Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Особенности национальной системы гарантии качества Великобритании

Академическое качество в системе ВПО Великобритании – способ описания эффективности всего того, что делается или предоставляется («образовательные возможности») с целью обеспечения студентов максимальными возможностями для достижения соответствия установленным результатам обучения и стандартам академических степеней.

29.11.2010
Просмотров: 3041

Игра с высокими ставками

Вряд ли будет преувеличением сказать, что аббревиатура ESG столь же известна сегодня в сфере гарантии качества высшего образования, как, скажем, во всем мире хорошо знакомо сокращение USB. Однако, если за последним далеко не каждый (даже продвинутый!) пользователь ПК разглядит «универсальную последовательную шину» (Universal Serial Bus), то ESG любой специалист расшифрует сходу – Европейские стандарты и рекомендации. Дело в том, что этот документ с момента его создания и утверждения на Конференции министров образования в 2005 году стал своего рода манифестом гарантии качества в странах-участницах Болонского процесса.

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей результаты беседы с Питером УИЛЬЯМСОМ, разработчиком Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества в высшем образовании, человеком, который в течение трех сроков был президентом Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA). После своего выступления на V Всероссийской конференции экспертов по оценке качества образования в Москве 29 октября 2010 года г-н Уильямс поделился с нами своими размышлениями об особенностях национальной системы гарантии качества Великобритании, ходе Болонского процесса и роли ESG в этом процессе.

Высшее образование в Великобритании

Начать стоит с некоторых особенностей системы высшего образования Великобритании. Во-первых, там нет единого «Закона о высшем образовании», и формально британские вузы являются независимыми, саморегулирующимися организациями. Часть финансирования большинство из них получает из государственного бюджета: правительство инвестирует средства через национальные комитеты по финансированию высшего образования и исследовательские советы. Другие источники доходов британских вузов – это контракты на исследовательскую деятельность и плата студентов за обучение.

Следует отметить, что в Великобритании вузы признаны государством, но не являются его собственностью. Однажды получив признание, они обладают неограниченными полномочиями по присвоению собственных степеней и других квалификаций. Более того, сами вузы, а не QAA (Агентство по гарантии качества высшего образования), аккредитуют собственные образовательные программы.

Вместе с тем, согласно требованиям законодательства, финансовые комитеты обязаны оценивать как качество финансируемых ими институтов, так и качество реализуемого в институтах образования. Институциональные аудиты, которые организует QAA, являются необходимым условием для получения государственного финансирования.

Цели решают все

Агентство гарантии качества высшего образования QAA было основано в 1997 году как некоммерческая организация, учрежденная представительными органами британских вузов. В руководящий комитет QAA входят 6 независимых членов, 4 кандидата от вузовских представительных органов, 1 студент и независимый председатель.

Агентство ведет деятельность на национальном уровне, однако следует учесть, что процессы гарантии качества в Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе несколько различаются.

Персонал агентства насчитывает 130 человек, бюджет организации – 11 млн. фунтов стерлингов. Источник бюджета агентства составляют добровольные взносы учреждений и контракты от финансовых органов. Формально вузы не обязаны делать отчисления в бюджет QAA, однако на практике без такого рода взносов они лишаются права на прохождение институционального аудита, который проводится агентством, а тем самым – возможности получить государственное финансирование.

Основным видом деятельности QAA на территории Англии является институциональный аудит, который вскоре планируется переименовать в «институциональную экспертизу».

Считаю очень важным остановиться на вопросе о целях британской национальной системы гарантии качества, поскольку именно цели и задачи составляют основу основ разработки всех стандартов, процессов и процедур гарантии качества. В Британии система гарантии качества ставит перед собой следующие цели:

  • обеспечить соблюдение вузами академических стандартов квалификаций;
  • гарантировать качество образовательных услуг;
  • совершенствовать возможности студентов для получения образовательного и профессионального опыта;
  • обеспечить подотчетность вузов в отношении государственных инвестиций;
  • предоставить достоверную информацию о качестве образования и стандартах тем, кто желает ее получить или нуждается в ней.

Еще один важнейший момент, определяющий эффективность любой системы гарантии качества, – это четкость определения ключевых понятий. Для QAA таковыми являются, прежде всего, «академические стандарты» и «академическое качество».

Академические стандарты – это заранее установленные, четко определенные уровни результатов обучения, которых должен достичь студент, для того чтобы получить право на присвоение ему той или иной квалификации.

Академическое качество – это способ описания эффективности всего того, что делается или предоставляется («образовательные возможности») с целью обеспечения студентов максимальными возможностями для достижения соответствия установленным результатам обучения и стандартам академических степеней.

Поиск ответов на вопросы, лежащие в основе целеполагания, направляет агентство гарантии качества в работе, основной формой которой является институциональный аудит. Что мы вкладываем в это понятие? Прежде всего, институциональный аудит – это способ контроля того, насколько эффективно вузы сами управляют качеством образования и стандартами посредством собственной политики и процедур гарантии качества. Кроме того, это способ обеспечения достоверности публикуемой вузами информации о качестве и стандартах, а также условие для получения вузом государственного финансирования.

Характеризуя институциональный аудит как процедуру гарантии качества, нужно отметить, прежде всего, что это доказательный, основанный на документальных свидетельствах процесс, осуществляемый посредством внешней экспертизы. В центре этого процесса – студенты и их учебная деятельность.

А аудиторы кто?

Экспертная комиссия состоит из пяти человек: четырех аудиторов и секретаря комиссии (представителя администрации вузов). Для внешней экспертизы вуза приглашаются аудиторы из других учебных заведений. Это опытные, авторитетные специалисты, которые могут оценить уровень стандартов степеней в разных вузах, а также качество контроля достижений студентов. Кандидатуры аудиторов выдвигаются вузами из числа представителей академического и административного состава, а также от студенческого контингента (в состав внешней комиссии входит один студент).

Перед проведением аудита все члены экспертных комиссий проходят специальную подготовку, причем QAA не разделяет студентов и профессионалов от образования на отдельные потоки, равно как и не делает различий в оплате их работы. В соответствии с циклом национальных аудитов, агентство организует три учебных сессии в год. Каждая длится, как правило, четыре-пять дней. Обучение очное, и агентство берет на себя все расходы экспертов на обучение, проезд и проживание.

Ожидается, что эксперты проведут несколько аудиторских проверок в течение двух лет, что было бы оправдано с точки зрения затраченных на их подготовку ресурсов.

В процесс аудита входят:

  1. подготовка и представление документации;
  2. брифинг-визит (первый визит информационно-инструктивного характера);написание промежуточного отчета секретарем аудиторской комиссии (между первым визитом аудиторов и непосредственно
  3. аудиторской проверкой), но промежуточный отчет оцениваемому вузу не предъявляется;
  4. подготовка отчета и приложения, содержащего детальное изложение хода аудита.

Продолжительность первого, ориентационного визита аудиторов в вуз составляет три дня, в течение которых эксперты проводят три рабочих встречи: с ректором вуза, ректоратом и лидерами студенческой организации вуза. Обсуждаются и отбираются те аспекты деятельности вуза, которые станут объектами особого внимания экспертов. На этой встрече разрабатывается и проект программы основного визита аудиторской комиссии.

В вузе аудиторы работают самостоятельно, представители QAA при этом не присутствуют, чтобы обеспечить подлинную независимость экспертизы. Заместитель директора агентства QAA приезжает в обследуемый вуз в последний день визита комиссии, по окончании всех встреч и собеседований, и обсуждает с экспертами их заключения.

Агентство гарантии качества высшего образования (QAA) в лице заместителя директора QAA и сотрудников осуществляют общее управление процессом аудита: координируют взаимодействие внешней комиссии и вуза, обеспечивают информационную и организационную поддержку аудиторской комиссии на первом этапе (брифинг-визит). Кроме того, в обязанности заместителя директора QAA входит редактирование проекта отчета экспертной комиссии на основании данных, полученных от каждого аудитора, а также наблюдение за дальнейшим ходом подготовки отчета до момента его публикации.

В зоне особого внимания

Особое внимание аудиторы обращают на результаты внутривузовских экспертиз, на качество и стандарты исследовательских программ постдипломного образования, деятельность вуза по совершенствованию, а также на степень вовлеченности студентов в процессы гарантии качества и уровень развития в вузе информационных систем менеджмента качества. Последние, к сожалению, являются слабым звеном во многих вузах. В большинстве учебных заведений Великобритании разработано добротное программное обеспечение, есть очень хорошие информационные системы для сбора данных, но эти ресурсы не используются должным образом, вузы подчас просто не знают, «что со всем этим делать».

В ходе аудита эксперты изучают документацию, полученную от вуза (отчет о самообследовании) и студентов этого вуза. Замечу, что анализ добровольных письменных комментариев, которые студенты представляют в агентство о том, как их вуз проводил самообследование, прочно вошел в практику QAA. Нужно сказать, что с каждым годом повышается активность участия студентов в процессах гарантии качества.

Помимо отчета о самообследовании, вуз может предоставить аудиторам любые уместные, на его взгляд, документы, в том числе отчеты о ранее проводимых экспертизах (часто о программных обследованиях, проведенных отраслевыми профессиональными организациями – медицинскими, юридическими, бухгалтерскими и другими ассоциациями). Кроме того, эксперты анализируют имеющиеся в их распоряжении опубликованные данные о качестве преподавания в данном вузе.

По итогам аудиторской проверки работы вуза готовится отчет с приложением.

Первую часть отчета составляет резюме, в котором содержатся заключения экспертов, их комментарии и рекомендации, примеры хорошей практики данного вуза. Резюме представляет интерес для широкого круга общественности: работодателей, абитуриентов и студентов, родителей, правительства, министерств.

Вторая, основная часть отчета включает семь разделов.

Третья часть документа – это приложение, состоящее из тех же разделов, что и отчет, но информация здесь представлена более подробно. Приложение заинтересует, прежде всего, профессионалов от высшего образования: экспертов, сотрудников университета, профессионалов в сфере гарантии качества.

Комиссия аудиторов не выносит решение о том, прошел или не прошел вуз проверку. Обсуждая с коллективом агентства возможные варианты оформления выводов комиссии, мы опять же исходили из целей нашей работы. Для чего мы проводим аудит? Чтобы констатировать состояние дел в вузе на сегодняшний момент. Отчасти, да. Но, в первую очередь, мы работаем для студентов, для того чтобы обеспечить им возможность получить действительно качественное образование. Согласитесь, студента в гораздо большей степени интересует то, каковы потенциал и перспективы вуза, нежели ситуация в нем, скажем, год или три года назад относительно момента проведения экспертизы.

Посредством заключения о доверии вузу эксперты-аудиторы выражают свою уверенность в качестве работы вуза в настоящем и будущем. Безусловно, наряду с заключением о доверии, агентство выносит и заключения об ограниченном доверии вузу (приблизительно 10 процентов всех заключений), а также о недоверии (всего 1 случай за всю историю институциональных аудитов QAA). В случае «ограниченного доверия» вуз обязан разработать и реализовать план действий по совершенствованию, при этом предусматривается мониторинг со стороны QAA. Заключение о недоверии также предполагает подготовку и реализацию вузом контролируемого QAA плана развития, а также повторный аудит в ближайшее после первой проверки время.

Вуз после аудита

Кроме заключений, комиссия аудиторов вырабатывает для вуза рекомендации по дальнейшей работе, которые можно подразделить на обязательные для выполнения рекомендации, предложения и пожелания. Первые даются в случае, если в настоящее время качество и/или академические стандарты поставлены под угрозу и требуются срочные корректирующие меры. Вторые вырабатываются, если есть предпосылки к тому, что качество и/или академические стандарты могут быть поставлены под угрозу и необходимы превентивные или корректирующие меры. Рекомендации мер, желательных для вуза, даются тогда, когда у данного учебного заведения имеется потенциал для совершенствования качества образовательных возможностей или академических стандартов степеней.

Помимо экспертных заключений и рекомендаций вузу, по итогам проверки аудиторская комиссия должна также представить в отчете свои комментарии о возможных мерах по поддержанию академических стандартов и качества постдипломных исследовательских программ в вузе, о своем видении развития и реализации институциональных стратегий для совершенствования качества образования, о степени доверия в отношении точности и полноты информации, публикуемой вузом о его академических стандартах и качестве.

Какие последствия имеет институциональный аудит для заинтересованных сторон?

Прежде всего, публикация отчета аудиторской комиссии означает оповещение самого широкого круга общественности об итогах проверки. Заключение экспертов о доверии становится важнейшим активом учебного заведения, повышает его репутацию и возможности получения государственного финансирования. В случае заключения об ограниченном доверии или о недоверии вузу – все наоборот: это удар по репутации и финансовому положению учебного заведения. Поверьте, это игра с очень высокими ставками – подтвердит ректор любого британского вуза.

В заключение отмечу, что институциональный аудит требует от вуза активных действий по реализации мер, обязательных или рекомендуемых по итогам проверки. Для мониторинга работы вуза по совершенствованию своей деятельности через три года после аудита проводится «промежуточное обследование» – кратковременная «точечная» экспертиза, тогда как стандартный интервал между аудиторскими проверками составляет шесть лет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: питер уильямс, великобритания, зарубежный опыт, качество образования, компетентно, ао-43

Похожие материалы:
Международное сотрудничество в области качества
Системный подход к качеству образования
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования
Лучшие образовательные программы инновационной России
Tempus-4: экзамен по-рурски и страсбургски
Как объективно оценить качество образования?
Стандарты ESG
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Об особенностях современной системы образования в КНР
Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Слово редактора к №96
Если процесс оптимизации в образовании – и вузов, и школ – рассматривать в качестве пищевой цепи,...
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Из журнала
#89Инновационная площадка дуального обучения
#86Задачи гражданско-патриотического воспитания
#88Кому нужны PR-инструменты?
#87Пути модернизации профессионального образования
#88Новости №88
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны