Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе

Статья Ахима Хопбаха, президента ENQA, посвящена современному состоянию и тенденциям развития гарантии качества на европейском пространстве. По мнению автора, в настоящее время важнейшими характеристиками внешней гарантии качества в ЕНЕА являются разнообразие и регулярные изменения.

Просмотров: 4266

Базовые принципы ENQA и ESG

Ахим ХОПБАХ, президент ENQA, директор Австрийского агентства гарантии качества и аккредитации

Европейская ассоциация агентств гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA) – это неправительственная организация. Она основана в 2000 году и к настоящему времени объединяет 45 агентств-членов и 36 аффилированных организаций.

В качестве основных целей и направлений деятельности ENQA считает необходимым представлять своих членов на уровне Европы при принятии политических решений в области высшего образования, выступать как научно-исследовательский центр для развития сферы гарантии качества в EHEA1, а также являться эффективной коммуникационной площадкой для обмена опытом и знаниями, распространения информации и лучших практик в сфере своей деятельности.

Стандарты ESG2 как основа современной европейской гарантии качества и критериев членства в ENQA были приняты на Бергенской конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса в 2005 году. Изначально и по сей день они служат в качестве общих принципов европейской гарантии качества, применимых на всей территории EHEA с учетом диверсификации данного сектора (вузы и агентства могут быть разными по масштабам, целям, объектам и объемам деятельности) и разнообразия национальных контекстов. ESG разрабатывались как обобщенные, неспецифические – представление о том, что должно быть сделано, а не как это должно быть сделано, – как источник помощи и руководства, а не предписания и директивы для вузов.

Каждая из трех частей, из которых состоят Стандарты ESG, содержит основные принципы и рекомендации для вузов, внешних систем гарантии качества и непосредственно агентств, ответственных за проведение процедур оценки качества. Первая – освещает структуру внутренней гарантии качества, предполагающей циклический подход к процедурам оценки, вовлеченность всех заинтересованных сторон, включая студентов, где в центре внимания находятся качество образовательных программ, ресурсов и профессорско-преподавательского состава, а также внутренних оценочных процедур. В центре внимания второй части – внешняя гарантия качества, также предполагающая циклический подход к проведению экспертизы, установление стандартов качества, вовлеченность заинтересованных сторон, ориентированность на совершенствование и развитие, информирование общественности (принцип прозрачности). Контекст третьего блока предполагает содержание деятельности агентств внешней гарантии качества, установивших требования независимости, признания на национальном уровне, вовлеченности заинтересованных сторон, внутренней гарантии качества работы самого агентства и циклический подход к осуществлению процедур внешней гарантии качества.

Трудно переоценить роль ESG в становлении и развитии систем гарантии качества высшего образования в Европе. Прежде всего они дают представление о европейском понимании сути гарантии качества, которое основано на ряде принципов.

  • Первостепенная ответственность за качество высшего образования лежит на вузах.
  • Внутренняя гарантия качества является основой целостной системы гарантии качества. Внешняя гарантия качества должна принимать во внимание результаты внутренней.
  • Процессы гарантии качества, вне зависимости от их характера и выбранного подхода к реализации, должны служить развивающей функции гарантии качества.
  • Вовлеченность всех заинтересованных сторон, включая студентов, в процессы гарантии качества.
  • Независимость агентств внешней гарантии качества в процедурах и принятии решений. Здесь стоит еще раз подчеркнуть, что речь не идет об абсолютной независимости агентств – в рамках законодательных систем, в которых функционируют агентства, очень сложно быть независимыми от министерств, ректорских ассоциаций и прочих подобных структур.

Оглядываясь назад, в период, предшествовавший 1999‑2000 годам, можно отметить, как много было достигнуто и сделано благодаря ESG: с принятием этих стандартов мы буквально стали говорить «на одном языке», сохраняя при этом многообразие и богатство сферы высшего образования и гарантии качества.

Современный сектор внешней гарантии качества очень разнообразен. Есть более или менее типичные для Европы агентства: к ним можно отнести присваивающие «знак качества» (quality label) прошедшим экспертизу организациям. Но целью для всех должно быть предоставление вузам полезной и актуальной информации, ценных рекомендаций для максимального раскрытия их потенциала с точки зрения реализации качественного высшего образования.

Гарантия качества в EHEA – 2012

Главными субъектами сферы гарантии качества высшего образования являются национальные системы и агентства внешней гарантии качества, действующие в соответствии со стандартами ESG. Среди них выделяются организации, работа которых в большей или меньшей степени согласуется со ESG, однако это в большинстве случаев обусловлено государственным законодательством.

Самые распространенные процедуры внешней гарантии качества сегодня – это аккредитация и экспертиза образовательных программ, значительно реже применяются институциональная экспертиза, аккредитация или аудит вуза в целом.

В настоящее время ENQA активно выходит с инициативами на уровень национальных правительств, обсуждает возможность пересмотра законодательства с тем, чтобы помочь агентствам достичь более высокого уровня в работе по обеспечению и совершенствованию качества высшего образования в своих странах.

Безусловно, никто не ждет, что установление соответствия всех европейских агентств ESG и успешное прохождение экспертизы ENQA приведет к формированию однородного европейского пространства высшего образования. Важнейшими характеристиками современной внешней гарантии качества в EHEA являются разнообразие и регулярные изменения. Сегодня 90 процентов агентств применяют более одного подхода к внешней гарантии качества (так, например, агентство AQ Austriа проводит программную и институциональную аккредитацию, аудит, оценку качества), 75 процентов агентств уже изменили или находятся в процессе изменения своих подходов. Сегодня все яснее просматривается тенденция к более широкому распространению аудита в высшем образовании.

Сектор гарантии качества развивается в высшей степени динамично, и возникновение унифицированной европейской системы гарантии качества маловероятно вследствие многообразия установок государственной политики в области высшего образования в разных странах. Модель и цели процедур внешней гарантии качества во многом обусловлены национальным контекстом, не зависящим от ESG, которые со своей стороны служат развитию доверия и взаимопонимания между странами и ключевыми субъектами высшего образования. Это характерная черта Болонского реформирования как процесса координации: направление национальных политик на определение и реализацию общих целей, совместное установление инструментов оценки, бенчмаркинга (сравнения характеристик) и обмена опытом государств-участников.

После Бухарестской конференции

Что можно отнести к важнейшим решениям Бухарестской конференции министров, ответственных за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса (Румыния, 26-27, апрель, 2012)?

• Необходимость пересмотра ESG.

Министры высоко оценили отчет о внедрении и применении Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества, подготовленный Группой Е4 (ENQA, ESU, EUA и EURASHE), и приняли решение о необходимости пересмотра ESG с тем, чтобы повысить их четкость, применимость и полезность для систем высшего образования. Важно, что речь не идет о фундаментальной ревизии столь значимого документа: некоторые формулировки нуждаются в уточнении, рекомендации – в дополнении с учетом современных реалий. Кроме того, большинство европейских агентств гарантии качества не считают необходимым внесение глобальных изменений в ESG.

• Целостный подход к использованию Болонских инструментов.

Впервые на самом высоком уровне была оценена решающая роль гарантии качества в реализации Болонской инфраструктуры, а также то, что разработка, понимание и практическое применение результатов обучения имеют ключевое значение для успешного использования ECTS и приложения к диплому, для процедур признания, для структур квалификаций и процессов гарантии качества. Все эти инструменты взаимосвязаны.

• Осознание значимости студентоцентрированного подхода в образовании.

Министры подтвердили свою приверженность принципу студентоцентрированного обучения в высшем образовании, характерными чертами которого являются инновационные методы преподавания, ставящие студентов в позицию активных участников собственного обучения. Исключительно важно: насколько актуальный уровень достижения ожидаемых результатов отражает качество вуза или образовательной программы? качество чего и кого нас интересует – вузов/программ или подготовки студентов?

• Признание важности совместных программ и совместных степеней.

В Бухаресте министры призвали высшие учебные заведения продолжать разработку совместных программ и степеней. Было принято решение о дальнейшем изучении национальных норм и практик в области совместных программ и степеней с целью поиска путей устранения сопряженных с национальным контекстом препятствий для сотрудничества и мобильности. Реализация совместных программ связана с большими сложностями для вузов-участников, поскольку такие программы должны соответствовать законодательствам всех вовлеченных стран.

ENQA ведет активный диалог на уровне национальных правительств и в настоящее время выходит с инициативой о формировании единого европейского подхода к учреждению и реализации совместных программ, чтобы снизить бремя юридических и финансовых трудностей, с
которыми сталкиваются вузы.

• Европейский регистр агентств гарантии качества (EQAR) и рыночная экономика.

Министры приняли решение разрешить зарегистрированным в EQAR агентствам осуществлять свою деятельность на всей территории EHEA  при условии ее соответствия национальным требованиям. Необходимо также принять во внимание проблемы функционирования систем гарантии качества в условиях рынка, одной из характеристик которого является конкуренция. И здесь возникает множество вопросов. Не станет ли качество высшего образования ценой, которую придется заплатить за то, что мы станем играть по законам и логике рынка? Как найти верное соотношение между ценой и качеством в отношении высшего образования?

Обобщая сказанное, нужно подчеркнуть, что современные тенденции европейской гарантии качества – сближение подходов, международное участие и сотрудничество, повышение уровня взаимного доверия и признания – не ведут к формированию «унифицированной» европейской системы гарантии качества в высшем образовании.

Во-первых, нет никаких способствующих этому законодательных структур и механизмов, во-вторых, национальные политические курсы в области образования значительно отличаются друг от друга. Важнейшие задачи сферы гарантии качества в EHEA сегодня – научиться максимально учитывать потребности и интересы различных вовлеченных сторон, определить главную цель развития и обеспечить соответствие всех процессов поставленной цели.

  1. EHEA – Европейское пространство высшего образования.
  2. ESG – Европейские стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ENQA, зарубежный опыт, качество образования, ахим хопбах, компетентно, ао-60

Похожие материалы:
Особенности национальной системы гарантии качества Великобритании
Международное сотрудничество в области качества
О чем еще говорят… европейцы
Ахим Хопбах: «Оценку качеству могут дать только профессионалы»
Гарантия качества. В поиске новых стратегий
Роль студентов в процессе гарантии качества
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Об особенностях современной системы образования в КНР
Ахим Хопбах: «Мы все стараемся решить одни и те же задачи»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#102Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического института
#99Тульский государственный машиностроительный колледж им. Никиты Демидова продолжает дело русских промышленников
#95Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
#100Практико-ориентированное образование в Воркутинском медицинском колледже
#94Ярославский колледж управления и профессиональных технологий достойно принимает вызовы времени
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль