Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Академическая мобильность ангольских студентов

Общее количество ангольцев, получивших высшее образование в СССР и РФ, превышает 10 тыс. человек. Численность ангольских студентов в России на протяжении последних четырех лет постепенно возрастает.

31.10.2017
Просмотров: 135

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна – ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор.

Подготовка граждан Анголы в российских (советских) вузах началась в период освободительной борьбы страны с португальскими колонизаторами. По данным Студенческого отдела (SAE)1, общее количество ангольцев, получивших высшее образование в СССР и РФ, превышает 10 тыс. человек2. Численность ангольских студентов в России на протяжении последних четырех лет постепенно возрастает.

Статистические данные

Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, число граждан Анголы, выехавших на обучение за рубеж в 2013 году, составило 6 946 человек [1]. Основными принимающими странами являлись Бразилия и Португалия, а также ЮАР, США, Демократическая Республика Конго и Куба [2].

По данным ведомственной статистики Минобрнауки РФ [3], число студентов из Анголы, обучавшихся в 2013-2014 учебном году в российских вузах, составило 781 человек (см. табл. 1). Таким образом, около 11 процентов граждан Анголы, выехавших на обучение за рубеж в 2013 году, выбрали Россию.

Таблица 1. Число граждан Анголы, обучавшихся в вузах России по очной форме с 2009-2010 по 2013-2014 учебные годы, чел.

Число граждан Анголы, обучавшихся в вузах России

Стипендиальное обеспечение

По стипендиям для обучения за рубежом крупнейшей организацией для ангольских граждан является Национальный институт стипендий при Министерстве высшего образования, науки и технологии Республики Ангола. Через студенческие отделы при посольствах Республики Ангола за рубежом он несет полную ответственность за студентов, отправленных в зарубежные страны на обучение, и обеспечивает их финансирование (обучение, питание, проживание и медицинское страхование).

Объемы финансирования: от 5 500 до 7 тыс. долларов США в год для студентов бакалавриата и магистратуры и от 15 тыс. до 45 тыс. долларов США в год для аспирантов. Более высокие расходы предусмотрены для обучающихся в медицинских и творческих вузах.

Чтобы стать стипендиатом Национального института стипендий, заинтересованное лицо должно обратиться напрямую в эту организацию. Одним из основных критериев при отборе, как правило, является подготовка кадров для определенных отраслей, в которых нуждается Ангола. Кроме того, на Национальный институт стипендий возлагается функция осуществления учета и распределения стипендий, предоставляемых другими странами Анголе для подготовки кадров.

Заинтересованные лица могут претендовать на одно из этих мест при условии, что они отвечают требованиям со стороны страны-донора. Необходимо иметь хорошее состояние здоровья, достаточный уровень знаний (наличие соответствующих оценок по основным предметам, необходимых для поступления на выбранную специальность), знание иностранных языков и возраст до 25 лет.

Для получения магистерской степени стипендии для граждан Анголы предоставляются также в рамках программы The Esso Angolan Scholars Program. Кандидаты должны иметь гражданство Анголы, владеть английским языком и иметь степень бакалавра геологии, геохимии, геофизики. Избранные получают полную стипендию для обучения в вузах США и Великобритании, включающую оплату расходов на обучение, проживание, медицин­скую страховку, на покупку учебных материалов и текущие расходы.

Системное взаимодействие

Масштабы обучения ангольцев в СССР и России настолько велики, что в Анголе нет ни одной организации, ни одного министерства и ведомства, в которых бы не работали подготовленные в СССР, России и странах СНГ специалисты. Многие из них занимают высокие посты в государственной иерархии Анголы [4].

Россия регулярно выделяет гражданам Анголы квоты на обучение в вузах в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891. Число квот утверждается ежегодно и колеблется до 120 в год. В 2014-2015 учебном году по всем уровням обра­зования было выделено 62 квоты, а в 2015-2016 учебном году почти в два раза больше – 120. На условиях самофинансирования в 2013-2014 учебном году по очной форме в российских вузах обучались 508 ангольцев, таким образом, доля обучавшихся по контракту составила 65 процентов.

В настоящее время наиболее востребованными для студентов из Анголы являются подготовка в бакалавриате и магистратуре по экономике, юриспруденции, инженерно-техни­ческим специальностям, информационным технологиям, специальностям нефтегазового и аэрокосмического профилей, электроэнергетике, а также педагогическим профессиям [4].

С целью отбора наиболее талантливых выпуск­ников ангольских школ, жела­ющих обучаться по техническим направлениям подготовки в российских университетах, в стране проводится цикл мероприятий в рамках олимпиады «Время учиться в России!». В этом году в качестве критерия отбора большинства ангольских кандидатов использовался механизм тестирования по математике. Помимо Анголы, весной 2016 года мероприятия олимпиады состоялись в 14 странах, в том числе в четырех странах Африки: Намибии, Замбии, Эфиопии и Кении3.

Признание квалификаций

Ангола не является членом международных конвенций о признании квалификаций высшего образования, в том числе и Региональной конвенции ЮНЕСКО для стран Африки (Арушская конвенция о признании, 1981) [4]. Уполномоченным органом, осуществляющим признание иностранных квалификаций в академических и профессиональных целях, является Национальный институт оценки и аккредитации высшего образования, который находится в ведении Министерства выс­шего образования, науки и технологии Республики Ангола.

Вузы Анголы также имеют право осуществлять процедуру признания иностранных квалификаций при приеме студентов на обучение и специалистов на работу в соответствии со статьей 15 закона «Об улучшении качества услуг, предоставляемых институтами высшего образования», утвержденного декретом № 90/09 Совета министров Республики Ангола 15 декабря 2009 года.

Процедура признания иностранных квалификаций основана на общепринятых международных нормах. Национальный институт оценки и аккредитации высшего образования осуществляет оценку и признание иностранных квалификаций на платной основе.

Признание российских дипломов о высшем образовании происходит в соответствии с протоколом между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Ангола о признании и эквивалентности документов об образовании от 21 апреля 1986 года, правопреемницей которого является Российская Федерация.

В настоящее время положения этого соглашения в значительной мере устарели и утратили свою актуальность. В нем не указаны такие российские квалификации высшего образования, как бакалавр и магистр, а из состава квалификаций высшего образования Анголы указаны только дипломы Университета им. Агостиньо Нето, который был единственным в стране в то время4. Очевидно, назрела необходимость подготовки и подписания нового двустороннего соглашения, в котором должны быть отражены современные реалии развития образования.

Ключевые факторы

Российским вузам, планирующим начать набор ангольских студентов или увеличить их число, необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы:

  • установление партнерских взаимоотношений с Национальным институтом стипендий Республики Ангола;
  • привлечение к приемной компании ангольских выпускников российских (советских) вузов;
  • участие в ежегодной международной образовательной выставке «Educa Angola», организуемой Министерством высшего образования, науки и технологии Республики Ангола, основными посетителями которой являются школьники и студенты, родители и представители средств массовой информации.

Для увеличения числа ангольских студентов в российских вузах в целом желательно:

  • Минобрнауки РФ увеличить число квот на обучение в российских вузах гражданам Анголы в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891;
  • Минобрнауки РФ инициировать обновление двустороннего протокола между правительст­вами СССР и Народной Республики Ангола о признании и эквивалентности документов об образовании от 21 апреля 1986 года с учетом изменений в российском законодательстве об образовании;
  • с целью популяризации русского языка и русской культуры создать русский центр фонда «Русский мир» в Анголе.

Источники

  1. UNESCO Institute for Statistics. Outbound internationally mobile students by host region. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 25.01.2016)].
  2. UNESCO Institute for Statistics. Global Flow of Tertiary-level Students.
  3. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 5 / Минобрнауки РФ. – М.: Центр социологических исследований, 2015, с. 44.
  4. Рынок образовательных услуг. Ангола. М., РУДН, 2012.

СНОСКИ

  1. Студенческий отдел – структура, созданная Национальным институтом стипендий при Министерстве высшего образования, науки и технологии Республики Ангола для работы в странах, где число стипендиатов равно или превышает 300 человек.
  2. Подробнее: http://bit.ly/ao90kr2
  3. Подробнее: http://bit.ly/ao90kr3
  4. После обретения Анголой независимости Университет Луанды, созданный еще в колониальный период, был преобразован в Университет им. Агостиньо Нето. Первоначально он имел кампус только в Луанде, затем стали открываться факультеты и филиалы в других крупных городах страны.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: академическая мобильность, гульнара краснова, Ангола, ао-91, тенденции

Похожие материалы:
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Интернационализация образования в России и мире
Проект «5-100»: перезагрузка
Китайские студенты за рубежом
Академическая мобильность индийских студентов
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Развитие академической мобильности французских студентов
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
Интернационализация японских университетов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
Тканевая инженерия – будущее медицины
Ученые Политехнического университета разрабатывают уникальные материалы, восстанавливающие...
МАИ создал беспилотник для безопасных полётов с аппаратурой
Разработчики постоянно находятся в поисках оптимизации и усовершенствования характеристик своих...
В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
Изучение моделей подобных систем может пролить свет на то, как функционируют их живые аналоги,...
САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
В новом учебном году Волонтерский центр САФУ, Ресурсный центр инклюзивного образования САФУ и...
Из журнала
#92Залог достойного будущего
#91Формирование сети опорных университетов
#91Первые результаты новых проектов
#90Перспективы независимой экспертизы качества образования
#93Духовно-нравственное воспитание студентов
Информационная лента
08:22Конкурс инновационных проектов в области цифровых и промышленных технологий
08:54ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
08:45САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
09:25В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
09:03Нейросеть обучили определять пол человека по написанному тексту