Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Проблема содействия трудоустройству выпускников

Значительная проблема в вопросе организации системы трудоустройства выпускников состоит в том, что вуз напрямую не заинтересован в трудоустройстве молодых специалистов. Эту ситуацию усугубил экономический кризис.

05.10.2009
Просмотров: 6187

Вуз должен «реализовать свой продукт»

Е.П. Илясов, директор Межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профобразования МГТУ имени Н.Э. Баумана, кандидат социологических наук, доцент

В процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда произошли значительные сдвиги в структурах занятости населения, в спросе на различные категории работников. Система возникающих рынков часто является несогласованной и требует определенных механизмов по её регулированию и приведению к сопоставимости спроса и предложения.

Выбор и реализация экономической стратегии – как на федеральном уровне, так и на региональном – невозможны без создания эффективного механизма формирования, движения и использования трудового потенциала.

В настоящее время ситуация по реализации одного из главных ресурсов России, интеллектуального потенциала, остается критической. Ликвидация системы государственного распределения лишила учебные заведения информационной обратной связи. Экономика регионов не получает необходимых специалистов, выпускники образовательных учреждений вынуждены переучиваться под потребности рынка труда, в то время как образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, не пользующимся спросом. Бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого профессионала по конкретной специальности, в таком случае оказываются потраченными с крайне низкой эффективностью.

Экономический кризис еще более обострил ситуацию. С одной стороны, это выразилось в снижении спроса на молодых специалистов, с другой – в существенном ужесточении требований к их профессиональной подготовке. Как следствие, значительная часть выпускников учреждений профессионального образования (далее – УПО) сталкивается с серьезными трудностями при решении проблемы трудоустройства. Имеющиеся вакансии требуют от специалистов, желающих их заполучить, практически невозможного. Они должны обладать и широким спектром знаний в самых различных сферах, и быть достаточно специализированными в определенной области. Следует постоянно совершенствоваться, иметь высокую мотивацию и приверженность к своей фирме, но, в то же время, быть готовыми к поиску нового места работы.

Молодые люди, получившие высшее образование, часто не имеют возможности применить свои знания, изучить особенности конкретного приложения этих знаний по специальности, что сказывается на общем уровне квалификации. В первую очередь, это обусловлено тем, что информация о потребностях в трудовых ресурсах предприятий и организаций не систематизирована, а разбросана по разным источникам.


«Значительная проблема в кадровом вопросе и вопросе организации системы поддержки трудоустройства и занятости молодых специалистов состоит в том, что вуз напрямую не заинтересован в реализации своего продукта – качественном трудоустройстве своих выпускников. Происходит разрыв существующей цепочки между производителем специалиста и его потребителем. Выпускник оказывается за пределами системы трудоустройства. Вуз уже за него не отвечает, а работодатель еще не отвечает.»


Значительная проблема в кадровом вопросе и вопросе организации системы поддержки трудоустройства и занятости молодых специалистов состоит в том, что вуз напрямую не заинтересован в реализации своего продукта – качественном трудоустройстве своих выпускников. Происходит разрыв существующей цепочки между производителем специалиста и его потребителем. Выпускник оказывается за пределами системы трудоустройства. Вуз уже за него не отвечает, а работодатель еще не отвечает.

Выпускник, не нашедший работу по специальности, не сможет обратиться за помощью в свое учебное заведение, так как он его уже закончил. Студенты дневных отделений, желающие найти себе подработку, также выпадают из системы трудоустройства, так как не могут быть признаны безработными органами службы занятости населения, а образовательное учреждение не заинтересовано в том, чтобы его студенты посвящали себя еще какому-либо виду деятельности, кроме учебы. Следовательно, данной проблемой им придется заниматься самостоятельно.

Становится очевидным, что эту дисгармонию должна устранить специальная служба, предоставляющая содействие в решении всех вышеперечисленных вопросов. В данном процессе должны участвовать и система образования, и государственные службы занятости, и коммерческие структуры.

В связи с этим Министерство образования и науки РФ приняло решение о подготовке концепции формирования и функционирования общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее – ОРСТ). В концепции сформированы основные цели, задачи создания и функционирования ОРСТ с учетом основных направлений государственной политики в сфере образования и занятости населения. Объектом концепции является занятость выпускников учреждений профессионального образования. Предметом – определение цели, задач, структуры создаваемой ОРСТ. Общая цель – формирование и функционирование эффективной ОРСТ путем:

  • создания условий для информирования выпускников УПО о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда;
  • создание условий для взаимодействия выпускников УПО и потенциальных работодателей через сеть центров (служб) содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений при учебных заведениях.

Для оказания влияния на снижение напряженности на рынке труда в части обеспечения занятости выпускников УПО (высшего, среднего и начального) целесообразно формирование общероссийской системы содействия их трудоустройству с включением в сетевое взаимодействие всех учреждений профессионального образования Российской Федерации. Эффективность функционирования ОРСТ напрямую связана с необходимостью создания автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее – АИСТ). Это обусловлено, с одной стороны, значительным количеством УПО (1134 вуза, 2786 колледжей и техникумов и 2498 профессиональных лицеев и училищ), распределенных на территории страны, а с другой стороны, – оперативной актуализацией информации по субъектам Российской Федерации о вакансиях по должностям, по направлениям подготовки в разрезе конкретных предприятий и организаций. Таким образом, создание АИСТ будет способствовать оперативному принятию решений по различным направлениям деятельности сферы образования, в том числе связанных с приведением объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в соответствие с потребностями рынка труда. Для достижения общей цели по формированию и функционированию эффективной ОРСТ необходимо решение ряда задач.

  1. Создание Всероссийского координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее ВЦСТ) различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
  2. Создание АИСТ.
  3. Организационно-методическое сопровождение центров (служб) содействия трудоустройству выпускников УПО.
  4. Создание программного обеспечения для осуществления мониторингов различных направлений деятельности образовательных учреждений, направленных на отслеживание ситуации по вовлечению в реализацию мероприятий, предусмотренных в рамках программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации.
  5. Использование в работе АИСТ схемы взаимодействия с другими системами.
  6. Представление аналитической информации органам государственной власти, в том числе органам управления образованием для оперативного принятия управленческих решений.

Предложенная структура общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников базируется на сети центров (служб) содействия трудоустройству выпускников, создаваемых в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования. В региональном разрезе система имеет три уровня: местный, региональный и федеральный.

На местном уровне приказом ректора (директора) учреждения профессионального образования создается центр (служба) содействия трудоустройству выпускников.

В каждом субъекте Российской Федерации решением Совета ректоров (директоров) образовательных учреждений региона на базе одного из центров содействия трудоустройству выпускников создается региональный центр.

На федеральном уровне функции координации, информационного и методического обеспечения осуществляет Всероссийский координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, то есть ВЦСТ.

Деятельность центра (службы), создаваемого в учреждении профессионального образования, состоит из решения четырех групп задач, среди которых:

  • сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;
  • работа со студентами и выпускниками в учебном заведении;
  • взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения;
  • методическая и научно-исследовательская работа.

В таблице представлены группы задач и направления работы центра (службы) по каждой группе.

Первые три группы являются общими как для центров (служб) образовательных учреждений, так и региональных центров. Четвертая группа «Методическая и научно-исследовательская работа» относится только к региональным центрам.

Основной целью создания АИСТ является обеспечение информационной поддержки деятельности сети центров (служб), являющейся ключевым направлением деятельности общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.

Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:

  • разработка и внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации о рынке труда с использованием современных средств телекоммуникаций;
  • создание методов анализа спроса и предложения на рынке труда по различным критериям;
  • создание и развитие защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными о спросе и предложении на рынке труда между учреждениями профессионального образования;
  • гарантированный уровень информационной безопасности системы.

При создании и развитии АИСТ должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

  • открытость, состоящая в способности системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий и увеличению числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
  • стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых, унифицированных или стандартизированных проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;
  • масштабируемость – система должна обеспечивать подключение к ней новых региональных структур по мере их готовности, без существенных изменений производительности и качества функционирования;
  • платформонезависимость и гетерогенность – возможность использования широкого спектра оборудования, системных и сетевых программных сред, имеющихся в образовательных учреждениях;
  • комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.

Информационное обеспечение, с технологической точки зрения, должно представлять собой ряд веб-сайтов, установленных в центрах (службах) содействия трудоустройству выпускников, и иметь трехуровневую структуру: федеральный уровень, региональный уровень и уровень образовательного учреждения.

С целью снижения затрат на разработку и эксплуатацию информационное обеспечение должно функционировать с использованием свободно распространяемого программного обеспечения, включающего систему управления содержимым сайта, систему управления базами данных и интерпретатор серверных сценариев.

Информационное обеспечение должно осуществлять поддержку следующих взаимосвязанных друг с другом компонентов:

  • база данных вакансий работодателей;
  • база данных резюме обучающихся и выпускников;
  • база данных учреждений профессионального образования, центров (служб) содействия трудоустройству выпускников;
  • база данных нормативно-правовой информации по проблемам трудоустройства;
  • программные средства обмена информацией между федеральным сайтом, региональными сайтами и сайтами учебных заведений;
  • программные средства статистической обработки данных о спросе и предложении на региональных рынках труда;
  • справочная информация.

ВЦСТ выпускников учреждений профессионального образования осуществляет функции координации, а также информационного и методического обеспечения центров (служб) содействия трудоустройству выпускников, в том числе:

координацию деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;

разработку программного обеспечения для создания ОРСТ;

разработку и внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации о рынке труда с использованием современных средств телекоммуникаций;

создание и развитие защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными о спросе и предложении на рынке труда между учреждениями профессионального образования;

обеспечение информационной поддержки деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;

  • обучениеперсоналацентров(служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;
  • создание методов анализа спроса и предложения на рынке труда по различным критериям;
  • подготовку, сбор, анализ и свод информации мониторингов;
  • анализ трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;
  • анализ тенденций рынка труда и рынка образовательных услуг.

Разнообразие форм и структур подразделений вузов, занимающихся проблемами трудоустройства, особенности региональных экономических систем, рынков труда и образовательных услуг предполагают творческий подход к деятельности по содействию занятости. В этом плане полезен обмен опытом работы региональных и вузовских центров содействия занятости и выявление наиболее эффективных методов их работы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: МГТУ им. Н.Э. Баумана, кризис и антикризисные меры, трудоустройство выпускников, ВПО, акцент, ао-33

Похожие материалы:
ТИСБИ: инновационный рост
Востребованность выпускников вузов и фактор кризиса
Трудности трудоустройства
Особенности нижегородского профессионального образования
Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистов
Тенденции рынка труда Татарстана
Экспресс-форум: кризис и антикризисные меры
Архитектура посткризисного периода
Тенденции рынка труда в условиях кризиса
Противодействие кризису в системе ВПО в России и мире

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#88Кому нужны PR-инструменты?
#88Дуальное образование в России
#89Образовательная политика: перемена мест слагаемых
#92Новое педагогическое образование
#88Региональный аспект профессионального образования
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники