МЕДИАактивность российских вузовРазвивая и углубляя тему информационной открытости, на заседании первой секции Форума по информационному взаимодействию выступила председатель экспертной комиссии Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ», руководитель отдела журналистики редакции журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Синдеева. Просмотров: 445
Развивая и углубляя тему информационной открытости, на заседании первой секции Форума по информационному взаимодействию выступила председатель экспертной комиссии Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ», руководитель отдела журналистики редакции журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Синдеева. Было изложено экспертное видение решения проблемы информационного взаимодействия и представлены результаты впервые проведенной независимой оценки информационной активности вузов России. За десять лет издания журнал «Аккредитация в образовании» стал крупной коммуникативной площадкой профессионального сообщества страны. Ежедневно работая с большими потоками информации, мы анализируем её качество. И, конечно, постоянно задаемся вопросами: как оценить качество информации, существуют ли способы, которыми можно оценить информационную активность вузов. Это очень важно. Ведь только качественно поданная информация по-настоящему доступна, только активность может создать актуальность. Активно работающие пресс-службы вузов всегда в курсе происходящего, оперативно обновляют информацию, востребованную здесь и сейчас. И всё это вместе – качество, доступность, активность, актуальность – ведет к открытости. Наши поиски оказались в русле политики Минобрнауки РФ, нацеленной на усиление информационной открытости. Министерством уже определены требования к содержанию предоставляемой вузами информации. Мы поддерживаем стремление определить и закрепить в концепции информационного взаимодействия требования к качеству информации и готовы принимать участие в рабочих группах по этому вопросу. В поисках ответа на вышеуказанные вопросы проведено исследование, организованное в рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ», дающего вузам возможность заявить о качестве своей информационной политики профессиональному сообществу. Проект реализуется с целью повышения открытости вузов, формирования культуры качества в целом и информационной политики образовательных организаций в частности. В 2015 году проект по оценке медиаактивности вузов России уже был реализован в три этапа, отражающих корпоративную, региональную и всероссийскую медиаактивность отечественных вузов. В следующем году добавится четвертый этап – международный, который покажет умение образовательных организаций презентовать себя в мировом образовательном пространстве. Итак, что и как оценивалось. Для оценки медиаактивности учебного заведения на корпоративном уровне был организован всероссийский конкурс «Пресс-служба вуза». Вузовские новости, транслируемые в формате RSS-ленты на официальный сайт журнала «Аккредитация в образовании», в течение учебного года ежедневно и в полном объеме прочитывались нашими журналистами, имеющими опыт работы в системе образования более десяти лет, и оценивались по трем критериям:
Выводы, к которым мы пришли в результате: только треть вузов информационно активна, треть – показывает слабую информационную активность и низкий профессионализм, а треть – информационно закрыта. Обладатели самых высоких результатов являются лауреатами и победителями конкурса «Пресс-служба вуза – 2015» (список опубликован в «АО», № 4/80, 2015). Полный тематический спектр качественных новостей стабильно представляют Дальневосточный федеральный университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Иркутский национальный исследовательский технический университет и Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Очень тревожит тот факт, что в списке победителей только три негосударственных вуза: Российский новый университет (РосНОУ), Университет управления «ТИСБИ» и Московский финансово-юридический университет. Победителям конкурса «Пресс-служба вуза», то есть вузам, показавшим высокий уровень организации новостного потока, было предложено оценить свою медиаактивность на региональном и всероссийском уровнях. Для этого был организован всероссийский конкурсный проект «МЕДИАактивность вузов РФ». В его рамках проанализирована медиаактивность вузов и их лидеров в разных каналах подачи информации по четырем критериям:
Поскольку мы, будучи организаторами конкурсного проекта, являемся информационно-аналитическим изданием, то, прежде всего, остановимся на итогах анализа публикационной активности вузов в отечественных журналах. Рисунок. Активность пресс-служб вузов
Анализу подлежали публикации за 2013 и 2014 годы в десяти самых популярных, читаемых и выписываемых вузами страны журналах. Они выбраны по результатам опроса, проведенного отделом подписных изданий «АО», – опрошено 483 вуза. В общей сложности экспертами было проанализировано около 100 тыс. публикаций.
Среди явных лидеров публикационной активности вузов в отечественных журналах, работающих в сфере образования и освещающих тему качества, Дальневосточный федеральный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Российский государственный гуманитарный университет, Сибирский федеральный университет. Вузам – участникам конкурсного проекта был присвоен PR-фактор. Это показатель годовой медиаактивности вуза – интегральная оценка эффективности информационной политики вуза, определяемая количественными и качественными параметрами и позволяющая вузу увидеть свое положение относительно других российских вузов.
Таким образом, впервые в России была системно проанализирована не научная публикационная активность, а информационно-аналитическая. Оценка медиаактивности вузов России выявила большую закрытость ректорского корпуса. Многие ректоры редко работают в формате интервью, неактивны в социальных сетях. Зачастую на сайте образовательной организации не организована даже самая элементарная форма общения лидера вуза в режиме конференции (вопрос – ответ, задать вопрос ректору). Вместе с тем, определилась и группа лидеров – самых медиаактивных ректоров страны. Первоначально планировалось сделать топ100, но оказалось, что столько достаточно медиаактивных ректоров в стране просто нет, и по факту получился топ50. Следует отметить, что даже при активной социальной позиции ректора его продвижение как лидера вуза невозможно без сопровождения пресссекретаря, без специальной целенаправленно работающей структуры (информационного отдела, прессслужбы – в России сейчас подобные структуры могут называться по-разному). Лишь только у трети отечественных вузов, начиная с лидера, отношение к работе с информацией возведено на серьезный уровень, а информационные службы имеют зрелую структуру. Выводы, сделанные в ходе независимой оценки работы информационных служб вузов, говорят о необходимости определения структуры информационной службы в вузе и создания рабочих стандартов, которые бы определили требования к профессиональной квалификации ее сотрудников и качеству производимого ими контента. Журнал «Аккредитация в образовании» намерен организовывать знакомство с опытом лучших информационных служб российских вузов, а также, помимо практического опыта, привнести в работу информационных служб вузов теоретические знания современного медийного рынка, уделяя особое внимание выявленным в ходе проекта слабым местам. Мы убеждены, что наличие в вузе зрелого информационного отдела, укомплектованного компетентными кадрами, – обязательное условие для развития образовательной организации. Оценка информационной открытости образовательных организаций в целом и их руководителей в частности стала в настоящее время одной из приоритетных задач «АО». Среди инструментов достижения информационной открытости – эффективная обратная связь. Приглашаем вас присоединяться к нашей МЕДИАпланерке на сайте akvobr.ru. Мы открыты к информационному взаимодействию и, более того, искренне ему рады.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|