Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Объединение университетов снижает конкурентоспособность

Рейтинг лучших вузов России – 2017 по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) представлен на V Международном форуме ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность». Ректоры университетов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ проанализировали итоги исследования.

Просмотров: 17

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Рейтинг лучших вузов России – 2017 по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) представлен на V Международном форуме ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность». На основе статистических показателей, а также результатов опросов десятков тысяч студентов, выпускников, преподавателей, ученых и работодателей он составляется уже в шестой раз. Ректоры университетов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ проанализировали итоги исследования.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:

– Нам предстоит колоссальная образовательная революция, и это не только открытые онлайн-курсы. С развитием искусственного интеллекта и облачных баз данных скоро все рутинные элементы обучения студент сможет имитировать, взяв из облака. Поэтому никакого образования без исследований, без непосредственного контакта с ученым, который вместе со студентом ищет новые решения, через двадцать лет просто не будет.

Алевтина ЧЕРНИКОВА, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»:

– Мы живем в быстро меняющемся мире и уже сегодня наблюдаем, как ряд профессий уходит в историю и возникают новые. С течением времени это будет происходить все быстрее, поэтому тезис «образование через всю жизнь» становится насущной необходимостью, а компетенция к самообучению станет одной из самых востребованных в будущем.

Михаил ЭСКИНДАРОВ, ректор Финансового университета при Правительстве РФ:

– Миссия университета не только в образовании и науке. Если молодые люди в процессе обучения не создают сообщество друзей и не образуют семьи – это очень плохой университет. В целом же оценить вуз можно по тем глобальным предложениям, которые у него возникают, и по реализации этих идей.

Вальдемар СИВИНСКИ, вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence:

– Первая волна международных рейтингов прежде всего обратила внимание на исследовательскую миссию университетов, и десять-двенадцать лет мы восхищались количеством цитирований и публикаций. Но оказалось, что, кроме индекса Хирша, существует еще множество показателей. После этой волны во многих странах началось движение к тому, как определить суть университетов, их третью миссию. Ответ здесь должен быть не только на международном, но, прежде всего, национальном уровне, поэтому мы видим возрождение национальных рейтингов.

Алексей ХОДЫРЕВ, исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА):

– Из тенденций стоит отметить, что наибольший прогресс наблюдается в области наращивания научных публикаций и их цитирований. Кроме того, заметно выросли показатели рейтинга у экономических вузов. А вот объединение университетов ведет к снижению конкурентоспособности в краткосрочной перспективе и ослаблению позиций в рейтингах. Источник: пресс-релиз RAEX (Эксперт РА).

Цифры и факты

Анализ динамики положения вузов в рейтинге RAEX (Эксперт РА) позволяет сделать однозначный вывод: при присоединении к сильным вузам менее успешных образовательных организаций конкурентоспособность первых снижается. Иными словами, процессы укрупнения за счет слияний наносят урон сильным вузам.

В частности, в течение последних нескольких лет из-за объединений с другими вузами в рейтингах RAEX (Эксперт РА) на время снижались позиции НИУ ВШЭ, Финансового университета, НИТУ «МИСиС». Такая динамика объяснима: она вызвана размыванием кадрового и финансового капиталов, которое неизбежно в случае, когда к сильному вузу присоединяют вуз с более скромными показателями. Зачастую это может сопровождаться резким скачком численности студентов на фоне недостаточно высокого прироста материальной базы и кадров.

В этом году наиболее яркой иллюстрацией влияния объединения на конкурентоспособность служит Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева. На протяжении четырех лет вуз исправно входил в топ-30 российских вузов: в частности, в 2016 году занял 26-е место. После присоединения к вузу Самарского государственного университета (занимал в рейтинге 76-е место) объединенный вуз в 2017 году занял лишь 31-е место, что на пять позиций ниже, чем результат аэрокосмического университета в прошлом году. Общее количество обучающихся в объединенном вузе резко выросло, тогда как финансирование осталось на прежнем уровне, в результате чего объем денежных средств, приходящихся на одного студента, рухнул в два раза. Объединение повлекло за собой серьезное падение и по ряду иных удельных критериев. Например, доля иностранных студентов снизилась с 5,5 до 4,8 %, а доля зачисленных на первый курс «олимпиадников» – с 1,1 до 0,5 %.

Тенденция к снижению позиций вузов в рейтинге после укрупнения хорошо прослеживается на примере опорных университетов.

Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-95, рейтинг, форум

Похожие материалы:
Рейтингование как инструмент развития
С чего начинается школа будущего
Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Общероссийский народный фронт о проблемах и стратегических перспективах российского образования
НСОТ: первые итоги
Российские университеты в мировых рейтингах
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Как, зачем и чему учить представителей поколения Z

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
Специалисты Российского университета дружбы народов (г.Москва) работают над проектом...
Из журнала
#96Исследовательское образование
#97Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
#95Новости образования «АО-95»
#96В какие вузы стремятся поступить
#99Новосибирский юридический институт (филиал) ТГУ готовит востребованные кадры
Информационная лента
09:09В АГУ обсудили вопросы по сохранению и восстановлению сайгака
09:07РУМЦ ВятГУ провел выставку инклюзивного высшего образования
09:04«Помогая другим, помогаем себе»: новые знания для развития инклюзивного образования
09:00В Казани определили вектор развития молодежной политики на 2019 год
08:47ТюмГУ готовит к поступлению вьетнамских абитуриентов