальных контекстов. ESG разрабатывались как обобщенные, неспецифические – представление о том, что должно быть сделано, а не как это должно быть сделано, – как источник помощи и руководства, а не предписания и директивы для вузов.

Каждая из трех частей, из которых состоят Стандарты ESG, содержит основные принципы и рекомендации для вузов, внешних систем гарантии качества и непосредственно агентств, ответственных за проведение процедур оценки качества. Первая – освещает структуру внутренней гарантии качества, предполагающей циклический подход к процедурам оценки, вовлеченность всех заинтересованных сторон, включая студентов, где в центре внимания находятся качество образовательных программ, ресурсов и профессорско-преподавательского состава, а также внутренних оценочных процедур. В центре внимания второй части – внешняя гарантия качества, также предполагающая циклический подход к проведению экспертизы, установление стандартов качества, вовлеченность заинтересованных сторон, ориентированность на совершенствование и развитие, информирование общественности (принцип прозрачности). Контекст третьего блока предполагает содержание деятельности агентств внешней гарантии качества, установивших требования независимости, признания на национальном уровне, вовлеченности заинтересованных сторон, внутренней гарантии качества работы самого агентства и циклический подход к осуществлению процедур внешней гарантии качества.

Трудно переоценить роль ESG в становлении и развитии систем гарантии качества высшего образования в Европе. Прежде всего они дают представление о европейском понимании сути гарантии качества, которое основано на ряде принципов.

  • Первостепенная ответственность за качество высшего образования лежит на вузах.
  • Внутренняя гарантия качества является основой целостной системы гарантии качества. Внешняя гарантия качества должна принимать во внимание результаты внутренней.
  • Процессы гарантии качества, вне зависимости от их характера и выбранного подхода к реализации, должны служить развивающей функции гарантии качества.
  • Вовлеченность всех заинтересованных сторон, включая студентов, в процессы гарантии качества.
  • Независимость агентств внешней гарантии качества в процедурах и принятии решений. Здесь стоит еще раз подчеркнуть, что речь не идет об абсолютной независимости агентств – в рамках законодательных систем, в которых функционируют агентства, очень сложно быть независимыми от министерств, ректорских ассоциаций и прочих подобных структур.

Оглядываясь назад, в период, предшествовавший 1999‑2000 годам, можно отметить, как много было достигнуто и сделано благодаря ESG: с принятием этих стандартов мы буквально стали говорить «на одном языке», сохраняя при этом многообразие и богатство сферы высшего образования и гарантии качества.

Современный сектор внешней гарантии качества очень разнообразен. Есть более или менее типичные для Европы агентства: к ним можно отнести присваивающие «знак качества» (quality label) прошедшим экспертизу организациям. Но целью для всех должно быть предоставление вузам полезной и актуальной информации, ценных рекомендаций для максимального раскрытия их потенциала с точки зрения реализации качественного высшего образования.

Гарантия качества в EHEA – 2012

Главными субъектами сферы гарантии качества высшего образования являются национальные системы и агентства внешней гарантии качества, действующие в соответствии со стандартами ESG. Среди них выделяются организации, работа которых в большей или меньшей степени согласуется со ESG, однако это в большинстве случаев обусловлено государственным законодательством.

Самые распространенные процедуры внешней гарантии качества сегодня – это аккредитация и экспертиза образовательных программ, значительно реже применяются институциональная экспертиза, аккредитация или аудит вуза в целом.

В настоящее время ENQA активно выходит с инициативами на уровень национальных правительств, обсуждает возможность пересмотра законодательства с тем, чтобы помочь агентствам достичь более высокого уровня в работе по обеспечению и совершенствованию качества высшего образования в своих странах.

Безусловно, никто не ждет, что установление соответствия всех европейских агентств ESG и успешное прохождение экспертизы ENQA приведет к формированию однородного европейского пространства высшего образования. Важнейшими характеристиками современной внешней гарантии качества в EHEA являются разнообразие и регулярные изменения. Сегодня 90 процентов агентств применяют более одного подхода к внешней гарантии качества (так, например, агентство AQ Austriа проводит программную и институциональную аккредитацию, аудит, оценку качества), 75 процентов агентств уже изменили или находятся в процессе изменения своих подходов. Сегодня все яснее просматривается тенденция к более широкому распространению аудита в высшем образовании.

Сектор гарантии качества развивается в высшей степени динамично, и возникновение унифицированной европейской системы гарантии качества маловероятно вследствие многообразия установок государственной политики в области высшего образования в разных странах. Модель и цели процедур внешней гарантии качества во многом обусловлены национальным контекстом, не зависящим от ESG, которые со своей стороны служат развитию доверия и взаимопонимания между странами и ключевыми субъектами высшего образования. Это характерная черта Болонского реформирования как процесса координации: направление национальных политик на определение и реализацию общих целей, совместное установление инструментов оценки, бенчмаркинга (сравнения характеристик) и обмена опытом государств-участников.

После Бухарестской конференции

Что можно отнести к важнейшим решениям Бухарестской конференции министров, ответственных за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса (Румыния, 26-27, апрель, 2012)?

• Необходимость пересмотра ESG.

Министры высоко оценили отчет о внедрении и применении Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества, подготовленный Группой Е4 (ENQA, ESU, EUA и EURASHE), и приняли решение о необходимости пересмотра ESG с тем, чтобы повысить их четкость, применимость и полезность для систем высшего образования. Важно, что речь не идет о фундаментальной ревизии столь значимого документа: некоторые формулировки нуждаются в уточнении, рекомендации – в дополнении с учетом современных реалий. Кроме того, большинство европейских агентств гарантии качества не считают необходимым внесение глобальных изменений в ESG.

• Целостный подход к использованию Болонских инструментов.

Впервые на самом высоком уровне была оценена решающая роль гарантии качества в реализации Болонской инфраструктуры, а также то, что разработка, понимание и практическое применение результатов обучения имеют ключевое значение для успешного использования ECTS и приложения к диплому, для процедур признания, для структур квалификаций и процессов гарантии качества. Все эти инструменты взаимосвязаны.

• Осознание значимости студентоцентрированного подхода в образовании.

Министры подтвердили свою приверженность принципу студентоцентрированного обучения в высшем образовании, характерными чертами которого являются инновационные методы преподавания, ставящие студентов в позицию активных участников собственного обучения. Исключительно важно: насколько актуальный уровень достижения ожидаемых результатов отражает качество вуза или образовательной программы? качество чего и кого нас интересует – вузов/программ или подготовки студентов?

• Признание важности совместных программ и совместных степеней.

В Бухаресте министры призвали высшие учебные заведения продолжать разработку совместных программ и степеней. Было принято решение о дальнейшем изучении национальных норм и практик в области совместных программ и степеней с целью поиска путей устранения сопряженных с национальным контекстом препятствий для сотрудничества и мобильности. Реализация совместных программ связана с большими сложностями для вузов-участников, поскольку такие программы должны соответствовать законодательствам всех вовлеченных стран.

ENQA ведет активный диалог на уровне национальных правительств и в настоящее время выходит с инициативой о формировании единого европейского подхода к учреждению и реализации совместных программ, чтобы снизить бремя юридических и финансовых трудностей, с
которыми сталкиваются вузы.

• Европейский регистр агентств гарантии качества (EQAR) и рыночная экономика.

Министры приняли решение разрешить зарегистрированным в EQAR агентствам осуществлять свою деятельность на всей территории EHEA  при условии ее соответствия национальным требованиям. Необходимо также принять во внимание проблемы функционирования систем гарантии качества в условиях рынка, одной из характеристик которого является конкуренция. И здесь возникает множество вопросов. Не станет ли качество высшего образования ценой, которую придется заплатить за то, что мы станем играть по законам и логике рынка? Как найти верное соотношение между ценой и качеством в отношении высшего образования?

Обобщая сказанное, нужно подчеркнуть, что современные тенденции европейской гарантии качества – сближение подходов, международное участие и сотрудничество, повышение уровня взаимного доверия и признания – не ведут к формированию «унифицированной» европейской системы гарантии качества в высшем образовании.

Во-первых, нет никаких способствующих этому законодательных структур и механизмов, во-вторых, национальные политические курсы в области образования значительно отличаются друг от друга. Важнейшие задачи сферы гарантии качества в EHEA сегодня – научиться максимально учитывать потребности и интересы различных вовлеченных сторон, определить главную цель развития и обеспечить соответствие всех процессов поставленной цели.

  1. EHEA – Европейское пространство высшего образования.
  2. ESG – Европейские стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Особенности национальной системы гарантии качества Великобритании
Роль студентов в процессе гарантии качества
Ахим Хопбах: «Мы все стараемся решить одни и те же задачи»
IV Ассамблея Евразийской сети обеспечения качества образования
Об особенностях современной системы образования в КНР
Международное сотрудничество в области качества
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
О чем еще говорят… европейцы
Ахим Хопбах: «Оценку качеству могут дать только профессионалы»
Гарантия качества. В поиске новых стратегий

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ