Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: кризис и антикризисные меры

Экспресс-форум с участием руководителей учебных заведений СПО и ВПО на тему глобального финансово-экономического кризиса и его влиянии на образовательную сферу, антикризисных мер и путях развития в сложившихся условиях.

05.10.2009
Просмотров: 2875

Уважаемые читатели, очередной экспресс-форум журнала мы решили посвятить последствиям глобального экономического кризиса, который с сентября 2008 года проявил себя и в России.

На правительственном уровне принята программа антикризисных мер на 2009 год, направленная на социальную поддержку населения. В сфере образования она предусматривает перевод на вакантные бюджетные места более 26 тыс. студентов, обучающихся на договорной основе, и развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением пониженного процента по кредиту. Благодаря этому, бюджетные места на очных отделениях вузов предполагается сохранить на уровне 2008 года, в магистратуре довести до 35 тыс. (в настоящее время – 20 тыс.), а в аспирантуре – до 29 тыс. (увеличение на 3 тыс. мест).

Будет осуществляться и содействие обеспечению занятости молодых специалистов. В этом плане важной мерой является принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия. Ожидается, что новый закон позволит создать до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, для выпускников вузов. Должно способствовать трудоустройству и распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.
Вместе с тем, принять свои меры противодействия кризису придется каждому образовательному учреждению, которое готовит специалистов для рынка труда. Отсюда и наши вопросы.

  1. Каким образом отразился глобальный экономический кризис на деятельности вашего учебного заведения?
     
  2. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо осуществить на уровне учредителя (государства, субъекта федерации, муниципалитета, частного лица) и образовательного учреждения, чтобы минимизировать или окончательно свести на нет отрицательное воздействие кризиса?

Мнение представителей высших учебных заведений

ДЬЯКОНОВ Герман Сергеевич, ректор Казанского государственного технологического университета, профессор

–(1) Сегодня эксперты подчеркивают, что кризис – время для умных, когда надо учиться. Считаю, что в сложившейся ситуации именно на систему образования возложены основные надежды и ответственность за экономическое благосостояние и стабильность общественной жизни страны. Такие учебные заведения, как Казанский государственный технологический университет (КГТУ) – с богатой историей, развитой фундаментальной и прикладной наукой, обширными международными связями, ориентированные на инновационный тип развития и способные гибко реагировать на изменения в социальной и экономической сфере, – всегда смогут гарантировать своим выпускникам успешное трудоустройство и перспективное развитие карьеры. Но следует отметить, что ситуация вокруг нашего вуза менее напряженная, чем у коллег. Это объясняется значительной ориентацией КГТУ на подготовку кадров для химической и нефтехимической промышленности – отраслей, которые достаточно уверенно прошли все кризисные сложности и в настоящее время наращивают объёмы производства. Тесная связь с реальным сектором экономики и долгосрочные заказы промышленных предприятий всегда были сильной стороной нашего вуза.

По итогам 2008 года, совокупный бюджет университета превысил 2 млрд. рублей, из которых от государства получена лишь треть. Только за счёт научной и проектной деятельности заработано свыше 900 миллионов рублей. Нынешним летом это позволило провести антикризисную акцию, направленную на поддержку граждан: вуз на 20 процентов сократил стоимость внебюджетного обучения на первом курсе.

–(2) Как известно, 19 марта 2009 года, выступая на IX съезде Российского союза ректоров, Президент РФ Дмитрий Медведев предложил в качестве одной из антикризисных мер установление фиксированного размера оплаты обучения, а Президент Татарстана Минтимер Шаймиев в своем послании к Госсовету республики сказал, что «плата за обучение должна иметь тенденцию к снижению». КГТУ является одним из немногих вузов России, кто смог осуществить подобную акцию, и первым, кто это сделал в Татарстане. Правительство республики также оказывает нам серьёзную поддержку, поскольку вуз имеет широчайшие возможности в обеспечении потребностей региона и города в кадрах всех уровней квалификации. В КГТУ можно получить не только высшее и второе высшее образование, позволяющее расширить профессиональные компетенции, но и среднее, а также обучиться рабочим профессиям. На базе Института дополнительного профессионального образования, входящего в состав университета, создана региональная, интегрированная функционально и распределенная организационно система, методологически и методически объединяющая подразделения дополнительного профессионального образования (ДПО) всех вузов и ссузов, а также специализированные учреждения ДПО республики. Значимыми составляющими работы названного подразделения является стремление к повышению конкурентоспособности слушателей посредством освоения актуальных программ повышения квалификации и дополнительного образования студентов, инновационные подходы к организации и содержанию дополнительного образования, ориентация на усиление взаимодействия между образованием и реальным сектором экономики.


ЮРЬЕВ Владислав Михайлович, ректор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, доктор экономических наук, профессор

–(1) Этот год для Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина юбилейный, мы празднуем пятнадцатилетие. В данный момент вуз находится на стадии взросления, и поэтому перед коллективом встают вопросы о способах и направлениях развития. В период кризиса они являются первостепенными и требуют определенного ответа. Прежде всего, нужно понять, куда мы движемся, что необходимо предпринять, чтобы планомерно осуществлять движение в выбранном направлении, и чего, в конечном итоге, достигнем.

Стратегическое развитие университета, безусловно, должно идти в рамках регионального пространства. Вуз и далее должен оставаться центром регионального кластера.

Одна из важнейших задач любого учреждения высшего профессионального образования, в том числе и нашего, – обеспечение доступности образования. Не стремиться к переходу на платное образование, а сохранять как можно больше мест, субсидируемых федеральным бюджетом, – в этом состоит главная задача, которой мы следуем, несмотря на уменьшение государственного финансирования высшей школы.

Приоритетной целью для Державинского университета является инновационность развития, подразумевающая не только введение новых специальностей и методов преподавания. Инновационность – это сочетание комплексности, эволюционности, системности развития высшего учебного заведения как единого организма. Время Гумбольтовских университетов – когда человек, выучившись, жил своей жизнью – уходит безвозвратно. В наши дни высшее учебное заведение напоминает своеобразную станцию технического обслуживания, вокруг которой объединяются выпускники, образуя сообщество. И те, кто в него входит, регулярно должны проходить переподготовку и повышение квалификации. Аналогичную задачу приходится решать и преподавателям вуза. Но для этого существуют другие формы: всевозможные конференции, совместные издания научных работ, обмен делегациями и прочее. Таким образом, идет приращение информации, что очень важно. Ведь главное в условиях постиндустриальной системы – чтобы человек, который занимается наукой или является участником творческого процесса, умел и имел возможность работать в системе расширенного воспроизводства информации.

Деятельность любого вуза связана с научно-исследовательской работой. К сожалению, мы действуем пока по сценарию научно-технической революции, когда каждый старается что-нибудь изобрести. Если удается, происходит «взрыв», который неминуемо приводит к приращению знаний. И мало кто задается вопросом, готово ли общество использовать полученные знания? Когда изобрели ядерную энергию, никто не предполагал, какими будут последствия. В итоге, человечество, в первую очередь, получило страшное оружие и только потом атомные электростанции. Другими словами, общество не готово было воспринять такое изобретение в его созидательной природе. Вывод: мы должны прогнозировать результаты исследовательской деятельности и объективно оценивать каждую научную идею. Если замысел авторов достоин воплощения, им нужно оказать необходимую поддержку, создать условия, при которых идеи перерастут в новые знания или изобретения. Университет должен стать своеобразным патентным бюро и решать, достойны ли новинки внедрения. Если заключение окажется положительным и авторы доведут свою работу до конца, надо пытаться оценить степень готовности изобретения для поточного массового производства и налаживать выпуск продукции через венчурные предприятия.

–(2) В период кризиса университет осуществляет переход в новую организационную форму – автономную некоммерческую организацию. В любом другом случае нам не выжить, так как в сегодняшних условиях федеральный центр не в состоянии обеспечить вуз достаточными средствами для полноценного функционирования и развития.

Что нам дает новая организационная форма? Это кредиты, возможность распоряжаться фондами, более активно решать проблемы, которые мы сегодня имеем. Да, угроза велика: мы можем стать банкротами, не выдержав конкуренции. И только строгое следование выработанной концепции, стойкое желание не только выжить, но и быть в числе первых, надеюсь, поможет кораблю Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина достойно продолжить свое автономное плавание в океане российского образования, быть в авангарде российской высшей школы. Ведь, во-первых, ТГУ им. Г.Р. Державина является успешным региональным университетом с высоким потенциалом возможностей. Во-вторых, мы ясно понимаем наши стратегические цели и ответственно относимся к их достижению. В-третьих, знаем, какие способы и какой механизм применить для этого. Далее, у нас есть главное – сплоченный коллектив, умеющий работать и верящий в достижение нового уровня жизнедеятельности вуза. И, наконец, поставленные стратегические цели – это не завершение роста и видоизменения университета, а новая стартовая площадка для движения вперед.


ВЧЕРАШНИЙ Павел Михайлович, проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета

–(1) Еще в конце прошлого года ректор СФУ поставил перед управленческим персоналом задачу – минимизировать риски и трудности, которые могут возникнуть в связи со сложной экономической ситуацией. В феврале 2009 года в университете была создана рабочая группа для подготовки и реализации мероприятий по обеспечению экономической, социальной и хозяйственной стабильности, составлены и доработаны документы, которые призваны поддержать студентов-платников, аспирантов, сотрудников. Назову некоторые из них: это положения о предоставлении отсрочки по плате за обучение и об изменении формы обучения студентов СФУ с платной (договорной) на бюджетную, приказ об обеспечении экономической, социальной и хозяйственной стабильности университета в 2009 году и другие. Для студентов, обучающихся на платной основе, в качестве антикризисных мер предусмотрены перевод на освободившиеся бесплатные места, замораживание уровня стоимости обучения на 2008-2010 годы, существенно расширен перечень условий, при которых предоставляется отсрочка оплаты обучения за семестр (прежде всего, по социальным причинам).

По мнению студенческих профсоюзов, такие меры положительно оцениваются молодежью.

–(2) Несмотря на то, что в Сибирском федеральном университете стоимость обучения по ряду специальностей в два-четыре раза ниже, чем в ведущих столичных вузах, мы считаем, что у студентов обязательно должна быть возможность взять ссуду на оплату образования, и банки должны создать для них особые условия кредитования. Соответственно, установление сотрудничества с банками рассматриваем как одну из главных задач в противостоянии кризису. Университет уже подписал специальный договор с Восточно-Сибирским отделением Сбербанка России, регламентирующий особые условия и возможности получения образовательного кредита.

Кроме того, в Красноярском крае в ноябре 2009 года принят специальный закон, устанавливающий меры государственной поддержки студентов, которые воспользовались кредитами для получения профессионального образования. Выпускникам вузов, имеющим договор о поступлении на работу в краевые государственные или муниципальные учреждения, процентная ставка компенсируется из бюджета края.


Мнение представителей средних учебных заведений

ЕРОФЕЕВ Владимир Кириллович, директор Астраханского
государственного
политехнического колледжа, к.п.н., председатель Совета директоров ссузов Астраханской области

–(1) Начавшийся в 2008 году финансово-экономический кризис затронул и систему образования. В этих непростых условиях учебные заведения должны не только сохранить достигнутые результаты, но и продолжить развитие. А как это сделать? Выполнима ли миссия профессионального образования в такое сложное для страны время? Насколько качественными будут кадры, с которыми нам предстоит выйти из кризиса? Такими вопросами задаются многие.

Молодежь является одной из наиболее уязвимых категорий населения, составляющих рынок труда. Несмотря на современную демографическую ситуацию, результатом которой является сокращение трудовых ресурсов, проблема занятости выпускников учебных заведений не теряет актуальности. Учебные заведения Астраханской области всех уровней ежегодно выпускают свыше 12 тыс. специалистов. Это почти на четверть больше, чем пять лет назад. Но только треть из них после окончания учебного заведения востребована работодателями. Более половины молодых специалистов, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, – выпускники средних учебных заведений. Таким образом, диплом уже не является гарантией рабочего места.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что кризис не породил новые проблемы, а лишь обнажил и обострил существующие. Назову главные из них.

Во-первых, отрицательную роль играет несбалансированность предложения и спроса на рабочую силу. Во-вторых, негативными факторами являются недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров и отрыв теории от практики, из-за чего молодых специалистов приходится доучивать или переучивать на производстве. Работодатели жалуются на избыток у выпускников общих, бесполезных или устаревших знаний, тогда как современные кадры со средним образованием должны уметь работать с новейшими технологиями и оборудованием, осваивать возрастающие объемы профессиональной информации и, хотя бы на шаг, опережать экономические изменения.

С другой стороны, в настоящее время почти разорваны связи учебных заведений с производством. Практика студентов приобретает все более формальный характер, что не может не отражаться на уровне подготовки. По данным регионально-статистического исследования кадровых потребностей, проведенного в области в 2008 году, 33 процента работодателей не видят необходимости в организации практического обучения, 55 процентов не готовы контролировать качество подготовки выпускников, 64 – не согласны (или не задумывались над этим) участвовать в разработке учебно-программной документации. Эти цифры говорят о незаинтересованности в улучшении качества подготовки молодого пополнения. Предприятия хотят получить грамотных, квалифицированных специалистов с опытом работы и забывают, что нужно обучить их сегодня, иначе завтра не с кем будет работать. Речь идет о повышении социальной ответственности работодателей.

Не менее острой является проблема педагогических кадров. Не секрет, что преподавательский состав стареет. Из-за невысокой заработной платы молодежь и раньше считала работу в системе образования непрестижной, а в период инфляции, кризиса, роста цен педагогические коллективы почти лишились притока специалистов данной возрастной категории. В такой ситуации скоро некому будет готовить современные профессиональные кадры, а без них бессмысленно планировать движение экономики вперед.

Решать названные проблемы – значит, противостоять кризису.

–(2) Ориентирами развития Астраханского государственного политехнического колледжа являются:

  • определение перспективной потребности экономики в квалифицированных кадрах, основанное на данных регионально-статистического исследования «Прогнозные оценки востребованности специалистов на рынке труда» и отраслевой целевой Программы содействия занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы;
  • согласование перечней вновь открываемых специальностей и количественных параметров приема в учебное заведение со службой занятости, что фактически означает формирование регионального заказа на подготовку специалистов для ведущих предприятий производственной сферы в рамках существующего финансирования и контрольных цифр приема;
  • создание интегрированного образовательнопроизводственного ресурсного центра, аккумулирующего новейшие средства обучения, в том числе тренажёры-имитаторы производственных процессов и современное технологическое оборудование, позволяющее повысить качество практической профессиональной подготовки и существенно сократить сроки адаптации выпускников на производстве;
  • развитие системы дополнительного профессионального образования и, в первую очередь, опережающего обучения, направленного на переобучение и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения, что приносит пользу и городу, и предприятиям, и колледжу, поскольку в городе снижается риск социальной напряженности, предприятия сохраняют коллектив, их работники получают новые знания, а в колледже повышаются занятость и заработная плата преподавателей;
  • сотрудничество с центром занятости по временному трудоустройству (стажировке) выпускников. Центр заключает договоры с предприятиями, которым нужны специалисты того или иного профиля, и выплачивает практикантам зарплату. Предприятие приобретает «бесплатных» сотрудников», а выпускники получают возможность набраться опыта на производстве и шанс найти хорошее рабочее место;
  • изменение требований к условиям, содержанию и результатам обучения: совершенствование учебно-производственной и научно-методической базы, разработка инновационных образовательных программ, которые основаны на компетентностном подходе, ориентированном на приобретение не только знаний, умений и навыков, но и опыта деятельности, формирование значимых компетенций, совершенствование механизмов контроля качества образовательного процесса;
  • активизация деятельности по повышению квалификации сотрудников, направленная в соответствии с изменяющимися задачами на повышение качества кадрового состава.

Безусловно, учебные заведения не должны в одиночку преодолевать негативное влияние кризиса. Для этого нужна система государственных мер, предусматривающая:

  • социальный заказ на образовательные услуги, представленный в количественном и качественном выражении, отражающий не только потребность в кадрах для экономики, но и требования к профилю и уровню подготовки, формированием которого могут заниматься как службы занятости, так и отдельные предприятия;
  • уход от формализма в системе социального партнерства: реальное участие представителей объединений работодателей в прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечня специальностей и направлений подготовки, в процедуре контроля качества образования через специальные общественно-профессиональные институты;
  • привлечение инвестиций в профессиональное образование из сферы производства путем повышения самостоятельности образовательных учреждений и предоставления широких налоговых преференций предприятиям в части средств, инвестируемых в образовательные учреждения;
  • скорейшее внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, основанных на модульно-компетентностном подходе;
  • внесение в Бюджетный кодекс РФ дополнительной статьи о включении расходов на заработную плату работникам бюджетных учреждений в перечень расходов, защищенных от сокращения в период кризиса.

В заключение, можно сказать, что кризис, как и любое другое явление, имеет не только негативные, но и позитивные стороны. Он явился своего рода катализатором естественного отбора, заставив профессиональные образовательные учреждения по-новому организовывать свою деятельность. На плаву останутся наиболее сильные, способные активно развиваться даже в сложных условиях.


ГОЛУБЕВА Алла Ивановна, заместитель директора по учебной работе Гороховецкого
государственного промышленно-
гуманитарного колледжа
(Владимирская область)

–(1) По данным департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области, одним из негативных процессов, вызванных в экономике и на рынке труда региона мировым финансовым кризисом, является снижение численности экономически активного населения. В 2008 году уровень безработицы в нашей области вырос с 1,7 до 2,2 процента, и в центры занятости населения обратились 70 тыс. 400 человек, что на 6,7 процента больше, чем в предыдущем году. Эта ситуация обострила проблемы несбалансированности рынка труда, низкого качества рабочей силы, обеспечения занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения. Основная часть этих работников нуждается в переобучении. Актуальной остается проблема трудоустройства подростков и молодежи, не имеющих опыта работы. По сведениям департамента образования администрации Владимирской области, в 2009 году выпуск из учреждений профессионального образования составил 22 тыс. 300 человек. Из них имеет риск быть нетрудоустроенным 631 – 2,8 процента.

В этой ситуации колледж занял на рынке образовательных услуг района и области более активную позицию, чем прежде. В течение 2008-2009 года на курсах профессиональной подготовки и дополнительного образования были обучены 208 человек, что составляет почти 49 процентов от числа обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. Эти люди получили такие наиболее востребованные на рынке труда профессии, как водитель транспортного средства категории «В», водитель транспортного средства категории «С», каменщик, повар, пользователь ЭВМ, продавец продовольственных товаров (широкий профиль), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электрогазосварщик. Для сравнения: в 2007 году по аналогичным программам прошли обучение 94 человека – 20 процентов контингента колледжа. Все впоследствии трудоустроились.

В настоящее время в колледже по областной программе опережающего обучения занимаются 63 человека. Это работники ОАО «Элеватормельмаш», находящиеся под риском увольнения. Инженернотехнический персонал предприятия повышает квалификацию по программе «САПР ВЕРТИКАЛЬ», а рабочие получают профессии электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, водителя транспортного средства категории «В», водителя транспортного средства категории «С» и другие.

–(2) Опыт работы колледжа с Гороховецким районным центром занятости населения, организациями и предприятиями города и района показал, что для поддержания стабильной ситуации на рынке труда с целью противодействия кризису на уровне учреждений профессионального образования необходимо осуществить следующие меры:

  • по договорам с предприятиями и организациями проводить подготовку, переподготовку, опережающее обучение по наиболее востребованным рынком труда профессиональным программам;
  • готовить специалистов, имеющих дополнительно одну-две рабочие профессии (особенно с повышенными разрядами, для высокотехнологичных производств);
  • создавать:

а) свои службы маркетинга, анализирующие ситуацию на рынке труда и образовательных услуг, содействующие трудоустройству выпускников, профориентации абитуриентов и отслеживающие карьерный рост выпускников в течение трех-пяти лет после завершения обучения;

б) собственные рабочие места в учебно-производственных лабораториях и мастерских;

  • на уровне Правительства Российской Федерации – предоставлять субъектам РФ дополнительные субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;
  • на уровне субъектов Российской Федерации – разрабатывать программы поддержки образовательных учреждений, способствующие:

- обучению безработных граждан профессиям и специальностям, обеспечивающим развитие предпринимательской деятельности, народных ремесел, самозанятость;

- расширению информационного пространства на базе использования Интернет-ресурсов, обеспечению доступности и открытости информации о положении на рынке труда, деятельности образовательных учреждений;

- организации специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- профессиональному консультированию высвобождаемых работников, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, связанном с выбором профессии, специальности, рода занятий, видов и форм обучения, места учебы и т.п.;

- предоставлению незанятому населению учебно-программной документации, современных эффективных технологий и методик обучения. На уровне Владимирской области разработана

Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2009 году.


ПРЯХИНА Лидия Сергеевна, директор Калужского
механико-технологического
колледжа молочной
промышленности,
заслуженный учитель РФ

–(1) На мой взгляд, глобальный экономический кризис, разразившийся по всему миру, усугубил и без того непростое положение системы профессионального образования в России. Нестабильность, уязвимость своего положения ощущается всеми учебными заведениями. Во-первых, потому что произошло сокращение финансирования их деятельности. Вовторых, введено подушевое финансирование, которое в условиях демографического спада выглядит, по меньшей мере, нецелесообразным. Новая система оказалась сложной с точки зрения определения ставки почасовой оплаты труда, материально фактически уравняла преподавателей с работниками неквалифицированного труда, привела к пусть и незначительному, но все-таки снижению заработной платы и, в итоге, принизила авторитет педагога. Прямым следствием этого стала утечка как высококвалифицированных, так и молодых преподавателей. В первую очередь, из коллектива стали уходить мужчины и мастера. Из-за снижения жизненного уровня населения страны, особенно сельского, произошел резкий отток абитуриентов, получающих специальности, необходимые на предприятиях перерабатывающей промышленности. Таким образом, часть молодежи оказалась вне сферы образования вообще, что, в свою очередь, делает эту группу социально опасной.

Кризис в еще большей степени обнажил проблему трудоустройства выпускников колледжей и техникумов. В связи с падением производства и ростом безработицы, предприятия очень неохотно берут студентов на практику и зачастую предоставляют им непрофильные рабочие места.

Источники внебюджетных поступлений настолько скудны, что в деле укрепления финансового и материально-технического положения учебного заведения серьезно рассчитывать на них не приходится.

Неопределенность позиции власти в отношении учебных заведений систем НПО и СПО создает атмосферу психологического дискомфорта в педагогических коллективах.

–(2) Чтобы устранить негативное воздействие кризиса на учебные заведения, требуются совместные усилия всех заинтересованных сторон: государства, субъекта федерации, муниципалитетов, а также самих учебных заведений. Но главная роль в этом сложном деле принадлежит государству. Считаю, что Правительству Российской Федерации необходимо пересмотреть новую систему оплаты труда с целью установления базовых окладов, ставок для работников бюджетных организаций что, в свою очередь, должно стать фактором обеспечения стабильности и привлекательности педагогического труда.

Государству следует отказаться от идеи подушевого финансирования как нереальной и перейти к системе финансирования педагогической деятельности, исходя из количества отработанных лет (педагогического стажа). Также надлежит установить минимум требований, предъявляемых к преподавателям по их основному виду деятельности, сократив всю ненужную «бумажную» работу, и более четко разграничить их.

Требуется разработать новые образовательные стандарты, с помощью которых сократить число дисциплин, дублирующих содержание, и увеличить количество академических часов на специальные дисциплины и практику. Образовательный стандарт третьего поколения должен разрабатываться на основе требований работодателей крупных предприятий.

Федеральному агентству по образованию следует взять на себя обязательства по оказанию методической помощи учебным заведениям системы СПО и обеспечивать учебно-воспитательный процесс необходимыми качественными программными материалами. Оснащение колледжей и техникумов лицензионными программными продуктами, подключение к системе Интернет будут способствовать улучшению образовательного процесса.

Государству следует сосредоточить особое внимание и на решении вопроса трудоустройства выпускников колледжей и техникумов. Необходимо ввести распределение выпускников, резервируя для них места на предприятиях, в соответствии с приобретенной специальностью.

Как спасительный шаг рассматривают колледжи, реализующие программы повышенного уровня, подготовку бакалавров на своей базе, которая в большей степени, чем в вузах, практикоориентирована, а также опробована и оправдана временем.

Восстановление и сохранение крупных перерабатывающих предприятий в области станет залогом развития и модернизации образовательных учреждений. Это приведет к активному сотрудничеству колледжей и техникумов с производственниками и откроет широкие перспективы организации совместной опытно-экспериментальной работы и прохождения стажировки педагогических кадров. При реализации областных целевых программ необходимо использовать базы образовательных учреждений среднего звена для подготовки кадров перерабатывающей отрасли, так как эти учебные заведения давно сотрудничают с ними.

Сохранение федерального статуса учебного заведения будет способствовать росту авторитета, укреплению материально-технической базы. В условиях государственного финансирования легче решать проблемы, и это открывает возможности в корне изменить учебно-воспитательный процесс.

На уровне учебного заведения необходимо создать новую воспитательную систему, которая будет основана на компетентностном подходе, что позволит в корне изменить мировоззрение будущего специалиста, развить в нем такие человеческие и деловые качества, которые будут непременно по достоинству оценены работодателем и принесут личное моральное удовлетворение.

Еще одна важная мера – продолжить развитие системы целевой (контрактной) подготовки специалистов для крупных предприятий и работодателей малого бизнеса.

Работа учебных заведений системы СПО в условиях кризиса должна привести к изысканию внутренних резервов для выживания и развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: калужский механико-технологический колледж молочной промышленности, гороховецкий государственный промышленно-гуманитарный колледж, астраханский государственный политехнический колледж, трудоустройство выпускников, казанский государственный технологический университет, сибирский федеральный университет, ТГУ им. Г.Р. Державина, кризис и антикризисные меры, НСОТ, экспресс-форум, ао-33

Похожие материалы:
Инновационная идеология КГТУ
Автономия Сибирского федерального университета
Обзор рынка труда города Зеленодольска
ТИСБИ: инновационный рост
Трудности трудоустройства
Архитектура посткризисного периода
Проблема содействия трудоустройству выпускников
Опыт преодоления кризиса
Экспресс-форум: применение результатов интеллектуальной деятельности
Экспресс-форум: научно-исследовательская работа вузов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
23 ноября в выставочном комплексе «Экспо-Волга» открылась восьмая межрегиональная выставка-форум...
Из журнала
#86Инновационные механизмы адаптации
#93Инновационность, профессионализм, качество
#86Сибирская кузница кадров
#93Эффективный контракт
#92Форпост личностного роста
Информационная лента
10:58СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена