Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Оценка качества транснационального образования

Восточно-европейские аккредитационные агентства одними из первых почувствовали необходимость в сотрудничестве по вопросам оценки качества и признания высшего образования. О проблемах и возможностях аккредитационных агентств в оценке качества транснационального образования читайте в предлагаемой статье.

Просмотров: 152

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Ольга Матвеева О.А. МАТВЕЕВА, заместитель начальника отдела аккредитации Национального центра профессионально-общественной аккредитации

Среди всех европейских стран именно в странах Восточной Европы с начала 90-х годов XX века стали создаваться аккредитационные агентства, опередив в этом процессе страны Западной и Центральной Европы. И именно восточно-европейские аккредитационные агентства одними из первых почувствовали необходимость в сотрудничестве по вопросам оценки качества и признания высшего образования. Это было продиктовано совершенно объективными причинами: ослаблением государственного контроля над образованием в период трансформации и перестройки всего социально-экономического уклада стран «социалистического лагеря», появлением и быстрым ростом негосударственного сектора образования, необходимостью поиска новых форм и методов оценки качества образования.

О проблемах и возможностях аккредитационных агентств в оценке качества транснационального образования читайте в предлагаемой статье.

CEENQA – Сеть агентств гарантии качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы – была создана и официально зарегистрирована в 2001 году. В настоящее время в ее состав входит 29 аккредитационных агентств.

Юбилейная, пятнадцатая по счету, встреча членов сети состоялась 13-14 мая в г. Кракове (Польша). Традиционная ежегодная Генеральная ассамблея проходила на базе Ягеллонского университета. Принимающей стороной выступили Польское аккредитационное агентство совместно с Комитетом по аккредитации университетов Польши.

Встреча во многом оказалась знаковой: и по содержанию обсуждаемых вопросов, и по составу участников, и даже по месту проведения.

Ягеллонский университет, основанный в 1364 году, является одним из крупнейших в Польше и одним из старейших в Европе. Университет входит в Утрехтскую сеть1 и активно представляет интересы академической, научной и студенческой общественности, способствуя интернационализации высшей школы. В его лице сегодня представлен яркий симбиоз прошлого, настоящего и будущего, традиций и инноваций. Ягеллонский университет – пример уникальности и глобализации в образовании. Это отметили президент сети CEENQA доктор Иринг Вассер, проректор Ягеллонского университета профессор Андрей Мания, вице-президент Польского аккредитационного агентства Лукаш Сулковски, президент Комитета по аккредитации университетов Польши профессор Марек Васович.

В рамках ассамблеи на обсуждение был вынесен один из самых актуальных вопросов – транснациональное образование и оценка его качества. Этому посвящались выступления директора литовского Центра оценки качества высшего образования (SKVC), члена Исполнительного комитета CEENQA Норы Скабурскиене «Важность транснациональной аккредитации для агентств-членов CEENQA: постановка вопроса и представление результатов анкетирования», директора Агентства гарантии качества и аккредитации Австрии (AQAustria) профессора Ахима Хопбаха «Сложности проведения транснациональной аккредитации агентствами гарантии качества», международного советника Агентства по обеспечению качества высшего образования (QAA) Фабрицио Трифирио «Проведение транснациональной аккредитации в Великобритании: гарантия качества образовательных программ, обладающих правом франшизы, как вызов», координатора международных проектов Нидерландского аккредитационного агентства (NVAO) профессора Марка Фредерикса «Совместная аккредитация магистерских программ как вызов для транснациональной аккредитации».

ПОНЯТИЕ «транснациональное образование» появилось в 80-х годах прошлого века и рассматривалось как расширение возможности в получении качественного образования и приобретения новых умений и навыков. Для вуза транснациональное образование – это важная составляющая как часть процесса интернационализации.

Руководство UNESCO для обеспечения гарантии транснационального образования дает следующее определение: «Трансграничное образование имеет место в ситуации, когда преподаватель, студент, программа, вуз (провайдер) или отдельный курс пересекают юридически обозначенные национальные границы. Оно может реализовываться государственными и частными, некоммерческими и коммерческими провайдерами. Обладает широким спектром возможностей: от непосредственного контакта лицом к лицу (например, когда студенты выезжают за границу или вуз создает свой филиал (кампус) за границей) до дистанционного обучения, – используя широкий спектр технологий, в том числе электронное обучение».

Трендом последних лет является появление в конце XX века Массовых открытых онлайн курсов (MOOC), которые создавались для обеспечения свободного доступа к курсам и учебным материалам и сопровождения индивидуальной подготовки студентов. Впервые появившись в Германии в 1999 году, они быстро получили распространение в США (2002), Китае и Индии (2003), в Нидерландах (2007), Великобритании и России (2013). В настоящее время основными провайдерами открытых онлайн курсов являются Великобритания, США и Австралия, а самое большое число обучающихся – из Сингапура, Малайзии, Гонконга, Китая. В ближайшее время ожидается существенный прирост студентов из Вьетнама, Индии и Индонезии.

Наряду с этим сохраняется практика обучения студентов в кампусах других стран. Самое большое их число в Дубае: 26 кампусов из 14 стран. Среди стран экспортеров образования по статистике за 2011-2012 учебный год лидируют США. Они реализуют около 2 тыс. транснациональных программ в 100 кампусах с общим числом студентов 769 тыс. человек. Великобритания реализует 1 395 программ в 73 кампусах с числом студентов 454 473 человека. Австралия реализует 394 транснациональных программы в 140 кампусах для 80 458 студентов.

Что касается Великобритании, 80 процентов всех вузов страны вовлечены в транснациональное образование, реализуя свои программы в различных формах по всему миру.

Быстрое распространение трансграничного образования стало вызовом для национальных органов управления образованием и агентств гарантии качества. Его уже невозможно не замечать. Но проблем с оценкой качества таких форм образования достаточно: нет единых информационных систем и баз данных вузов (в частности, например, Европы), которые имеют признание (аккредитацию) качества образования хотя бы в своей стране. До сих пор сохраняется путаница в терминологии: транснациональное (transnational), трансграничное (cross-border), образование без границ (borderless). Недостаточны ресурсы национальных аккредитационных агентств для проведения такой работы и их возможности для работы за рубежом.

ВОПРОС о совместной аккредитации совместных программ и программ двух дипломов сегодня самый обсуждаемый, как и вопрос о признании качества «импортируемого» и «экспортируемого» образования. Решение их требует сегодня не просто взаимопонимания, но и активного взаимодействия национальных аккредитационных агентств.

Пример такого взаимодействия был представлен на ассамблее опытом Национального центра профессионально-общественной аккредитации (Россия). Речь шла о новом российском законодательстве и нормативных правовых изменениях в государственной политике, в частности, в сфере независимых инструментов оценки качества высшего образования; результатах экспертизы образовательных программ, в том числе в рамках совместных международных проектов с немецким аккредитационным агентством ACQUIN, Советом по оценке и аккредитации высшего образования Тайваня (HEEACT), Центром оценки качества высшего образования Министерства образования Китайской Народной Республики (HEEC); перспективных направлениях работы с агентствами-членами CEENQA.

В работе Генеральной ассамблеи CEENQA-2016 приняли участие более 40 представителей из 26 агентств гарантии качеств, а также европейских образовательных и научных организаций. К участию было приглашено и новое латвийское агентство гарантии качества AIKA, впервые представленное на собрании CEENQA в лице директора Андреаса Раухваргеса. Основанное в 2015 году как структурное подразделение Латвийского академического информационного центра AIC, это независимое национальное агентство гарантии качества высшего образования занимается лицензированием новых образовательных программ, аккредитацией на программном и институциональном уровнях. Присутствовал также представитель Украины Александр Смирнов с заявлением о создании в ближайшее время независимого аккредитационного агентства. Учитывая информацию о факте создания аккредитационного агентства в Молдове, можно свидетельствовать, что практически во всех странах Восточной Европы (кроме Беларуси, где этот вопрос также активно обсуждается) сегодня работают аккредитационные агентства.

Мероприятия такого уровня значимы для инициирования новых партнерских проектов с агентствами-членами сети CEENQA и обмена опытом в сфере оценки качества образования. Полноправное членство в Сети агентств гарантии качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы, в свою очередь, предоставляет агентствам гарантии качества признание европейским сообществом и импульс к плодотворному сотрудничеству с зарубежными партнерами.

1 Утрехтская сеть – ассоциация университетов Европы, включающая в настоящее время 31 вуз из 27 стран.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, качество образования, нацаккредцентр, ао-88, с места события

Похожие материалы:
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
APQN: система поощрений как признание репутации
ENQA: российский опыт в европейском документе
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Интеграция в процессах глобализации
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств
Гарантия качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#95Впервые в России проведен масштабный форум APQN
#96Исследовательское образование
#103Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
#98Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа
#101Парадоксы информационной открытости на ВУЗПРОМЭКСПО
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани