Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Разрыв поколений в инженерном образовании

Интервью со старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института радио Николаем Лемешко о проблемах инженерного образования, непрестижности профессии, слабой подготовке абитуриентов, отсутствии связи с инвесторами и разрыве поколений.

Просмотров: 2504

Разрыв поколений в инженерном деле недопустим

ЛЕМЕШКО Николай Васильевич – старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института радио, кандидат технических наук, доцент

Как отмечают эксперты, российские высокие технологии во многом базируются на  разработках, созданных еще в Советском Союзе. И от того, как будут передаваться накопленные знания, навыки от опытных специалистов молодым ученым, инженерам, конструкторам, зависит развитие современной инженерной мысли в России. Этой точки зрения придерживается и наш гость – победитель конкурса «Инженер года – 2009» по версии «Инженерное искусство молодых», старший научный сотрудник НИИ радио,  кандидат технических наук Николай ЛЕМЕШКО.

– Сегодня не более пятой части выпускников вузов получают дипломы инженеров или технологов промышленного производства, тогда как около половины – экономисты, юристы и другие гуманитарии. Чем вас привлекла профессия инженера, а теперь и стезя ученого?

– Большую роль для меня сыграло желание создавать что-то материальное своими руками и головой. Для инженера, который по-настоящему любит свою работу, важно видеть, как из какой-то задумки вырастает проект, а из проекта – машина, здание, самолет.

Я инженер в третьем поколении. Дед много лет посвятил созданию боевой техники, отец – инженер-строитель.

Основным назначением ученого является развитие и расширение знаний, служащих основой для деятельного начала. В этом смысле исследователь похож на первопроходца неизвестной земли, он может дать людям частицу новых знаний о мире. Поэтому могу сказать однозначно, что стезя ученого привлекательна как с точки зрения открытия чего-то нового, так и с позиции развития методов приложения теоретических знаний к решению практических задач.

Вместе с тем, и инженерное, и исследовательское дело – путь к самосовершенствованию.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный инженер? Изначально ведь это слово означало «изобретатель». Изменился ли смысл профессии инженера, ее функции?

– Инженер, прежде всего, должен любить свою профессию. Ему необходим широкий кругозор и постоянное самообразование. И, конечно же, инженеру нужно обладать высокой нравственностью и добросовестностью, поскольку основной его задачей является служение обществу и стране.

Инженерная деятельность многогранна и, безусловно, не ограничивается только изобретением и созданием принципиально новых устройств. Смысл профессии инженера заключается и в доработке существующих машин, устройств и объектов методами, выработанными наукой. Поэтому инженерная деятельность и наука всегда будут неразрывно связаны между собой.

– Какова судьба ваших разработок, ведь путь от идеи до ее воплощения, к сожалению, пока признается самым слабым звеном российской экономики?

– Мои научные изыскания не получили практического воплощения, хотя имеют к практике самое непосредственное отношение. Причина – нет времени, сил и денег пробивать путь для новшеств. Да и к новациям в России отношение весьма настороженное. Многие изобретатели, ученые, новаторы прошли через такую ситуацию: все говорят, что нечто новое и вправду хорошо, но на этом дело заканчивается. Инвесторы относятся к новым идеям с недоверием, не хотят вкладываться в то, что может принести доход лишь в перспективе. Для них главное – быстрая отдача. Поэтому очень трудно пробить дорогу плодам своего интеллектуального творчества.

– Как вы оцениваете качество современного инженерного образования?

– Я преподаю в двух вузах – МИЭМ и МФТИ, и у меня есть возможность наблюдать динамику качества подготовки молодежи. К сожалению, она пока отрицательная.

Во-первых, сами студенты не сильно заинтересованы в результатах своей учебы, поскольку многие приходят за «корочкой» о высшем образовании. Кроме того, многие молодые люди изначально знают, что не будут работать по специальности, потому что быть просто инженером в России – не престижно и не очень прибыльно.

Во-вторых, существует разрыв между реальным производством и лекционными курсами. Чтобы одно соответствовало другому, институты должны теснейшим образом работать с предприятиями. В реальности этого не происходит. Таким образом, на выходе мы имеем защитивших квалификационные работы дипломников, которые либо не идут на предприятия, либо не соответствуют современному уровню проектирования и производства.

– Что бы вы поменяли в вузовской подготовке инженера?

– Увеличил бы количество часов на изучение естественнонаучных дисциплин, а также тех предметов, которые составляют основу будущей специальности.

Ввел бы обязательную многомесячную практику на предприятиях, возможно, совмещенную с учебой.

Кроме того, повысил бы требования к абитуриентам. Вынужден констатировать, что в вузах часто встречаются очень плохо подготовленные к высшей школе студенты, фактически являющиеся балластом для учебных заведений.

О зарплатах преподавателей говорить вообще не хочется. Учить молодежь, серьезно подходя к делу, за ставку в шесть тысяч рублей в месяц могут только энтузиасты. Это также плохо сказывается на уровне образования: преподаватели чувствуют, что их труд не ценят.

– По данным ВЦИОМ, инженер занимает в рейтинге профессий место во второй десятке. Что нужно сделать, чтобы повысить престиж инженерной специальности?

– Это, прежде всего, вопрос финансовой заинтересованности. Любой человек, получая достойное вознаграждение за свой труд, будет полностью отдаваться работе. Знаю, что за рубежом профессия инженера престижна и уважаема. В России это не так. Когда в нашей стране человек говорит, что работает инженером, он, в лучшем случае, встречает равнодушие. А иногда – усмешку. Грустно!

– Не так давно Ассоциация инженерного образования России совместно с Торговопромышленной палатой и Союзом научных и инженерных обществ провели общественные слушания по проблеме становления системы сертификации инженерных квалификаций. Нужна в России такая система, на ваш взгляд?

– Я считаю, что такая система нашей стране не помешает. Если инженерам одной специальности будут выдаваться сертификаты по результатам прохождения некоторых испытаний, то это повысит их конкурентоспособность на рынке труда и будет стимулировать поддержку собственных знаний в актуальном состоянии.

– Существует точка зрения, что во многом российские высокие технологии базируются на разработках, созданных еще в Советском Союзе, при этом нынешние инженеры не могут воспроизвести то, что делали советские инженеры 80х. Что вы как представитель молодого поколения думаете по этому поводу?

– К сожалению, это можно считать фактом. Дело в том, что обычно мало что-нибудь спроектировать, надо суметь изготовить. Здесь – просто беда.

Могу привести такой пример. По сей день в приборах специального назначения используются электронные лампы. Изготовленные в 80-е годы, они работают и сейчас, хотя прошло около тридцати лет. А лампы начала нашего века лет через пять после хранения можно выбрасывать – натекает атмосферный воздух. А ведь ни материалы, ни производственная оснастка хуже не стали. Дело в утраченной технологии, и поднять ее снова будет очень трудно без грамотных специалистов.

Не хочу показаться пессимистом – я всегда верю в лучшее будущее, – но наша промышленность и наука потеряли за последние два десятка лет очень много, почти все. С точки зрения наследования знаний и навыков на производстве, в инженерном деле и науке сейчас момент действительно критический.

После распада СССР фактически все среднее возрастное звено ушло с государственных предприятий и из научных организаций: людям надо было кормить свои семьи. Но это были те, чье назначение – передать знания следующим поколениям инженеров и ученых. Молодежь также массово уходила из этих организаций. В результате, образовался трудно преодолимый разрыв, который не компенсирован до сих пор.

Исходя из этого, думаю, будущее России напрямую зависит от того, как будут передаваться оставшиеся знания и умения от специалистов с опытом к тем, кто должен занять их место. Проиграем здесь – потеряем страну в стратегическом плане вместе с научным и инженерным потенциалом.

– Как победа в конкурсе «Инженер года – 2009» помогла вам в профессиональном плане?

– Победа в этом престижном конкурсе для меня – своеобразный итог научной деятельности последних восьми лет. В профессиональном плане мне это не очень помогло, однако явилось мощным стимулом для дальнейших исследований и инженерной работы. – Появились ли перспективные предложения, новые проекты?

– Предложений не поступало, однако появились новые научные идеи. Большую в этом роль сыграл мой родной вуз – Московский государственный институт электроники и математики (технический университет), в котором имею честь преподавать. – Нет ли намерения уехать работать за рубеж?

– За рубеж не поеду ни при каких обстоятельствах. Родина дороже. И работать надо на ее благо.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: николай лемешко, молодые ученые, инженерное образование, актуальное интервью, ао-41

Похожие материалы:
Новосибирск: опыт поддержки молодых ученых
Интервью с лауреатами Зворыкинской премии
Поддержка молодых ученых в Татарстане
Интервью с лауреатами Зворыкинской премии
Как повысить престиж профессии ученого?
Молодые ученые. Наука без акцента
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Молодые ученые Рязани. Ирина Эрлихсон
Как сохранить «элемент питания» науки?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
В ТвГУ пройдет Международная научно-практическая конференция «Языковой дискурс в социальной практике»
Конференция пройдет при участии института межкультурной коммуникации института русистики...
Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
С 24 по 26 июня на базе Алтайского государственного университета будет проходить 16-я...
В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
Заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий...
Из журнала
#104Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
#105Инновационное развитие Якутского медицинского колледжа
#99Современные подходы к оценке качества образования в России и мире
#103Отраслевая наука в большом долгу у практики
#99Ольга Васильева обозначила главные задачи ведомства
Информационная лента
09:08Из Великобритании - с идеями о сотрудничестве
09:06АГУ и итальянский университет развивают научное партнёрство
09:04Компания Schlumberger запускает кейс-чемпионат для студентов старших курсов и выпускников
09:02О методике оценки уровня счастья рассказала на форуме в Москве завкафедрой НовГУ
08:38XX Международная научно-практическая конференция «Eurasiascience»