Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Профессиональная инженерная деятельность: перспективы

Принятие в России закона о профессиональной инженерной деятельности даст возможность организовать, повысить качество инженерного образования. В перспективах изменения требований к инженерному образованию, создание новых требований.

Просмотров: 4963

Инженерная мысль в России – полет прерван?

Похолков Юрий Петрович – президент Ассоциации инженерного образования России, заслуженный деятель науки и техники РФ, заведующий кафедрой Организации технологии высшего профессионального образования Томского политехнического университета (ТПУ), доктор технических наук, профессор.

Что такое инженер по-русски? Какие проблемы необходимо решить, чтобы обеспечить высокий уровень подготовки наших технических специалистов?

«...С моей точки зрения, главным является принятие в России закона о профессиональной инженерной деятельности… Это даст возможность организовать, поставить на ноги систему сертификации инженерных квалификаций и повысить качество инженерного образования, потому что требования будут совершенно иные» – высказал свое мнение профессор Юрий Похолков на Парламентских слушаниях профильного комитета Совета Федерации (Москва, 13 мая 2010 г.)

Рассказать об этом подробнее, а также ответить еще на некоторые вопросы мы и пригласили на страницы журнала президента Ассоциации инженерного образования России, заведующего кафедрой организация и технологии высшего профессионального образования Национального исследовательского Томского политехнического университета, заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, д.т.н., профессора Юрия Похолкова.

– Юрий Петрович, каково на сегодняшний день развитие научно-технической сферы России? Что можно сказать о подготовленности качественной и количественной новых инженерных кадров для современной экономической ситуации? Каков профессиональный портрет современного инженера, и каким он должен стать в будущем?

– В целом уровень развития научно-технической сферы России на сегодня не является примером для других стран. Большая часть научно-технической продукции является импортной. Постепенно заменяется парк российских самолетов в гражданской авиации. О потребительских товарах и говорить не приходится. Редкие случаи продажи за рубеж военной техники свидетельствуют о том, что потенциал еще не полностью размыт и разрушен. Возможно, он станет в будущем базой для более успешного научно-технического развития.

Причины такой ситуации в России, на мой взгляд, две. Первая – это неповоротливая и коррупционная экономика. Экономика, не стимулирующая инновационное научно-техническое развитие, по большей части сырьевая, не воспринимающая новые разработки в научнотехнической сфере. Вторая – устаревшая система подготовки инженерных кадров, когда сохраняется принцип, применяемый к выпускнику инженерного вуза, впервые пришедшему на производство: «Забудь все, чему тебя учили, сейчас мы научим тебя работать». Такая система была хороша в условиях советской плановой экономики и отлично работает в условиях тоталитарных режимов, когда для запланированных прорывов в технике и технологии выделяются немереные деньги (кстати, при хорошем контроле за их расходованием, исключающем коррупцию и воровство), а также используются все дозволенные и недозволенные методы («шарашки», технический шпионаж и т.п.). Свободный, творческий инженерный труд в условиях рыночной экономики требует инженеров, имеющих не только базовые фундаментальные знания, но и способности ставить и решать задачи в развитии научно-технической сферы. Этот, в конечном итоге, сплав знаний, умений и навыков и заряженность на победу в конкуренции и определяет уровень компетенций молодого специалиста. Такому не скажешь: «забудь все, чему тебя учили». Он сам знает больше и умеет лучше, чем те, кто сегодня работает на производстве.

Конечно, чтобы такая система подготовки инженерных кадров работала, нужны кардинальные изменения в системе инженерного образования. Здесь речь идет об изменении формы и содержания образовательных технологий, и воспитательной работы.

Вот на парламентских слушаниях СФ было рекомендовано разработать комплексную программу модернизации инженерного образования в России.

Я считаю, что такая программа необходима. Думаю, что наша общественная организация «Ассоциация инженерного образования России» примет в этой работе активное участие.

– В своем выступлении на Парламентских слушаниях вы рассказывали о системе сертификации инженерных квалификаций. И главным шагом в этом направлении является принятие в россии закона о профессиональной инженерной деятельности. Какие основные принципы должны быть положены в основу нового закона и системы сертификации?

– В развитых странах деятельность инженеров регулируется законами. В России нет таких законов. В условиях, когда молодой человек заканчивал вуз, получал диплом инженера и приходил на производство, где его деятельность была регламентирована штатным расписанием и должностными инструкциями, возможно, в таких законах и не было необходимости. Однако сейчас, при переходе на подготовку бакалавров и магистров (кстати, на этой системе подготавливается большинство специалистов в мире, в том числе, в таких развитых странах как США, Япония, Великобритания, Канада и др.) потребность в таких законах, безусловно, есть. В целом, закон об инженерной деятельности должен отражать права и обязанности инженера, регулировать деятельность вузов и работодателей в отношении подготовки инженеров и использовании инженерного труда.

В упомянутых странах контроль качества инженерного образования осуществляется, как правило, в два этапа.

Первый этап – в вузе. Образовательная инженерная программа должна обязательно пройти общественно-профессиональную аккредитацию. Именно общественно-профессиональную, а не только государственную, так как считается, что оценка качества подготовки инженера в государственном вузе по результатам государственной аккредитации содержит в себе конфликт интересов. Государство организовывает подготовку инженеров, оно же и оценивает качество этой подготовки. Общественно-профессиональная аккредитация проводится силами квалифицированных экспертов из числа научно-педагогического состава вузов и представителей профессионального сообщества работодателей (машиностроителей, энергетиков, авиастроителей, корабелов и т.д.)

Второй этап – на производстве. Выпускник вуза, получивший образование (диплом) бакалавра или магистра в области техники и технологии, должен пройти сертификацию после определенного законом периода практической работы на производстве по выбранной инженерной специальности. Сертификация инженерной квалификации проводится государственными и общественно-профессиональными структурами, созданными государством специально для цели сертификации инженерных квалификаций. Эти структуры ведут государственный регистр инженеров-профессионалов, куда включаются лица, получившие сертификат инженеров- профессионалов. Закон должен также прописывать их права и обязанности. Так формируется инженерный корпус в упомянутых выше и в других странах, где из вузов выпускаются бакалавры и магистры.

Например, в Японии, чтобы специалист в области техники и технологии был сертифицирован как инженер-профессионал, необходимо выполнить следующие условия:

  • окончить университет по программе (бакалавр, магистр), которая прошла общественно-профессиональную аккредитацию;
  • иметь стаж работы по специальности, полученной в вузе, не менее 7 лет;
  • сдать два экзамена по междисциплинарным предметам, типа «Экология», «Этика инженерного труда»;
  • представить доказательство участия в проектах, где соискатель сертификата проявил способности принятия новых инженерных решений (стаж такой работы не менее двух лет).

Документы, подтверждающие все четыре позиции, представляются в специальные экспертные комиссии института инженеров Японии. Вероятность принятия положительного решения о выдаче сертификата инженера-профессионала и о включении его в национальный регистр инженеров-профессионалов составляет 15-20%.

– Что можно рассказать об образовании современных специалистов? Отличается ли подготовка, мышление нынешних студентов от студентов 5-, 10-, 15-тилетней давности? В недавнем разговоре нашего корреспондента с ведущим специалистом машиностроительного завода прозвучала мысль о том, что частенько молодые инженеры, приходящие на производство, не готовы искать новые пути в достижении цели, нет тяги к самообучению. В итоге, помучавшись с новыми технологиями, уходят в менеджмент, где думать не надо, а заработки аналогичны…

– Нынешние студенты, также как и студенты прошлых лет, соответствуют внешним условиям. Также есть доля нерадивых и несмышленых, доля талантливых и активных. Конечно, в целом представители нового поколения более информированы и приспособлены к выполнению современных задач. Иногда с горечью отмечаешь, что профессор, читающий лекции студентам, не знаком ни с иностранными языками, ни с информационными технологиями в той степени, в которой с ними знакомы студенты.

В США отличительным признаком профессионального инженера является его право скреплять производимые расчеты, чертежи, отчеты личной подписью и печатью, что означает принятие юридической ответственности за возможные последствия использования предлагаемых технических решений.

Исследование в США показало, что наибольшего успеха в карьере добиваются выпускники, сочетающие инженерную подготовку с естественно-научной, либо подготовкой в области делового администрирования. Они составляют примерно 25% от выпускников инженерных программ.

Не могу согласиться с тем, что выпускники «…помучившись с новыми технологиями, уходят в менеджмент, где думать не надо…» Современный менеджер на производстве хорошо владеет методами системного анализа и синтеза, сбора и анализа техникоэкономических данных и принятия решений. Именно от него зависит, доходит ли стратегия высшего менеджмента и новые технологии до уровня исполнителей… Так что надо в менеджменте думать, еще как надо!

– Возможно ли изменить качество подготовки (переподготовки) специалистов «малой кровью», ведь не всегда у вузов есть возможность рассчитывать на серьезные инвестиции?

– Надо готовить выпускника в области техники и технологии вместе с работодателями. Начиная от проектирования образовательной программы, ее реализации, и заканчивая выполнением реальных проектов, начало которых – в вузе, а окончание – на производстве.

– По данным 2009 года Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ и росстата, наименьшую зависимость между полученной и фактической специальностью демонстрируют инженеры (35,9%)… С чем связано нежелание (или невозможность) инженеров работать по специальности?

– Это связано, как раз, с правилами нашей экономики. Не силой нужно загонять выпускников на работу по специальности, а привлекать их инженерным и хорошо оплачиваемым трудом. Вообще, с моей точки зрения, не нужно требовать от выпускника вуза, чтобы он шел работать по специальности. Хороший выпускник хорошего вуза будет успешным работником в любой выбранной им сфере деятельности, чем будет полезен и себе, и государству.

– Прочитали на вашем сайте, что россия в лице Ассоциации инженерного образования россии, единогласно принята в регистр инженеров АPEС. Поздравляем!

– За поздравление спасибо. Этой работой в Ассоциации занимались члены правления Петр Чубик, вице-президент АИОР, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета и Александр Чучалин, проректор НИ ТПУ. Пользуясь случаем, выражаю им благодарность.

– И вопрос – насколько эффективно способны конкурировать наши инженеры с западными?

– Раньше мы говорили: «Российское образование – лучшее в мире». Потом (в 90-х годах) стали говорить: «Российское образование – лучшее в мире, только в мире об этом не знают». Так и про инженеров. Наши инженеры способны конкурировать с их инженерами. Только их инженеры об этом не знают.

Из национальной доктрины инженерного образования

Факторы, определяющие развитие инженерного образования

Разработка доктрины инженерного образования должна базироваться на следующих факторах:

  • Кардинальные реформистские сдвиги в научно-технической и социально-экономической сфере (устойчивое развитие, императив «выживаемости» человечества, антропоэкономика, технологическое развитие, формирование образовательного общества, развитие практико-ориентированных комплексных полидисциплинарных наук, информатизация и медиатизация общества и т.д.).
  • Прогноз содержательных и структурных изменений производства, науки и культуры страны, а также образовательных потребностей населения
  • Процессы становления многоукладной экономики страны и направлений развития региональных экономик.
  • Цели и ценности инженерной деятельности будущего.
  • Философия профессионального образования.
  • Рынок инженерного труда и интеллектуальной продукции на региональном, межрегиональном, национальном и международном уровне.
  • Личностная ориентация молодежи на инженерные профессии.

Направленность инженерной подготовки

По предварительному мнению экспертов многоукладная экономика и многообразие профессионально-образовательных интересов населения формируют рыночный спрос на инженерное образование различного уровня и характера:

  • Инженеры-энциклопедисты, «мастера на все руки», ориентированные на работу в малых предприятиях, где отсуствует разделение интеллектуального труда.
  • Инженеры-технологи, способные обеспечить трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе.
  • Инженеры по трансферу, способные обеспечит трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе.
  • Инженеры-профессионалы, специалисты нового типа, систематики, носители целостной инженерной деятельности, способные к творческой работе на всех этапах жизненного цикла создания систем от исследования и конструирования до разработки технологии, изготовления, доведения до потребителя и обеспечения эксплуатации.

Поддержка на общественно значимом уровне качества инжернерного образования

В доктрине необходимо разработать целостную систему поддержки качества инженерного образования на общественно значимом уровне, элементами которой должны стать:

  • Разработка нового поколение государственных образовательных стандартов и разработанных на их основе образовательных стандартов вузовского уровня.
  • Совершенствование системы общественно-государственной аттестации образовательных учреждений инженерного профиля.
  • Создание системы и технологии аккредитации профессиональных образовательных программ по специальностям (направлениям) подготовки общественными отечественными и зарубежными профессиональными объединениями, а также общенациональными специализированными агентствами.
  • Создание системы сертификации специалистов инженерного профиляи присвоения сертификатов различного уровня (например, европейский инженер).
  • Разработка системы социальных и экономических стимулов для профессионального роста и повышения статуса инженера в обществе.
  • Формирование системы постоянного повышения квалификации и послевузовского образовательного сопровождения выпускников.
  • Формирование инженерного этического мировоззрения.

C официального сайта АИОР.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ассоциация инженерного образования России, юрий похолков, ВПО, инженерное образование, компетентно, ао-40

Похожие материалы:
Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров
Инновационное образование для автомобильной отрасли
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Значимость гуманитарного знания при подготовке инженера
Владимирский сегмент наноиндустрии
Оценка качества образования: точки зрения
Современное инженерное образование: проблемы модернизации
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования
Международное сотрудничество в области качества
Эндаумент. Пять вопросов российским вузам

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
Международная информационная группа "Интерфакс" подготовила в пилотном режиме первый рейтинг...
Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Проект Казанского (Приволжского) федерального университета по организации и проведению...
Из журнала
#99Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
#100Коммерциализация дополнительного профессионального образования
#100Уральский ГАУ стал одним из лидеров аграрной науки страны
#97Северо-Кавказский институт (филиал) МГЭУ – интеллектуально-образовательный центр региона
Информационная лента
08:58Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
08:54Инновационное развитие и реализация стратегии формирования цифровой экономики в России
08:50I Всероссийский научный конкурс среди иностранных студентов России
08:382019 год – Международный год Периодической таблицы химических элементов
11:06Философы говорят о возвращении чувственной культуры