Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О чем еще говорят… европейцы

Очередной, третий по счету, форум Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) состоялся в Праге на базе Чешского агентства по гарантии качества – Аккредитационной комиссии Чешской Республики (Akkreditacni Komise Česka Republika – AKČR). Это была представительная встреча 75 делегатов от 47 агентств из 28 европейских стран.

Просмотров: 2575
В.И. ЧЕПУРНЫХ, начальник международного отдела Нацаккредцентра, кандидат филологических наук

Очередной, третий по счету, форум Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) состоялся в Праге 25-26 апреля на базе Чешского агентства по гарантии качества – Аккредитационной комиссии Чешской Республики (Akkreditacni Komise Česka Republika – AKČR).

Общий план

Это была представительная встреча 75 делегатов от 47 агентств из 28 европейских стран, что подтверждает высокую заинтересованность членов и партнеров ENQA в деятельности организации и готовность активно участвовать в решении актуальных вопросов, возникающих в ходе деятельности агентств гарантии качества на Европейском пространстве.

Основное внимание уделялось обсуждению результатов работы нескольких тематических фокус-групп ENQA, созданных в марте-октябре прошлого года для углубленной разработки таких вопросов, как превосходство в высшем образовании, влияние систем гарантии качества на высшее образование, обучение в течение всей жизни, развитие человеческих ресурсов агентств гарантии качества, участие стейкхолдеров в процедурах оценки образования. Приоритетность этих аспектов была предопределена всем ходом развития системы гарантии качества на европейском пространстве и, в частности, появлением новой практики оценки образовательных программ, новых «игроков» в сфере гарантии качества и, конечно, постановкой новых целей и задач на встрече министров образования стран Болонского процесса в г. Бухаресте (апрель, 2012).

В поисках превосходства

Определение самого понятия «excellence» в приложении к сфере гарантии качества образования является изначально сложной задачей, – отметил Стивен Джексон, руководитель одной из фокус-групп. Кроме того, что существует множество определений превосходства, очень трудно сформулировать одно универсальное, пригодное для всех случаев. Понятие «превосходства» связано с социальными, культурными, политическими и экономическими факторами. И при определении его в контексте высшего образования необходимо учитывать ожидания и приоритеты различных групп участников этого процесса. Также при определении термина «превосходство» необходимо не упускать из виду цель, которой служит это определение: например, выявление эффективно работающих вузов-лидеров, или лучших образовательных программ, или места, занимаемого вузом в национальных и международных рейтингах.

Вместе с тем, существует ли вообще такое явление, как превосходство. Что это: осязаемая реальность, непрерывное движение вперед или постоянно ускользающий горизонт? Если мы сочтем превосходство осязаемой реальностью, то возникает естественный вопрос о границах этой реальности. Традиционно термин «превосходство» связывают с отличием, качеством, которое превосходит пороговый стандарт. Но можно ли раздвинуть границы этого определения?

Классическое определение «превосходства» связано с понятием стандарта и интерпретируется как соответствие цели (fitness for purpose). Но если связать превосходство с получением каких-то неожиданных результатов, не запланированных ранее, то можно прийти к иному толкованию термина и интерпретировать «превосходство» как инновацию, что применимо и к сфере высшего образования.

Дискуссия по этому вопросу нашла продолжение в рамках секционного обсуждения четырех рабочих групп, а итоги подвели на заключительном заседании первого дня форума.

«Как слово наше отзовется»

Этот ракурс был объектом исследования рабочей группы под председательством Джозефа Грифолла, члена правления ENQA и исполнительного директора Агентства гарантии качества Каталоньи – AQU (Испания).

Влияние гарантии качества на высшее образование является одной из современных широко дискутируемых глобальных проблем. Усилия специалистов направлены на оценку эффекта, который оказывают ее процессы и процедуры на высшее образование. В настоящее время многие страны уже предпринимают или планируют инициативы по измерению влияния действующих систем внешней гарантии качества на состояние дел в высшем образовании, в частности, на национальную политику в области оценки и контроля качества, управление вузами, образовательный процесс и прочее.

В презентации господина Грифолла «Воздействие гарантии качества: критическая точка» были подведены предварительные итоги работы группы, определившей и проанализировавшей области воздействия систем гарантии качества, разработавшей методику исследования. Чрезвычайно сложно измерить влияние процессов и процедур гарантии качества на обучение студентов вузов, уровень преподавания, оценивание результатов обучения, управление, а также удовлетворенность стейк-холдеров, поскольку на качество образования одновременно воздействует множество других внешних факторов, действующих по отдельности и во взаимодействии друг с другом.

Пожизненная гарантия

Директор Фонда по международной аккредитации программ делового администрирования – Foundation for International Business Administration Accreditation, FIBAA (Германия) Дайсуке Мотоки представил результаты работы фокус-группы, исследовавшей проблемы обучения в течение жизни. В ее задачи входило определение основных вызовов и проблем в области обучения в течение жизни и предложение путей их разрешения. В результате были сделаны два основных вывода: во-первых, необходимо всемерно способствовать прозрачности и совместимости квалификаций, получаемых в этой сфере, главным образом за счет разработки структуры гарантии качества; во-вторых, существует потребность в адаптации Европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества в высшем образовании (ESG) как базового документа для работы аккредитационных агентств или создании новых стандартов применительно к обучению в течение жизни.

Вузы не должны упускать этот вид обучения из внимания и считать его одной из ключевых областей своей деятельности, при этом учитывая и провайдеров не из академической сферы. Для увеличения мобильности студентов необходимо облегчить доступность высшего образования путем учета предшествующего образования и в независимости от образовательного, социального и возрастного статуса.

Необходимо также усовершенствовать методы установления эквивалентности и признания квалификаций, полученных в сфере непрерывного образования. Основные проблемы на этом пути – отсутствие прозрачности и гарантии качества и разнообразие предлагаемых программ и курсов, как по структуре, так и по качеству.

Вследствие разнородности потребителей провайдеры непрерывного образования должны разрабатывать гибкие маршруты обучения для расширения круга возможных студентов и удовлетворения потребностей «нетрадиционных» обучающихся, использовать инновационные методы обучения и развивать разнообразные концепции обучения, которые бы позволили продолжать образование посредством различных курсов в течение всей трудовой жизни.

В заключение своего выступления Дайсуке Мотоки подчеркнул значимость процессов внутренней и внешней гарантии качества применительно к сфере обучения в течение жизни.

Зачем необходим «стейкхолдер»

После встречи министров образования в Бухаресте круг стейкхолдеров, вовлеченных в Болонский процесс, расширился, а также несколько изменилось и понимание их роли в проведении процедур гарантии качества высшего образования. К четырем организациям, представляющим различные группы стейкхолдеров (Европейская ассоциация университетов, EUA – Европейская ассоциация учреждений профессионального образования, EURASHE – Европейский союз студентов, ESU – Европейская ассоциация агентств гарантии качества в высшем образовании, ENQA), присоединились представители работодателей (Businesseurop) и академического сообщества (Education International), а также Европейский реестр агентств гарантии качества (EQAR).

В связи с этим возникла необходимость вернуться к определению понятия «стейкхолдер» и его границ. Рассматривая вовлеченность профессорско-преподавательского состава в процедуры гарантии качества, Рафаэль Ллавори – член правления ENQA, представитель ANEСA (Испания) – подчеркнул, что роль преподавателей не должна ограничиваться только участием в работе внешних экспертных комиссий, но и определением стандартов качества.

По-новому рассматривается и роль работодателей, которые могли бы принимать участие в разработке учебных программ с учетом своих требований к выпускникам, а также участвовать в качестве консультантов в области гарантии качества.

Поставив точку… отсчета

Последний вопрос в повестке дня форума был посвящен новой редакции Стандартов и рекомендаций для гарантии качества на Европейском пространстве (ESG). С презентацией на эту тему выступила член правления ENQA Тиа Луккола.

Поручение пересмотреть и доработать содержание этого документа было дано министрами стран Болонского процесса в 2009 году. С момента первой публикации прошло уже семь лет, и возникла необходимость внесения некоторых изменений для отражения современного состояния сферы гарантии качества. За эти годы было получено множество рекомендаций по поводу совершенствования документа с учетом опыта, накопленного в европейских странах. В настоящий момент рабочая группа близка к завершению проекта, который будет представлен на обсуждение в октябре 2013 года.

Пражский форум-2013 позволил участникам за два дня рассмотреть и обсудить широкий круг вопросов, касающихся состояния сферы гарантии качества на европейском пространстве, обменяться практическим опытом и наметить ближайшие перспективы развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
Гарантия качества. В поиске новых стратегий
Европейские рекомендации, российские решения
ENQA: Отчет в зачет
Стандарты будущего: гармония в условиях глобализации
Оценка качества транснационального образования
Форум членов ENQA
Системы гарантии качества "новой Европы"
Точки роста рабочих компетенций
Профессиональная мобильность как инструмент гарантии качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ