Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Противодействие кризису в системе ВПО в России и мире

О национальных особенностях противодействия мировому экономическому кризису в сфере высшего образования в России и мире

Просмотров: 1920

Операция «Антикризис» - 2009

О национальных особенностях противодействия мировому экономическому кризису в сфере высшего образования

Россия

В сфере образования оперативные антикризисные меры, предпринятые государством, были сосредоточены в первую очередь на поддержке обучающихся и содействии их трудоустройству.

Так, в начале 2009 года Президент РФ Д.А. Медведев выступил с инициативой «О мерах по поддержке российского студенчества в кризисной ситуации». В частности, он предложил вузам установить студентам, обучающимся с полным возмещением затрат, неизменный на весь период обучения и неиндексируемый размер оплаты за обучение в соответствии с реальной стоимостью обучения на бюджетной основе. А также предусмотреть возможность перевода наиболее успевающих студентов с коммерческой на бюджетную форму обучения (при наличии вакантных мест). Исходя из этого, перевести на вакантные бюджетные места планировалось более 26 тысяч студентов.

Система образования России – одна из самых «человекоёмких» отраслей, в ней занято порядка 9 процентов от экономически активного населения страны. В настоящее время численность работников образования составляет примерно 5,7 млн. человек (наибольшая их часть – работники общеобразовательных учреждений – 2 млн. 800 тысяч человек). По состоянию на начало 2009 года планировали увольнение сотрудников в более чем 1380 организациях сферы образования – это 8 964 человека (0,1 процента общей численности занятых в сфере образования).

Возникли риски, связанные и с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования. Так, по предварительным данным субъектов Российской Федерации, число выпускников системы профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными, составляло более 100 тысяч человек. Первичный анализ данных субъектов федерации по профессионально-квалификационной структуре выпускников, имеющих риск быть нетрудоустроенными, показал, что в группе риска оказались выпускники с образованием экономического (30 процентов от общей численности выпускников, имеющих риск быть нетрудоустроенными), гуманитарного (11 процентов), педагогического (7 процентов), сельскохозяйственного (6 процентов) и строительного (5 процентов) профилей.

В этой ситуации Правительство РФ предприняло ряд мер в области содействия занятости населения. Например, планируемый объем затрат на опережающее обучение составил почти 15 с половиной млрд. рублей, а количество лиц, прошедших переподготовку – 2,6 млн. человек.

Началась разработка программ, которые должны стимулировать запуск системы опережающей подготовки. При этом эксперты подчеркивают, что в условиях демографического спада, следствием которого будет, в том числе, значительное снижение притока внебюджетных средств в вузы, компенсировать это снижение смогут только те учреждения, которые максимально используют возможности по переобучению кадров, возникшие в связи с необходимостью решения проблем занятости населения.

Проведенный Минобрнауки анализ показал, что уже в настоящее время почти 3 тысячи учреждений профессионального образования и образовательных подразделений организаций имеют программы, которые могут быть использованы для опережающего обучения (из них 272 вуза, 799 средних специальных учебных заведений, 1476 учреждений начального профессионального образования, 92 учреждения дополнительного профессионального образования, 290 образовательных подразделений организаций). Всего субъектами Российской Федерации предлагается к реализации более 40 тысяч программ. К примеру, в результате обучения по программе «Операционный менеджмент» выпускники колледжей и вузов приобретут новые знания и практические навыки, позволяющие им обеспечивать комплексное обслуживание объектов различной отраслевой инфраструктуры (промышленные здания, торговые центры, аэропорты и т.п.). К разработке таких программ в первую очередь планируется привлечь образовательные учреждения профессионального образования – победителей приоритетного национального проекта «Образование».

Среди других предложенных государством мер: сохранение бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года; увеличение бюджетных мест в магистратуре до 40 тысяч (в настоящее время – 20 тысяч), аспирантуре – до 30 тысяч (увеличение на 5 тысяч мест). Вместе с тем, в структуре подготовки в вузах планировались существенные изменения: с учетом избытка на рынке труда экономистов, юристов и менеджеров, Минобрнауки на 2009 год предложило несколько снизить (примерно на 15 процентов) прием на эти направления подготовки. Но при этом увеличивались контрольные цифры приема на востребованные экономикой программы подготовки: в области транспорта, сельского хозяйства, энергетики, автоматики и управления, информационных технологий.

Кроме того, в 2009 году образовательные и научные организации получили возможность создавать малые предприятия. По данным Минобрнауки, 141 вуз уже выразил готовность к созданию малых предприятий. По умеренно-оптимистичным прогнозам, на этих предприятиях может быть создано до 50 тысяч новых рабочих мест.

К разработке и реализации антикризисных мер активно подключились и вузы России, разрабатывающие собственные внутривузовские антикризисные программы. В этом контексте «прозвучала», например, июньская пресс-конференция на тему «Антикризисная программа для университетов», в ходе которой ректор ГУ-ВШЭ Я. Кузьминов озвучил «19 тезисов Вышки: как в кризис вести себя университетам?». В частности, к базовым мерам ректор отнес:

  • практику формирования финансовых резервов;
  • сокращение ненужных структурных подразделений;
  • экономию на ремонте и обслуживании, передачу ряда сервисов на аутсорсинг сторонним организациям;
  • экономию расходов на бумажные носители библиотек (электронная библиотека) и расходы на компьютерное оборудование;
  • увеличение заработной платы и ужесточение конкурсных требований к ППС;
  • практику приглашения в университет лучших молодых докторов наук, закончивших ведущие университеты мира;
  • создание проектно-учебных лабораторий и приглашение практиков – бизнес-аналитиков;
  • привлечение лучших студентов к академической карьере;
  • создание молодежных бизнес-проектов в рамках университетского бизнес-инкубатора;
  • капиталовложения в развитие Интернет-сайта вуза;
  • активное развитие магистратуры;
  • использование олимпиад для привлечения лучших студентов;
  • стабилизацию цен за обучение на уровне прошлого года;
  • внедрение системы скидок за обучение по результатам сдачи ЕГЭ;
  • поддержку лучших студентов, обучающихся на внебюджетной основе;
  • привлечение студентов из других регионов;активную помощь студентам в трудоустройстве и нахождении мест прохождения практики;
  • активную реализацию программ дополнительного образования с использованием системы скидок для собственных студентов.

На сегодняшний день можно выделить следующие основные антикризисные меры, реализуемые российскими вузами:

  • фиксация платы за получение образования на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, не выше затрат на бюджетное обучение;
  • расширение практики перевода студентов, успешно проходящих обучение на платной основе и испытывающих материальные затруднения, на бюджетную форму обучения при наличии вакантных мест;
  • сохранение количества бюджетных мест на очном отделении на уровне прошлого года;
  • увеличение в текущем учебном году количества бюджетных мест в магистратуре и в аспирантуре;
  • создание малых предприятий для реализации научных и технологических разработок ученых университета, что позволит создать дополнительные рабочие места, в первую очередь, для выпускников университета;
  • расширение сотрудничества с кадровыми агентствами по трудоустройству выпускников;
  • реализация совместно с региональными органами управления образованием, администрациями муниципальных районов программ по целевой подготовке выпускников;
  • проведение разъяснительной работы среди преподавателей, сотрудников и студентов по поводу антикризисных мер, возможностей трудоустройства, прав работников с использованием университетских СМИ;
  • создание специальной страницы на портале вуза;
  • организация целевых встреч выпускников университета с руководителями предприятий – партнерами вуза-возможными работодателями.

Австрия

В Австрии экономический кризис стал основанием для правительства отказаться от сделанных ранее обещаний об увеличении инвестиций в систему высшего образования. Руководством страны не соблюдены ни показатели уровня инвестиций, ни сроки начала финансирования. Кризис повлек также сокращение средств на финансирование научных исследований. Но университеты надеются, что смогут убедить правительство в развивающихся переговорах пересмотреть и выполнить некоторые обещания, сделанные перед экономическим упадком. Помимо этого, в ближайшем будущем ожидается сокращение субсидирования частных научных исследований.

Дания

Правительство Дании планирует разрешить использование дополнительных средств для исследовательских работ, которые были приостановлены в 2006 году. Поэтому интересы университетов более сфокусированы на том, будут ли сокращаться инвестиции частного сектора в ближайшем будущем. По этой причине Национальная конференция ректоров настаивает во времена экономического кризиса на необходимости вложения средств в высшее образование и исследования.

Эстония

По последним данным, планируется сокращение расходов на учительские гранты на 3 процента, и на 1 процент – на научные исследования. Также ожидается снижение числа контрактов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и с органами государственной власти, и с частным сектором. Кроме того, предметом споров является плата за обучение, так как в период экономического кризиса появляется свобода действий в повышении цен. Параллельно с данными тенденциями, обсуждаются новые схемы финансирования образования и правительственные реформы.

Финляндия

Что касается Финляндии, то в текущем году парламент страны голосует за новую университетскую реформу, которая включает в себя управленческое и финансовое обеспечение. Университеты предполагают получить в большей степени средства от частного сектора, особенно от промышленных и торговых предприятий. Однако последние могут оказаться в затруднительной ситуации в условиях экономического кризиса. Правда, проекты правительства включают в себя увеличенные капиталовложения с целью смягчить негативное воздействие экономического кризиса. И все-таки на данный момент его влияние все еще остается ощутимым, и пока до конца неясно, будут ли иметь университеты выгоду из такого комплекса мер.

Франция

Власти Франции не сообщают о каких-либо предполагаемых сокращениях бюджета в государственном финансировании высшего образования. Наоборот, правительство страны разрабатывает большую реформу в области высшего образования, которая включает в себя не только право на самоуправление, но также и увеличенное государственное инвестирование в размере 1 млрд. евро в год сроком на пять лет. Несмотря на это, впервые в стране в этом году произошли сокращения должностных лиц (хотя, как отмечается, сокращения были незначительными и больше выглядели как символические меры).

Германия

Поскольку вопрос касается государственного финансирования, высшие учебные заведения Германии ожидают увеличения инвестиций от федеральной власти, которые будут направлены в строительство, содержание и техническое обслуживание, а также в обновление оборудования. Это было подтверждено официальным заявлением федерального правительства о втором стимулирующем комплексе мер по борьбе с экономическим кризисом, который включает и инвестирование инфраструктуры высших учебных заведений. Несмотря на это заявление, не так давно появились опасения, что университеты получат меньше, чем обещано. Данная сфера будет нуждаться еще в 1/3 от общей суммы, выделенной на образование, что составит около 2,9 млн. евро.

На данный момент нет и точных прогнозов, как долго экономический кризис будет наносить ущерб частному финансированию, от которого существенным образом зависит проведение исследовательских работ.

Греция

Несмотря на то, что правительство Греции официально заявило о повышении государственного финансирования университетов в будущем, на данный момент нет точных сведений о том, какая сумма будет потрачена на поддержку высшего образования.

Венгрия

В Венгрии официально объявлено о снижении государственного инвестирования на 7 процентов, следовательно, ситуация в системе высшего образования складывается достаточно сложно. Высшие учебные заведения вынуждены сокращать число сотрудников.

Италия

Вузы Италии ожидают самое сильное влияние кризиса к 2010-2011 учебному году. Власти страны именно к этому моменту объявили о снижении финансирования на 10 процентов, что, как опасается профессиональное сообщество, нанесет сильнейший удар по системе высшего образования.

Литва

Не так давно избранное правительство Литвы анонсировало падение государственных инвестиций на 10 процентов. Вместе с тем, власти разрабатывают новый закон, который приведет к более четкому регулированию сети высших учебных учреждений.

Норвегия

Высшие учебные заведения Норвегии на данный момент еще не испытывают какого-либо влияния экономического кризиса. Однако, понимание того, что ситуация может ухудшиться, возрастает с каждым днем. На Национальной конференции ректоров были приведены многочисленные доводы в пользу повышения государственного финансирования высшего образования с целью предотвращения ухудшения ситуации. Например, о том, что инвестиции в высшее образование, нацеленные главным образом на увеличение числа студентов, будут приносить пользу экономике намного эффективнее, чем усиление финансовой поддержки безработного населения. А часть средств, мобилизованных в стимулирующие образование меры, будет приносить выгоду университетам в большей степени через затраты на инфраструктуру (материально-техническое обеспечение строительства и замену устаревшего оборудования).

Польша

Правительство Польши объявило о сокращениях инвестиций в высшее образование на 6-7 процентов. Сокращения нанесут наиболее сильный ущерб исследовательской работе, чем обучению. Ожидается, что в большей степени пострадают такие строки университетских бюджетов, как капиталовложения и замена устаревшего оборудования. Кроме того, со стороны государства предполагается сокращение финансовой помощи студентам.

Тем не менее, финансирование многих образовательных проектов в стране осуществляется через программы Европейского Союза, и вузовское сообщество надеется, что проекты все-таки будут осуществлены.

Португалия

Португальские власти не предусматривают дальнейшего снижения государственного финансирования высших учебных заведений, обусловленного кризисом (некоторое снижение произошло гораздо раньше). Однако вузы ожидают появления трудностей, поскольку затронуто частное финансирование (например, они опасаются уменьшения отчислений денежных средств со стороны коммерческих структур).

Испания

Вследствие политических докладов, представленных президентами из разных провинций страны, в которых были анонсированы большие сокращения в планируемом бюджете для высших учебных заведений, в ряде государственных вузов Испании намного ухудшилась финансовая ситуация. Что касается научных исследований и опытно-конструкторских разработок, правительством был изменен, а в некоторых случаях даже сокращен, стандартный темп анонсирования и предложений различных исследовательских программ.

Тем не менее, правительство Испании утвердило программу поддержки и модернизации испанской университетской системы, а также одобрило стратегический план Estrategia Universidad 2015. В этом контексте предполагается увеличение стипендий за ученые степени (что предполагает четырехпроцентное увеличение общего государственного бюджета на стипендии) и выделение 85 млн. евро на финансовую помощь высшим учебным заведениям для приведения инфраструктуры вузов и учебных планов в состояние, соответствующее новым требованиям и критериям системы Европейского высшего образования.

Швейцария

Университеты Швейцарии не ожидают от государства каких-либо сокращений финансирования в результате кризиса. Разработанный федеральный закон, предполагающий введение новой формулы финансирования образования, отложен до 2012 года. Тем не менее, университеты могут столкнуться с экономическими трудностями в сферах деятельности, которые не финансируются государством.

Нидерланды

Пока в этой стране не ждут прямых сокращений государственного бюджета на образование. Однако уязвимой могут оказаться сфера исследований и внедрение инноваций, так как у компаний наблюдаются тенденции к сокращению расходов. Поэтому правительство призвано вмешаться и проинвестировать на определенное время эти сферы, пока бизнес не займет более устойчивые позиции для возобновления отрудничества с университетами.

Великобритания

Британские средства массовой информации сообщают о положении некоторых университетов, имевших вклады в исландских банках, вследствие чего эндаумент этих вузов уменьшился.

В начале года основным опасением вузов был недостаточный набор студентов. Однако на начало учебного года ситуацию удалось урегулировать за счет притока иностранных студентов, для которых руководство учебных заведений предоставило ряд льгот на обучение, проживание и питание, а также упрощенные условия для въезда в страну.

По данным Инспекции уровня научных исследований Великобритании, в 2009-2010 учебном году возрастет государственное субсидирование фонда учителей и фонда научно-исследовательских работ. Кроме того, британский Инвестиционный фонд экономических проблем установил сумму в размере 71 млн. евро для того, чтобы дать возможность вузам в сжатые сроки удовлетворить финансовые нужды на выплату заработной платы своим сотрудникам. Такая система является действенным профилактическим подходом в снижении негативного влияния экономического кризиса на высшие учебные заведения Великобритании.

Соединенные Штаты Америки

Высшие учебные заведения США имеют очень серьезные проблемы, связанные с последствиями мирового экономического кризиса. Например, эндаумент двух самых богатых университетов в Америке (Гарвардского и Йельского) за 2008 год сократился на 30 процентов в результате проблем с хеджевым фондом и портфелями частных акций. Руководство университетов предупреждают о том, что снижение экономики продолжится.

Такие значительные потери заставили Гарвардский университет, впервые за историю существования, сократить этим летом 275 сотрудников (около двух процентов штатного персонала), снизить заработную плату, урезать часы работы и остановить планы по расширению территории университета (в частности, строительству новых лабораторий). А по словам ректора Йеля, вуз будет иметь годовой дефицит в размере 150 млн. долларов в период с 2011 по 2014 годы, что приведет к снижению различных расходов (кроме заработной платы) еще на 5 процентов (при этом расходы вуза уже были снижены на 7,5 процента). Кроме того, приостановлены практически все работы и планы по реконструкции университета и сокращен штат.

Согласно данным исследовательской фирмы «Уилшир Ассоушиитс», и Гарвард, и Йель вкладывали в последние годы деньги в большей степени в хеджевый фонд (фонд по управлению ценными бумагами с высокой степенью риска), частные акции и лесоматериал. В прошлом году многие сделки не окупились, и оба университета потеряли намного больше, чем другие вузы, которые вкладывали средства в государственные ценные бумаги и облигации. Соответственно, их эндаумент сократился в среднем только на 18 процентов.

Однако американская пресса обратила внимание на один интересный факт: впервые с 1935 года Гарвардский университет внес изменения в список своих программ докторантуры и ввел новую программу «Лидерство в образовании», целью которой является привлечение специалистов для реформирования системы образования США. Программа разработана специально для обучения высококвалифицированных менеджеров для государственной образовательной системы.

Казахстан

Система высшего профессионального образования Казахстана подверглась сильнейшим ударам со стороны мирового экономического кризиса, ставя под угрозу планы по преобразованию страны в государство с динамично развивающейся азиатской экономикой (экономикой стран-«тигров»). Многие молодые люди столкнулись с проблемой исключения из вуза с возникшей проблемой оплаты за обучение. Правительство планирует решить этот вопрос, позволив студентам-должникам все-таки присутствовать на занятиях. Проблемы с набором студентов, и, соответственно, снижение доходов от оплаты обучения – вот основные экономические трудности, как для государственных, так и для негосударственных вузов страны. Есть опасения, что из-за этих проблем, доход крупнейших университетов (например, Казахстанского института менеджмента и экономики) в течение 2009-2010 учебного года сократится на 20 процентов. Чтобы избежать больших потерь, руководство вуза решило увеличить стоимость обучения для студентов на 16 процентов и сократить штат преподавателей. Такое заявление повлекло за собой многочисленные протесты и забастовки студентов, требованиями которых стало урегулирование цен на обучение и сохранение преподавательского состава.

В настоящий момент руководство страны предоставило под комплекс мер по поддержке образования 100 млн. долларов, а также призвало банки предусмотреть выделение кредитов на образование. Несмотря на критическую ситуацию в системе образования, правительством страны продолжает поддерживаться план по открытию новых вузов мирового уровня.

P.S. Приведенные данные отражают в основном лишь «первую реакцию» государств на мировой экономический кризис и характеристику лишь самых общих антикризисных мер в национальных системах образования. Мы намерены и дальше информировать наших читателей о том, как развивается ситуация в сфере высшей школы разных стран.

По материалам сайтов: http://www.eua.be, http://www.international.ac.uk, http://www.eurasianet.org, http://www.mcclatchydc.com, http://www.rb.ru/inform/112047.html

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проблема содействия трудоустройству выпускников
Инженерное образование в современном мире
Преемственность в системе образования
Тенденции рынка труда в условиях кризиса
Востребованность выпускников вузов и фактор кризиса
Главный результат работы вуза – востребованность его выпускников
Система национальных исследовательских университетов в России
Трудности трудоустройства
Архитектура посткризисного периода
Развитие высшего образования Украины

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ