Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства

Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время – несмотря на многочисленные упреки в адрес негосударственных вузов, связанные со снижением качества образовательных услуг, – главными виновниками этого процесса являются филиалы и негосударственных, и государственных выс­ших образовательных организаций.

Просмотров: 126

Материал опубликован в журнале №86 от 31.03.2016.

Андрей Панарин ПАНАРИН Андрей Александрович – президент образовательного консорциума «Среднерусский университет», ректор Московского областного гуманитарного института, член-корреспондент Академии информатизации образования, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, кандидат экономических наук.

Эффективный инструмент

Проблема качества высшего образования наиболее остро обозначила себя в середине 90-х годов прошлого века. В этот период стали появляться негосударственные вузы и их филиа­лы, а также многочисленные филиалы вузов государственных, не имеющие должного материально­технического обеспечения, профессорско-преподавательского состава и многолетних традиций российской высшей школы.

Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время – несмотря на многочисленные упреки в адрес негосударственных вузов, связанные со снижением качества образовательных услуг, – главными виновниками этого процесса являются филиалы и негосударственных, и государственных выс­ших образовательных организаций. Это, в частности, подтверждают результаты мониторингов Минобрнауки РФ, а также лицензионные проверки вузов и филиалов, проводимые Рособрнадзором. Государственные органы контроля в сфере образования также отмечают снижение его качества при реализации филиальных проектов в удаленных регионах.

Думается, важным инструментом, позволяющим обеспечить должный уровень качества образования на региональном уровне, может стать образовательный франчайзинг, нашедший широкое распространение за рубежом. Большой опыт применения образовательного франчайзинга в странах с развитой экономикой убедительно свидетельствует о высокой эффективности такого инструмента.

Так, одной из стран, лидирующих по числу студентов, получающих высшее образование по системе франчайзинга, является Греция. В США и Великобритании гарантия качества обучения обеспечивается вузом­франчайзером, который тщательно контролирует образовательный процесс и выдает дипломы. Интересный факт: в Соединенном Королевстве на конец ХХ века ежегодный прирост студентов, обучающихся по системе франчайзинга, достигал 250 процентов, а 60 процентов вузов работали по франчайзинговым договорам. В Германии образовательный франчайзинг занимает четвертое место среди крупных сфер данного вида рыночных отношений по количеству участвующих в нем учебных учреждений.

В России франчайзинг позволит реализовать актуальную на сегодняшний день задачу государственно-частного партнерства вузов для повышения качества образования в целом.

​Франчайзинг в сфере образования – совместная деятельность учебных учреждений по формированию предложений, производству (оказанию) и продвижению на рынок образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов под коммерческим обозначением, товарным знаком правообладателя на определенных условиях.

 

В России образовательный франчайзинг нашел свое применение в рамках внедрения методов дистанционного обучения на базе нескольких десятков образовательных учреждений, реализующих данные технологии. При анализе этого вида взаимодействия особого внимания заслуживает специфика его реализации в странах Запада, так как отечественный опыт коммерческого использования интеллектуальных продуктов в образовании имеет весьма недолгую историю. Российская практика, прежде всего, опирается на научные разработки таких зарубежных учёных и специалистов, как П. Друкер, П. Верхан, Р.К. Макконелл и С.Л. Брю, Ф. Котлер, Ф. Хойер, Э. Долан, Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд, Т. Питерс, М. Сэйд, Д. Томас, и прочих исследователей.

Задачи и решения

Сегодня в России на рынке негосударственных высших образовательных организаций наблюдаются следующие процессы.

  • Прохождение первыми негосударственными вузами первой государственной аккредитации в 2000-2003 годах способствовало отделению вузов-­партнеров от вузов­-франчайзеров и стало для них началом реализации самостоятельной образовательной деятельности. К сожалению, в дальнейшем многие частные вузы использовали стандарты региональной сетки без проведения необходимых реформ, направленных на поддержание необходимого уровня образовательных услуг, что, безусловно, сказалось и на общем падении уровня образования.
  • В настоящий момент практически в каждом регионе страны существуют сильные негосударственные высшие учебные заведения, обладающие необходимыми ресурсами для оказания качественных образовательных услуг и готовые оперативно реагировать на запросы региональной экономики. Вместе с тем есть потребность в постоянном повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вуза и осуществлении дос­тупа к передовым технологиям и методикам обучения.
  • В течение последних лет прослеживается положительный тренд в предоставлении бюджетных средств для финансирования системы образования, при этом на негосударственные вузы приходится менее 1 процента выделяемых ресурсов.
  • Демографический спад, продолжающийся в последние несколько лет, по прогнозам Института социологии РАН, заканчивается к 2017 году, а с 2018-го планируется устойчивый рост количества выпускников школ, в то время как в большинстве российских семей осознается необходимость получения высшего образования и, соответственно, возрастает потребность в увеличении мест в вузах.

Эти задачи можно решить с помощью использования механизма государственно-частного партнерства. Франчайзинг позволит обеспечить доступ абитуриентов к получению образования по стандартам ведущих университетов, а реализация процесса обучения на основании этой процедуры будет не только способствовать увеличению количества предоставляемых образовательных услуг и повышению их качества, но и повышению интеллектуального уровня общества.

В целом, образовательный франчайзинг открывает для существующих региональных негосударственных вузов большие возможности по улучшению уровня качества образования и доступности к передовым технологиям ведущих вузов страны, а также усиливает конкуренцию в области образовательных услуг.

Содержание модели

Модель франчайзинга предполагает предоставление ведущими вузами страны (вузами-франчайзерами) эксклюзивных прав другим высшим учебным заведениям (вузам­-франчайзи) на распространение образовательных продуктов и услуг при условии жесткого соблюдения технологий ведения образовательного процесса.

Негосударственный вуз, при его соответствии требованиям франчайзеров, может реализовывать образовательные программы как одного, так и нескольких федеральных университетов. По отношению к вузам-­франчайзи головной вуз берет на себя ответственность по осуществлению контроля над качеством образования, повышением квалификации преподавательского состава, доступом к передовым технологиям и используемым платформам.

Следствием использования франчайзинговой модели, с нашей точки зрения, могут стать:

  • повышение общего уровня качества образования в связи с применением на региональном уровне стандартов федеральных университетов страны, студенты всех регионов будут иметь возможность получать дипломы ведущих вузов без привлечения финансов со стороны государства;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств в масштабах страны в связи с увеличением количества студентов, получающих образовательные услуги по стандартам федеральных вузов без увеличения совокупных затрат федерального бюджета;
  • повышение конкуренции на регио­нальном уровне за счёт присутствия ведущих высших образовательных организаций в лице негосударственного вуза-франчайзи в регионе;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза-франчайзи на основе сотрудничества с преподавателями ведущих вузов страны и доступа к передовым технологиям, а также возможность участия в научно-исследовательской работе федеральных университетов;
  • гибкость в реализации образовательных программ, в том числе по инженерным и рабочим профессиям, за счет покупки франшизы профильных вузов.

Государственный уровень

Несмотря на очевидные преимущества образовательного франчайзинга, отсутствие на данный момент развитых механизмов и моделей данного вида взаимодействия в сферах образования и бизнеса не позволяет в полной мере решить проблему всеобщей доступности качественного обучения.

Считаем целесообразным вынести вопрос о применении модели образовательного франчайзинга, а также стандартов и требований, предъявляемых к вузам­франчайзи, на государственный уровень. Наряду с этим, с нашей точки зрения, необходима актуализация законодательной базы в части использования инструмента образовательного франчайзинга.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: социальное партнерство, качество образования, ао-86, точка зрения

Похожие материалы:
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Кто кого: Россия в Болонском процессе (Продолжение)
Будущее университетов: желаемое и возможное
Кадры под ключ? Это реально!
ДПО: независимая оценка и признание качества
Инвестиции, госзаказ и другие факторы, которые влияют на развитие металлургического образования
Отраслевое образование – сильное звено в цепи трансформаций
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Актуальные вопросы качества высшего образования
«Неархитектурный» стандарт

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#102Евгений Ямбург о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#102Инфографика «АО-102»
#98Тверской политех отметил 95-летие
#99Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А.Николаева активно участвует в WSR
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль