Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО

Региональные системы профессионального образования построены и переданы в зону ответственности областей и республик. Пришла пора рассмотреть, какими они получились, насколько эффективно работают. Выполнить часть этой сложной задачи попыталось агентство социальных исследований «Социальный навигатор».

Просмотров: 356

Предмет анализа и размышлений

Региональные системы профессионального образования построены и переданы в зону ответственности областей и республик. Пришла пора рассмотреть, какими они получились, насколько эффективно работают.

Выполнить часть этой сложной задачи попыталось агентство социальных исследований «Социальный навигатор», подготовившее при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования рейтинг региональных систем СПО с позиции востребованности их услуг семьями и работодателями. Ранжированию подверглись все субъекты Российской Федерации, за исключением Ненецкого и Чукотского автономных округов, по которым в открытых источниках не оказалось достаточного количества данных, необходимых для расчета. Москву и Московскую область составители рейтинга объединили в агломерацию, Санкт-Петербург и Ленинградскую область – тоже, объяснив такой подход высокой межрегиональной мобильностью студентов и работников. Ведь на учебу и работу в обе столицы – государства и северную – ездит много людей из близлежащих городов и населенных пунктов.

Оценка востребованности строилась на данных федерального государственного статистического наблюдения о трудоустройстве выпускников и данных о конкурсах в техникумы и колледжи. Исследователи подчеркнули: использовался надежный источник, и потому не запрашивалась дополнительная информация от регионов. Еще один важный момент: при ранжировании учитывалось, что масштабы региональных систем СПО, а также доступность среднего профессионального образования в субъектах федерации различаются: количество мест для поступающих в одном регионе больше, в другом – меньше. Чтобы привести данные к сопоставимому виду исследователи в обоих случаях ввели поправочный коэффициент, равный численности обучающихся по программам СПО на 10 тыс. населения.

С помощью рейтинга были рассмотрены очень важные, а для некоторых регионов и болезненные вопросы. Придет ли на производство квалифицированный специалист? Найдет ли выпускник работу? В итоге получилась разнообразная и любопытная картина.

Возглавляет список Республика Алтай. Здесь индексы востребованности как рынком труда, так и населением высокие (см. таблицу). Выходит, в данном регионе запросы населения и работодателей системой СПО в основном удовлетворяются. Зато в агломерациях – как Московской, так и Санкт-Петербургской, – наоборот: индекс востребованности со стороны работодателей составляет 0,28 и 0,18 соответственно, со стороны семей – 0,27 и 0,08.

Рейтинг востребованности региональных систем СПО (первые 10 позиций)

Если ориентироваться на индексы, получается, что легче всего найти работу в Астраханской, Амурской и Оренбургской областях, а также на Алтае, в Бурятии и Башкортостане, но очень трудно – в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане. Немало регионов, где разница между показателями очень большая, в одном случае существует дефицит рабочих мест, но недостаточно желающих обучиться востребованной специальности или профессии, в другом – желающие есть, однако рабочих мест для них не предвидится. Как с этим быть?

Исполнительный директор Межрегио­нальной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович считает, что можно и нужно улучшать информированность населения, а что касается нехватки рабочих мест – ответ на вопрос надо искать на местах, в регионах. По данным рейтинга, внешний запрос на учреждения СПО не связан напрямую с тем, богата или бедна данная область или республика и что преобладает в ее экономике – сельское хозяйство или промышленное производство. И в верхней, и в нижней части классификации, есть субъекты с разным уровнем развития экономики. В регионах предстоит подумать и о том, по каким причинам они оказались рядом.

Еще Марк Агранович предупредил: ориентируясь на показатели рейтинга, не стоит делать вывод о том, чья региональная система профессионального образования эффективнее Причин этому две. Во-­первых, образовательные организации имеют разную ведомственную принадлежность и невозможно определить, кто отвечает за состояние данной региональной системы в целом. Во­вторых, колледжи и техникумы все еще выполняют социальную функцию.

Результаты рейтинга – предмет анализа и размышлений на региональном уровне. Внешняя оценка призвана помочь руководителям областей и республик выбрать правильные ориентиры для развития профессионального образования, выстроить эффективную политику по отношению к учреждениям СПО.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
СПО: сентябрьские тезисы
От количества к качеству: тенденции развития СПО
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Дзержинский химический техникум: Творческий труд
Двойное опережение подготовки педагогов
Российские университеты в мировых рейтингах
Ключевые проблемы профессионального образования
Рейтингование как инструмент развития
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
Дуальное образование в России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ