Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

ENQA: вопросов больше, чем ответов

Шестая Генеральная ассамблея Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании была посвящена пятнадцатилетию создания ENQA. Свыше 100 специалистов более чем 80 аккредитационных агентств из всех стран Европы рассматривали текущие задачи, стоящие перед экспертным сообществом.

24.11.2015
Просмотров: 45

Шестая Генеральная ассамблея Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании состоялась 22-23 октября в Дублине (Ирландия) и была посвящена пятнадцатилетию создания ENQA. Свыше 100 специалистов более чем 80 аккредитационных агентств из всех стран Европы рассматривали текущие задачи, стоящие перед экспертным сообществом в настоящее время.

НОВАЯ версия Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG)[1] стала одной из главных тем для обсуждения на встрече. Дискуссия о введении в практику утвержденных положений получила наибольшую актуальность, поскольку треть документа напрямую предписывает требования к деятельности аккредитационных агентств.

Свыше 40 аккредитационных агентств, представляющих европейское пространство высшего образования, уже прошли специальную внешнюю экспертизу на полноправное членство в ENQA по стандартам ESG (некоторые уже дважды), и еще 40 потенциально готовы к такой процедуре. Вопрос в том, насколько она будет изменена в связи с новыми требованиями. По общему мнению, процедура внешней экспертизы агентств в большей степени была сфокусирована на экспертизе документов, структурных и процедурных вопросах их деятельности. Вместе с тем гораздо большее значение для оценки эффективности развития национальных систем гарантии качества образования имеют содержательные вопросы, а также те, которые связаны с формированием гарантии качества на институциональном и национальном уровнях. Деятельность агентства не может не учитывать потребности внешней среды (общественности и государственных органов управления) и не может не оказывать влияние на институциональную среду тех вузов и их структурных подразделений, которые проходят процедуры оценки качества. В таком случае, что важнее и с чего необходимо начинать для формирования в стране эффективной «архитектуры» качества в соответствии с ESG: с формирования внутривузовских систем, создания независимых аккредитационных агентств или все же сначала с грамотной государственной политики, способствующей и поддерживающей процессы европейской интеграции в сфере высшего образования?

Очень много изменений коснулось первой части стандартов для внутривузовских систем качества: оценка результатов обучения и соответствия национальной структуре квалификаций, оценка студентоцентрированного обучения, оценка следования Лиссабонской конвенции по признанию периодов обучения и квалификаций. Какие методы оценки должны быть разработаны и применяться аккредитационными агентствами в этом случае?

За рамками стандартов к аккредитационным агентствам осталась практика другой, наряду с аккредитационной, деятельности: например, первичная экспертиза (лицензирование), оценка профессорско-педагогических кадров, нострификация и признание документов об образовании, проектная деятельность. Должна ли такая работа считаться дополнительной, должна ли она оцениваться?

Основная миссия ENQA направлена на дальнейшее поддержание высокого уровня гарантии качества экспертной деятельности ее членами­агентствами из разных стран и поддержку их деятельности на национальном уровне. А задача аккредитационных агентств-членов ENQA – предоставление ими комплексных услуг для образовательных организаций, включая экспертизу, отвечающую европейским стандартам, а также популяризацию и всестороннее содействие инициативам в вопросах повышения качества высшего образования.

Гораздо большее значение для оценки эффективности развития национальных систем гарантии качества образования имеют содержательные вопросы, а также те, которые связаны с формированием гарантии качества на институциональном и национальном уровнях. Деятельность агентства не может не учитывать потребности внешней среды (общественности и государственных органов управления) и не может не оказывать влияние на институциональную среду тех вузов и их структурных подразделений, которые проходят процедуры оценки качества. В таком случае, что важнее и с чего необходимо начинать для формирования в стране эффективной «архитектуры» качества в соответствии с ESG: с формирования внутривузовских систем, создания независимых аккредитационных агентств или все же сначала с грамотной государственной политики, способствующей и поддерживающей процессы европейской интеграции в сфере высшего образования?

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ план ENQA, который проходил обсуждение на ассамблее, объединяет два подхода. Один направлен на определение степени соответствия аккредитационных агентств (и вузов, ими аккредитованных) установленным европейским стандартам, другой – на развитие и совершенствование качества образования и методов его оценки.

Деятельность ENQA вызывает большой интерес на международном уровне, к ней приковано внимание специалистов, объединенных в рамках других региональных сетей мира. И сама ассоциация уделяет большое внимание расширению контактов, степени сотрудничества и влияния на мировые процессы в области оценки качества высшего образования.

На ассамблее были представлены результаты реализуемого в течение последних двух лет проекта «Гарантия качества трансграничного образования». К реализации проекта были привлечены 5 аккредитационных агентств и 3 ассоциации. Именно трансграничное образование сегодня объединяет усилия аккредитационных агентств и создает множество проблем в их работе. К такому образованию относят совместные программы и программы двух дипломов, дистанционное и электронное образование (МООС), кампусы, сетевые структуры и многое другое. Но общее понимание методов оценки качества такого образования (в том числе, определения субъектов оценки) пока не достигнуто. Способствовать преодолению этих сложностей сможет обеспечение доступности информации о вузах и образовательных программах, реализующих трансграничное образование, а также информация о национальных требованиях к качеству, стандартах и процедурах оценки.

Важно обеспечить взаимное сотрудничество не только между аккредитационными агентствами в рамках одной ассоциации, но между такими ассоциациями из других частей мира. Важно привлечь к этой работе международные организации, такие как ЮНЕСКО и ОЭСР. Важно повысить информированность вузов и аккредитационных агентств о возможностях сотрудничества в области оценки качества. Необходимо выработать понятные принципы и прозрачный инструментарий для оценки качества – это поможет повысить степень доверия, обеспечить защиту интересов обучающихся и преподавателей.

Но готовы ли сами агентства к активной работе на международном уровне? Поддержат ли их инициативу нацио­нальные органы управления образованием? Чем может помочь ассоциация своим членам для расширения практики оценки и гарантии качества на европейском и международном уровнях?

Дважды в год ENQA проводит такие встречи для обсуждения текущих задач. Но изменения в области высшего образования в мире и в каждой отдельной стране происходят столь стремительно (по историческим меркам), что вопросов для обсуждения остается гораздо больше, чем удается решить.

1 Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG) приняты Девятой конференцией министров образования Европейского пространства высшего образования, состоявшейся в Ереване (Армения)14-­15 мая 2015 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-82, с места события, ENQA, качество образования, международное сотрудничество

Похожие материалы:
ENQA: российский опыт в европейском документе
Европейские рекомендации, российские решения
Гарантия качества высшего образования
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Форум членов ENQA
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Интеграция в процессах глобализации
APQN. Глобализация систем гарантии качества
APQN: система поощрений как признание репутации
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
В 2017 году своё 110-летие отмечает Плехановский университет, вся история которого – отражение...
Дайджест № 93 «Аккредитация в образовании»
«Российские вузы перестали вариться в собственном соку!» – объявили международные эксперты....
Слово редактора к №93
Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд...
Из журнала
#89Преодоление научно-технического кризиса
#89Тюменский медицинский колледж - лучший в России
#86Конкурентные преимущества регионального вуза
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#87Престиж педагогической профессии
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники