Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Академическая мобильность ангольских студентов

Общее количество ангольцев, получивших высшее образование в СССР и РФ, превышает 10 тыс. человек. Численность ангольских студентов в России на протяжении последних четырех лет постепенно возрастает.

Просмотров: 140

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна – ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор.

Подготовка граждан Анголы в российских (советских) вузах началась в период освободительной борьбы страны с португальскими колонизаторами. По данным Студенческого отдела (SAE)1, общее количество ангольцев, получивших высшее образование в СССР и РФ, превышает 10 тыс. человек2. Численность ангольских студентов в России на протяжении последних четырех лет постепенно возрастает.

Статистические данные

Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, число граждан Анголы, выехавших на обучение за рубеж в 2013 году, составило 6 946 человек [1]. Основными принимающими странами являлись Бразилия и Португалия, а также ЮАР, США, Демократическая Республика Конго и Куба [2].

По данным ведомственной статистики Минобрнауки РФ [3], число студентов из Анголы, обучавшихся в 2013-2014 учебном году в российских вузах, составило 781 человек (см. табл. 1). Таким образом, около 11 процентов граждан Анголы, выехавших на обучение за рубеж в 2013 году, выбрали Россию.

Таблица 1. Число граждан Анголы, обучавшихся в вузах России по очной форме с 2009-2010 по 2013-2014 учебные годы, чел.

Число граждан Анголы, обучавшихся в вузах России

Стипендиальное обеспечение

По стипендиям для обучения за рубежом крупнейшей организацией для ангольских граждан является Национальный институт стипендий при Министерстве высшего образования, науки и технологии Республики Ангола. Через студенческие отделы при посольствах Республики Ангола за рубежом он несет полную ответственность за студентов, отправленных в зарубежные страны на обучение, и обеспечивает их финансирование (обучение, питание, проживание и медицинское страхование).

Объемы финансирования: от 5 500 до 7 тыс. долларов США в год для студентов бакалавриата и магистратуры и от 15 тыс. до 45 тыс. долларов США в год для аспирантов. Более высокие расходы предусмотрены для обучающихся в медицинских и творческих вузах.

Чтобы стать стипендиатом Национального института стипендий, заинтересованное лицо должно обратиться напрямую в эту организацию. Одним из основных критериев при отборе, как правило, является подготовка кадров для определенных отраслей, в которых нуждается Ангола. Кроме того, на Национальный институт стипендий возлагается функция осуществления учета и распределения стипендий, предоставляемых другими странами Анголе для подготовки кадров.

Заинтересованные лица могут претендовать на одно из этих мест при условии, что они отвечают требованиям со стороны страны-донора. Необходимо иметь хорошее состояние здоровья, достаточный уровень знаний (наличие соответствующих оценок по основным предметам, необходимых для поступления на выбранную специальность), знание иностранных языков и возраст до 25 лет.

Для получения магистерской степени стипендии для граждан Анголы предоставляются также в рамках программы The Esso Angolan Scholars Program. Кандидаты должны иметь гражданство Анголы, владеть английским языком и иметь степень бакалавра геологии, геохимии, геофизики. Избранные получают полную стипендию для обучения в вузах США и Великобритании, включающую оплату расходов на обучение, проживание, медицин­скую страховку, на покупку учебных материалов и текущие расходы.

Системное взаимодействие

Масштабы обучения ангольцев в СССР и России настолько велики, что в Анголе нет ни одной организации, ни одного министерства и ведомства, в которых бы не работали подготовленные в СССР, России и странах СНГ специалисты. Многие из них занимают высокие посты в государственной иерархии Анголы [4].

Россия регулярно выделяет гражданам Анголы квоты на обучение в вузах в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891. Число квот утверждается ежегодно и колеблется до 120 в год. В 2014-2015 учебном году по всем уровням обра­зования было выделено 62 квоты, а в 2015-2016 учебном году почти в два раза больше – 120. На условиях самофинансирования в 2013-2014 учебном году по очной форме в российских вузах обучались 508 ангольцев, таким образом, доля обучавшихся по контракту составила 65 процентов.

В настоящее время наиболее востребованными для студентов из Анголы являются подготовка в бакалавриате и магистратуре по экономике, юриспруденции, инженерно-техни­ческим специальностям, информационным технологиям, специальностям нефтегазового и аэрокосмического профилей, электроэнергетике, а также педагогическим профессиям [4].

С целью отбора наиболее талантливых выпуск­ников ангольских школ, жела­ющих обучаться по техническим направлениям подготовки в российских университетах, в стране проводится цикл мероприятий в рамках олимпиады «Время учиться в России!». В этом году в качестве критерия отбора большинства ангольских кандидатов использовался механизм тестирования по математике. Помимо Анголы, весной 2016 года мероприятия олимпиады состоялись в 14 странах, в том числе в четырех странах Африки: Намибии, Замбии, Эфиопии и Кении3.

Признание квалификаций

Ангола не является членом международных конвенций о признании квалификаций высшего образования, в том числе и Региональной конвенции ЮНЕСКО для стран Африки (Арушская конвенция о признании, 1981) [4]. Уполномоченным органом, осуществляющим признание иностранных квалификаций в академических и профессиональных целях, является Национальный институт оценки и аккредитации высшего образования, который находится в ведении Министерства выс­шего образования, науки и технологии Республики Ангола.

Вузы Анголы также имеют право осуществлять процедуру признания иностранных квалификаций при приеме студентов на обучение и специалистов на работу в соответствии со статьей 15 закона «Об улучшении качества услуг, предоставляемых институтами высшего образования», утвержденного декретом № 90/09 Совета министров Республики Ангола 15 декабря 2009 года.

Процедура признания иностранных квалификаций основана на общепринятых международных нормах. Национальный институт оценки и аккредитации высшего образования осуществляет оценку и признание иностранных квалификаций на платной основе.

Признание российских дипломов о высшем образовании происходит в соответствии с протоколом между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Ангола о признании и эквивалентности документов об образовании от 21 апреля 1986 года, правопреемницей которого является Российская Федерация.

В настоящее время положения этого соглашения в значительной мере устарели и утратили свою актуальность. В нем не указаны такие российские квалификации высшего образования, как бакалавр и магистр, а из состава квалификаций высшего образования Анголы указаны только дипломы Университета им. Агостиньо Нето, который был единственным в стране в то время4. Очевидно, назрела необходимость подготовки и подписания нового двустороннего соглашения, в котором должны быть отражены современные реалии развития образования.

Ключевые факторы

Российским вузам, планирующим начать набор ангольских студентов или увеличить их число, необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы:

  • установление партнерских взаимоотношений с Национальным институтом стипендий Республики Ангола;
  • привлечение к приемной компании ангольских выпускников российских (советских) вузов;
  • участие в ежегодной международной образовательной выставке «Educa Angola», организуемой Министерством высшего образования, науки и технологии Республики Ангола, основными посетителями которой являются школьники и студенты, родители и представители средств массовой информации.

Для увеличения числа ангольских студентов в российских вузах в целом желательно:

  • Минобрнауки РФ увеличить число квот на обучение в российских вузах гражданам Анголы в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891;
  • Минобрнауки РФ инициировать обновление двустороннего протокола между правительст­вами СССР и Народной Республики Ангола о признании и эквивалентности документов об образовании от 21 апреля 1986 года с учетом изменений в российском законодательстве об образовании;
  • с целью популяризации русского языка и русской культуры создать русский центр фонда «Русский мир» в Анголе.

Источники

  1. UNESCO Institute for Statistics. Outbound internationally mobile students by host region. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 25.01.2016)].
  2. UNESCO Institute for Statistics. Global Flow of Tertiary-level Students.
  3. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 5 / Минобрнауки РФ. – М.: Центр социологических исследований, 2015, с. 44.
  4. Рынок образовательных услуг. Ангола. М., РУДН, 2012.

СНОСКИ

  1. Студенческий отдел – структура, созданная Национальным институтом стипендий при Министерстве высшего образования, науки и технологии Республики Ангола для работы в странах, где число стипендиатов равно или превышает 300 человек.
  2. Подробнее: http://bit.ly/ao90kr2
  3. Подробнее: http://bit.ly/ao90kr3
  4. После обретения Анголой независимости Университет Луанды, созданный еще в колониальный период, был преобразован в Университет им. Агостиньо Нето. Первоначально он имел кампус только в Луанде, затем стали открываться факультеты и филиалы в других крупных городах страны.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: академическая мобильность, гульнара краснова, Ангола, ао-91, тенденции

Похожие материалы:
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Академическая мобильность индийских студентов
Развитие академической мобильности французских студентов
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
В России и мире развивается интернационализация высшего образования
Поколение учащихся за рубежом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
IV форум по развитию НСК в России проходит в Москве
Четвертый Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» проводится под эгидой...
Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
Статья содержит результаты исследования и анализа, проведенного по итогам реализации в 2018 году...
Инженерные работы школьников представлены на форуме в МИСиС
В Центре технологической поддержки образования, действующего в лаборатории цифрового производства...
В Московской школе управления СКОЛКОВО стартовал курс «Школа ректоров 16: управление трансформацией университета».
В Московской школе управления СКОЛКОВО стартовал курс «Школа ректоров 16: управление...
НГАСУ (Сибстрин) подписал договор о сотрудничестве с министерством природных ресурсов и экологии и организацией ЭКА (г. Москва)
Новосибирский государственный архитектурный университет (Сибстрин) подписал договор о...
Из журнала
#98Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
#94Томский государственный архитектурно-строительный университет достойно встретил 65-летие
#95Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#99Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей
Информационная лента
09:27Студент ВИТИ НИЯУ МИФИ стал победителем выставки проектов на кубке Клуба робототехники
09:24Эксперты WorldSkills СевГУ и AtomSkills 2018 обменялись опытом в Екатеринбурге
09:21РЭУ им. Г.В. Плеханова подписал соглашение о сотрудничестве с агентством SPORTS FIELD
09:12Бизнес-игра по трансферу технологий в рамках V Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес»
11:03В БАГСУ обсудили механизмы нейтрализации коррупции