Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Международное сотрудничество в области качества

Все более актуальным становится вопрос выбора и поддержки таких эффективных образовательных стратегий и инвестиций, которые имели бы долгосрочный и мультипликативный эффект на всю систему профессионального образования. Попробуем дать краткий анализ приоритетов, обозначенных в программных документах ЕС и России.

Просмотров: 3258

Опыт Ассоциации инженерного образования России

С.И. ГЕРАСИМОВ, профессор кафедры строительной механики Cибирского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук

Ю.П. ПОХОЛКОВ, президент Ассоциации инженерного образования России, доктор технических наук

А.И. ЧУЧАЛИН, проректор по образовательной и международной деятельности национального исследовательского Томского политехнического университета, доктор технических наук

Е.Ю. ЯТКИНА, директор центра подготовки к общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ национального исследовательского Томского политехнического университета

ЕС и РФ: стратегические цели образования

Не секрет, что мировое сообщество столкнулось сегодня с целым рядом кризисов – экономическим, финансовым, социальным. К уже традиционным вызовам (глобализация, демографическая ситуация и поворот к экономике знаний) добавились новые (миграция, необходимость перехода к устойчивому развитию). Столь непростая ситуация, безусловно, не может не касаться и сферы образования – как на национальном, так и международном уровнях выработки и принятия решений в этой области. Все более актуальным становится вопрос выбора и поддержки таких эффективных образовательных стратегий и инвестиций, которые имели бы долгосрочный и мультипликативный эффект на всю систему профессионального образования.

В качестве одного из ответов на эти вызовы можно рассматривать разработку национальных стратегических программных документов – Рамочной программы европейского сотрудничества в области образования (ET – 2020) и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, призванных сыграть важную роль в развитии образования. На основе этих документов попробуем дать краткий анализ обозначенных в них приоритетов.

Европейский Союз в качестве стратегических целей развития образования на период 2011-2020 годов определил следующие:

  • сделать обучение в течение всей жизни и мобильность населения реальностью;
  • улучшение качества и эффективности образования;
  • содействие равноправию, социальной сплоченности и активности гражданского общества;
  • усиление творческого потенциала и инноваций, включая предпринимательство, на всех уровнях образования.

Российская Федерация главную стратегическую цель государственной политики в области образования сформулировала как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Сформулированы и приоритетные задачи для достижения этой цели. В их числе:

  • обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;
  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
  • создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Инструменты качества

Вопросы качества образования являются приоритетными и для России, и для Европейского Союза. Это вполне понятно: сегодня качество образования прочно вошло в пул едва ли не обязательных конкурентных преимуществ стран, претендующих на передовые роли (хоть в мировом, хоть в региональном масштабах). Этот критерий занимает стабильно ведущее место и в ценностных ориентирах потребителей образовательных услуг при выборе вуза – такая тенденция в последние годы зафиксирована и у российских абитуриентов. Качества требуют и работодатели, подчеркивая, что профессиональное образование должно быть более отзывчивым к потребностям рынка труда.

Понимая, насколько процесс обеспечения и гарантии качества – насущная и одновременно сложная задача, в середине 2000-х консорциумом из 14 европейских организаций был представлен проект EUR-ACE (European Accredited Engineer), нацеленный на оценку качества и аккредитацию инженерных программ и выпускников, а в более широком смысле – на содействие «созданию европейского пространства высшего образования, в котором граждане смогут выбирать из широкого и открытого списка программ высокого качества» [1].

В феврале 2006 года консорциумом была основана международная некоммерческая организация European Network for Accreditation of Engineering Education (ENAEE) – Европейская сеть по аккредитации инженерных образовательных программ.

Сегодня ENAEE – сеть заинтересованных представителей от всех областей техники и технологии, обеспечивающая европейскую аккредитацию инженерных образовательных программ и функционирование системы EUR-ACE. Эта система имеет зарегистрированный знак качества EUR-ACE® и авторизованные национальные агентства (на данный момент их 7), уполномоченные присуждать этот знак аккредитованным образовательным программам (см. таблицу 1).

Опыт деятельности ENAEE показал, что аккредитация инженерных образовательных программ как первый шаг в профессию инженера является мощным инструментом для укрепления и академического образования, и рынка труда. На сегодняшний день критерии и процедуры EUR-ACE® в наибольшей степени отвечают вызовам, перед которыми стоит большая Европа.

Российский контекст

В Европейской сети по аккредитации инженерных образовательных программ Россия представлена Российской ассоциацией инженерного образования (АИОР) [2]. В 2006 году АИОР выступила одной из организаций-основателей ENAEE и сегодня является авторизованным национальным агентством ENAEE.

На сегодняшний день из 29 групп специальностей ВПО в России к инженерным можно отнести 17. Из них уже 13 групп в 32 вузах имеют аккредитацию АИОР (см. таблицу 2).

С 2006 года, с момента вступления АИОР в европейскую сеть ENAEE, и до 2012 года 78 программ инженерного образования, реализуемых российскими вузами, прошли процедуру оценки качества по международным стандартам EUR-ACE с присвоением соответствующего сертификата «Европейского знака качества EUR-ACE». (В последнее время активно выходят на эту процедуру АИОР и вузы Республики Казахстан).

Как показала практика, наибольшую заинтересованность в международной аккредитации образовательных инженерных программ проявляют вузы, выпускники которых работают в организациях, выполняющих заказы не только у нас в стране, но и за ее пределами: в частности, организации нефтегазового сектора, являющегося для России системообразующим. По отзывам топ-менеджеров таких компаний, сегодня при отборе кадров безусловное предпочтение отдается сертифицированным профессиональным инженерам, окончившим образовательные программы, аккредитованные по жестким международным стандартам.

В заключение стоит отметить еще одно немаловажное событие для российской высшей школы: как известно, в июне 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений. В направлении «Образовательная деятельность» пунктом 1.2 значится критерий «Доля студентов приведенного контингента, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим международную аккредитацию» [3]. Тем самым государство подтверждает важность международного признания качества российских образовательных программ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. EUR-ACE. Рамочные стандарты аккредитации инженерных программ: комментарии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ac-raee.ru/files/C1_ru.pdf, свободный. С. 2.
  2. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ac-raee.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mon.gov.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, ассоциация инженерного образования России, инженерное образование, качество образования, компетентно, ао-60

Похожие материалы:
Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе
Оценивать качество по европейским стандартам
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Проблемы инженерно-технического образования
Ахим Хопбах: «Оценку качеству могут дать только профессионалы»
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Из журнала
#97Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
#104Елена Дзятковская: «На путь проб и ошибок у нас, вероятно, не осталось времени»
#106Госполитика по достижению национальных целей развития РФ
#103Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
#104Шахунский агропромышленный техникум готовит кадры для АПК Нижегородской области
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани