Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

В авангарде инноваций – школа здоровья

Средняя образовательная школа № 97 с полным днем пребывания детей города Ижевска взяла курс на здоровьесберегающие технологии в обучении едва ли не со дня основания. Её медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, не имеет аналогов в России.

Просмотров: 1402
ЧУГАЛАЕВ Ахтам Хабибзянович – директор средней общеобразовательной школы №97 с полным днем пребывания детей г. Ижевска

Средняя общеобразовательная школа №97 с полным днем пребывания детей города Ижевска взяла курс на здоровьесберегающие технологии в обучении едва ли не со дня своего основания. Ее медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, не имеет аналогов в России. О школе говорят. В этом году ей предложили стать участником Содружества авангардных школ России. На вопросы корреспондента «АО» отвечает директор учебного заведения Ахтам ЧУГАЛАЕВ.

– Ваша школа – победитель Всероссийскогоконкурса«Лучшие школы России – 2008». По каким параметрам, на ваш взгляд, должна оцениваться работа учебного заведения?

– Сегодня для оценки работы образовательного учреждения применяют несколько «измерителей». Во-первых, это качество предоставляемых услуг – результаты единого государственного экзамена, количество выпускников, поступивших в вузы, и участие в предметных олимпиадах различного уровня.

Но считаю не менее важным то, что хорошая школа – это место, где все участники образовательного процесса согласованно действуют во благо образовательного процесса, где учитывается мнение детей, родителей и учителей. И, к слову сказать, именно это было приоритетом при выборе победителей конкурса «Лучшие школы России».

– Вы были отмечены в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Какие новые решения были успешно воплощены в жизнь в вашем учебном заведении?

– На конкурс наша школа представила различные инновационные тренды. Например, проект автоматизации управления образовательным учреждением – «безбумажные» технологии в управлении учебно-воспитательным процессом. На данный момент используются три основных модуля: автоматизация документооборота, включающего базы данных учащихся и сотрудников школы, электронный журнал и электронное расписание уроков.

В 2009-2010 учебном году в школе введен электронный журнал. Система не просто не уступает по удобству и функциональности обычным классным журналам, но и заметно превосходит их. Однако имеющиеся на рынке компьютерные программы оказались не полными, не рассчитанными на автоматизацию учета учебной деятельности. Поэтому школа создает собственный программный продукт, авторскую компьютерную программу «Альма-матер», которая позволяет не просто зафиксировать оценку или факт отсутствия ученика, а полноценно автоматизировать этот процесс. С ее помощью можно провести аналитическую работу, учесть все особенности учебного процесса, создать автоматизированные рабочие места учителей, администрации, социального педагога, медицинских работников и классного руководителя. Таким образом, система автоматизации управления школой позволяет уйти от рутинной трудоемкой работы.

Еще одно инновационное направление нашей работы – создание креативной образовательной среды для поддержки одаренных детей в рамках школьной программы «Чудо-дети». Школа работает в режиме полного дня: после уроков дети могут бесплатно заниматься в 150 объединениях дополнительного образования различной направленности. Разработана система материального и морального поощрения одаренных учащихся: введены Орден Славы, степени школьного бакалавра и магистра наук. Действуют профильные смены школьного исследовательского лагеря «Точка опоры».

Кроме того, в школе развиваются идеи полинационального образования: изучаются удмуртский, татарский и финский языки.

– Есть ли опыт по распространению этих разработок в другие школы?

– Участие в подобных конкурсах как раз и дает такую возможность. Происходит активный обмен передовым опытом между школами. Это способствует рождению новых идей, вдохновляет на новые достижения.

В феврале 2010 года в Санкт-Петербурге в гостях у гимназии №56 нам, как и другим школам-победителям различных конкурсов, предложили стать участником Содружества авангардных школ России с целью распространения инновационного опыта во всех регионах.

– В вашем учебном заведении создана уникальная система оздоровительной работы. Школьный медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, не имеет аналогов в России. Каковы основные элементы системы оздоровительной работы Вашей школы, и каких главных результатов удалось достичь?

– Отдавая себе отчет в том, что некоторые функции общества и семьи делегированы школе как важнейшему социальному институту, мы разрабатываем и внедряем системный подход в школьном здоровьесбережении. Поэтому наша модель вносит такие изменения в школьную практику, которые затрагивают всю систему работы образовательной деятельности и ее инфраструктуры.

Важную роль в этом звене играет медико-педагогический центр (МПЦ). Это структурное подразделение школы занимается активным выявлением и профилактикой хронических, вновь возникших патологий у учащихся, и осуществляет реальную связь педагогического процесса и оздоровительных мероприятий.

МПЦ не заменяет и не подменяет лечебные учреждения. Его основная цель – выявить процесс развития болезни на самом раннем этапе и принять комплекс мер для его прекращения.

Как показывает практика, среди других органов чувств, в первую очередь, страдает зрение. С 2008 года в системе работы школы ведется эксперимент по методике доцента В.А. Ковалева «Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения у учащихся школы». Каждый учебный кабинет обеспечен тренажером «Видеоазимут» для глаз, в спортивных залах – тренажер «Тропа сокола».

В школе проводятся занятия по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями. С детьми занимается иппотерапевт – специально обученный инструктор по лечебной верховой езде. Конная прогулка – это не только развлечение, активный отдых, но, оказывается, и прекрасное лекарство.

В результате такой комплексной работы наблюдается положительная динамика состояния здоровья детей: уменьшились обострения заболеваний желудочно-кишечного тракта, бронхолегочной патологии, случаев ОРВИ, отмечаются положительные результаты в лечении и профилактике нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия.

Ключевой фигурой в поддержании здоровой среды учебного процесса, безусловно, является педагог. Хорошо дидактически «проработанный» урок ориентирован на здоровье всех его участников.

– Поразительной характеристикой нашей школы, по данным международных исследований последних лет, является снижение качественных показателей учащихся по мере их обучения. Казалось бы, успех на младших ступенях должен определять еще больший успех в старших классах. На ваш взгляд, от чего происходит обратное? Какими методиками вы пользуетесь, чтобы сохранить стойкую мотивацию к обучению?

– Средний школьный возраст характеризуется значительными изменениями условий жизни ученика: увеличивается число предметов, занятия ведут несколько учителей, усложняется материал школьной программы, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий, появляются новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы. И важным моментом для повышения мотивации к получению знаний является создание ситуации успеха, которая должна моделироваться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения. Каждый педагог может создать условия для реализации потенциала и развития ребенка.

Важную роль в этом мы отводим учителю и психологической службе школы. Особый акцент делаем на качество преподавания: использование современных интерактивных педагогических технологий, отход от традиционной структуры урока. Для этого в школе проводится корпоративное повышение квалификации педагогического коллектива. К примеру, в этом году мы сотрудничаем с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва).

Уже в начальной школе учителя среднего и старшего звена проводят диагностическую работу с младшими школьниками, анализируя их уровень грамотности. По ее итогам организуются круглые столы по вопросам преемственности обучения при переходе от начальной ступени к основной школе.

– Какие постулаты «Современной модели образования – 2020», президентской инициативы «Наша новая школа» вам близки?

– С этого года мы являемся республиканской площадкой по практической реализации направлений национальной инициативы «Наша новая школа», поэтому ее основные постулаты у нас уже реализуются.

Интересной идеей современной модели считаю новый подход к пониманию роли образования в жизни человека, миссии школы: она становится местом, где человека учат учиться. Меняется принцип: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь».

Главным компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Важным мне показался и взгляд на портрет нового учителя. Изменение его роли с транслятора знаний на многофункционального специалиста: исследователя, воспитателя, консультанта, руководителя проектов, – безусловно, требует и абсолютного нового подхода к профессиональной подготовке педагогических кадров.

Актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрасту, идеи которой также поддерживаются в нашей школе. Мы работаем над выделением специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях.

– Ваш школьный сайт является победителем конкурса «Золотой сайт России» среди государственных учреждений Приволжского федерального округа. Какое внимание вы уделяете компьютерной грамотности учителей и учеников? Как смотрите на то, что в проекте нового образовательного стандарта в перечне обязательных предметов не нашлось места информатике, астрономии, однако в качестве обязательного предмета появились «Основы духовнонравственной культуры народов России», видимо, в продолжение эксперимента по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

– Обобщая знания и передовой опыт в области информационно-коммуникационных технологий, мы активно осваиваем их в управлении школой. У нас есть локальная сеть, рабочие места педагогов полностью компьютеризированы. Грамотными пользователями ПК являются сто процентов администрации и преподавательского состава.

Что касается вопроса о перечне обязательных предметов, то считаю, что если мы хотим иметь интеллектуальную нацию, мы должны создавать условия для творческого развития личности: нужно учить детей и музыке, и астрономии, и информатике.

– В последнее время преподаватели вузов все чаще упоминают о невысоком уровне знаний первокурсников, об отсутствии навыков самостоятельной работы. А у вас, как представителя средней школы, какие требования к выпускникам педагогических высших учебных заведений?

– Учитель в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается со сложными нестандартными ситуациями. Порой не хватает знаний психологии, организаторских, коммуникативных навыков. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс выдвигает принципиально новые требования к педагогам.

Безусловно, решение этих задач требует изменения акцентов в профессиональной подготовке учителя. Так, особое внимание должно уделяться формированию готовности педагога к участию в инновационных процессах.

– Как решаются вопросы формирования педагогического коллектива в вашей школе?

– Каждый год к нам приходят молодые учителя – выпускники педагогических вузов. В школе ведется серьезная работа по сопровождению молодых специалистов для создания благоприятного психологического климата, современных условий труда, а также обеспечение методической поддержки педагогаминаставниками.

– В каких мероприятиях по проведению Года учителя вы участвуете?

– В нашем районе, городе и республике проводятся различные мероприятия, посвященные Году учителя. Это профессиональные конкурсы педагогического мастерства «Учитель года», конкурсный отбор лучших учителей. Представители нашей школы участвуют во всероссийских педагогических и научно-практических конференциях. Учащиеся пишут эссе, в которых рисуют образ нового учителя и отображают свою позицию документа «Наша новая школа».

– Каких позитивных перемен в средней школе вы ожидаете?

– Всегда хочется верить в лучшее, особенно в Год учителя. Это, безусловно, символ того, что образование должно стать важнейшим приоритетом государства, а педагог – самой уважаемой профессией.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ахтам чугалаев, удмуртская республика, средняя общеобразовательная школа № 97 г. ижевска, здоровьесберегающие технологии, школьные дневники, ао-39

Похожие материалы:
Информационные технологии в образовательном процессе
Модернизация системы образования
Преподавание истории в школе
Воспитательная работа в Асановском аграрно-техническом техникуме
Удмуртская республика - региональный обзор
Инновационная экономика начинается с образования
Программа развития Сарапульского техникума машиностроения и информационных технологий
Ижевский монтажный техникум - взаимодействие с работодателем
Отличное образование – для отличной жизни!
Обзор рынка труда Удмуртской республики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#94Омский государственный технический университет отметил юбилей
#96Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
#101ВУЗПРОМЭКСПО – территория инноваций
#95Впервые в России проведен масштабный форум APQN
#99Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль