Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Кубанский государственный университет: наука побеждать

Кубанский государственный университет – победитель нескольких федеральных конкурсов, проводимых Минобрнауки: программ стратегического развития вузов, программ развития деятельности студенческих объединений, «Вуз здорового образа жизни». О том, благодаря чему КубГУ смог добиться таких успехов и каким видится его будущее, рассказывает ректор Михаил Астапов.

02.11.2012
Просмотров: 2070

Кубанский государственный университет готовится стать одним из кластерных лидеров южного макрорегиона

АСТАПОВ Михаил Борисович – ректор Кубанского государственного университета, кандидат педагогических наук.
Родился в 1959 году в г. Тихорецке Краснодарского края. В 1983 году окончил географический факультет Кубанского госуниверситета. Работал преподавателем и заместителем председателя профкома студентов КубГУ (1983-1986), учителем географии и заместителем директора по учебно-воспитательной работе в школе №61 г. Краснодара. С 1987 по 2008 годы профессиональная деятельность связана с органами управления образованием: прошел путь от инспектора школ на муниципальном уровне до руководителя Департамента образования и науки Краснодарского края (2004-2008). С 2008 года ректор Кубанского государственного университета.
Автор более 40 научных работ по педагогике и управлению образованием. Член Президиума Российской академии образования. Имеет ряд государственных, отраслевых и общественных наград, в том числе знак «Отличник народного просвещения». Удостоен звания «Заслуженный учитель Кубани».

В 2011 году КубГУ стал победителем сразу нескольких федеральных конкурсов, проводимых Минобрнауки: программ стратегического развития вузов, программ развития деятельности студенческих объединений и «Вуз здорового образа жизни» в номинации «Содействие развитию физической культуры и спорта». О том, благодаря чему университет смог добиться таких успехов и каким видится его будущее, рассказывает ректор Михаил АСТАПОВ.

– Михаил Борисович, как удалось сформировать столь серьезную управленческую команду, которая способна разрабатывать проекты-победители?

– Беда многих младоуправленцев состоит в том, что на новом месте работы они пытаются начать все с чистого листа, с полного обновления всей команды. Практика показывает, что в таких условиях уничтожается все, что было наработано в прежние годы, а без предыдущего опыта создать новую, более эффективную систему управления очень сложно. Придя в КубГУ четыре года назад, мы избрали иную тактику. На переходном этапе (год-полтора) была практически полностью сохранена прежняя команда управленцев. Это позволило мне как ректору легче войти в курс дела, оценить потенциал проректоров, главных специалистов. А потом произошло то, что в спорте называют точечной селекцией: ушли те, кто не воспринял новый стиль работы, новые требования.

Таким образом, удалось сохранить и накопленный в университете опыт, и дополнить его своим восемнадцатилетним опытом работы в региональной системе образования. Если говорить о характере взаимодействия в обновленной команде, то нам не надо было изобретать велосипед. Классические законы управления давно прописаны и успешно действуют: обсуждение без погон существующих проблем, четкая постановка задач, жесткий контроль над их выполнением. Не скрою, в практику жизнедеятельности университета мною было привнесено многое из того, что я наблюдал, возглавляя Департамент образования и науки Краснодарского края. Например, работая там, я ознакомился с опытом  профориентационной деятельности одного из вузов: заведующие кафедрой, преподаватели по 2-3 человека выезжали в районы края для привлечения абитуриентов. Но в КубГУ мы пошли дальше: выезжаем в район целой командой – ректор, проректоры, деканы факультетов, встречаемся практически со всеми выпускниками района в большом зале дома культуры, а потом в близлежащей школе выпускники и их родители расходятся по классам и встречаются с деканами факультетов – начинается точечная индивидуальная работа с будущими абитуриентами. Результат налицо: в этом году было рекордное количество заявлений о приеме – более 39 тыс., и рекордное количество абитуриентов – более 10 тыс. Это пример того, как идея из предыдущего опыта профессиональной деятельности получила творческое развитие, и ее реализация принесла более эффективные результаты. Опыт – это вообще великое дело. Сегодня, уверен, мы не смогли бы победить в конкурсе программ стратегического развития вузов, если бы в свое время не освоили практику участия в федеральном конкурсе на получение статуса исследовательского университета. Теперь мы знаем, к чему стремиться, каких результатов должны достичь и по каким параметрам оценивать достигнутое.

– КубГУ позиционирует себя как вуз, обладающий всеми характеристиками «предпринимательского» университета. На ваш взгляд, каков обязательный и краеугольный элемент такой модели?

– На сегодняшний день Кубанский госуниверситет является ядром научно-образовательного кластера региона и в целом, действительно, обладает всеми характеристиками «предпринимательского» университета. Мы развиваем проектноориентированную систему управления, позволяющую определять конкурентные преимущества, точки роста и концентрировать на них университетские ресурсы. Поэтому, отвечая на вопрос, сказал бы, что все начинается, конечно, с системы управления и, как следствие, – с создания эффективной команды. Да, для достижения поставленных целей нужны и достаточное финансирование, и развитая материально-техническая база, но максимальную пользу они приносят, только если команда действует профессионально и умеет грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами. Реализация программы стратегического развития поможет нам в формировании именно такой управленческой команды, действующей на предпринимательских началах. Убежден: нет невыполнимых задач, главное – правильно выстроенная стратегия и эффективная команда единомышленников.

Отличительной чертой КубГУ как «предпринимательского» университета является также системность деятельности: определены соответствующие структурные подразделения и службы, которые входят в инновационную инфраструктуру вуза, развивается сеть центров предпринимательской активности – технопарки, малые предприятия, научно-исследовательские группы, межкафедральные творческие коллективы. Если говорить на языке цифр, то в 2009 году в университете был открыт первый на Кубани вузовский бизнес-инкубатор. А сегодня создается целый университетский пояс наукоемких компаний –учебно-научно-инновационный комплекс КубГУ, в который входят более 10 предприятий (до конца 2012 года планируется открытие еще 2). Параллельно с развитием инновационной инфраструктуры мы стремимся активно развивать свой исследовательский потенциал, понимая, что это также одна из основ «предпринимательского» университета.

– Программа стратегического развития вуза – это подробный многостраничный документ. Каких основных результатов университет должен достигнуть по окончании ее реализации?

– Цель программы стратегического развития КубГУ – системная интеграция и модернизация научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельности университета. Уверен, по результатам реализации программы КубГУ сможет выйти на лидирующие позиции во многих региональных кластерах – научно-образовательном, финансовом, медийном, туристическом и других. Нацеливаясь на это лидерство, а также имея еще одно преимущество – широкий диапазон направлений подготовки и специальностей в КубГУ, мы все мероприятия программы постарались сформулировать с максимально конкретизированным ожидаемым результатом.

Так, в области образовательной политики предусмотрено развитие качественно новых образовательных программ различных уровней и видов, реализация которых, прежде всего, способствовала бы социально-экономическому развитию региона. А в качестве своеобразной коммуникативной площадки для ведения конструктивного диалога органов власти, бизнеса, гражданского общества и ученых-экспертов университет намерен создать экспертно-аналитический центр.

В области сотрудничества с бизнес-сообществом предусмотрено внедрение целого комплекса инструментов взаимодействия. Это создание попечительского совета, корпоративных кафедр, совместных с крупными компаниями исследовательских лабораторий. Планируется привлечение ведущих менеджеров и специалистов предприятий к преподаванию курсов в области высоких технологий, менеджмента и маркетинга, инновационного развития компаний, международной конкуренции на рынке наукоемких товаров и услуг.

В области международного сотрудничества планируется создание совместных с зарубежными вузами учебно-научных центров для осуществления исследований в области фундаментальных и прикладных проблем, расширение академической мобильности преподавателей и студентов КубГУ и целевой подготовки иностранных студентов. Планируем и в дальнейшем приглашать в КубГУ ведущих зарубежных профессоров. Такая практика у нас уже есть: например, профессор Рихтер из Германии читает лекции на физико-техническом факультете.

В свою очередь предложение такого разнообразного спектра современных научных, образовательных, экспертных продуктов даст кумулятивный эффект, позволив университету создать широкую сеть долгосрочных партнерских отношений – и на международном, и на федеральном, и на региональном уровнях.

– Кубанский госуниверситет – крупнейший вуз региона, здесь обучается 30 тыс. студентов. Казалось бы, столь сложным организмом проще управлять, что называется, единолично. Но вы делаете ставку на развитие студенческого самоуправления… Почему?

– На мой взгляд, единолично управлять всегда сложнее, а скорее всего просто невозможно. Убежден, что вузне может комплексно развиваться без интеграции студентов во все сферы деятельности вуза, и развитие студенческого самоуправления считаю одной из приоритетных задач. В КубГУ создан Совет обучающихся, куда вошли представители всех студенческих объединений – научных, творческих, волонтерских. Уверен, Совет станет активным партнером ректората, деканатов, кафедр.

На базе активно действующего университетского клуба патриотического воспитания планируется создать большой центр патриотического воспитания КубГУ. Наверное, надо возвращаться к урокам патриотизма, к непредвзятому изучению истории, чтобы молодые люди не были иванами, не помнящими родства.

Другой аспект проблемы – интеграция студентов в гражданское общество. В наше непростое время плюрализма мнений, наличия различных политических течений молодому человеку трудно сориентироваться в окружающей действительности. Наши студенты, объединившись под эгидой созданного по их инициативе политического клуба, проводят дискуссии, учатся аргументированно отстаивать своё мнение. Планируется проведение городского фестиваля дебатов и создание подобных клубов во всех вузах города, чтобы студенты могли общаться, обсуждать волнующие их проблемы.

Еще одна студенческая инициатива – создание центра национальных культур. Первый шаг уже сделан – ежегодно проводится открытый фестиваль молодёжных творческих инициатив «Этажи», в рамках которого российские и иностранные студенты (в КубГУ их обучается более 400 из 55 стран) реализуют совместные творческие проекты, участвуют в различных конкурсах, знакомятся с бытом, культурой, национальными традициями в рамках ≪национальных гостиных≫. В этом году, например, на фестивале их было 28: студенты в национальных костюмах представляли посетителям изделия традиционных промыслов, предлагали отведать блюда национальной кухни, демонстрировали народные танцы, пели. Трудно переоценить результаты такого общения и такой совместной деятельности.

– Олимпийские и Паралимпийские зимние игры в Сочи будут обслуживать свыше 70 тыс. человек, из них 25 тыс. – волонтеры. Кубанский госуниверситет вошел в число вузов-победителей по результатам конкурса, объявленного Оргкомитетом «Сочи – 2014», на право создания вузовских волонтерских центров.

– Это вообще первый опыт в мировой практике – подготовка волонтеров на базе учебных заведений. Сразу оговорюсь, что перед нами стоит достаточно сложная задача – подготовить 2 850 волонтеров (самая большая квота среди всех 26 волонтерских центров России) по шести функциональным направлениям. Причем все они требуют высокого уровня подготовки по иностранным языкам. На сегодняшний день в волонтерском центре КубГУ зарегистрировалось более 9 тыс. кандидатов, а количество желающих стать волонтерами Олимпийских и Паралимпийских игр продолжает увеличиваться с каждым днем. Все зарегистрировавшиеся должны пройти on-line тестирование (тест на знание иностранного языка и психологический тест), интервью – очное или по «Скайпу», и только после такого тщательного отбора начинается обучение по программе подготовки волонтеров Игр. КубГУ стал в России пилотной площадкой по проведению тестов и интервью. Нам оказали доверие, мы не могли подвести Оргкомитет «Сочи – 2014» и сделали все для выполнения поставленных задач. Волонтерский центр КубГУ провел уже почти 4 тыс. интервью, а в октябре на его базе прошло первое в России обучение волонтеров игр –300 человек.

Но это пока еще малая толика. Сделать предстоит намного больше, сохраняя динамику и наращивая темпы. Мы хорошо понимаем, что надо все время, что называется, «бить в одну точку» – только на практике, в интересной совместной деятельности волонтеры могут приобрести необходимые навыки и умения. Поэтому волонтерский центр университета постоянно организует различные мероприятия в вузе и принимает активное учатие в городских и краевых акциях –за два года более чем в 150. Это олимпийские уроки волонте ров КубГУ в образовательных учреждениях города и края, благотворительные волонтерские мероприятия в детских больницах, интернатах. Волонтерские отряды КубГУ сразу откликнулись на призыв помочь районам края, пострадавшим от летнего наводнения.

Так постепенно мы приобретаем и накапливаем неоценимый опыт организации и развития российского волонтерского движения. И первые результаты не могут не радовать: студентка факультета романо-германской филологии КубГУ Надежда Коханова, по мнению Оргкомитета «Сочи –2014», вошла в пятерку лучших российских волонтеров олимпийского Лондона, а ВЦ КубГУ по результатам мониторинга уже дважды занимал первое место среди 26 волонтерских центров России.

– Прошлый учебный год был для университета очень плодотворным, а каковы планы на ближайший период?

– У вузов, которые стремятся к самосовершенствованию, планов всегда много: и текущих, и перспективных.

Одно из главных предстоящих событий – завершение строительства бассейна в рамках проекта партии «Единая Россия». Планируем завершение модернизации студенческих баз практики. Будем содействовать процветанию – в полном смысле этого слова – нашего уникального ботанического сада, расположившегося на огромной территории в 16 гектаров, и отмечающего в 2012 году сорок лет с момента создания. В перспективе – строительство общежития. Оно нам крайне необходимо, поскольку позволит увеличить количество иностранных студентов, магистрантов из других регионов России, слушателей системы дополнительного профессионального образования, ну и, конечно, создать комфортные условия для иногородних студентов, которых в КубГУ с каждым годом становится все больше.

Одним словом, нет планов – нет и движения вперед. А для Кубанского госуниверситета стагнация не приемлема.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, михаил астапов, кубанский государственный университет, личный опыт, ао-59

Похожие материалы:
Качественное негосударственное образование на Дальнем Востоке
Челябинский педагогический университет: вместе найти ориентир
Проблемы реализации болонских инициатив
В движении к работодателю
Объединить научное пространство Арктики
Интеграция: виток за витком
Кубанский государственный университет: инициатива, динамика, открытость
Оценка процессов в системе управления учебным заведением
Автономия Сибирского федерального университета
Институт цивилизации (г. Владикавказ)

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (101) 2018

Реальность полна парадоксов: разнообразие оборачивается вакуумом, объективная оценка – субъективными выводами, погоня за технологиями – экономической отсталостью. Что такое «news literacy» и «онтологический крест» информационной открытости и почему система СПО может окончательно оторваться от реалий рынка труда – читайте в новом номер «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Популярные статьи
ЮУрГУ воспитывает социальных «инженеров будущего»
Институту социально-гуманитарных наук Южно-Уральского госуниверситета отводится особое место в...
Совместный проект «ДИОР» объединит усилия НИЯУ МИФИ и Университета ИТМО
Проект "Диагностика и имэджинг онкозаболеваний с использованием резонансного переноса энергии в...
«Сельскохозяйственные биотехнологии» - в списке компетенций FutureSkills
Разработанная в Мичуринском ГАУ компетенция «Сельскохозяйственные биотехнологии» включена в блок...
Из журнала
#90Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
#93Эффективный контракт
#91Первый вуз искусств нового типа
#93«ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» российского образования
#91Проблемы и риски процедур оценивания
Информационная лента
15:34Совместный проект «ДИОР» объединит усилия НИЯУ МИФИ и Университета ИТМО
14:48«Сельскохозяйственные биотехнологии» - в списке компетенций FutureSkills
14:42ЮУрГУ воспитывает социальных «инженеров будущего»
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков