Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Казань – центр образования и науки

Развитие Казани как инновационного образовательного центра является стратегическим направлением работы для правительства Республики Татарстан. О состоянии системы образования, развитии, государственной поддержке и инновациях рассказывает Ильсур Хадиуллин.

05.10.2009
Просмотров: 2817
ХАДИУЛЛИН Ильсур Гараевич – начальник управления образования Исполнительного комитета города Казани, кандидат педагогических наук, доцент

«Казань должна стать учебным, научным, образовательным центром Поволжья и Урала, городом реализации надежд, городом будущего», – считает мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин. Эта задача была заявлена среди приоритетных на республиканском августовском совещании работников образования и науки, обозначенном общей темой «Образование Республики Татарстан: состояние, проблемы и перспективы развития».

О том, какие шаги уже предприняты, что предстоит сделать для достижения цели рассказывает начальник управления образования Исполнительного комитета города Казани Ильсур ХАДИУЛЛИН.

Инновационный ресурс

Развитие Казани как инновационного образовательного центра является стратегическим направлением. Глобальный экономический кризис, с одной стороны, серьезно скорректировал финансовые возможности по поддержке и развитию образования, с другой – поставил новые задачи, задал новые векторы движения. Весь мир после кризиса неизбежно станет принципиально иным, и это коснется всех сфер – и экономики, и общественной жизни, и, естественно, образования. Безусловно, будущее – за инновационными технологиями, создание которых невозможно без качественной подготовки нового поколения их создателей, сегодняшних школьников и студентов.

Основы системной модернизации образования города Казани заложил национальный проект «Образование». Его базовые принципы: открытость к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, адресность ресурсной поддержки, комплексность принимаемых решений – стали фундаментом успешно реализуемой Программы развития образования города Казани на 2008-2010 годы.

Выделена задача создания таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовить себя к жизни в высокотехнологичном, основанном на жесткой конкуренции мире. И для этого необходимы не только передовые образовательные стандарты, но и строительство новых школ, в которых ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически.

Оценивая итоги этой работы с политических, экономических, педагогических, духовных позиций, можно со всей ответственностью заявить: система образования Казани, несмотря на все сложности и проблемы, сделала существенный шаг вперед в направлении обеспечения качественного, эффективного, доступного образования.

Одним из показателей этого является признание школ Казани лучшими как на уровне Республики Татарстан, так и на уровне России:

  • 52 общеобразовательных учреждения Казани, реализующих инновационные программы развития, стали обладателями «миллионных» грантов в рамках ПНП «Образование»;
  • трижды казанские школы становились лучшими школами России (2004год – гимназия № 7 Ново-Савиновского района, 2007 год – лицей № 159 Советского района, 2008 год – школа № 146 с углубленным изучением предметов Ново-Савиновского района);
  • 12 образовательных учреждений Казани в 2009 году стали победителями и призерамиреспубликанскихконкурсов «Школа года Республики Татарстан-2009», «Красивая школа», «Школа – территория здоровья». Гимназия № 6 Приволжского района Казани стала абсолютным победителем, ей доверено представлять Татарстан на Всероссийском конкурсе «Лучшая школа России».

Безусловно, экономический кризис внес коррективы в наши планы, но тот запас прочности, который удалось создать, является хорошим заделом на будущее. За последние четыре года на капитальный ремонт учреждений образования выделено более миллиарда рублей, введены в строй 14 объектов, в том числе 3 новые современные школы, реконструированы кадетская школа, лицей им. Лобачевского.

Укрепление материально-технической базы – это не только новые школьные здания, но и оснащение их современными средствами обучения. В течение года только на приобретение современных кабинетов физики, химии, биологии и мобильных классов из средств бюджета города выделено 45,5 млн. рублей. Поставка оборудования в школы шла в рамках осуществления грант-проекта, который позволил выявить наиболее подготовленных к внедрению новой техники педагогов. Эти школы стали ресурсными центрами распространения новых образовательных технологий.

Традиционная организация учебного процесса органично вписывается в архитектурную концепцию типовой школы. Мы считаем, что дизайн культурно-образовательного пространства школы должен учитывать школьный уклад, психологическую атмосферу и создаваться в соавторстве с детьми, педагогами и родителями. Он должен включать интерактивные выставочные и образовательные среды, стимулирующие развитие ребенка в учебной и досуговой деятельности. Эти принципы воплощены в школах-новостройках.

Как бы ни было сложно, удалось сохранить персональные надбавки руководителям школ, финансирование питания для льготных категорий учащихся. Если несколькими годами ранее средства на стимулирование педагогов не выделялись, то с 2006 года эта сумма увеличилась с 380 тыс. рублей до 7400 в 2008 году, а за первое полугодие 2009 года составила 525,4 тыс. рублей.

Изменения, происходящие в образовании, многоплановы. Это и его содержание, и новые методы управления. Последнее особенно важно, поскольку на этапе системных изменений именно личность руководителя становится ключевой. В этом контексте одной из важнейших задач становится внедрение новых, современных методов социального, экономического менеджмента в систему образования. С целью изучения управленческого опыта делегация руководителей школ посетила образовательные учреждения Германии и Финляндии в формате международных стажировок.

В Казани не разделяют мнение скептиков, что внедрение новых экономических механизмов в систему образования и ставка на директора-менеджера ни к чему хорошему не приведут, а образование в этом случае перестанет быть бесплатным. Думать нужно о другом. О том, как сложившуюся образовательную систему перевести с экстенсивного на интенсивный путь развития. Это касается и системы в целом, и каждого образовательного учреждения в частности.

Для нашей новой школы нужен качественно новый учитель, владеющий современными технологиями развивающего образования, нацеленный на развитие креативной личности, способный проектировать психологически комфортную образовательную среду.

Обеспеченность образовательных учреждений педагогическими кадрами составляет в среднем по городу 97 процентов. Это хороший количественный показатель. Задача сегодняшнего дня – обеспечить качество профессиональной педагогической деятельности. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

Нельзя считать кадровую задачу выполненной до тех пор, пока, наряду с опытными, состоявшимися педагогами, в отрасль не придут молодые специалисты. Привлечение к учительской профессии молодых кадров является решающим условием повышения качества образования. Достойная заработная плата является важнейшим аргументом при выборе профессии и места работы. В этой связи необходимо отметить и такой аспект перевода учреждений образования в режим автономных, как рост заработной платы. В первом полугодии 2009 года в автономных учреждениях он составил в детских садах – 21 процент, в школах – 19.

Сегодня осуществляется поддержка педагогов, внедряющих инновационные программы. Если сложить вместе все федеральные и городские инициативы по поддержке учителей, классных руководителей, руководителей школ, получится адресная, реальная поддержка почти 8 тыс. педагогических работников. И это не «разовая акция», а продуманная, рассчитанная на годы городская политика. Планируется и в дальнейшем последовательно продвигаться в направлении повышения благосостояния тех, кому доверяем свое будущее.

Стратегия вузов

При поддержке президента и Кабинета министров республики мэрия совместно с Всемирным банком в 2007 году приступила к реализации проекта «Развитие системы высшего образования в городе Казани». Цель – вхождение ведущих вузов в лидеры по России и преобразование системы высшего образования Казани в один из важнейших факторов инновационного развития города и республики.

На первом этапе проекта с помощью Всемирного банка было проведено диагностическое исследование системы высшего образования Казани, которое показало, что существующая система высшего образования в Татарстане, являясь типичной для России, в настоящих условиях не обеспечивает должного вклада в формирование научного, экономического и социально-культурного потенциала города и республики. Было также выявлено снижение общего уровня системы образования в результате неэффективного использования интеллектуальных, финансовых, информационных ресурсов, отсутствия современных технологий образования и, как следствие, отток молодых талантливых специалистов и ученых. Отмечен рост степени изоляции и провинциализма из-за недостаточной развитости связи вузов республики с ведущими зарубежными и российскими образовательно-научными центрами.

В результате этой напряженной совместной двухлетней работы были разработаны стратегии развития ведущих вузов, которые в июле 2009 года презентованы Всемирному банку и Правительству Республики Татарстан, получив высокую оценку.

Курс – федеральный университет

Одной из стратегических целей является создание федерального университета на базе Казанского государственного университета.

Думается, федеральный университет должен решать специфические задачи, учитывающие характерные особенности округа. Приволжский округ полиэтничен и поликонфессионален: в его состав входит шесть национальных республик, большая доля мусульманского населения. Округ характеризуется бесперспективностью сырьевой и традиционной промышленной ориентации экономики: население – немногим более 30 млн. человек – на фоне сокращающейся занятости в традиционных секторах индустрии. Именно этот фактор и вызвал к жизни острую необходимость создания «глобально» конкурентоспособной инновационной экономики. Следовательно, федеральный университет в ПФО должен решать такие важнейшие задачи, как:

  • консолидация национальных элит в укреплении российской государственности, построение «моста» с Востоком и исламским миром;
  • развитие новых направлений науки, обеспечивающих оперативное освоение экономикой передовых технологий и формирование заделов для «технологического прорыва»;
  • достижение лидерства в развитии человеческого капитала ПФО для формирования инновационной экономики.

В качестве новых содержательных приоритетов развития университета, помимо устоявшихся естественнонаучных школ, выделены биомедицинские и фармацевтические направления (наука и технологии развития здоровья); социально-экономические исследования и разработки (в том числе востоковедческой направленности); междисциплинарные исследования и разработки, соответствующие глобальной повестке дня.

Предполагается, что создание и развитие КФУ будет происходить путем «наращивания» новых научно-образовательных направлений, а не формальным объединением со слабыми вузами, сопровождаясь прямой интеграцией с исследовательскими институтами РАН в Казани. При этом важным фактором обновления кадров будет являться создание новых площадок для молодых ученых и специалистов. Инфраструктура КФУ может быть сформирована за счет использования существующей инновационной инфраструктуры Республики Татарстан (технопарк «Идея» и др.) и инфраструктуры Универсиады-2013.

Антикризисный потенциал

Чтобы помочь людям найти свое место на рынке труда в условиях мирового экономического кризиса, переобучить всех желающих востребованным сегодня, завтра, послезавтра профессиям, мэром города Казани поставлена задача задействовать для переобучения, переподготовки научный потенциал казанской высшей школы, методическую базу средних специальных учебных заведений, колледжей. Профессиональное обучение безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости города Казани, проводится путем проведения запросов котировок и открытых конкурсов (в соответствии с федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94-Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). По результатам конкурсных процедур с учебными заведениями-победителями заключаются государственные контракты по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. Так, на базе Академии управления «ТИСБИ» проводится обучение бухгалтеров, агентов по продаже недвижимости, экскурсоводов, официантов, дизайнеров интерьера. В КГТУ им. А.Н. Туполева организованы курсы повышения квалификации бухгалтеров по программе «1С: Предприятие 8».

Во II квартале 2009 года 14 безработных граждан города завершили обучение в Казанском торгово-экономическом техникуме по профессии повар.

С институтом экономики, управления и права заключен государственный контракт на опережающее профессиональное обучение работников Казанского государственного казенного порохового завода и предприятия НИИХП, находящихся под угрозой массового увольнения. Подобный договор заключен и с Казанским авиационно-техническим колледжем им. П.В. Дементьева (КАТ) по обучению таким профессиям, как оператор станков с ЧПУ, фрезеровщик, токарь, станочник широкого профиля. На базе этого учебного заведения будут проходить переподготовку работники Казанского электротехнического завода.

Высокие технологии

Казань – один из крупнейших университетских городов России – исторически сформировался как центр знаний и науки. Ежегодно в нашем городе выпускается более 4 тыс. специалистов технического профиля и, что особенно важно, многие из них – талантливые разработчики и носители новых идей. Мэрия заинтересована в том, чтобы студенты и молодые ученые активнее участвовали в экономических процессах и развивали деловую сферу города. С этим связан большой интерес к проведению ставшего ежегодным конкурса инновационных проектов «Казань – город высоких технологий», в рамках которого мэрия выступает как «связующее звено» между проектантами и инвесторами.

В первом конкурсе инновационных и инвестиционных проектов в области химии и химической технологии, который завершился в марте 2008 года, приняли участие ведущие специалисты из разных регионов России, представив более 50 проектов из различных областей химической промышленности – от наноматериалов до крупнотоннажных производств: лекарства, фунгициды, нефтехимию, строительную и дорожную химию, энерго-и ресурсосберегающие технологии. Соорганизаторами конкурса выступили ООО «Фосфорос», Технополис «Химград», Казанский государственный технологический университет.

Второй конкурс инновационных проектов «Казань – город высоких технологий» начали с формирования банка идей на официальном портале мэрии, где размещались заявки с кратким описанием проектов. В период отборочного этапа поступило около 70 заявок на участие в конкурсе из 6 регионов России. Круг направлений, по которым представлялись проекты, был существенно расширен: химия и нефтехимия, городское хозяйство, сельское хозяйство, медицина, энергетика, IT-технологии. Экспертная комиссия, в которую вошли ученые, бизнесмены, руководители городских служб, выявила наиболее жизнеспособные и актуальные проекты, имеющие перспективу воплощения в жизнь.

Общий премиальный фонд для поощрения авторов инвестиционно привлекательных проектов в 2009 году составил более 2 млн. рублей.

Естественно, не все проекты нашли финансирование, тем более в условиях мирового финансового кризиса, когда инвестиционная активность потеряла динамику. По просьбе проектантов им оказывается консультационная и организационная помощь в реализации проектов.

В настоящее время реализуется 10 отобранных на конкурсе проектов, которые находятся на различных стадиях разработки. Банк идей, размещенный на официальном портале мэрии, продолжает играть свою консолидирующую роль, поэтому частные лица и предприятия, желающие инвестировать свои ресурсы, имеют возможность напрямую связываться с разработчиками понравившихся проектов и идей. Продолжается прием проектов и оказывается содействие в поиске инвесторов, готовых выступить партнерами в реализации проектов.

Завершая главную тему этого важного разговора, хочется подчеркнуть, что сегодня система образования Казани прочно занимает ведущие позиции в системе образования Республики Татарстан. При всех пока не решенных проблемах можно констатировать, что суммарный вектор изменений выбран правильно. Он согласован с экономической стратегией развития города и республики, ориентирован на повышение благосостояния жителей Казани.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: поддержка талантливой молодежи, кризис и антикризисные меры, региональный обзор, инновации, республика татарстан, по сути, ао-33

Похожие материалы:
Автономные учреждения в Набережных Челнах
Обзор рынка труда города Зеленодольска
АГИМС: учиться с желанием
Место и роль новой модели образования
Инновационная программа как фактор развития
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Профессиональное обучение безработных
Международный молодежный лагерь «Байкал-2020»
ТИСБИ: инновационный рост
Республика Татарстан - региональный обзор

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Из журнала
#88Дуальное образование в России
#86Востребованные кадры для региона
#86Инновационные механизмы адаптации
#86Экспертное мнение
#89Проект развития Тюменского индустриального университета
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны