Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ENQA: вопросов больше, чем ответов

Шестая Генеральная ассамблея Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании была посвящена пятнадцатилетию создания ENQA. Свыше 100 специалистов более чем 80 аккредитационных агентств из всех стран Европы рассматривали текущие задачи, стоящие перед экспертным сообществом.

Просмотров: 306

Шестая Генеральная ассамблея Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании состоялась 22-23 октября в Дублине (Ирландия) и была посвящена пятнадцатилетию создания ENQA. Свыше 100 специалистов более чем 80 аккредитационных агентств из всех стран Европы рассматривали текущие задачи, стоящие перед экспертным сообществом в настоящее время.

НОВАЯ версия Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG)[1] стала одной из главных тем для обсуждения на встрече. Дискуссия о введении в практику утвержденных положений получила наибольшую актуальность, поскольку треть документа напрямую предписывает требования к деятельности аккредитационных агентств.

Свыше 40 аккредитационных агентств, представляющих европейское пространство высшего образования, уже прошли специальную внешнюю экспертизу на полноправное членство в ENQA по стандартам ESG (некоторые уже дважды), и еще 40 потенциально готовы к такой процедуре. Вопрос в том, насколько она будет изменена в связи с новыми требованиями. По общему мнению, процедура внешней экспертизы агентств в большей степени была сфокусирована на экспертизе документов, структурных и процедурных вопросах их деятельности. Вместе с тем гораздо большее значение для оценки эффективности развития национальных систем гарантии качества образования имеют содержательные вопросы, а также те, которые связаны с формированием гарантии качества на институциональном и национальном уровнях. Деятельность агентства не может не учитывать потребности внешней среды (общественности и государственных органов управления) и не может не оказывать влияние на институциональную среду тех вузов и их структурных подразделений, которые проходят процедуры оценки качества. В таком случае, что важнее и с чего необходимо начинать для формирования в стране эффективной «архитектуры» качества в соответствии с ESG: с формирования внутривузовских систем, создания независимых аккредитационных агентств или все же сначала с грамотной государственной политики, способствующей и поддерживающей процессы европейской интеграции в сфере высшего образования?

Очень много изменений коснулось первой части стандартов для внутривузовских систем качества: оценка результатов обучения и соответствия национальной структуре квалификаций, оценка студентоцентрированного обучения, оценка следования Лиссабонской конвенции по признанию периодов обучения и квалификаций. Какие методы оценки должны быть разработаны и применяться аккредитационными агентствами в этом случае?

За рамками стандартов к аккредитационным агентствам осталась практика другой, наряду с аккредитационной, деятельности: например, первичная экспертиза (лицензирование), оценка профессорско-педагогических кадров, нострификация и признание документов об образовании, проектная деятельность. Должна ли такая работа считаться дополнительной, должна ли она оцениваться?

Основная миссия ENQA направлена на дальнейшее поддержание высокого уровня гарантии качества экспертной деятельности ее членами­агентствами из разных стран и поддержку их деятельности на национальном уровне. А задача аккредитационных агентств-членов ENQA – предоставление ими комплексных услуг для образовательных организаций, включая экспертизу, отвечающую европейским стандартам, а также популяризацию и всестороннее содействие инициативам в вопросах повышения качества высшего образования.

Гораздо большее значение для оценки эффективности развития национальных систем гарантии качества образования имеют содержательные вопросы, а также те, которые связаны с формированием гарантии качества на институциональном и национальном уровнях. Деятельность агентства не может не учитывать потребности внешней среды (общественности и государственных органов управления) и не может не оказывать влияние на институциональную среду тех вузов и их структурных подразделений, которые проходят процедуры оценки качества. В таком случае, что важнее и с чего необходимо начинать для формирования в стране эффективной «архитектуры» качества в соответствии с ESG: с формирования внутривузовских систем, создания независимых аккредитационных агентств или все же сначала с грамотной государственной политики, способствующей и поддерживающей процессы европейской интеграции в сфере высшего образования?

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ план ENQA, который проходил обсуждение на ассамблее, объединяет два подхода. Один направлен на определение степени соответствия аккредитационных агентств (и вузов, ими аккредитованных) установленным европейским стандартам, другой – на развитие и совершенствование качества образования и методов его оценки.

Деятельность ENQA вызывает большой интерес на международном уровне, к ней приковано внимание специалистов, объединенных в рамках других региональных сетей мира. И сама ассоциация уделяет большое внимание расширению контактов, степени сотрудничества и влияния на мировые процессы в области оценки качества высшего образования.

На ассамблее были представлены результаты реализуемого в течение последних двух лет проекта «Гарантия качества трансграничного образования». К реализации проекта были привлечены 5 аккредитационных агентств и 3 ассоциации. Именно трансграничное образование сегодня объединяет усилия аккредитационных агентств и создает множество проблем в их работе. К такому образованию относят совместные программы и программы двух дипломов, дистанционное и электронное образование (МООС), кампусы, сетевые структуры и многое другое. Но общее понимание методов оценки качества такого образования (в том числе, определения субъектов оценки) пока не достигнуто. Способствовать преодолению этих сложностей сможет обеспечение доступности информации о вузах и образовательных программах, реализующих трансграничное образование, а также информация о национальных требованиях к качеству, стандартах и процедурах оценки.

Важно обеспечить взаимное сотрудничество не только между аккредитационными агентствами в рамках одной ассоциации, но между такими ассоциациями из других частей мира. Важно привлечь к этой работе международные организации, такие как ЮНЕСКО и ОЭСР. Важно повысить информированность вузов и аккредитационных агентств о возможностях сотрудничества в области оценки качества. Необходимо выработать понятные принципы и прозрачный инструментарий для оценки качества – это поможет повысить степень доверия, обеспечить защиту интересов обучающихся и преподавателей.

Но готовы ли сами агентства к активной работе на международном уровне? Поддержат ли их инициативу нацио­нальные органы управления образованием? Чем может помочь ассоциация своим членам для расширения практики оценки и гарантии качества на европейском и международном уровнях?

Дважды в год ENQA проводит такие встречи для обсуждения текущих задач. Но изменения в области высшего образования в мире и в каждой отдельной стране происходят столь стремительно (по историческим меркам), что вопросов для обсуждения остается гораздо больше, чем удается решить.

1 Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG) приняты Девятой конференцией министров образования Европейского пространства высшего образования, состоявшейся в Ереване (Армения)14-­15 мая 2015 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ENQA: Отчет в зачет
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Перспективы евразийского образовательного пространства
Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики
ENQA: российский опыт в европейском документе
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
Гарантия качества высшего образования
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ