Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Образцовая модель музыкального образования

Гнесинский дом представляет собой образцовую модель отечественной системы музыкального образования. Здесь сосредоточены все этапы обучения – от начального до послевузовского. Это грамотно выстроенная «образовательная вертикаль», а десятки отдельных образовательных программ составляют «образовательную горизонталь».

Просмотров: 2088
МАЯРОВСКАЯ Галина Васильевна – ректор Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат педагогических наук. Президент Ассоциации музыкальных образовательных учреждений России, член правления Ассоциации учебных заведений искусства и культуры России, член Международной ассоциации европейских консерваторий, член Всемирного музыкального совета ISME, руководитель рабочей группы стран СНГ по разработке Концепции развития образования в сфере культуры и искусства.

Музыкальное сердце страны

Проводник культурной политики

История этих музыкальных учебных заведений началась в XIX веке, когда в 1895 году Елена ФабиановнаГнесина вместе с сестрами Евгенией и Марией открыла в Москве частную музыкальную школу. По праву старшей она встала во главе Гнесинского дома и в течение семидесяти двух лет была его бессменным руководителем.

После революции музыкальная школа была передана государству и вскоре получила статус техникума. В годы войны сформировался целый комплекс гнесинских учебных заведений, вершиной которого стал Государственный музыкально-педагогический институт, открытый в 1944 году и спустя полвека переименованный в академию.

В результате целенаправленной работы по собиранию и переосмыслению национальных традиций в области музыкальной педагогики в середине XX века Е.Ф. Гнесиной была создана трехступенчатая система подготовки музыкантов (школа – училище – вуз), которая и по сей день считается лучшей в мире.

В отличие от традиционных консерваторий, занятых исключительно подготовкой артистов-виртуозов, в Гнесинском доме уделяется особое внимание реализации государственной культурной политики. В 30-е годы прошлого века страна остро нуждалась в квалифицированных преподавателях в области искусства, и с тех пор их воспитание стало приоритетным направлением работы.

Преподаватели всех ступеней музыкального образования, директора музыкальных школ и училищ, ректоры и проректоры музыкальных вузов обучаются в центре переподготовки и повышения квалификации академии. Именно выпускники-гнесинцы уже более полувека составляют фундамент отечественной музыкально-педагогической школы.

Насущной государственной задачей во второй половине ХХ столетия стало расширение номенклатуры музыкальных специальностей, и одно за другим в академии были открыты такие направления подготовки, как баян, домра и балалайка, хоровое и сольное народное пение. В 80-е годы Гнесинский институт первым из отечественных вузов искусств и культуры начал обучение эстрадно-джазовых музыкантов и звукорежиссеров, в 2000 году – музыкальных продюсеров.

Президентом В. Путиным в мае 2011 года была подписана Концепция развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ. В соответствии с этим документом академия стала базовой организацией в области музыки и художественного образования не только в России, но и на всем постсоветском пространстве.

Рособрнадзором в декабре 2011 года выдано РАМ им. Гнесиных свидетельство об аккредитации экспертной организации в сфере образования, согласно которому академия может привлекаться к проведению мероприятий по государственному контролю качества образования.

В одном из указов Президента РФ внимание акцентируется на «повышении конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Стремясь к этой цели, Гнесинская академия предприняла ряд основательных шагов. Недавно успешно пройдена общественно-профессиональная аккредитация Европейской ассоциации консерваторий. Независимые эксперты из Англии, Голландии, Германии и Эстонии признали академию одним из ведущих музыкальных вузов Европы и мира. Повышение международного авторитета связано также с присвоением кафедре музыкального мастерства и современного исполнительства статуса кафедры ЮНЕСКО.

Результаты профессионально-общественной аккредитации реализуемых в академии основных образовательных программ отражены в Реестре аккредитованных программ Нацаккредцентра. Эксперты из Бельгии, Литвы, Нидерландов, Польши и России отмечают высокий уровень и разносторонность профессиональной подготовки специалистов в РАМ им.Гнесиных.

Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденный Правительством РФ 4 июня 2012 года, включает создание крупных образовательных структур, в которые входили бы все этапы образования – от школьного до послевузовского. Гнесинская академия представляет собой именно такую структуру в сфере культуры и искусства. Преемственность в методах обучения в системе непрерывного музыкального образования, выявление и сопровождение одаренных детей – всё это изначально входит в число приоритетов академии, а теперь выдвигается на государственный уровень.

Среди основных сильных сторон аккредитуемых образовательных программ экспертная комиссия хотела бы выделить высокий уровень активности академии в культурной жизни своего региона, страны и за ее пределами, стремление сохранять лучшие традиции российского музыкального искусства, проявляя при этом готовность и способность адаптироваться к изменяющимся национальным и общеевропейским условиям развития высшего образования, высокий уровень и разносторонность профессиональной подготовки музыкантов, которые успешно реализуют себя и как дирижеры, и как хормейстеры, солисты и певцы хора, а также как концертмейстеры и педагоги музыкальных учебных заведений.

Кроме того, экспертная комиссия считает важным отметить высокий корпоративный дух, проявляющийся в преданности сотрудников РАМ им. Гнесиных ценностям и принципам работы вуза, а также в осознании студентами своей корпоративной принадлежности.

Из отчёта Внешней экспертной комиссии по профессионально-общественной аккредитации ООП «Дирижирование академическим хором».

Образцовая модель музыкального образования

С первых лет работы из Гнесинского дома по всей стране расходились учебные планы и программы, учебники и методические пособия – всё, в чем нуждались образовательные учреждения музыкального профиля. С середины ХХ века здесь работает Учебно-методическое объединение высших учебных заведений России по музыкальному образованию, под руководством которого сегодня совершается переход на двухступенчатую систему подготовки музыкантов – бакалавров и магистров.

Гнесинский дом представляет собой образцовую модель отечественной системы музыкального образования. Здесь сосредоточены все этапы обучения – от начального до послевузовского. Это грамотно выстроенная «образовательная вертикаль», а десятки отдельных образовательных программ составляют «образовательную горизонталь». Ни один другой вуз искусств и культуры России не обладает подобной полнотой.

Эффективность и высочайший авторитет гнесинской методики подготовки музыкантов проверены временем. В числе выпускников академии выдающиеся деятели культуры: дирижеры– Евгений Светланов, Геннадий Рождественский и Владимир Федосеев, композиторы – Микаэл Таривердиев, Давид Тухманов, Владимир Дашкевич, всенародно любимые певцы – Иосиф Кобзон и Людмила Зыкина, крупнейшие исполнители на русских народных инструментах – баянист Фридрих Липс и балалаечник Андрей Горбачев, крупнейшие молодые пианисты современности – Евгений Кисин и Константин Лифшиц, а также звезды отечественной эстрады – Валерия, Николай Басков, Филипп Киркоров, Дмитрий Билан. Среди выпускников-гнесинцев артисты таких прославленных, академических и поистине народных коллективов, как Хор им. М.Е. Пятницкого, Северный русский хор, Кубанский казачий хор, Ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова.

Одним из главных критериев конкурентоспособности отечественного высшего образования в последние годы выступает вузовская наука. В этом направлении усилия коллектива академии также весьма плодотворны. Перечислим, например, несколько недавно изданных трудов преподавателей РАМ им. Гнесиных: первая полная биография Моцарта на русском языке, первый каталог древнерусских певческих рукописей из московских архивных собраний, первый за полвека фундаментальный труд о музыкальной одаренности, который вышел в английском переводе в издательстве Оксфордского университета.

Докторский диссертационный совет академии первым среди подобных советов вузов искусств и культуры прошел переаттестацию ВАКа с учетом современных требований.

В 2013 году в академии создано новое структурное подразделение – институт развития образования в сфере культуры и искусства. Деятельность его направлена на мониторинг отечественной системы музыкального образования и обеспечение образовательных учреждений необходимой учебно-методической литературой. Например, обновление содержания учебников для детских школ искусств – один из крупных проектов, реализация которого повысит качество обучения тысяч детей по всей стране.

Гнесинская академия сегодня – это 40 народных и 53 заслуженных артиста России, 139 профессоров и 130 доцентов. Только за постсоветский период из академии вышли 984 лауреата крупных международных конкурсов. За один лишь 2013 год гнесинцы дали более тысячи концертов в России и за рубежом.

К своему 70-летнему юбилею и к 120-летию Гнесинского дома академия подходит в качестве одного из ведущих вузов искусств и культуры страны. В ней, как в миниатюре, заключена российская система музыкального образования со всеми ее ступенями и направлениями подготовки. Приоритеты деятельности академии признаны и поддержаны государством в качестве ведущих. Это главенствующая роль системы образования в качестве фундамента национальной культуры, обеспечение высокого художественного уровня в академических жанрах, в народной и эстрадной музыке, структурная и методическая модернизация учебных заведений искусств и культуры, поддержка крупных образовательных комплексов на базе ведущих вузов, а также продвижение русского народного музыкального творчества.

Разумное сочетание бережного сохранения традиций и активного стремления к инновациям – залог успешного движения вперед коллектива академии, основа неизменно высокого авторитета Гнесинского дома в стране и мире.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-67, лучшие практики, alma mater, российская академия музыки им. Гнесиных, творческое образование

Похожие материалы:
Подготовка медицинских кадров в БФУ имени Иммануила Канта
ХГИИК: заявка на выпускника
Три шага к публичной образовательной корпорации
Плещущий родник творчества и успеха
Знак качества высшего образования
Краснодарский государственный университет культуры и искусств: в числе лучших
Театральное образование на Урале
Лучшие программы БГМУ – «Лечебное дело» и «Педиатрия»
Система художественного образования в современных условиях
Синтез науки и творчества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Опыт КГУ передали на Всероссийском форуме добровольцев в сфере инклюзии
24 декабря 2018 года на базе Российского государственного социального университета (г.Москва)...
Открыта регистрация на XIV Международную молодежную научную конференцию «Тинчуринские чтения»
23 – 26 апреля 2019 года в Казанском государственном энергетическом университете проводится XIV...
В ТИУ пройдёт Международная конференция «Водные ресурсы – основа устойчивого развития поселений Сибири и Арктики в XXI веке»
22 марта 2019 года в Тюменском индустриальном университете состоится ежегодная XXI Международная...
Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Проект Казанского (Приволжского) федерального университета по организации и проведению...
ИРНИТУ расширяет сотрудничество с университетами Филиппин
Состоялся рабочий визит проректора по международной деятельности ИРНИТУ Дмитрия Савкина в...
Из журнала
#100Уральский ГАУ стал одним из лидеров аграрной науки страны
#97О влиянии развития системы ФУМО на качество образования
#94По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
#100С чего начинается школа будущего
#101Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
Информационная лента
08:48В Ботаническом саду БФУ им. И. Канта расцвела мимоза
10:16ПсковГУ подписал соглашение с Медиахолдингом Псковской области
10:14На площа­дке СФ БашГУ пройдет вы­ездное профориентаци­онное мероприятие «П­оезд ректоров»
10:13ЮУрГУ присвоен статус федеральной инновационной площадки
09:09Эко-университет разработает климатический план для САФУ