Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

В авангарде инноваций – школа здоровья

Средняя образовательная школа № 97 с полным днем пребывания детей города Ижевска взяла курс на здоровьесберегающие технологии в обучении едва ли не со дня основания. Её медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, не имеет аналогов в России.

Просмотров: 1407
ЧУГАЛАЕВ Ахтам Хабибзянович – директор средней общеобразовательной школы №97 с полным днем пребывания детей г. Ижевска

Средняя общеобразовательная школа №97 с полным днем пребывания детей города Ижевска взяла курс на здоровьесберегающие технологии в обучении едва ли не со дня своего основания. Ее медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, не имеет аналогов в России. О школе говорят. В этом году ей предложили стать участником Содружества авангардных школ России. На вопросы корреспондента «АО» отвечает директор учебного заведения Ахтам ЧУГАЛАЕВ.

– Ваша школа – победитель Всероссийскогоконкурса«Лучшие школы России – 2008». По каким параметрам, на ваш взгляд, должна оцениваться работа учебного заведения?

– Сегодня для оценки работы образовательного учреждения применяют несколько «измерителей». Во-первых, это качество предоставляемых услуг – результаты единого государственного экзамена, количество выпускников, поступивших в вузы, и участие в предметных олимпиадах различного уровня.

Но считаю не менее важным то, что хорошая школа – это место, где все участники образовательного процесса согласованно действуют во благо образовательного процесса, где учитывается мнение детей, родителей и учителей. И, к слову сказать, именно это было приоритетом при выборе победителей конкурса «Лучшие школы России».

– Вы были отмечены в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Какие новые решения были успешно воплощены в жизнь в вашем учебном заведении?

– На конкурс наша школа представила различные инновационные тренды. Например, проект автоматизации управления образовательным учреждением – «безбумажные» технологии в управлении учебно-воспитательным процессом. На данный момент используются три основных модуля: автоматизация документооборота, включающего базы данных учащихся и сотрудников школы, электронный журнал и электронное расписание уроков.

В 2009-2010 учебном году в школе введен электронный журнал. Система не просто не уступает по удобству и функциональности обычным классным журналам, но и заметно превосходит их. Однако имеющиеся на рынке компьютерные программы оказались не полными, не рассчитанными на автоматизацию учета учебной деятельности. Поэтому школа создает собственный программный продукт, авторскую компьютерную программу «Альма-матер», которая позволяет не просто зафиксировать оценку или факт отсутствия ученика, а полноценно автоматизировать этот процесс. С ее помощью можно провести аналитическую работу, учесть все особенности учебного процесса, создать автоматизированные рабочие места учителей, администрации, социального педагога, медицинских работников и классного руководителя. Таким образом, система автоматизации управления школой позволяет уйти от рутинной трудоемкой работы.

Еще одно инновационное направление нашей работы – создание креативной образовательной среды для поддержки одаренных детей в рамках школьной программы «Чудо-дети». Школа работает в режиме полного дня: после уроков дети могут бесплатно заниматься в 150 объединениях дополнительного образования различной направленности. Разработана система материального и морального поощрения одаренных учащихся: введены Орден Славы, степени школьного бакалавра и магистра наук. Действуют профильные смены школьного исследовательского лагеря «Точка опоры».

Кроме того, в школе развиваются идеи полинационального образования: изучаются удмуртский, татарский и финский языки.

– Есть ли опыт по распространению этих разработок в другие школы?

– Участие в подобных конкурсах как раз и дает такую возможность. Происходит активный обмен передовым опытом между школами. Это способствует рождению новых идей, вдохновляет на новые достижения.

В феврале 2010 года в Санкт-Петербурге в гостях у гимназии №56 нам, как и другим школам-победителям различных конкурсов, предложили стать участником Содружества авангардных школ России с целью распространения инновационного опыта во всех регионах.

– В вашем учебном заведении создана уникальная система оздоровительной работы. Школьный медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, не имеет аналогов в России. Каковы основные элементы системы оздоровительной работы Вашей школы, и каких главных результатов удалось достичь?

– Отдавая себе отчет в том, что некоторые функции общества и семьи делегированы школе как важнейшему социальному институту, мы разрабатываем и внедряем системный подход в школьном здоровьесбережении. Поэтому наша модель вносит такие изменения в школьную практику, которые затрагивают всю систему работы образовательной деятельности и ее инфраструктуры.

Важную роль в этом звене играет медико-педагогический центр (МПЦ). Это структурное подразделение школы занимается активным выявлением и профилактикой хронических, вновь возникших патологий у учащихся, и осуществляет реальную связь педагогического процесса и оздоровительных мероприятий.

МПЦ не заменяет и не подменяет лечебные учреждения. Его основная цель – выявить процесс развития болезни на самом раннем этапе и принять комплекс мер для его прекращения.

Как показывает практика, среди других органов чувств, в первую очередь, страдает зрение. С 2008 года в системе работы школы ведется эксперимент по методике доцента В.А. Ковалева «Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения у учащихся школы». Каждый учебный кабинет обеспечен тренажером «Видеоазимут» для глаз, в спортивных залах – тренажер «Тропа сокола».

В школе проводятся занятия по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями. С детьми занимается иппотерапевт – специально обученный инструктор по лечебной верховой езде. Конная прогулка – это не только развлечение, активный отдых, но, оказывается, и прекрасное лекарство.

В результате такой комплексной работы наблюдается положительная динамика состояния здоровья детей: уменьшились обострения заболеваний желудочно-кишечного тракта, бронхолегочной патологии, случаев ОРВИ, отмечаются положительные результаты в лечении и профилактике нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия.

Ключевой фигурой в поддержании здоровой среды учебного процесса, безусловно, является педагог. Хорошо дидактически «проработанный» урок ориентирован на здоровье всех его участников.

– Поразительной характеристикой нашей школы, по данным международных исследований последних лет, является снижение качественных показателей учащихся по мере их обучения. Казалось бы, успех на младших ступенях должен определять еще больший успех в старших классах. На ваш взгляд, от чего происходит обратное? Какими методиками вы пользуетесь, чтобы сохранить стойкую мотивацию к обучению?

– Средний школьный возраст характеризуется значительными изменениями условий жизни ученика: увеличивается число предметов, занятия ведут несколько учителей, усложняется материал школьной программы, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий, появляются новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы. И важным моментом для повышения мотивации к получению знаний является создание ситуации успеха, которая должна моделироваться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения. Каждый педагог может создать условия для реализации потенциала и развития ребенка.

Важную роль в этом мы отводим учителю и психологической службе школы. Особый акцент делаем на качество преподавания: использование современных интерактивных педагогических технологий, отход от традиционной структуры урока. Для этого в школе проводится корпоративное повышение квалификации педагогического коллектива. К примеру, в этом году мы сотрудничаем с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва).

Уже в начальной школе учителя среднего и старшего звена проводят диагностическую работу с младшими школьниками, анализируя их уровень грамотности. По ее итогам организуются круглые столы по вопросам преемственности обучения при переходе от начальной ступени к основной школе.

– Какие постулаты «Современной модели образования – 2020», президентской инициативы «Наша новая школа» вам близки?

– С этого года мы являемся республиканской площадкой по практической реализации направлений национальной инициативы «Наша новая школа», поэтому ее основные постулаты у нас уже реализуются.

Интересной идеей современной модели считаю новый подход к пониманию роли образования в жизни человека, миссии школы: она становится местом, где человека учат учиться. Меняется принцип: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь».

Главным компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Важным мне показался и взгляд на портрет нового учителя. Изменение его роли с транслятора знаний на многофункционального специалиста: исследователя, воспитателя, консультанта, руководителя проектов, – безусловно, требует и абсолютного нового подхода к профессиональной подготовке педагогических кадров.

Актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрасту, идеи которой также поддерживаются в нашей школе. Мы работаем над выделением специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях.

– Ваш школьный сайт является победителем конкурса «Золотой сайт России» среди государственных учреждений Приволжского федерального округа. Какое внимание вы уделяете компьютерной грамотности учителей и учеников? Как смотрите на то, что в проекте нового образовательного стандарта в перечне обязательных предметов не нашлось места информатике, астрономии, однако в качестве обязательного предмета появились «Основы духовнонравственной культуры народов России», видимо, в продолжение эксперимента по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

– Обобщая знания и передовой опыт в области информационно-коммуникационных технологий, мы активно осваиваем их в управлении школой. У нас есть локальная сеть, рабочие места педагогов полностью компьютеризированы. Грамотными пользователями ПК являются сто процентов администрации и преподавательского состава.

Что касается вопроса о перечне обязательных предметов, то считаю, что если мы хотим иметь интеллектуальную нацию, мы должны создавать условия для творческого развития личности: нужно учить детей и музыке, и астрономии, и информатике.

– В последнее время преподаватели вузов все чаще упоминают о невысоком уровне знаний первокурсников, об отсутствии навыков самостоятельной работы. А у вас, как представителя средней школы, какие требования к выпускникам педагогических высших учебных заведений?

– Учитель в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается со сложными нестандартными ситуациями. Порой не хватает знаний психологии, организаторских, коммуникативных навыков. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс выдвигает принципиально новые требования к педагогам.

Безусловно, решение этих задач требует изменения акцентов в профессиональной подготовке учителя. Так, особое внимание должно уделяться формированию готовности педагога к участию в инновационных процессах.

– Как решаются вопросы формирования педагогического коллектива в вашей школе?

– Каждый год к нам приходят молодые учителя – выпускники педагогических вузов. В школе ведется серьезная работа по сопровождению молодых специалистов для создания благоприятного психологического климата, современных условий труда, а также обеспечение методической поддержки педагогаминаставниками.

– В каких мероприятиях по проведению Года учителя вы участвуете?

– В нашем районе, городе и республике проводятся различные мероприятия, посвященные Году учителя. Это профессиональные конкурсы педагогического мастерства «Учитель года», конкурсный отбор лучших учителей. Представители нашей школы участвуют во всероссийских педагогических и научно-практических конференциях. Учащиеся пишут эссе, в которых рисуют образ нового учителя и отображают свою позицию документа «Наша новая школа».

– Каких позитивных перемен в средней школе вы ожидаете?

– Всегда хочется верить в лучшее, особенно в Год учителя. Это, безусловно, символ того, что образование должно стать важнейшим приоритетом государства, а педагог – самой уважаемой профессией.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ахтам чугалаев, удмуртская республика, средняя общеобразовательная школа № 97 г. ижевска, здоровьесберегающие технологии, школьные дневники, ао-39

Похожие материалы:
Удмуртская республика - региональный обзор
Ижевский монтажный техникум - взаимодействие с работодателем
Дистанционные технологии расширяют возможности корпоративного обучения
КИГИТ – вуз для творческих людей
Преподавание истории в школе
Обзор рынка труда Удмуртской республики
Инновационная экономика начинается с образования
Система СПО Удмуртской Республики
Информационные технологии в образовательном процессе
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия - исследовать, изобретать, советовать

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#97Ивановский колледж культуры отметил 70-летие
#104Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia
#94КузГТУ занимает лидирующие позиции по подготовке кадров для российской угольной промышленности
#100Как учить поколение Z
#101Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани