Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Объединение университетов снижает конкурентоспособность

Рейтинг лучших вузов России – 2017 по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) представлен на V Международном форуме ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность». Ректоры университетов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ проанализировали итоги исследования.

Просмотров: 25

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Рейтинг лучших вузов России – 2017 по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) представлен на V Международном форуме ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность». На основе статистических показателей, а также результатов опросов десятков тысяч студентов, выпускников, преподавателей, ученых и работодателей он составляется уже в шестой раз. Ректоры университетов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ проанализировали итоги исследования.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:

– Нам предстоит колоссальная образовательная революция, и это не только открытые онлайн-курсы. С развитием искусственного интеллекта и облачных баз данных скоро все рутинные элементы обучения студент сможет имитировать, взяв из облака. Поэтому никакого образования без исследований, без непосредственного контакта с ученым, который вместе со студентом ищет новые решения, через двадцать лет просто не будет.

Алевтина ЧЕРНИКОВА, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»:

– Мы живем в быстро меняющемся мире и уже сегодня наблюдаем, как ряд профессий уходит в историю и возникают новые. С течением времени это будет происходить все быстрее, поэтому тезис «образование через всю жизнь» становится насущной необходимостью, а компетенция к самообучению станет одной из самых востребованных в будущем.

Михаил ЭСКИНДАРОВ, ректор Финансового университета при Правительстве РФ:

– Миссия университета не только в образовании и науке. Если молодые люди в процессе обучения не создают сообщество друзей и не образуют семьи – это очень плохой университет. В целом же оценить вуз можно по тем глобальным предложениям, которые у него возникают, и по реализации этих идей.

Вальдемар СИВИНСКИ, вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence:

– Первая волна международных рейтингов прежде всего обратила внимание на исследовательскую миссию университетов, и десять-двенадцать лет мы восхищались количеством цитирований и публикаций. Но оказалось, что, кроме индекса Хирша, существует еще множество показателей. После этой волны во многих странах началось движение к тому, как определить суть университетов, их третью миссию. Ответ здесь должен быть не только на международном, но, прежде всего, национальном уровне, поэтому мы видим возрождение национальных рейтингов.

Алексей ХОДЫРЕВ, исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА):

– Из тенденций стоит отметить, что наибольший прогресс наблюдается в области наращивания научных публикаций и их цитирований. Кроме того, заметно выросли показатели рейтинга у экономических вузов. А вот объединение университетов ведет к снижению конкурентоспособности в краткосрочной перспективе и ослаблению позиций в рейтингах. Источник: пресс-релиз RAEX (Эксперт РА).

Цифры и факты

Анализ динамики положения вузов в рейтинге RAEX (Эксперт РА) позволяет сделать однозначный вывод: при присоединении к сильным вузам менее успешных образовательных организаций конкурентоспособность первых снижается. Иными словами, процессы укрупнения за счет слияний наносят урон сильным вузам.

В частности, в течение последних нескольких лет из-за объединений с другими вузами в рейтингах RAEX (Эксперт РА) на время снижались позиции НИУ ВШЭ, Финансового университета, НИТУ «МИСиС». Такая динамика объяснима: она вызвана размыванием кадрового и финансового капиталов, которое неизбежно в случае, когда к сильному вузу присоединяют вуз с более скромными показателями. Зачастую это может сопровождаться резким скачком численности студентов на фоне недостаточно высокого прироста материальной базы и кадров.

В этом году наиболее яркой иллюстрацией влияния объединения на конкурентоспособность служит Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева. На протяжении четырех лет вуз исправно входил в топ-30 российских вузов: в частности, в 2016 году занял 26-е место. После присоединения к вузу Самарского государственного университета (занимал в рейтинге 76-е место) объединенный вуз в 2017 году занял лишь 31-е место, что на пять позиций ниже, чем результат аэрокосмического университета в прошлом году. Общее количество обучающихся в объединенном вузе резко выросло, тогда как финансирование осталось на прежнем уровне, в результате чего объем денежных средств, приходящихся на одного студента, рухнул в два раза. Объединение повлекло за собой серьезное падение и по ряду иных удельных критериев. Например, доля иностранных студентов снизилась с 5,5 до 4,8 %, а доля зачисленных на первый курс «олимпиадников» – с 1,1 до 0,5 %.

Тенденция к снижению позиций вузов в рейтинге после укрупнения хорошо прослеживается на примере опорных университетов.

Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-95, рейтинг, форум

Похожие материалы:
Общероссийский народный фронт о проблемах и стратегических перспективах российского образования
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Как, зачем и чему учить представителей поколения Z
Рейтингование как инструмент развития
Российские университеты в мировых рейтингах
Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
С чего начинается школа будущего

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (108) 2018

Новый номер – новые тренды! Наши читатели привыкли видеть в каждом номере «АО» подборку новостей от редакции журнала – теперь их будет больше! Начиная с этого выпуска, вы сможете знакомиться с актуальными новостями российского образования и науки по выбору Сообщества преподавателей вузов и ссузов «КафедрУМ», а также международными новостями, которые публикуются на портале hedclub.com.

Партнеры
Популярные статьи
Ученые о жизни, истории и культуре Сибири
Завершилась Всероссийская научно-теоретическая конференция «Сибирь в XVII-XXI веках: история,...
В ЛПИ СФУ состоится конференция по инновациям в образовательном пространстве
29–30 апреля 2019 года состоится заочная X Международная научно-практическая конференция...
Межэтнические отношения и процессы в современном мире
Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской с международным участием научной конференции...
Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
О рейтингах журнал «Аккредитация в образовании» писал неоднократно. Это относительно новый...
Подготовка кадров в области культуры и искусства
Московский Губернский колледж искусств отмечает семидесятилетний юбилей. Это одна из ведущих...
Из журнала
#100Как учить поколение Z
#100В 2018 году Егорьевский авиационный технический колледж им. В.П.Чкалова отмечает столетний юбилей
#105Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерватории
#103Опыт преподавания родного языка в Калмыкии
#107Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
Информационная лента
08:51Сотрудничество между Башкирским госуниверситетом и Набережночелнинским госпедуниверситетом
08:49Экспертиза качества зерна — лучшие практики
08:42Новые контакты с КНР в сфере юриспруденции
08:38Робототехники АГУ глубоко погрузились в подводную тему
08:37Реализация грантового проекта «На что похожи облака?» прошла в стенах двух профессиональных образовательных организаций