Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Значимость гуманитарного знания при подготовке инженера

Инженерное образование не может быть узконаправленным. О недостаточности гуманитарных знаний рассказывают Мария Бирюкова (Владимирский государственный университет) и Олег Крылов (Ижевская государственная сельскохозяйственная академия).

Просмотров: 3323

Физика или лирика – гармония или противостояние?

Исследование, проведенное МАДИ в 2008 году (статья «Инженерное образование в современном мире», № 34 «АО»):

«…Информация показывает относительную достаточность общепрофессиональной и специальной профессиональной подготовки выпускников технических вузов и явно недостаточную их подготовку по иностранному языку – 75,3 %, готовность к самостоятельной работе по специальности – 68,1%, практическую подготовку – 45,8%. Недостаточной можно признать и правовую, управленческую, математическую, естественнонаучную, гуманитарную, экологическую и компьютерную подготовку выпускников российских инженерных вузов…»

Растущие проблемы в современном образовании и следующие за ними, в попытках их как-то скорректировать разнообразные образовательные реформы, обрушились на вузы за последние годы в большом количестве.

Что думают об этом непосредственные участники образовательного процесса – наши преподаватели? Высказаться по этому поводу мы специально пригласили преподавателей разного направления. Нам кажется, что свой особый взгляд, так сказать, «физика» и «лирика», даст возможность взглянуть на одни и те же явления, происходящие в вузах, с разных точек зрения.

О новых студентах и качестве школьного обучения, о содержании образовательных программ и особенностях преподавания различных дисциплин в интервью с доцентом кафедры иностранных языков Владимирского государственного университета, к.ф.н. Марией Бирюковой и доцентом Ижевской государственной сельскохозяйственной академии к.т.н. Олегом Крыловым.

Бирюкова Мария – доцент кафедры иностранных языков Владимирского государственного университета, кандидат филологических наук

Преподаватель обязан быть «продвинутым»!

– Мария Владимировна, одним из положений Болонского процесса является академическая мобильность студентов, что в свою очередь невозможно без хорошего знания английского языка. Вы работаете как с гуманитариями, так и с «технарями». есть ли у них понимание необходимости «непрофильных» предметов? Нужны ли еще какие-нибудь дисциплины, не включенные в список изучаемых?

– Действительно, в рамках Болонского соглашения студент может выехать в любой европейский университет для того, чтобы прослушать курс лекций, пройти стажировку, представить результаты своей научно-исследовательской работы. И, говоря студенческим сленгом, чтобы быть «в теме», необходимо уметь пользоваться англоязычными поисковыми системами, изучать информацию на иностранных сайтах, владеть английским языком в профессиональной сфере – студенты это прекрасно осознают.

Сейчас в расписании студентовгуманитариев появились математика и информатика, будущие инженеры изучают историю, русский язык, а в некоторых вузах даже культурологию или религиоведение. На первый взгляд, кажется, что это отвлекает от основной специальности. Но давайте не будем забывать о том, что обладатель диплома о высшем образовании, как бы это банально ни звучало, воспринимается обществом не только как специалист в своей области, но и как культурная, всесторонне развитая личность! Кроме того, большинство ученых сегодня сходятся во мнении, что успешное решение научных проблем и разработка новых технологий в любой области возможно только при условии КОМПЛЕКСНОГО подхода, когда «технари» и гуманитарии работают в тесной связке и «говорят на одном языке».

Для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда сегодняшний выпускник университета должен обладать отличными навыками устной и письменной речи на родном языке, знать стилистические особенности профессионального языка, владеть навыками публичной речи. Изучение информатики и информационных технологий – жизненная необходимость студентов всех специальностей, каждый стремится стать продвинутым пользователем компьютерной техники и Интернета.

Насколько я знаю, с будущего года планируется увеличение объема учебной нагрузки по таким дисциплинам как иностранный язык в профессиональной сфере и физкультура, и я приветствую эту идею. Еще мне кажется, студентам не хватает сегодня такой дисциплины как «русский язык в профессиональной сфере». Бывает так, что высококвалифицированный специалист оказывается не способным представить результаты своего труда. Многие студенты сегодня не умеют грамотно оформлять документы. Еще одной традиционной проблемой в России является отсутствие навыков предпринимательства. Российские специалисты часто проявляют полную беспомощность при патентовании или внедрении своих разработок. В результате идеи и технологии «утекают» на Запад. Думаю, что дисциплина «основы бизнеса и предпринимательства» помогла бы отчасти решить эту проблему.

– Можно ли вывести какиенибудь закономерности и особенности преподавания для «физиков» и для «лириков»? Приходится ли адаптировать учебную программу?

– Конечно, специфика есть. Речь идет не об уровне владения иностранным языком, с которым ребята приходят из школы. В нашем университете, например, первые места на олимпиаде по английскому языку из года в год стабильно занимают «технари». При работе на разно-профильных факультетах преподавателям приходится использовать различные методические подходы. Существуют некоторые закономерности. Так студентам технических специальностей в большей степени свойственно схематичное мышление, а студентам-гуманитариям – ассоциативное. Приведу пример: английский язык, как известно, относится к группе аналитических языков, проще говоря, почти любое грамматическое явление или словообразовательная цепочка поддается логическому объяснению. Работая на техническом факультете, мы представляем лексико-грамматическую систему английского языка как некий набор формул. В данную формулу студентподставляет переменные величины (в нашем случае – слова и словоформы). При этот студент «технарь» изначально настроен на следование инструкции, поэтому, усвоив формулу один раз, в дальнейшем он воспринимает ее как некое данное, уже не требующее сомнений и доказательств, и не подвергает эту формулу хаотичным изменениям. Интересно также отметить, что и языковая догадка у «технарей» более развита, чем у «лириков», ведь многие английские слова, особенно профессиональные термины, имеют транскрипционные эквиваленты в русском. При этом будущий инженер или экономист быстрее и смелее «включает» логические цепочки.

Гуманитарий же больше опирается на свою память, стремится накопить как можно больше слов и усвоить как можно лучше грамматический строй. Это неплохо, но, встретив знакомое слово в другом контексте, или производное от знакомого – теряется, больше полагается на данные словарей, чем на свою логику.

Ясно, что все мы обладаем индивидуальными особенностями, но если взять, скажем, две контрольные группы «технарей» и гуманитариев с примерно одинаковым стартовым уровнем английского, технари скорее увидят и усвоят связь между определенными языковыми единицами. Таким образом, работа на техническом факультете требует того, чтобы студентам предлагались логические объяснения, своды правил и формул, упражнения, направленные на самостоятельное нахождение закономерностей. Задания, предлагаемые студентам на гуманитарных факультетах, будут носить более творческий характер: дискуссии, ролевые игры, презентации. Это что касается методики преподавания. Если обратиться к содержанию учебных программ, то объем грамматики, требования к навыкам аудирования, чтения и перевода и владения устной и письменной речью достаточно универсальны для всех специальностей. Ведь выпускники всех факультетов должны овладеть навыками профессионального общения на иностранном языке независимо от своей основной специальности. Журналист, психолог, культуролог, юрист, программист и инженер – каждому из них, я очень надеюсь, предстоит общаться с зарубежными коллегами.

– Появились ли какие-нибудь новые требования у студентов к инженерному образованию?

– Во времена «железного занавеса» студенты технических, равно как и гуманитарных вузов не видели реальной пользы в изучении иностранных языков. Сейчас выпускники технических вузов вполне серьезно рассматривают перспективы трудоустройства за рубежом, либо ищут вакансии на совместных предприятиях. Во Владимирском регионе имеются представительства швейцарских, итальянских и германских компаний. Но несмотря на такой широкий географический диапазон рабочим языком во всех компаниях является английский. Так что высокий уровень владения английским языком становится обязательным карьерным требованием.

– Готовы ли преподаватели к подготовке специалистов для современного рынка? Какие профессиональные и личностные компетенции преподавателей наиболее востребованы будущими «технарями»?

– Преподавательский состав является своего рода мостиком между выпускником средней школы и рынком труда, на который выйдет выпускник вуза. В задачи преподавателя университета входит не только сформировать у студента высокий уровень профессиональной компетенции, но и задать некий стандарт самого понятия «профессионализм». Фактор личного примера играет при этом немаловажную роль. Профессиональная репутация преподавателя складывается сегодня из таких слагаемых, как уровень «компьютерной продвинутости», качество используемых учебных материалов и уровень общей и профессиональной эрудиции. Поясню, для студента важно, использует ли преподаватель для аудирования кассетный магнитофон или нетбук; работают ли студенты с современными аутентичными материалами. Сегодня недостаточно владеть стандартным запасом терминов, мир IT не стоит на месте – необходимо постоянно следить за новостями в технической области: вместе обсуждать значимые события, будь то презентация нового гаджета от Apple, запуск коллайдера или вручение нобелевской премии. И главное, у активного и увлеченного, находящегося в постоянном поиске преподавателя, будут такие же увлеченные студенты!

Олег Крылов – доцент Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, кандидат технических наук

Как вырастить российских «левшей»?

– Олег Николаевич, что вы скажете о подготовленности к изучению технических наук, физико-математическом мышлении современных абитуриентов, студентов? Насколько осознанный, осмысленный выбор в пользу инженерного образования делают сегодня абитуриенты?

– На инженерные факультеты сельскохозяйственных вузов 15-20 лет назад, в основном, приходили деревенские ребята, непосредственно видевшие своих отцов, работающими с машинами и механизмами в поле. Зачастую они сами помогали отцам или старшим братьям управлять сельхозмашинами и ремонтировать их. Авторитет инженера в хозяйстве для механизаторов был весьма высок.

Сегодня же значительная часть студентов – из городских квартир. Осмысленность выбора – на уровне понимания необходимости диплома о высшем образовании. Представление о роли инженера, о сути его работы, а также отношение к освоению специальности, готовность к решению сложных задач в таких случаях, как правило, минимальны.

В других случаях, к сожалению, сказывается качество школьной подготовки. Лет 7-8 назад приходили студенты с полным отсутствием пространственного мышления, не имеющие навыков качественного выполнения графических работ. Причина: из школьного курса подготовки исключили стереометрию, черчение, сократили время на математические дисциплины. Позже ситуация несколько поправилась.

В последние два года говорить о приличной школьной подготовке в физико-математическом мышлении абитуриентов не приходится. Студент первого курса не может увязать в единую логическую цепь им же изложенные факты и сделать необходимый вывод, не может изложить связно материал, только что прочитанный в учебнике. Проблемой оказывается адаптация типового решения из лекции или учебника к задаче, решаемой непосредственно самим студентом.

Причину назвали как-то сами первокурсники. Решая задачи на зачете, один из них обронил фразу: «Сочувствую я нынешним одиннадцатикласникам. Нам хоть немного задачи давали решать, а их конкретно на ЕГЭ «натаскивают» …»

– Хотелось бы узнать ваше мнение о широко обсуждаемой сегодня гуманитаризации современного технического образования? Насколько она необходима, и в каком объеме? различно ли мировосприятие, мироощущение «физиков» и «лириков»?

– Ничего не скажу о мировосприятии, но способы мышления, принятия решений, конечно отличаются: «Технари» более склонны к рациональным, иногда интуитивным решениям с обязательным логическим объяснением – почему именно так, а не иначе. «Лирики», как правило, принимают решения на эмоциональном уровне по критериям: хорошо – плохо, правильно – не правильно.

Несомненно, и «физики», и «лирики» обязаны грамотно и доходчиво изложить свои мысли и устно, и письменно. Как на русском языке, так и на иностранном. Но, убежден – учить этому необходимо в школе, и только там. В вузе будущий профессионал должен осваивать уже язык специальности.

Курс истории на инженерных факультетах повторяет школьный, но зачем? Уж если и рассматривать вопросы истории, то в ракурсе современных (последние 20-30 лет) течений и направлений. К сожалению, на гуманитарный цикл в программах подготовки инженера отводится слишком много времени, при этом результат – зачет или отметка об экзамене. Изучение же специальных дисциплин всё сокращается. Из курса подготовки убираются курсовые проекты и работы, формирующие именно профессиональные навыки будущего специалиста.

Информатика в вузе? А нужно ли письмо в 11-м классе средней школы? Компьютер сегодня такой же инструмент как шариковая ручка. Когда нужно учить пользоваться авторучкой? Уж не в вузе точно. Освоение офисного пакета и приобретение необходимых навыков работы с компьютером должно быть завершено ещё в школе. В вузе же будущему специалисту в ходе изучения специальных дисциплин необходимо осваивать специализированные пакеты прикладных программ. К сожалению, здесь существуют две серьезные проблемы: наличие компьютеров в учебных аудиториях, и готовность самих преподавателей к работе с такими пакетами программ.

Скажу, что мы готовим либо «технарей», либо гуманитариев, третьего не дано. Хотим сохранить высокий когда-то уровень подготовки инженеров – вести разговор следует не о гуманитаризации технического образования, а о значительном улучшении качества работы средней школы.

– В газете «Известия» в статье Вячеслава Никонова есть фраза: «Прорыв к высоким технологиям везде готовят... с рождения ребенка. Нужны все более нестандартные обучающие программы для детей едва ли не с младенческого возраста, чтобы они мыслили нелинейно…»

– Абсолютно согласен. Будущий хороший специалист, если не с детского сада, то с 5-7 класса школы должен иметь дело с тем, что позже станет его специальностью.

Если же говорить о воспитании будущего инженера, то следует говорить о системе подготовки инженерных кадров. Причем, кроме собственно технических учебных заведений, следует включать хорошо известные ранее станции юных техников, дома технического творчества, школьные фото-, радио-, авиамодельные кружки. Куда всё это исчезло? И если раньше магазин «Юный техник» специализировался на товарах детского технического творчества: авиамоделях, радиоконструкторах, фототоваров, то сейчас это – банальный магазин хозтоваров.

В домах детского творчества гуманитарных (танцевальных, музыкальных, художественных, цирковых) секций – на любой вкус. Технических кружков и секций – считанные единицы. Из множества станций юных техников в городе осталась одна. И это – на 600 тысяч жителей промышленного города, столицы российских оружейников!

Более 40 лет в городе существует школа юных летчиков. Мальчишек и девчонок 4-11 классов учат азам летного дела энтузиасты из числа бывших спортсменов, военных и гражданских летчиков. Именно энтузиасты, потому что финансирование практически отсутствует, оборудование образца середины прошлого века. Авиационный тренажер сооружен руками педагогов из старого МИГ-17.

Начинать надо с восстановления системы детского технического творчества. Воспитание профессионала возможно только рядом с таким же профессионалом, по-настоящему увлеченным своим делом. Именно так и выращивались российские «левши»: рядом с отцом, дедом, старшим братом. А методы, методики и программы придут вместе с возвратившимися профессионалами.

– Каковы возможности и готовность наших вузов к подготовке технической элиты страны? Каков, на ваш взгляд, профессиональный портрет нынешнего инженера, и каким он должен стать в будущем?

– Чем, собственно, портрет современного инженера может отличаться от портрета, например, современного писателя или руководителя предприятия, депутата Госдумы, муниципального чиновника?

Речь в данном случае должна идти о нравственно-этическом портрете нашего современника, о его основных мотивах и нормах поведения. К сожалению, на волне «перестройки», либерализации и гуманизации общества нравственно-этические нормы, характерные для россиян, мы выкинули на свалку. Сегодня мы пожинаем плоды идеологии сверхпотребления, сверхнакопления и толерантности. Успешным в такой ситуации становится ловчила, хапуга. Человек же нравственный, делающий своё дело качественно, оказывается в положении «белой вороны», изгоя.

Готовы ли вузы к подготовке технической элиты? Пока ещё – да! Пока живы преподаватели, не забывшие, что такое образование. Однако в последние десятилетия российская система образования получила три мощных удара, способных оказаться смертельными: провал школьного образования в 90-е годы, введение ЕГЭ как средства для оценки знаний выпускников школ и двухуровневую подготовку в вузах. Последнее никак не способствует качеству подготовки специалистов, поскольку существенно сокращает время на освоение специальных дисциплин, которые и формируют облик профессионала.

– Как вы считаете, российское техническое образование конкурентоспособно на мировом рынке образовательных услуг?

– А кто-нибудь из российских инженеров, уехавших на Запад, остался без работы? Или работает не по специальности? Мне такие случаи не известны.

Образование в России всегда отличалось широтой. Например, руководителями отделений Сбербанка у нас в городе работает значительное число выпускников ИжГТУ, имеющих специальность инженер-программист, инженер-системотехник. Базовая подготовка позволила им после потери рабочих мест на промышленных предприятиях начать работу в банке и в ряде случаев сделать хорошую карьеру – чем не пример отличной конкурентоспособности выпускника?

– Поможет ли привлечение западных специалистов на российские предприятия общему подъему научно-технического потенциала страны?

– Почему вы считаете, что проблема развития научно-технического потенциала – это проблема кадровая? Прежде всего, в расширении технического и технологического прогресса, в сокращении затрат и совершенствовании технологий не заинтересованы экономически собственно предприятия! Причем говорится об этом со времен развитого социализма. Менять нужно экономические (финансовые, налоговые) условия.

С другой стороны сами предприятия сегодня не в состоянии разрабатывать ни новое оборудование, ни новые технологии. Нет средств и нет специалистов необходимой квалификации. НИИ, обязанные по определению заниматься такой разработкой, находятся в полуживом состояние. Проблема научно-технического прогресса – это проблема объединения в одну цепочку идеи – исследования – разработки опытного и промышленного образца – изготовления промышленных серий – внедрения в производство. Одним проектом «Сколково» в России не обойтись. Крайне нужны кардинальные решения непосредственно в экономике. И только потом может появиться проблема кадров. Сегодня же этим кадрам просто нечем заниматься.

– Несколько цифр из журнала «Эксперт»: «…В организации, выполняющие исследования и разработки, поступают на работу 1-2% выпускников вузов… Всего устраивается на работу по специальности от 10 до 20% выпускников технических вузов…». С чем это может быть связано? Одним повышением зарплаты, видимо, проблему не решить. И престиж профессии инженера не поднимется, пока экономика не восприимчива к инновациям, не гоняется за ними. Получается замкнутый круг?

– Для того состояния, в котором находятся организации, выполняющие исследования и разработки, 1-2% принимаемых выпускников – это ещё хорошо.

Приведу два примера. В обоих случаях речь будет идти о выпускниках факультета механизации сельского хозяйства. Один, закончив с отличием, отказался от предложенной аспирантуры (исключительно из-за финансовых соображений) и ушел в организацию, занимающуюся торговлей сельхозмашинами. Сегодня вполне успешен (квартира, машина) и спокойно содержит своё семейство.

Второй по окончании факультета с братом занялся частным бизнесом – ремонтом автомобильных кузовов. Получается неплохо, завели свою клиентуру. Однако на сегодня имеют 60 тысяч рублей арендной платы и столько же налогов в месяц. О квартире и машине им можно говорить только в перспективе.

Хотим мы того или не хотим, но личный доход – необходимость. Как это обеспечить?

Рискую высказать весьма крамольную мысль: пора сокращать в экономике в целом количество нахлебников (например арендодателей) и неэффективных управленцев – чиновников. А не проводить так называемую оптимизацию расходов бюджетов разных уровней. Тогда будет возможность и снижать налоги, и увеличивать заработную плату персоналу заводов. На предприятиях же, находящихся в полной или частичной государственной собственности, быть может, необходимо вернуться к жесткой тарифной сетке и штатно-должностному расписанию.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ижевская государственная сельскохозяйственная академия, владимирский государственный университет, олег крылов, мария бирюкова, инженерное образование, ВПО, по сути, ао-40

Похожие материалы:
Роль традиций в становлении вуза
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Кадры для гидроэнергетики
КГМУ: компетентностный подход - основа подготовки
Аккредитация: доверять или проверять?
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Пути повышения мотивации талантливой молодежи к получению инженерного образования
Владикавказский институт управления - вуз с креативным характером
Машиностроительному комплексу нужны инженеры
Владимир Рудашевский: «Проблема взаимоотношений работодателей с вузами не имеет простого решения»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#96Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
#102Сергиево-Посадский колледж активно участвует в WorldSkills
#96Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова готовит высококвалифицированных специалистов
#102Армавирский машиностроительный техникум входит в сотню лучших ссузов страны
#102Евгений Ямбург о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве