Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы и перспективы развития научно-технического творчества

О роли научно-технического творчества в жизни детей и работе Центра детского и юношеского технического творчества Республики Марий Эл наш корреспондент беседует с директором лицея №28 города Йошкар-Олы Татьяной ВЛАСОВОЙ.

Просмотров: 5007

Творчество, основанное на мечте

Директор лицея № 28 г. Йошкар-Олы Татьяна Власова

В конце июня – начале июля 2010 года, в Москве проходили Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи НТТМ–2010 и Европейская выставка научно-технического творчества молодежи Expo-Science Europe–2010. В них участвовали около полутора тысяч юношей и девушек, которые приехали из 61-го региона России и 30-ти стран мира. Совместная экспозиция включала 770 разработок. Достойными внимания посетителей и экспертов были многие и среди них проект «Сделать робота можно!», автором которого является воспитанник Республиканского центра детского и юношеского технического творчества Республики Марий Эл Михаил Никитин. Более того: юному изобретателю была присуждена высшая награда форума – медаль «За успехи в научно-техническом творчестве», а учреждению, в котором он занимается, – диплом НТТМ-2010 «За содействие развитию творческих возможностей талантливой молодежи и создание условий для их реализации».

Ещё по итогам Молодежного инновационного форума Приволжского федерального округа один из ректоров вузов пригласил Михаила учиться в свое учебное заведение. Но оказалось, что изобретатель воспользоваться этим приглашением не может. Как выяснилось, поступать в вуз ему еще рано: Михаил только что перешел в девятый класс лицея № 28 г. Йошкар-Олы.

О роли научно-технического творчества в жизни детей и работе Центра детского и юношеского технического творчества Республики Марий Эл наш корреспондент беседует с директором этого учреждения Татьяной ВЛАСОВОЙ.

– Татьяна Арифовна! Подготовив дипломанта всероссийской выставки, ваш центр прекрасно зарекомендовал себя как инновационное образовательное учреждение. расскажите нам о деятельности в этом направлении. Какие структуры входят в состав центра? Какие дополнительные образовательные услуги он оказывает населению?

– Наш центр, а ранее Марийская республиканская станция юных техников, основан в 1931 году, и с той поры и до наших дней осуществляет дополнительное образование технической направленности. По традиции, заложенной в прошлом веке, мы делаем упор на авиа- и судомоделирование, но вместе с тем работаем и по таким направлениям, как автоспорт, мотоспорт, картинг, компьютерные технологии, основы радиоконструирования. У нас семь клубов, расположенных в разных районах города Йошкар-Олы, в которых занимаются 500 человек.

– Какие задачи решает ваш центр в настоящее время?

– Наша главная задача – воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или любой другой специалист технического профиля, отвечающий интересам общества, личности и работодателя. Мы исходим из того, что стране нужны кадры высокого уровня, способные к инновационной работе и ориентируем детей не только на знания, умения и навыки, как это было раньше, но и на творческую деятельность. Учим не просто что-либо делать, а подходить к любой работе творчески и, двигаясь к конечной цели, ориентироваться на высокий уровень. Внушаем, что учиться придется всю жизнь. Самое сложное при этом довести до сознания ребенка, что он должен видеть не предел, а перспективы развития. Хорошо, если дети научаться строить модели по образцу, но еще лучше, если они будут создавать проекты сами.

Знаем, что инженерами будут не все, но если школьник начал заниматься техническим творчеством, это поможет ему двигаться вперед, создаст платформу, основываясь на которой, он будет развиваться всю жизнь.

– Много ли желающих заниматься в вашем центре?

– Немало. Мы записываем в объединения и клубы детей от шести лет. В разные годы количество желающих доходило в среднем до четырех человек на место.

– Как вы определяете, кого брать в клуб, а кого нет?

– Мы не отказываем никому. Для начала показываем детям готовые макеты или другие результаты творчества, затем даем возможность проявить себя, участвуя в подготовке какой-либо несложной модели, подводим новичков к мысли, что они тоже что-то могут. Кого-то это зацепляет, когото нет. Потом начинается более серьезная и трудная работа. Она тоже нравится не всем. Отсев происходит как бы сам собой.

Есть ребята, которые уходили от нас, проучившись один – два года. Почему? Потому что техническое творчество требует времени. А школьная программа довольно сложная, и некоторые не успевают делать уроки и заниматься в клубе. У других возникают новые увлечения, к примеру, хочется научиться играть на гитаре. Мы не можем препятствовать детям в выборе дополнительных занятий. И случается так, что новое увлечение приводит к корректировке образовательной траектории, воспитанник от нас уходит. Но бывает и наоборот: ребенок возвращается к нам, так как начинает понимать, что при игре полета мысли нет, гитара хороша для души, а техническое творчество – и для сердца, и для ума!

Должна заметить, что с другой стороны, техническое творчество – огромный стимул к более широкому изучению отдельных блоков или предметов школьной программы. Ведь, к примеру, чтобы третьеклассник мог запустить летающую модель, он должен иметь понятие об ее аэродинамических свойствах.

Бывает и так, что креативный опыт, который ребенок получает, занимаясь в объединении технического творчества, в данный момент ничего, кроме радости познания не дает, но он обязательно скажется на последующих ступенях обучения.

Каждый юный техник – микрокосмос, талант. Таланты нуждаются в особом внимании, и мы не только даем детям дополнительное образование, но и занимаемся их педагогическим сопровождением. Подсказываем, какому виду деятельности лучше себя посвятить, как лучше выстроить образовательную траекторию. Мы двигаем ребенка к цели.

– Что в техническом творчестве самое трудное для ребенка?

– Трудностей немало. Ведь по большому счету юному изобретателю надо выдвинуть идею и реализовать ее. Это очень сложно. Но как особый этап творческой деятельности нужно выделить защиту проекта. Педагоги говорят, что проект легче создать, чем защитить. В качестве экспертов обычно выступают преподаватели вузов, специалисты и успешные люди. Они знают тему, видят и достоинства, и недостатки разработок. А дети должны уметь объяснять, что и для чего они делают, отстаивать свое мнение, доказывать правильность избранного пути. Говорить с ними очень интересно. В прошлом веке защита проектов не практиковалась, и не каждый специалист умел это делать. Ведь мы ведем речь о детях.

Имеются проекты, над которыми работают несколько человек. В процессе их реализации формируется умение работать в команде, что тоже нелегко.

В Марий Эл уже 19 раз проводились республиканские выставки научно-технического творчества молодежи. Очень трудно готовить интересные инновационные проекты к каждой из них. А показать себя на всероссийском уровне еще труднее.

– Расскажите о проектах ваших воспитанников.

– Проектов много, и они разные. Раньше ребята делали сельскохозяйственную технику – мини-трактора, сеялки, веялки, различные приспособления, строили стендовые и действующие модели кораблей, самолетов, ракет. Развивалось и радиотехническое направление. Модели, изготовленные в прошлом, и сейчас в прекрасной форме.

В 2002-2004 годах интенсивно развивалось конструирование. Несколько наших воспитанников создали робота-пожарного, который получил признание на Всероссийской выставке научно-технического творчества и Международных выставках ЭКСПО-наука в Словении и Германии. Пригласили изобретателей и в Чили, но они туда не поехали – далеко и дорого. Уже будучи студентами Марийского государственного технического университета, изобретатели робота получили патент на свою разработку. Затем они активно участвовали в научных проектах вуза.

С прошлого года наш центр принимает участие в молодежном инновационном форуме Приволжского федерального округа, где демонстрируются работы различного уровня, подготовленные не только школьниками, но и студентами, аспирантами и молодежными научными коллективами. Именно там проект нашего воспитанника Михаила Никитина «Сделать робота можно!» был отмечен медалью «За успехи в научно-техническом творчестве и научно-исследовательской деятельности». А затем последовал успех на НТТМ!

Сейчас мы осваиваем еще одно направление технического творчества – кино. Съемкой увлекаются многие, но кто делает ее правильно? В создании кино техническая составляющая имеет огромное значение. Посмотрите фильм в формате 3D: сплошная техника, а удовольствие как от высокого искусства. Ребята создают игровые, документальные, анимационные фильмы. Содержание придумывают сами. Реализуется до 20 проектов год. По нашей инициативе осенью состоится финал 4-го республиканского детского фестиваля кино.

Некоторые мероприятия мы проводим совместно с университетом. У нас хорошая дружба с тремя факультетами университета – информатики и вычислительной техники, лесотехническим и механико-машиностроительным. На этих факультетах ждут наших воспитанников, потому что знают: из них получатся творческие студенты. И практика показала, что ожидания не напрасны. Ребята, которые у нас занимались, осознанно выбирают профессию, охотно работают в студенческом научном обществе. Некоторые совершенствуют свои проекты.

Школьники XXI века проявляют огромный интерес к программированию. Помогая им реализовать его, мы проводим конференцию «Практика программирования», на которой старшеклассники пробуют свои силы: с помощью кураторов (студентов, аспирантов) создают проекты по собственному замыслу или по заданию и затем публично их защищают.

– Вы сказали, что в техническом творчестве юных появляются новые направления. Встает вопрос о повышении профессионального мастерства педагогов?

– Как и раньше, они раз в пять лет повышают свою квалификацию на курсах. Но нас это не устраивает. Дело в том, что в вузах нашей республики до прошлого года не готовили педагогов дополнительного образования, и потому все, кто у нас работает, не имеют такой квалификации. Сейчас в Марийском государственном университете открыта подготовка по специальности «Педагог дополнительного образования», но выпуск состоится через несколько лет.

Кроме того, мы организовали школу педагогического мастерства. Занятия проводим раз в месяц. Обсуждаем детали образовательного процесса, организационные вопросы. Участникам занятий выдаем диски с методическими материалами и конкретными заданиями, ответы на которые тоже обсуждаем.

– Какой вклад в совершенствование системы детского и юношеского технического творчества вносят наши педагоги? Имеют ли они авторские программы?

– И вклад наших педагогов, и одновременно единственный способ существования центра –постоянно совершенствовать программно-методическое обеспечение по всем реализуемым в республике направлениям технического творчества. 25% дополнительных образовательных программ, используемых в нашем учреждении, – авторские. Стремимся к 50%. Считаем безоговорочно обязательным участие наших педагогов в конкурсах профессионального мастерства и в конкурсах образовательных программ.

– А в чем состоят трудности в работе центра?

– Самая главная – обновление материальной базы. А если говорить о школьных объединениях технического творчества, то там проблемы с помещениями. Требования Рособрнадзора и Ростехнадзора очень строгие, чтобы их соблюдать нужны немалые средства. Мастерские по этой причине иногда закрываются.

– Какие меры, по вашему мнению, будут способствовать развитию технического творчества?

– Прежде всего, развитие в системе общего образования профильного обучения и предпрофильной подготовки. Затем – введение новых государственных образовательных стандартов, предполагающих дополнительное образование в рамках школьного учебного плана. И то, и другое активизирует работу по обновлению содержания дополнительного образования детей. Совершенствоваться организационно, методически и материально поможет участие в федеральных и республиканских целевых программах. В частности мы возлагаем большие надежды на целевую программу развития научно-технического творчества молодежи, которая создается в нашей республике в настоящее время. Но самый большой эффект даст объединение усилий учреждений основного, профессионального и дополнительного образования, коммерческих структур и общественных организаций.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Учитель года России - Наталья Никифорова
Учитель – ведущее звено в гармоничном развитии учащихся
Религия как компонент образовательного процесса
Создание школы XXI века надо начинать заново
Развитие интеллекта - задача современной школы
Престиж инженерного образования зависит от инвестиций
Уроки биологии в школе
PISA-2012: мы ждем перемен?
Создание школы XXI века надо начинать заново

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ