Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Международное сотрудничество в области качества

Все более актуальным становится вопрос выбора и поддержки таких эффективных образовательных стратегий и инвестиций, которые имели бы долгосрочный и мультипликативный эффект на всю систему профессионального образования. Попробуем дать краткий анализ приоритетов, обозначенных в программных документах ЕС и России.

10.12.2012
Просмотров: 3168

Опыт Ассоциации инженерного образования России

С.И. ГЕРАСИМОВ, профессор кафедры строительной механики Cибирского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук

Ю.П. ПОХОЛКОВ, президент Ассоциации инженерного образования России, доктор технических наук

А.И. ЧУЧАЛИН, проректор по образовательной и международной деятельности национального исследовательского Томского политехнического университета, доктор технических наук

Е.Ю. ЯТКИНА, директор центра подготовки к общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ национального исследовательского Томского политехнического университета

ЕС и РФ: стратегические цели образования

Не секрет, что мировое сообщество столкнулось сегодня с целым рядом кризисов – экономическим, финансовым, социальным. К уже традиционным вызовам (глобализация, демографическая ситуация и поворот к экономике знаний) добавились новые (миграция, необходимость перехода к устойчивому развитию). Столь непростая ситуация, безусловно, не может не касаться и сферы образования – как на национальном, так и международном уровнях выработки и принятия решений в этой области. Все более актуальным становится вопрос выбора и поддержки таких эффективных образовательных стратегий и инвестиций, которые имели бы долгосрочный и мультипликативный эффект на всю систему профессионального образования.

В качестве одного из ответов на эти вызовы можно рассматривать разработку национальных стратегических программных документов – Рамочной программы европейского сотрудничества в области образования (ET – 2020) и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, призванных сыграть важную роль в развитии образования. На основе этих документов попробуем дать краткий анализ обозначенных в них приоритетов.

Европейский Союз в качестве стратегических целей развития образования на период 2011-2020 годов определил следующие:

  • сделать обучение в течение всей жизни и мобильность населения реальностью;
  • улучшение качества и эффективности образования;
  • содействие равноправию, социальной сплоченности и активности гражданского общества;
  • усиление творческого потенциала и инноваций, включая предпринимательство, на всех уровнях образования.

Российская Федерация главную стратегическую цель государственной политики в области образования сформулировала как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Сформулированы и приоритетные задачи для достижения этой цели. В их числе:

  • обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;
  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
  • создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Инструменты качества

Вопросы качества образования являются приоритетными и для России, и для Европейского Союза. Это вполне понятно: сегодня качество образования прочно вошло в пул едва ли не обязательных конкурентных преимуществ стран, претендующих на передовые роли (хоть в мировом, хоть в региональном масштабах). Этот критерий занимает стабильно ведущее место и в ценностных ориентирах потребителей образовательных услуг при выборе вуза – такая тенденция в последние годы зафиксирована и у российских абитуриентов. Качества требуют и работодатели, подчеркивая, что профессиональное образование должно быть более отзывчивым к потребностям рынка труда.

Понимая, насколько процесс обеспечения и гарантии качества – насущная и одновременно сложная задача, в середине 2000-х консорциумом из 14 европейских организаций был представлен проект EUR-ACE (European Accredited Engineer), нацеленный на оценку качества и аккредитацию инженерных программ и выпускников, а в более широком смысле – на содействие «созданию европейского пространства высшего образования, в котором граждане смогут выбирать из широкого и открытого списка программ высокого качества» [1].

В феврале 2006 года консорциумом была основана международная некоммерческая организация European Network for Accreditation of Engineering Education (ENAEE) – Европейская сеть по аккредитации инженерных образовательных программ.

Сегодня ENAEE – сеть заинтересованных представителей от всех областей техники и технологии, обеспечивающая европейскую аккредитацию инженерных образовательных программ и функционирование системы EUR-ACE. Эта система имеет зарегистрированный знак качества EUR-ACE® и авторизованные национальные агентства (на данный момент их 7), уполномоченные присуждать этот знак аккредитованным образовательным программам (см. таблицу 1).

Опыт деятельности ENAEE показал, что аккредитация инженерных образовательных программ как первый шаг в профессию инженера является мощным инструментом для укрепления и академического образования, и рынка труда. На сегодняшний день критерии и процедуры EUR-ACE® в наибольшей степени отвечают вызовам, перед которыми стоит большая Европа.

Российский контекст

В Европейской сети по аккредитации инженерных образовательных программ Россия представлена Российской ассоциацией инженерного образования (АИОР) [2]. В 2006 году АИОР выступила одной из организаций-основателей ENAEE и сегодня является авторизованным национальным агентством ENAEE.

На сегодняшний день из 29 групп специальностей ВПО в России к инженерным можно отнести 17. Из них уже 13 групп в 32 вузах имеют аккредитацию АИОР (см. таблицу 2).

С 2006 года, с момента вступления АИОР в европейскую сеть ENAEE, и до 2012 года 78 программ инженерного образования, реализуемых российскими вузами, прошли процедуру оценки качества по международным стандартам EUR-ACE с присвоением соответствующего сертификата «Европейского знака качества EUR-ACE». (В последнее время активно выходят на эту процедуру АИОР и вузы Республики Казахстан).

Как показала практика, наибольшую заинтересованность в международной аккредитации образовательных инженерных программ проявляют вузы, выпускники которых работают в организациях, выполняющих заказы не только у нас в стране, но и за ее пределами: в частности, организации нефтегазового сектора, являющегося для России системообразующим. По отзывам топ-менеджеров таких компаний, сегодня при отборе кадров безусловное предпочтение отдается сертифицированным профессиональным инженерам, окончившим образовательные программы, аккредитованные по жестким международным стандартам.

В заключение стоит отметить еще одно немаловажное событие для российской высшей школы: как известно, в июне 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений. В направлении «Образовательная деятельность» пунктом 1.2 значится критерий «Доля студентов приведенного контингента, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим международную аккредитацию» [3]. Тем самым государство подтверждает важность международного признания качества российских образовательных программ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. EUR-ACE. Рамочные стандарты аккредитации инженерных программ: комментарии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ac-raee.ru/files/C1_ru.pdf, свободный. С. 2.
  2. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ac-raee.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mon.gov.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, ассоциация инженерного образования России, инженерное образование, качество образования, компетентно, ао-60

Похожие материалы:
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования
Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе
Оценивать качество по европейским стандартам
Ахим Хопбах: «Оценку качеству могут дать только профессионалы»
Проблемы инженерно-технического образования
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#86Четыре "звезды" Российского экономического университета
#87Информационная открытость – показатель эффективности
#86Наука – механизм роста сельской экономики
#87Направления независимой оценки
#86Инновационная политика в сфере образования
Информационная лента
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники
13:46Специальный проект "100 бесед о науке"
13:34Состоялось заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»