Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Развитие академической мобильности французских студентов

Франция занимает пятое место в мире по числу студентов, выезжающих на обучение за рубеж. Из года в год наблюдается положительная динамика по числу французов, предпочитающих учиться за границей.

31.10.2017
Просмотров: 129

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

Гульрана Краснова КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна – ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор.
ПЫХТИНА Наталья Александровна ПЫХТИНА Наталья Александровна – заместитель директора Института международных программ Российского университета дружбы народов, кандидат педагогических наук.

Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО1 (англ. – UNESCO Institute for Statistics), Франция занимает пятое место в мире по числу студентов, выезжающих на обучение за рубеж. Из года в год наблюдается положительная динамика по числу французов, предпочитающих учиться за границей.

Предпочтения французских студентов

Из выезжающих на обучение за рубеж французских студентов почти две трети направляются в европейские страны. В первой десятке стран приема в 2013 году значится всего три неевропейских страны: Канада, США и Австралия. Лидером по приему французских студентов являлась Бельгия. Количество студентов, уехавших на обучение в эту страну, резко выросло, а именно: на 57 процентов по сравнению с предыдущим годом. Эксперты связывают выбор французами Бельгии с тем фактом, что во Франции существует фиксированное количество мест обучения для врачей и вспомогательного медицинского персонала, чего нет в Бельгии по этим направлениям подготовки.

По данным Открытого отчета2, в 2014-2015 учебном году в США обучались 8 743 французских студента, что выше на 5,3 процента по сравнению с предыдущим учебным годом. В процентном соотношении распределение следующее: большинство обучалось на бакалаврских программах (34,2), значительное количество на магистерских (28,2) и других (26,6) программах, небольшое количество – на программах повышения квалификации (11,1). На обучение в американских вузах французскими гражданами было потрачено 320 млн. долларов США.

Франция занимает 17-е место по численности ее граждан, обучающихся в США. Число французских студентов в США неуклонно росло в 1990-е годы, достигнув максимума (7 401) в 2001‑2002 учебном году. После падения цифр в течение трех лет число студентов из Франции вновь начало расти в 2005‑2006 учебном году, превысив предыдущий пик в 2008-2009 учебном году. Количество француз­ских студентов в США увеличивается примерно на 5 процентов в год с 2010‑2011 учебного года.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития3 французские граждане предпочитают выезжать на обучение в близлежащие страны. Так, обучаться по программам бакалавриата они в основном направляются в Бельгию – 44,2, Люксембург – 29,5 и Швейцарию – 26,9, на программы магистратуры – в Люксембург – 34,9, Бельгию – 20,1 и Швейцарию – 12,7 (статистика в процентах).

Большинство французских студентов выбирает для обучения за рубежом гуманитарные науки и искусство – 21,8, естественнонаучные, математические и компьютерные направления подготовки – 15,4. И наименьшее число студентов выбирало программы по агрономии и ветеринарии – 0,5 (в процентах).

По программам академической мобильности уезжают в зарубежные страны в основном французские студенты младших курсов, меньше всего – выпускники четырехлетних программ обучения.

Затраты на оплату всех расходов при обучении за рубежом являются основной причиной, которая отталкивает французских студентов от выбора учебы за границей. Правительством Франции оказывается финансовая поддержка обучающихся за рубежом (гранты «CITERE» и «Airesculturelles», стипендии А. Лавуазье и другие).

​В целом перспективы набора студентов из Франции высоки, но только по определенным программам (включенное обучение, совместные программы) и на сроки обучения до года. С учетом того, что наиболее перспективными направлениями двустороннего сотрудничества являются космос, авиастроение, энергетика, телекоммуникации и связь, автомобильная и нефтяная промышленность, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, было бы целесообразно активизировать набор французских граждан именно на эти направления подготовки.

Обучение в российских вузах

В 2014‑2015 учебном году в российских вузах обучались 908 французских граждан. Динамика приема за последние пять лет положительная. В 2014‑2015 учебном году по квотам для иностранных граждан в рамках постановления Правительства РФ «Об уста­новлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Феде­рации», №  891 от 8.10.2013 года было принято на обучение 106 французов. Всего же на Францию в 2014‑2015 учебном году было выделено 153 квоты, в 2015‑2016 учебном году количество квот уменьшилось до 90.

Наиболее востребованными для студентов из Франции являются экономика и управление, русский язык, гуманитарные науки. Наибольшее число французских студентов обучается в Санкт-Петербургском государственном университете, Россий­ском университете дружбы народов и Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина.

В связи с подписанием двустороннего соглашения о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики (29.06.2015) можно предположить, что количество французских студентов в российских вузах будет постепенно увеличиваться. В соответствии с этим соглашением Россия и Франция признают образование, квалификации и ученые степени, подтверждаемые документами, выданными в рамках государственной юрисдикции, за исключением образования, квалификаций и ученых степеней в области здравоохранения.

По мнению Н.В. Сюльковой, с которым можно согласиться, «перед французскими студентами в качестве сдерживающего фактора выступают отсутствие гибкости образовательного процесса в российских вузах, недостаток информации по деятельности того или иного образовательного учреждения в России, условия и стоимость жизни (особенно в столичных городах), вопросы миграционной политики и безопасности»4.

В целом перспективы набора студентов из Франции высоки, но только по определенным программам (включенное обучение, совместные программы) и на сроки обучения до года. С учетом того, что наиболее перспективными направлениями двустороннего сотрудничества являются космос, авиастроение, энергетика, телекоммуникации и связь, автомобильная и нефтяная промышленность, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, было бы целесообразно активизировать набор французских граждан именно на эти направления подготовки.

Для российских вузов, планирующих начать набор французских студентов или увеличить их количество, необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы:

  • введение преподавания на английском и французском языках;
  • создание коротких летних программ и совместных бакалаврских и магистерских программ, совместного руко­водства докторантской подготовки;
  • установление партнерских взаимоотношений с французскими вузами;
  • активное взаимодействие с посольством Французской Республики в России;
  • ориентация в приемной кампании на естественнонаучные и физико-математические направления подготовки.

1. http://www.uis.unesco.org

2. Open Doors: Report on International Educational Exchange, published annually by IIE with support from the U.S. Department of State's Bureau of Educational and Cultural Affairs. For more information, including press releases on foreign students in the U.S. and U.S. study abroad, and FAQs, including definitions of foreign students and foreign scholars, visit www.iie.org/opendoors.

3. OECD (2015), Education at a Glance 2015: OECD Indicators, OECD Publishing.

4.  Сюлькова Н.В. Программы двойных дипломов между университетами Франции и России: проблемы и перспективы / Парт­нерство Франции и России: интернационализация образования, науки, экономики. Сборник статей под общей редакцией Г.А. Красновой и Е.В. Пономаренко. – М.: Издательство «Дело», 2015. – С. 93-94.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: Франция, академическая мобильность, гульнара краснова, ао-90, тенденции

Похожие материалы:
Интернационализация образования в России и мире
Поколение учащихся за рубежом
Китайские студенты за рубежом
Академическая мобильность индийских студентов
СВФУ и Посольство Франции учредили стипендию для талантливых аспирантов
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
Академическая мобильность ангольских студентов
Интернационализация японских университетов
Запуск программы «Андре Мазон»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 103 «Аккредитация в образовании»
О главном результате дополнительного образования, от каких учителей исходит активное...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?
Одним из преимуществ индивидуальной образовательной траектории в ТюмГУ считается возможность...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Из журнала
#93Новости образования 93
#93Духовно-нравственное воспитание студентов
#91Проект «5-100»: перезагрузка
#91Опорные университеты: от объединения к развитию
#91Человеческий капитал профобразования
Информационная лента
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
11:36В МИЭТе создают базовую станцию 5G
17:12Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?
15:34Совместный проект «ДИОР» объединит усилия НИЯУ МИФИ и Университета ИТМО
14:48«Сельскохозяйственные биотехнологии» - в списке компетенций FutureSkills