Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Индекс востребованности как показатель эффективности педагогической деятельности

Развитие вопросов качества российского высшего образования происходит в русле общемировых тенденций. В стандарте 1.4 ENQA формулируются требования к вузам в области обеспечения компетентности преподавателей: «Учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлечённых в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки и упомянуты в отчётах».

24.01.2013
Просмотров: 3324
А.В. КОЗЛОВ, заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, профессор

Развитие вопросов качества российского высшего образования происходит в русле общемировых тенденций. В стандарте 1.4 ENQA формулируются требования к вузам в области обеспечения компетентности преподавателей: «Учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлечённых в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки и упомянуты в отчётах».

О новом подходе к оценке компетентности преподавателей российских вузов говорил в июле 2012 года Президент РФ В.В. Путин. Его идея «эффективного контракта» означает, что «зарплата специалиста будет зависеть не только от пребывания на рабочем месте, даже не столько от пребывания на рабочем месте, а от эффективности его работы».

Эксперты указывают, что для успешного перехода вузов на «эффективный контракт» необходимо решить некоторые проблемы единого понимания термина «эффективность деятельности преподавателя». Что считать результатом труда преподавателя? Как измерять результаты педагогической деятельности отдельного преподавателя, когда образовательный процесс есть деятельность всей педагогической системы? Эти вопросы очерчивают круг проблем, ядром которых выступает проблема проектирования адекватной методики измерения компетентности преподавательского состава вуза.

Реализация изложенных выше требований пока возлагается на сами вузы, но может быть организована и «сверху», со стороны Минобрнауки РФ, как это было сделано в процессе отбора критериев для определения вузов, обладающих признаками неэффективности.
В настоящее время главным методом определения и поддержания компетентности профессорско-преподавательского состава является периодическая аттестация преподавателей. Комиссии вузов осуществляют ее путем оценки формальных документов, которые в большинстве своем отражают научную работу преподавателя, являющуюся, безусловно, важным показателем. Но вуз – это, прежде всего, образовательное учреждение. Поэтому такой подход не всегда отражает эффективность именно педагогической деятельности.

Можно привести примеры, когда преподаватель не имеет публикаций и индекс цитируемости у него равен нулю, но в то же время этот специалист обладает высокой педагогической квалификацией. Как аттестовать его в этом случае? С нашей точки зрения, эффективность деятельности преподавателя может быть оценена с помощью «индекса востребованности».

Индекс востребованности преподавателя – интегральный критерий качества педагогической деятельности, заключающийся в личностно-профессиональной нужности и полезности деятельности преподавателя для обучающихся, научно-педагогического сообщества, вуза и отрасли в целом. Эффективны те вузовские преподаватели, чья деятельность востребована не только, а, может быть, и не столько как ученого, но и как педагога, способного «по полочкам» разложить учебный материал и увлечь обучающихся, применить современные образовательные технологии, сформировать устойчивую мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины. Такие специалисты востребованы при разработке различных учебно-методических документов, положений, концепций, рекомендаций, они передают свой богатый педагогический опыт начинающим преподавателям, выполняют экспертные функции как в вузе, так и за его пределами.

Безусловно, востребованность преподавателя как ученого тоже должна оцениваться. Но весовые коэффициенты критериев «научной востребованности» преподавателя вуза (именно преподавателя вуза) должны быть ниже, чем весовые коэффициенты критериев его «педагогической востребованности».

Полагаем, «индекс востребованности» преподавателя должен состоять из двух групп критериев – общих и специальных. Они отражают особенности педагогической работы и востребованности преподавателей в зависимости от направления образовательной деятельности вуза: технические, творческие, медицинские – востребован как инженер, актер, художник, врач и прочее.

Итак, степень востребованности может выступать интегральным показателем качества педагогической деятельности преподавателя вуза и стать основой оформления эффективного контракта.

Математическая формализация и статистическая обработка критериев востребованности позволят проводить обоснованный сравнительный анализ динамики востребованности преподавателя за период между двумя и более аттестациями, что будет являться количественным выражением качества его работы и объективным основанием для продолжения либо расторжения  контракта. В перспективе «индекс востребованности» преподавателя может стать и одним из аккредитационных показателей деятельности вуза.

Кафедра педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, занимающаяся переподготовкой и повышением педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, готова как к дискуссии по данной теме, так и к разработке методики аттестации преподавателей вузов с учетом «индекса востребованности».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, военно-медицинская академия, санкт-петербург, точка зрения, ао-61

Похожие материалы:
Образовательная среда как фактор повышения качества
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
Ахим Хопбах: «Мы все стараемся решить одни и те же задачи»
Инвестиции, госзаказ и другие факторы, которые влияют на развитие металлургического образования
Пути повышения качества привели в Баку
Негосударственные вузы: выживание или развитие?
Повышение качества транспортного образования
Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
Политика качества в негосударственных учебных заведениях
«Неархитектурный» стандарт

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Ирина Владимировна Незарегистрированный пользователь
Абсолютно согласна и с мнением в статье и с комментарием!

2015-03-31 11:40:50 Ответить пользователю

Тамара Дмитриевна Незарегистрированный пользователь
Спасибо за Вашу статью, главную идею которой разделяют многие мои коллеги. Мы поддерживаем Вас в части определения "индекса востребованности" преподавателя. Солидарны С Вами в том, что вуз - это образовательное учреждение, прежде всего, и призвано обучать специальности, профессии в процессе подачи и обмена знаниями с далеко не легким контингентом нынешних студентов, стремясь к максимально справедливой оценке их знаний. При этом не забывая, что результативность работы вузовского преподавателя - это не только хорошо выполненные тесты - промежуточные и итоговые по дисциплине(что, бесспорно,важно),- но и эффективность студентов на практических занятиях и подлинный интерес к лекциям (а не простая мотивированность заработать рейтинговые баллы за посещаемость). В итоге, всё упирается в мастерство преподавателя, которое необходимо поощрять, развивать и отмечать.

2014-06-27 23:08:14 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (102) 2018

Равны ли государственные и частные вузы? С чего начинается любовь к профессии? Свидетельствуют ли проблемы с трудоустройством о недостатках обучения? И, наконец, во имя чего «мы учим»? О совести, благородстве, достоинстве, свободе и целеполагании образования читайте в новом номер «АО».
Анонс журнала

Популярные статьи
Лидеры ДПО награждены на «Пастуховских чтениях»
Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером Всероссийской...
Из журнала
#92Негосударственный сектор как ресурс
#93Социальный резонанс дуальной модели
#92НСПК России: итоги и перспективы
#92Современные вузы: многообразие стратегий развития
#93Национальная система обеспечения качества образования в Казахстане
Информационная лента
15:34Совместный проект «ДИОР» объединит усилия НИЯУ МИФИ и Университета ИТМО
14:48«Сельскохозяйственные биотехнологии» - в списке компетенций FutureSkills
14:42ЮУрГУ воспитывает социальных «инженеров будущего»
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков