Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инженерная карта России

Инженерное образование – основа экономического развития России. Высшая инженерная школа всё ещё находится на высоком уровне развития и распространена на всей территории РФ.

19.07.2010
Просмотров: 1673

Послесловие к Парламентским слушаниям

По оценкам отечественных (Российская инженерная академия, Ассоциация инженерного образования России, Лига независимых ученых России) и зарубежных (Всемирный банк реконструкции и развития) экспертов, существующая в России интеллектуальная собственность в 10 раз превосходит по стоимости российские основные фонды. В огромной степени – это заслуга отечественной высшей инженерной школы, которая была и пока еще остается на высоком уровне. Такие данные были приведены на Парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных тематике инженерного образования в России (подробнее – см. в статье «Будет модернизация – сохранимся...»).

Подготовку специалистов в области техники и технологий в нашей стране осуществляют 442 государственных и 113 негосударственных вузов, а также 1251 государственных и 168 негосударственных учреждений СПО. Контингент студентов, обучающихся по инженерным (техническим) специальностям в технических вузах, составляет 36% и в технических УСПО – 59%.

Первую «десятку» самых популярных у абитуриентов направлений подготовки возглавляют гуманитарные направления. Из технических в «Top-10» вошли: информационная безопасность, химическая технология и биотехнологии, информатика, вычислительная техника, геология, разведка и разработка полезных ископаемых.

Однако в сфере профессионального технического образования накопилась масса проблем, усугубляющихся еще и тем, что консенсуса между профессиональным сообществом и государством в видении путей и приоритетов дальнейшего развития ВПО пока не достигнуто. Так, по данным опроса, проведенного в 2009 году учеными МАДИ, лишь 21% научно-педагогической общественности высшей технической школы России положительно оценивают результаты реформирования и модернизации сферы ВПО, 37,4% – отрицательно, а 29,6% указывают на то, что заметных изменений не произошло. Усугубляет это положение и мировой кризис, во многом охладивший надежды на развитие государственно-частного партнерства в интеллектуальной и образовательной сфере. Пример: доля государства в финансировании науки в докризисном 2007 году составляла 60%, остальное приходилось на частные инвестиции, но уже в 2008 году доля частного бизнеса (читай – работодателей) сократилась до 30%. Такую картину можно проецировать и на систему подготовки кадров, и, в частности, кадров инженерных, а ведь здесь подготовка – наиболее наукоемкая!

Эксперты считают, у России нет иного пути, кроме пути инновационного развития. Иначе, оставаясь сырьевым «гигантом», мы уже к 2020 году окажемся на «мировых задворках» (доля топлива и сырья в мировом экспорте к этому периоду будет составлять менее 10%). Тогда с мечтой стать конкурентоспособной державой можно будет распрощаться навсегда. И футуристические опасения профессора А. Азуана о том, что о России в следующих десятилетиях «будут вспоминать как о второразрядной стране с великой культурой и трагической историей», могут превратиться в грустную реальность. Сию опасность политическая элита (или часть ее), явно осознает, обозначив пять основных направлений модернизационного технологического «прорыва» – медицинские, ядерные, информационные, космические технологии и энергоэффективность. Безусловно, вытянуть такой «груз» без новых высококвалифицированных, креативных инженеров невозможно. Инженеровпатриотов, как бы пафосно это не звучало…

Поэтому одним из самых важных предложений Парламентских слушаний представляется предложение разработки государственной комплексной программы модернизации инженерного образования в России. Только комплексный подход способен вытащить образование, в том числе техническое из той «институциональной ловушки», в которой мы, кажется, все-таки увязли…

Очень точно выразился председатель Комитета по образованию и науке СФ Х. Чеченов: «На этом последнем нашем бастионе – на качественном образовании – мы вытянемся и вытянем, даст Бог. У нас есть основания надеяться на лучшее. Не все наши карты биты!»

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инженерное образование, фактотум, ао-40

Похожие материалы:
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Значимость гуманитарного знания при подготовке инженера
Юрий Похолков: Надо готовить инженеров для будущего
САФУ представил концепцию судостроительного образования
Престиж инженерного образования зависит от инвестиций
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Подготовка морского инженера в современных условиях
Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров
Итоги весенней сессии 2010 Комитета по образованию ГД РФ
Санкт-Петербург собрал инженеров

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
Концепция автономных фабрик и цифровое производство уже сегодня являются предвестниками четвертой...
Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
Инициатива Тюменского госуниверситета по взаимодействию с одним из крупнейших университетов...
Из журнала
#89Продвижение вуза-лидера
#87Информационная открытость – показатель эффективности
#84Курс на инновации
#84ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции
#88
Информационная лента
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны
16:19Студенты СПбГИКиТ начали съемки художественного фильма «Селфи с судьбой»