Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Престиж инженерного образования зависит от инвестиций

Повышение престижа инженерных профессий – приоритетное направление в модернизации российской науки. Для реализации данной цели необходимо сформировать новое поколение инженеров. Этому будет способствовать вложение инвестиций в инженерную отрасль.

Просмотров: 2281

«Нужны инвестиции в труд инженера»

ГУТЕНЕВ Владимир Владимирович – вице-президент Союза машиностроителей России, доктор технических наук, профессор

Сегодня много говорится о повышении престижа инженерных профессий, тогда как именно от инженеров, технологов, конструкторов во многом зависит технологическое переоснащение страны. Какие меры необходимы для того, чтобы экономика получила недостающих специалистов? Как сохранить и улучшить позиции современного инженерного образования? Об этом корреспондент «АО» беседует с вице-президентом Союза машиностроителей России Владимиром ГУТЕНЕВЫМ.

– Владимир Владимирович, как вы оцениваете качество современного инженерного образования?

– Замечу, что в контексте курса на технологическую модернизацию России государственная политика в области образования, науки и культуры становится одним из ключевых элементов всей стратегии развития. Это обусловлено необходимостью формирования инновационной культуры общества, воспитания нового поколения кадров, способных внедрять и использовать технологии пятого и шестого уклада.

При этом проблема инженерного образования занимает, на мой взгляд, совершенно особое место. И основная тяжесть технологического переоснащения страны ложится на человека инженерно-технической профессии.

К сожалению, существующее инженерное и профессиональное образование не вполне соответствует требованиям как перспективных модернизационных задач, так и сегодняшнего рынка труда по уровню квалификации работников.

– Одна из основных рекомендаций майских Парламентских слушаний заключается в том, что необходимо разработать государственную комплексную программу модернизации инженерного образования в россии. Согласны ли вы с тем, что такая программа необходима?

– Безусловно, программа нужна. Необходимо совершенствовать систему инженерного образования, развивать ее отдельные элементы. Более того, Союз машиностроителей России совместно с Минпромторгом РФ, Госкорпорацией «Ростехнологии» и Российским союзом ректоров давно выступают с инициативой разработки и принятия подобной программы. Нами уже многое сделано в этом направлении.

В частности, Минпромторгом РФ совместно с Союзом машиностроителей России разработана и реализуется на практике ведомственная целевая программа по повышению эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих работников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности. Она выделена в качестве одного из приоритетных направлений в деятельности нового состава Общественного совета при этом профильном министерстве.

– Какие принципиальные позиции должны быть отражены в новой программе?

– Она, прежде всего, должна быть нацелена на создание эффективной системы подготовки высококвалифицированных специалистов по цепи «школа – институт – производство – повышение квалификации – переподготовка». Причем, ее эффективность должна оцениваться по простому критерию: специалист по уровню своей квалификации должен быть востребован в реальном секторе экономики. И в первую очередь в российской промышленности, а не за рубежом.

Следует заметить, что сам по себе каждый элемент системы уже существует и более или менее успешно функционирует. Возьмем селекционную работу с одаренными детьми. Уже созданы существенные предпосылки к тому, чтобы олимпиадное движение среди школьников превратилось в организованную форму выявления, формирования и подготовки конкурентоспособной интеллектуальной элиты. Это важнейший профориентационный ресурс.

Предпринимаются важные шаги и в сфере высшего профессионального образования. Приняты поправки в закон «О высшем образовании». Ряду высших учебных заведений придан статус национальных исследовательских университетов. Их задача – вывести подготовку научных и инженерных кадров в России на качественно новый уровень, ликвидировать дефицит квалифицированных специалистов в высокотехнологичных секторах экономики.

Накоплен положительный опыт по подготовке и переподготовке квалифицированных специалистов для реального сектора экономики в деятельности госкорпораций таких, как «Ростехнологии» и «Росатом».

Но еще боле важным, на мой взгляд, является принятие мер, решающих проблему в ее моральном и социальном аспекте. Когда общественная, в том числе и материальная оценка труда инженеров, технологов и конструкторов будет соответствовать требованиям времени, молодые люди будут охотнее выбирать инженерные специальности.

– Введение двухуровневой системы подготовки в инженерном образовании до сих пор оценивается неоднозначно. что вы думаете по этому поводу?

– Унификация образования и двухступенчатая система «бакалавриат – магистратура» для инженерных и естественнонаучных специальностей, по мнению как преподавательского сообщества, так и руководителей предприятий, – это новация скорее со знаком минус, чем плюс.

Она, во-первых, заметно упрощает отъезд наших талантливых выпускников за рубеж. И потом, сильно ударяет по тем учебным заведениям, которые созданы при моногородах и предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Приведу пример втуза при «Севмаше» – предприятии, которое строит атомные ракетоносцы. Этот филиал знаменитой питерской «корабелки» (Морского технического университета) поставил вопрос о невозможности готовить у себя бакалавров. Дело в том, что большинство ребят, которых придется отправлять в магистратуру в Санкт-Петербург, вряд ли вернутся обратно в Северодвинск.

Не все гладко с двухуровневой системой и на Западе. Например, в Германии недавно широко обсуждалась консолидированная позиция ректоров и студентов – бакалавриат снижает конкурентоспособность немецких выпускников как специалистов.

Поэтому технические вузы, на мой взгляд, должны получить право самим определять, по каким специальностям показан бакалавриат и магистратура, а по каким можно оставить специалитет. Иначе сохранить инженерную школу, полагаю, просто невозможно.

– Какие форматы взаимодействия учебных заведений и работодателей в подготовке специалистов вы считаете оптимальными?

– Особый интерес как для вузов, так и для деловых кругов, мне кажется, должна представлять целевая подготовка кадров для бизнеса по системе «вуз – производство».

Полезен в этом смысле опыт госкорпорации «Ростехнологии». На основе соглашений о стратегическом партнерстве с МГИМО, МГТУ им. Баумана и другими вузами корпорацией финансируется подготовка специалистов для своих предприятий.

Заслуживает внимание и работа с молодыми специалистами на предприятиях – членах Союза машиностроителей России. Сложилась комплексная система. Прежде всего, действует программа работы с кадровым резервом. Проводится ознакомительная, производственная и преддипломная практика, которая помогает студентам технических вузов сделать правильный выбор и лучше адаптироваться на новом месте работы. В ряде холдингов успешно работают советы молодых специалистов, которые стоят на защите прав выпускников вузов, способствуют развитию научно-технического потенциала молодых специалистов и ученых, реализуют программы их адаптации и кураторства. Проводятся конкурсы на лучшую научно-техническую работу с солидными призами. В результате, например, в холдинге «Сухой» более 10 человек в возрасте до 30 лет уже являются руководителями высшего звена.

Так что материальные и моральные инвестиции, вложенные в подготовку кадров, несомненно, окупаются последующими успехами как на конкретном предприятии, так и в масштабах всей российской экономики.

Замечу, что некоторые вузы все же не учитывают в полной мере требований потенциальных работодателей. Для решения этой проблемы Союз машиностроителей России недавно заключил Соглашение о сотрудничестве с Рособрнадзором. Одной из основных задач документа является создание системы оценки кадрового потенциала предприятий, а также объединение усилий вузов и производства в разработке профессиональных стандартов.

– В одном из своих недавних выступлений вы подчеркнули, что сегодня средний возраст инженерно-технического состава в промышленности близок к 50 годам, а в некоторых отраслях его можно считать предпенсионным. При этом не более пятой части выпускников вузов получают дипломы инженеров или технологов промышленного производства, тогда как около половины – экономисты, юристы и другие гуманитарии. что нужно сделать, чтобы экономика получила недостающих ей специалистов?

– Увы, ситуация именно такова. В настоящее время костяк инженерно-технического состава в промышленности составляют грамотные и опытные специалисты, воспитанники традиционной отечественной инженерной школы, заслуженно считавшейся одной из лучших в мире. Достойной же смены «старой гвардии» практически нет. Немногие молодые люди в настоящее время выбирают инженерно-технические профессии для самореализации. А если и выбирают, то в большинстве своем по принципу «куда проще поступить на бюджетное обучение».

Помимо того, что у нас есть проблемы с качеством инженерного образования, выпускников очень сложно закрепить на производстве. И организация системы образования в соответствии с болонскими принципами, по моему мнению, снизит конкурентоспособность наших инженеров.

По данным ЮНЕСКО более 70 процентов молодых россиян получают дипломы о высшем образовании. Казалось бы, остается только радоваться. Но наша система образования зачастую плодит экономистов без знания математики и юристов без знания гражданского права, дискредитируя тем самым фундаментальное академическое образование. А инженерная специальность уже почти отмирает…

Чрезвычайно важно повысить социальный статус инженерно-технических работников. Только тогда в прошлое уйдет ситуация из известного афоризма: «Ничто не обходится стране так дорого и не ценится так дешево, как инженерно-технические кадры».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: союз машиностроителей России, владимир гутенев, инженерное образование, актуальное интервью, ао-40

Похожие материалы:
III Молодежный промышленный форум «Инженеры будущего» подвел итоги
KAMAZ: опыт социального партнерства
СоюзМаш России объявил о создании многопрофильной инженерной олимпиады
Разрыв поколений в инженерном образовании
Значимость гуманитарного знания при подготовке инженера
9 проектов ТПУ прошли предварительную экспертизу Союза машиностроителей России
Инженерная карта России
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров
Проблемы и перспективы развития научно-технического творчества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
Международная информационная группа "Интерфакс" подготовила в пилотном режиме первый рейтинг...
Философы говорят о возвращении чувственной культуры
Благодаря цифровым технологиям интерес к классическому искусству будет только возрастать.
Из журнала
#94Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
#102Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
#96Экспорт образования: индонезийские перспективы
#95Паспортные данные приоритетного проекта по экспорту образования
#97Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Информационная лента
08:58Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
08:54Инновационное развитие и реализация стратегии формирования цифровой экономики в России
08:50I Всероссийский научный конкурс среди иностранных студентов России
08:382019 год – Международный год Периодической таблицы химических элементов
11:06Философы говорят о возвращении чувственной культуры