Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

ДПО: независимая оценка и признание качества

В прошлом номере «АО» была опубликована первая часть статьи на эту тему – по проблеме формирования независимой оценки профессиональных квалификаций. Сегодня читайте о развитии институтов профессионально-общественной и общественной аккредитации.

08.12.2016
Просмотров: 96

Материал опубликован в журнале №86 от 31.03.2016.

Н.Н. АНИСЬКИНА, президент Союза руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей, ректор Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, кандидат технических наук, доцент

Проблема независимой оценки и признания качества в сфере ДПО – одна из самых актуальных в современном российском образовании. В прошлом номере «АО» была опубликована первая часть статьи на эту тему1 – по проблеме формирования независимой оценки профессиональных квалификаций. Сегодня читайте о развитии институтов профессионально-общественной и общественной аккредитации.

Профессионально-общественная аккредитация

Формирование в стране института профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ имеет своей целью повышение степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников образовательных организаций.

В процессе проведения ПОА оцениваются такие группы показателей, как признание компетентностного профиля выпускника, сформированного при освоении программы, востребованность выпускника на региональном и/или федеральном рынке труда и многие другие.

Профессионально-общественная аккредитация программ наиболее распространена в сфере высшего образования, в сфере ДПО ее популярность существенно ниже. Это связано с краткосрочностью дополнительных профессиональных программ и высокой частотой их обновления. Программы повышения квалификации в большинстве своем разрабатываются под требования конкретных заказчиков, и лишь для программ профессиональной переподготовки аккредитация может иметь дополнительную ценность.

В России до создания Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) профессионально-общественной аккредитацией программ ДПО уже занимались такие крупные организации, как Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нац­аккредцентр), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» и некоторые другие.

Нормативная база системы профессионально-общест­венной аккредитации находится в процессе формирования, но в ряде отраслей уже имеется собственный опыт ее использования. В частности, апробирована модель ПОА образовательных программ высшего образования по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки «Экономика и управление», «Социология», «Юриспруденция», разработаны методические рекомендации по её применению, внедряется в практику модель профессионально-общественной аккредитации Ассоциации юристов России.

В настоящее время идет процесс создания Национального реестра профессионально-общественной аккредитации. Это делается с целью информационного обеспечения процессов мониторинга и контроля за деятельностью организаций, осуществляющих ПОА, а также стимулирования работ по внедрению единых механизмов функционирования системы независимой оценки качества профессионального образования.

Он будет включать в себя реестр организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию, реестр профессиональных образовательных программ, прошедших аккредитацию, перечень профессиональных стандартов, используемых в процедурах профессионально-общественной аккредитации, реестр экспертов и базу нормативно-методической документации.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ получила распространение и в сфере подготовки кадров. Так, Ассоциацией инженерного образования России актуализированы критерии и процедура аккредитации с учётом перспектив развития в РФ уровневого инженерного образования, расширения международного признания и авторитета программ подготовки и квалификаций выпускников российских образовательных организаций. На этом фоне примеров проведения профессионально-общественной аккредитации в сфере ДПО явно недостаточно.

​Модели системы профессионально-общественной аккредитации, реализуемые различными российскими общественными организациями, имеют много сходных черт. Общие правила ПОА и регламентирующие процедуры оценки и признания программ, выбора уполномоченных организаций, сертификации квалификаций экспертов, ведения реестра аккредитованных организаций могут быть легко гармонизированы.

Общественная аккредитация организаций

Под общественной аккредитацией в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года понимается признание уровня деятельности организации, реализующей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок, формы и методы оценки проведения общественной аккредитации могут быть различными и устанавливаются организацией, которая общественную аккредитацию осуществляет.

На регулирование отношений в сфере независимой оценки деятельности организаций и общественной аккредитации также направлен ряд федеральных законов. В частности, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» от 21 июля 2014 года и «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 года.

Первый закон (ст. 95.2) регламентирует независимую оценку качества организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Целью этой оценки является контроль деятельности организаций, финансируемых из бюджетов разных уровней и использующих федеральное, государственное или муниципальное имущество, а также предоставление участникам отношений в сфере образования общедоступной информации об уровне реализации образовательных программ.

Эта модель подходит для организаций, реализующих дополнительные профессиональные и общеразвивающие программы на региональном уровне. Для отраслевых и корпоративных систем ДПО, когда образовательные или обучающие организации работают на территории всей страны, она не годится.

Иная модель лежит в основе общественной аккредитации, опирающейся на сертификацию организаций по международным стандартам ISO. Данная модель не привязана к конкретной территории. Целью сертификации является признание качества образовательной деятельности, и как следствие – ее результатов, а также формирование доверия потребителей, знакомых с этой системой и, как правило, применяющих международные стандарты для управления качеством.

Система регулирования отношений субъектов аккредитации при использовании этой модели выстраивается в соответствии с федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Проведение независимой оценки уровня качества в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, строго ориентировано на принцип добровольности.

Как в первом, так и во втором случае независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, доброжелательность и компетентность работников, удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций. Но если в первой модели эти показатели фиксируются законом, то вторая модель дает большую свободу самой организации в выборе конкретных показателей, с помощью которых она сможет доказать результативность и эффективность своей деятельности, а также подтвердить удовлетворенность потребителя и других заинтересованных сторон.

НСПК еще не занимается общественной аккредитацией организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные примеры проведения общественной аккредитации в настоящее время имеют общественные организации потребителей, ассоциации вузов, некоммерческая общественная организация Союз ДПО.

Союз ДПО осуществляет общественную и профессионально-общественную аккредитацию в рамках международной Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы.

Основой общественной аккредитации в Союзе руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей является модель сертификации по стандартам ISO, отвечающая целям признания надежности и качества организаций-поставщиков образовательных услуг, как на международном уровне, так и национальном.

Требования к организациям, проводящим сертификацию (в нашем случае – общественную аккредитацию), к экспертам, порядку проведения процедур оценки и надзора определены национальными стандартами, которые полностью идентичны международным стандартам управления ISO, соответственно ISO 17024, ISO 17021, ISO 19011. Общие требования к системе управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, формируются на основе стандарта ISO 9001 (в редакции 2015 года). Для случая неформального образования дополнительно используется стандарт ISO 29990.

В ДПО выбор той или иной модели независимой оценки и признания качества в значительно большей степени, чем для среднего профессионального или высшего образования, определяется подвидом программы и целевой группой потребителей. Сегодня система ДПО остро нуждается в интеграции всех трех видов признания: независимой оценки профессиональных квалификаций, профессионально-общественной аккредитации программ, общественной аккредитации организаций2.

  1. Аниськина Н.Н. ДПО: независимая оценка и признание качества (ч. I). «АО», № 1 (85) / 2016.
  2. Подробнее: Аниськина Н.Н. Интегральная модель участия общественных организаций и профессиональных ассоциаций в функционировании национальной системы квалификаций / Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2014. – № 6-7 – с. 4-13.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: дополнительное профессиональное образование, качество образования, ао-86, точка зрения

Похожие материалы:
Инновационные механизмы адаптации
Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
Независимая оценка образовательной деятельности ДОО
Аккредитационные коллизии ДПО
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Движущая сила реформы – качество
Марафон ДПО
Технология внедрения профессиональных стандартов
ЕГЭ для бакалавров?
Качество образования: заметки на полях

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (94)

Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно, важна роль личности, но при этом историю делают и массы. Велик фактор случайностей, но есть и объективные закономерности. В круговороте дней и событий бесценно помнить, что история творится здесь и сейчас, и не сама по себе, а при самом непосредственном участии нас с вами. Не будем забывать ее уроков и не будем снимать с себя ответственности за происходящее.
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#89Инновационная площадка дуального обучения
#89Паспорт региона: Тюменская область
#87Качество образования: формальность и реальность
#89Академическая мобильность индийских студентов
#83Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров