Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения

Перед техническими вузами РФ стоят серьезные задачи, направленные на обеспечение экономической, технической и технологической безопасности государства. Одну из важнейших – подготовку инженеров нового поколения – с успехом реализуют в Институте компьютерных технологий и информационной безопасности (ictis.sfedu.ru) Южного федерального университета.

Просмотров: 20

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Построение будущего

ВЕСЕЛОВ Геннадий Евгеньевич

директор Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, доктор технических наук, доцент

Перед техническими вузами РФ стоят серьезные задачи, направленные на обеспечение экономической, технической и технологической безопасности государства. Одну из важнейших – подготовку инженеров нового поколения – с успехом реализуют в Институте компьютерных технологий и информационной безопасности (ictis.sfedu.ru) Южного федерального университета.

Новые горизонты

Модернизация инженерного образования – задача сложная, но достижимая. В ИКТИБ ЮФУ ее решают путем совершенствования подготовки профильных специалистов. К организации образовательного процесса предъявляется ряд требований, направленных на эффективное развитие у студентов профессиональных и универсальных компетенций, повышение качества результатов обучения.

Более половины студенческого контингента ИКТИБ считают условия обучения в вузе вполне благоприятными для развития, а это значит, что меры по совершенствованию инженерного образования эффективны и есть смысл двигаться дальше.

Речь идет о переносе акцентов с усвоения информации на ее анализ и производство знаний, технологий и других продуктов, о проблемно-ориентированном обучении и обучении через исследования и разработки, проектной деятельности, ориентации на стандарты CDIO [1]. Часть образовательного процесса реализуется в производственной среде, к обучению привлекаются практики из числа преподавателей и экспертов.

Важную роль играет индивидуализация образования, возможность выбора обучающимися дисциплин и модулей, академическая мобильность. Студентоцентрированный подход способствует повышению активности и вовлеченности будущих инженеров в образовательный процесс. За счет внедрения таких инструментов, как тьюторство, коучинг и фасилитация студенты и преподаватели имеют возможность более тесно сотрудничать.

При подготовке специалистов используются личностно-развивающие образовательные технологии; в проектную деятельность включена социо­гуманитарная подготовка. Образовательные результаты оцениваются с помощью компетентностно-ориентированных подходов.

Согласно научным данным, реализация подобных характеристик позволяет перевести подготовку инженеров на новый уровень, однако такой процесс целесообразно осуществлять поэтапно.

На первом этапе (2015-2016) внедрены организационные меры для решения задач актуального совершенствования образовательного процесса и перспективного повышения качества результатов обучения. Наиболее значимыми стали разработка и введение собственных образовательных стандартов и соответствующая модернизация образовательных программ [2].

В основу образовательных стандартов были положены требования ФГОС ВО, профстандарты, стандарты и планируемые результаты обучения CDIO, образ современного компетент­ного инженера, а также тенденции развития высшего образования. Образовательными стандартами ЮФУ определена модульная структура разрабатываемых образовательных программ, и введен новый вид профессиональной деятельности – инженерно-предпринимательская. Для модернизации образовательных программ применены принципы CDIO. В частности, введены обязательные творческие проекты, организованы места для проектной деятельности студентов, к процессу реализации образовательных программ и оценки результатов обучения привлечены представители бизнеса, проведены социологические исследования (анкетирование) студентов и выпускников относительно их удовлетворенности процессом обучения.

Реализация этих и других мер позволила наметить ряд перспектив перехода ко второму этапу совершенствования инженерной подготовки. Среди них расширение области применения принципов CDIO, создание системы междисциплинарной групповой проектной деятельности студентов, совершенствование системы оценки образовательных результатов на основе трудовых функций профстандартов, компетенций образовательных стандартов, результатов обучения CDIO, стандартов WorldSkills и прочих, обучение руководителей образовательных программ, многие другие.

Опыт показал, что в процессе модернизации подготовки инженеров необходимо, во-первых, определить целевые ориентиры, а также внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение целей. Во-вторых, настойчиво инициировать изменения, привлекая преподавателей, работодателей, студенческую общественность. В-третьих, сочетать традиции и новации, преодолевать консерватизм, способствуя активизации механизмов саморазвития образовательной системы, связанных с основными субъектами преобразований – преподавателями и студентами.

На первом этапе совершенствования подготовки инженеров наиболее значимыми стали разработка и введение собственных образовательных стандартов и соответствующая модернизация образовательных программ.

Плоды просвещения

Лучшее доказательство целесообразности и эффективности любой деятельности – ее результаты. Усилия коллектива института, направленные на модернизацию подготовки квалифицированных инженеров, уже принесли свои плоды – высокие дос­тижения студентов. Особенно результативным в этом отношении оказался 2017 год.

Яркой победой ознаменовано участие команды студентов ИКТИБ ЮФУ во Всероссийском конкурсе «SmartCity & IoT Хакатон» [3]. Главный приз получил проект «Система для эффективного мониторинга состояния дорожного покрытия», разработанный и представленный Дмитрием Елькиным, Вячеславом Лапшиным, Артёмом Поповым и Остапом Шутенко.

В финале I Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Муса Мухаев (компетенция «Сетевое и системное администрирование») и Владислав Горбатко (компетенция «Программные решения для бизнеса») достойно представили альма-матер, набрав 486 и 497 баллов соответственно.

На I Отраслевом чемпионате по стандартам WorldSkills в сфере информационных технологий DigitalSkills ИКТИБ ЮФУ – единственный на конкурсе представитель вузов Южного федерального округа – продемонстрировал высокий уровень подготовки IT-специалистов. Обладателями золотых медалей в командной компетенции «Разработка решений с использованием блокчейн-технологий» стали Антоний Капранов, Максим Гуляев и Артур Куликов. В индивидуальной компетенции «Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз» первое место занял Максим Кобилев.

Команда ИКТИБ выступала в четырех компетенциях («Разработка решений с использованием блокчейн-технологий», «Разработка дополненной и виртуальной реальности», «Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз», «Анализ защищенности от внутренних угроз информационной безопасности») группы «FutureSkills» – одной из приоритетных инициатив движения «Молодые профессионалы», направленной на опережающую подготовку кадров.

Деятельность института в рамках движения WorldSkillsRussia связана не только с активным участием студентов в соревнованиях. ИКТИБ ЮФУ– ресурс­ный центр по набору волонтеров 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в г. Казани в 2019 году. Включение центра в реализацию волонтерской программы запланировано с 2018 года. Первым шагом станет официальное открытие и подписание соглашения о сотрудничестве с соорганизатором чемпионата АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов». Кроме того, по итогам конкурсного отбора союза «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) ИКТИБ выбран базой проведения демонстрационного экзамена. Испытания, запланированные на 2018 год, будут организованы по компетенциям «Сетевое и системное администрирование», «Программные решения для бизнеса» и «Программные решения для бизнеса на платформе 1С: Предприятие 8».

Есть уверенность, что будущие инженеры успешно справятся с поставленными задачами благодаря качественной подготовке. Кстати, сами студенты оценивают удовлетворенность обучением довольно высоко. Согласно опросу, более половины студенческого контингента ИКТИБ считают условия обучения в вузе вполне благоприятными для развития, а это значит, что меры по совершенствованию образования эффективны и есть смысл двигаться дальше.

 

[1] Стандарты CDIO – набор общих прин­ципов разработки учебных программ, их материально-технического обеспечения, подбора и обучения преподавателей в рамках комплексного подхода к инженерному образованию.

[2]  Подробнее

[3] Хакатон – непрерывный марафон разработчиков систем в сфере компетенций «Умный город» (SmartCity), «Интернет вещей» (IoT) и «Большие данные» (BigData).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: личный опыт, ао-100, высшее образование, южный федеральный университет, информационные технологии

Похожие материалы:
В Таганроге пройдет хакатон Cyber Garden
Высокие технологии для подготовки профессионалов
Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
В Москве состоялась конференция «Цифровая трансформация образования»
Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
Чурапчинский институт физкультуры и спорта готовит чемпионов
Подведены итоги соцопроса по использованию «цифры» в сфере образования
Региональное образование: вызовы времени и актуальные решения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
В ТюмГУ начинают готовить регионоведов
В СоцГуме состоится первый набор на новое направление бакалавриата «Зарубежное регионоведение»
Проект музея в Ту-144 презентовали членам правительства России
Проект представили зам. председателя Правительства РФ Татьяне Голиковой и министру науки и...
Из журнала
#101Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования
#98Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа
#105Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
#95Выпускники СГУГиТ востребованы на всех континентах
#94Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани