Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Актуальные проблемы лесного образования

Проблемы в лесной отрасли актуальны и требуют скорейшего решения «Уровень подготовки выпускников вузов не отвечает ожиданиям компаний лесного сектора. Как в зеркале, эти проблемы отразились в рейтинге высших учебных заведений по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов, поступивших в этом году в лесные вузы».

Просмотров: 2852

Лес – обжигающая тема

«Зеленое золото», «кислородный щит», «легкие Земли»… Как только ни называют сегодня Его Величество Лес.

Это важнейший, жизненно необходимый для всего человечества мировой ресурс. Согласно основным выводам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), «в мире ежегодно с 2000 года по 2010 год примерно 13 млн. га леса либо трансформировались в земли другого назначения, либо были потеряны естественным образом, по сравнению с 16 млн. га в год в 90-е годы». И в нашей стране лесное богатство заметно тает, особенно после жаркого лета 2010 года. От пылающих деревьев выгорает кислород, нарушаются состав и структура почвы, происходят серьезные, а порой и необратимые изменения в экологическом равновесии регионов. Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков на осенней сессии парламента отметил: «Основной удар стихии в этом году пришелся на центр России, где самая высокая плотность населения и, соответственно, концентрация объектов жизнедеятельности».

Горячие проблемы лесного хозяйства не заканчиваются борьбой с пожарами, стихией. На первый план выходят важнейшие вопросы: как восстанавливать лес, как научиться защищать и грамотно использовать этот поистине бесценный дар природы. Специалисты Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России Валерий Акимов и Юрий Соколов отмечают:

– В отличие от сельскохозяйственных культур, лес растет очень медленно. Он сможет подняться на горельниках не раньше, чем через восемьдесят-сто лет, если не будет новых пожаров. Для восстановления одного гектара сгоревшего леса требуется высадить от трех до пяти тысяч саженцев. Чтобы вырастить одно поколение леса, должны работать, сменяя друг друга, как минимум три поколения лесничих.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил:

– Перипетии завершающегося лета еще должны стать предметом самого серьезного анализа со стороны специалистов, политиков, общественности, потому что это касается всех. И уже коснулось самым обжигающим образом.

«Иногда приходится слышать утверждение, что в первую очередь следует сделать лесное хозяйство доходным и экономически устойчивым и уже на этой основе решать возникающие проблемы экологической и социальной устойчивости. С самого начала хотелось бы предостеречь будущих специалистов лесного хозяйства от подобного подхода. Мировая практика убедительно доказывает, что, давая краткосрочную экономическую выгоду, в конечном счете он приведет к значительным затратам на восстановление экологического и социального равновесия. «Скупой платит дважды» – эта народная мудрость отражает едва ли не основную суть концепции устойчивого лесоуправления».1

Редакции журнала «Аккредитация в образовании» кажется абсолютно обоснованной необходимость самого серьезного анализа со стороны специалистов. Мы предоставили на страницах №42 и №43 журнала слово профессионалам – руководителям, ученым, преподавателям вузов лесной отрасли, – в надежде не только исследовать текущие проблемы, но и поговорить о роли и возможностях вузов лесной отрасли, определить важнейшие направления в содержании образовательных программ.

Проблемы в лесной отрасли актуальны и требуют скорейшего решения. «Уровень подготовки выпускников вузов не отвечает ожиданиям компаний лесного сектора. Как в зеркале, эти проблемы отразились в рейтинге высших учебных заведений по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов, поступивших в этом году в лесные вузы». Ни один профильный вуз, готовящий специалистов для лесного сектора, не выбился в первую сотню по России. «Рейтинг позволяет сделать однозначный вывод о непрестижности как самих лесных вузов, так и профессии лесовода в глазах нашего общества. Среди молодежи невысок имидж работника леса, что отражается на низком качестве подготовки абитуриентов, поступающих в лесные вузы; большинство выпускников лесных вузов не работают по специальности», – считает Николай Шматков, координатор проектов по лесной политике WWF России.»

Президент Научно-образовательной ассоциации лесного комплекса России Александр Обливин в своей статье, представленной в этом номере журнала «Аккредитация в образовании», обозначил ряд важнейших вопросов. Во-первых, недостаточное финансирование научных исследований в лесной отрасли. «В лесной отрасли закрылись почти все НИИ, их акционирование привело, фактически, к развалу профильной науки». Во-вторых, кадровый дефицит специалистов – в образовательных учреждениях и в системе управления лесами. «Потребность составляет 9 тыс. специалистов в год с высшим против 8 тыс. выпускаемых сегодня в системе лесного ВПО и 3 тыс. со средним профессиональным образованием». В-третьих, важна переработка законодательной базы, Лесного кодекса. «На сегодня в аренде находится всего около 20 процентов леса, 80 процентов – бесхозны, в свое время были ликвидированы пожарно-химические станции, пожарная техника, прошло сокращение лесной охраны более чем на 70 тыс. человек! Восстанавливать прежнюю систему лесоохраны – первоочередная задача».

О насущной необходимости растить квалифицированных специалистов отдельно для каждого региона страны рассуждают в номере несколько наших авторов. Анализ климатических особенностей Оренбургской области и необходимость подготовки инженерных специалистов, знающих специфику выращивания и управления лесами региона, в своей статье обозначила Александра Колтунова олтунова олтунова , декан факультета лесного хозяйства и зеленого строительства Оренбургского государственного аграрного университета. Об этом в статье «Лесной комплекс ждет специалистов» (№ 42, «АО») говорили и ректор Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.И. Верещагина Николай Малков алков алков , заведующий кафедрой лесного хозяйства Федор Дружинин ружинин . «По данным статистики, учреждениям Департамента лесного комплекса Вологодской области недоставало около 600 специалистов с высшим лесохозяйственным образованием, из них 169 – по государственной службе».

Об одной из актуальнейших проблем – необходимости квалифицированного анализа, назначения мероприятий по расчистке гарей и последующему лесовосстановлению, а также разработке проекта противопожарного обустройства лесов Воронежской области – рассуждает в своей статье ректор Воронежской государственной лесотехнической академии Владимир Бугаков угаков угаков . «Еще один немаловажный вопрос – государственные субвенции, выделяемые субъектам федерации, нельзя использовать на охрану, защиту, воспроизводство и сохранение леса в учебно-опытных лесхозах и лесничествах, так как они принадлежат Минобрнауки РФ. Для устранения этого противоречия необходимо межведомственное соглашение Министерства финансов РФ, Министерства образования и науки РФ и Рослесхоза».

«В последние годы российский лесной сектор испытывает острый дефицит специалистов, отвечающих современным требованиям устойчивого лесоуправления. Этот дефицит ощущается на производстве, в органах управления лесами, в учебных заведениях. Сейчас система высшего образования во многих случаях не может подготовить специалистов, способных принимать самостоятельные грамотные решения по управлению сложными экосистемами, какими являются леса. С каждым годом, по мере развития добровольной лесной сертификации, экологизации рынков сбыта, ужесточения международного законодательства, становится очевиднее необходимость в специалистах лесного хозяйства, компетентных в сложных вопросах экономики, биологии леса, социальных отношений».2

Проректор по учебной работе (УМО) Московского государственного университета леса Евгений Щербаков ербаков подчеркивает, что реализация Стратегии развития лесного комплекса на период до 2020 года, на основе модернизации и технологического развития лесной отрасли, потребует формирования кадрового потенциала для лесной отрасли нового качественного уровня. На базе Московского государственного университета леса, где сегодня успешно работает учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела, можно создать Национальный центр развития лесного комплекса. Это позволит объединить потенциал образовательных, научных учреждений и организаций, профильных промышленных предприятий в регионах России и решить задачи повышения качества подготовки специалистов в области лесного хозяйства, формирования совместно с работодателями профессиональных требований (компетенций) к современным специалистам всех уровней подготовки, развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров, в том числе системы дистанционного обучения, внедрения в производство инновационных научных разработок и сложного высокотехнологичного оборудования.

Поднятые нашими авторами проблемы актуальны для всей страны и одновременно касаются каждого человека в России. Редакция журнала приглашает продолжить разговор на тему лесного образования и управления лесным хозяйством. Мы готовы предоставить слово каждому заинтересованному в этом вопросе специалисту. Нельзя остаться равнодушными к проблеме выгорающей, вырубаемой, вымирающей, исчезающей от нерационального использования и управления лесной сокровищницы страны. Иначе, что мы оставим в наследство будущим поколениям?

  1. Основы устойчивого лесоуправления: учебное пособие для вузов / М.Л. Карпачевский, В.К. Тепляков, Т.О. Яницкая, А.Ю. Ярошенко. Всемирный фонд дикой природы (WWF). – М., 2009. – 143 [1] c.
  2. Новости с официального сайта Всемирного фонда дикой природы в России WWF, ноябрь 2010 года.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: лесное образование, ВПО, личный опыт, ао-43

Похожие материалы:
Лесное образование в России: обозначая тенденции
Интеграция: виток за витком
Первый негосударственный вуз Красноярского края
Кадры для целлюлозно-бумажной промышленности
Владикавказский институт управления - вуз с креативным характером
Институт цивилизации (г. Владикавказ)
Филиал вуза как ресурс развития территории
Объединить научное пространство Арктики
КемГМА: варианты решения кадровой проблемы
Лесному образованию по пути с инновациями

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#98Забайкальский аграрный институт – научно-методический центр аграрного образования края
#97К чему ведет глобальная автоматизация профессий СПО?
#96Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
#99Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
#99Ольга Васильева обозначила главные задачи ведомства
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве