Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Читинский государственный университет: акцент на науку

Читинский государственный университет – вуз, делающий акцент на науку, обновляющий учебный процесс, ищущий новые, эффективные образовательные технологии.

Просмотров: 2568

Второе дыхание вузовской науки

Читинский государственный университет – вуз, решительно идущий на обновление учебного процесса, – находится в поиске новых, эффективных образовательных технологий. Для этого учебного заведения характерны способность обеспечить процесс непрерывного образования, что соответствует потребностям постиндустриального общества, и умение соотнести качество подготовки специалистов с требованиями рыночной экономики. С целью создания условий для реализации прав граждан на образование в четырех районных центрах края созданы представительства университета.

В вузе активно развивается наука. Исследовательская работа ведется по 29 основным направлениям. Из них 10 представляют технические науки, 5 – естественные и 14 – общественные. Объем выполняемых фундаментальных и прикладных исследований растет.

Научные школы, действующие в учебном заведении, известны не только в России, но и за рубежом.

По результатам проводимых научно-исследовательских работ ежегодно публикуется более 900 научных статей, издается около 30 монографий и более 30 учебных пособий с грифами Министерства образования России и учебно-методических объединений. По договорам с организациями выполнено около тысячи научно-исследовательских работ, из них более 100 – в рамках федеральных и отраслевых программ и программ Министерства образования РФ с финансированием из государственного бюджета. По результатам конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ выиграны гранты отечественных и зарубежных фондов и организаций. Для участия в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы подготовлено 22 заявки. По различным конкурсам этой программы поддержаны 5 заявок на общую сумму 23 млн. рублей.

Аспирантура готовит высококвалифицированные кадры по 33 специальностям, докторантура – по 5. Работают 5 специализированных советов по защите докторских диссертаций по техническим и гуманитарным направлениям. Ученые университета принимают участие в работе диссертационных советов в других учебных заведениях России и зарубежных странах.

Подружиться с академической наукой

В Читинском государственном университете убеждены, что в настоящее время наука в вузах проходит сложный этап возрождения. Причем ускоряют этот процесс такие позитивные факторы, как появление финансовых возможностей для приобретения дорогостоящих приборов, достойной организации научных конференций, к работе которых привлекается широкий круг участников, в первую очередь, талантливые студенты. В целом, у вузовской науки есть перспективы. Но сейчас ставится задача выполнения не только образовательной функции. А для этого необходимо формировать при вузах научные центры, в которых проводились бы на высоком профессиональном уровне теоретические и экспериментальные исследования. Поскольку исследовательская деятельность требует тесного взаимодействия с академической наукой, целесообразно организовывать на базе вузов филиалы ведущих академических институтов соответствующих профилей и проблемные лаборатории, имеющие двустороннее финансирование.

Все сказанное подкрепляется делом. В университете созданы филиалы Института Дальнего Востока РАН и Института горного дела Сибирского отделения РАН, действуют различные международные и всероссийские общественные научные объединения и организации, среди которых Забайкальский центр Российской академии естественных наук, Забайкальское отделение Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Забайкальское отделение Академии минеральных ресурсов. Эти и другие научные объединения вуза направляют свою деятельность на решение разнообразных проблем региона.

На службе производству

Ученые университета принимают участие в разработке и реализации трех федеральных научно-технических программ: экологически чистое горное производство; энергосберегающие и экологически чистые горнометаллургические комплексы; строительство. Результаты интеллектуальной деятельности с успехом используются на ряде предприятий Забайкальского края. Можно привести немало примеров в доказательство сказанному. Вот несколько из них.

Для горнодобывающих предприятий, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых открытым способом, важно знать, как воздействует их деятельность на основные компоненты природной среды. Ученые университета создали методику, позволяющую оценивать это воздействие. Или: обоснована стратегия и параметры рациональной разработки маломасштабных месторождений. Полученные технологии, экономико-математические модели, программы расчета использованы в технико-экономических обоснованиях и технических проектах для ОАО «Ксеньевский прииск», ООО «Калангуйский плавшпат», ЗабНТГео и др. Также, в результате выполненных в университете научно-исследовательских работ, в значительной степени решена проблема радиационной безопасности на урановых рудниках России.

Практические результаты интеллектуальной деятельности представляются на различных выставках высокого ранга: например, на международной универсальной выставке «БАЙКАЛЭКСПО», Харбинской ярмарке (КНР), Сибирской ярмарке, Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи (НТТМ-2007, 2008) и других. В 2007 и 2008 годах в университете проводились конкурсы по отбору научных разработок и изобретений профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов для их коммерциализации в рамках технопарка. И, хотя список внедрений довольно большой, многие работы еще ждут своего практического применения. Для ученых это проблема, решение которой требует тесного взаимодействия руководителей вузов, предприятий-потребителей, представителей бизнеса, банковских структур и региональной администрации.

Острые проблемы современности

Вузовская наука служит не только производству. На счету ученых концепция предупреждения преступности в бюджетной сфере, а также разработка комплекса предложений по совершенствованию действующего уголовного законодательства и иных нормативно-правовых актов, обеспечивающих охрану бюджетных правоотношений. Это исследование  –   первое в своем роде. Оно может быть использовано в законотворческой деятельности по совершенствованию нормативно-правовой основы предупреждения правонарушений в бюджетной сфере.

Но самая острая проблема социальной сферы – состояние здоровья молодого поколения. Вот что показывает исследование, посвященное основным показателям образа жизни и поведения современных школьников которое провели кандидат медицинских наук С.Т. Кохан и студент А.Л. Шеметов. Из 114 учащихся 5-7 классов не занимаются спортом и ограничиваются двумя уроками физкультуры в неделю 54 процента учащихся (девочек среди них в 2,5 раза больше, чем мальчиков). Спят менее восьми часов в сутки 66 процентов опрошенных. Ширится круг болезней, которыми поражены дети и подростки. По данным Психологического института РАО, в настоящее время в первый класс приходит 20 процентов детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу обучения в начальной школе это число увеличивается до 60 процентов. Реформирование образовательной системы и переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья школьников. И в университете ищут пути для его улучшения.

В поиске стратегии оздоровления

В марте 2005 года в университете создана научно-исследовательская лаборатория «Здоровьесберегающие технологии в высшей школе». Она является структурным подразделением Института социально-политических систем ЧитГУ. По заданию Федерального агентства по образованию лаборатория разрабатывает тему «Системные исследования экологической целесообразности здоровьецентристской парадигмы: концепции Запада и учения Востока». Научным руководителем эксперимента является доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, почетный работник высшего профессионального образования К.Г. Эрдынеева.

Весьма обширное, рассчитанное на несколько этапов исследование предполагает экспертизу имеющихся оздоровительных технологий, разработку диагностических методов оценки состояния систем организма, выявление оздоравливающих факторов, связанных с индивидуальным развитием субъекта. Ученые ставят задачи создать электронные карты и информационные базы данных здоровья студентов, преподавателей, рабочих и инженеров, учитывающие экологические факторы, и разработать ряд рекомендаций: по прогнозу влияния экологических факторов на человека, коррекции этого влияния и созданию здоровой экологической среды.

Исследовательская деятельность студентов

Исследовательская деятельность – неотъемлемая часть обучения. В нее вовлечено более 4 тыс. студентов из 6,6 тыс. обучающихся по очной форме. Они участвуют в работах, осуществляющихся по межотраслевым и региональным программам, федеральных министерств России, и традиционно – в проектировании автомобильных дорог Забайкальского края. Полем деятельности служат также центр энергосбережения и научно-исследовательская лаборатория здоровьесберегающих технологий.

В университете действует свыше 20 студенческих научных объединений, которые формируют и развивают навыки инновационного предпринимательства и лидерские способности. Для привлечения молодых ученых ежегодно проводятся конкурсы научных грантов для студентов и аспирантов.

За последний год студенты и аспиранты приняли участие в 17 всероссийских и региональных олимпиадах, где заняли 24 призовых места в личном первенстве и 7 – в командном зачете, подготовили более 1  300 докладов для научно-практических конференций разного уровня.

Следует отметить, что в 2007-2009 годах возможности исследовательской деятельности как для молодого поколения, так и для профессорско-преподавательского персонала значительно расширились. За это время для дальнейшего развития вузовской науки, экспериментального производства и внедрения результатов научно-исследовательских работ в университете созданы и малые формы опытных научно-производственных предприятий – 5 студенческих конструкторских бюро, и крупные научные объединения – геологический научно-образовательный центр, работающий совместно с 2 институтами Сибирского отделения РАН – горного дела и природных ресурсов, экологии и криологии, и технопарк, являющийся опытно-экспериментальной внедренческой зоной.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Миссия Мичуринского государственного педагогического института
Экспресс-форум: применение результатов интеллектуальной деятельности
Проблемы реализации болонских инициатив
Стабильность вуза в его внутренней политике
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета
Омская гуманитарная академия – через тернии к звездам!
Челябинский педагогический университет: вместе найти ориентир
«ЕГЭ» для бакалавров
Качественное негосударственное образование на Дальнем Востоке
В движении к работодателю

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ