Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Индекс востребованности как показатель эффективности педагогической деятельности

Развитие вопросов качества российского высшего образования происходит в русле общемировых тенденций. В стандарте 1.4 ENQA формулируются требования к вузам в области обеспечения компетентности преподавателей: «Учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлечённых в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки и упомянуты в отчётах».

Просмотров: 3339
А.В. КОЗЛОВ, заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, профессор

Развитие вопросов качества российского высшего образования происходит в русле общемировых тенденций. В стандарте 1.4 ENQA формулируются требования к вузам в области обеспечения компетентности преподавателей: «Учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлечённых в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки и упомянуты в отчётах».

О новом подходе к оценке компетентности преподавателей российских вузов говорил в июле 2012 года Президент РФ В.В. Путин. Его идея «эффективного контракта» означает, что «зарплата специалиста будет зависеть не только от пребывания на рабочем месте, даже не столько от пребывания на рабочем месте, а от эффективности его работы».

Эксперты указывают, что для успешного перехода вузов на «эффективный контракт» необходимо решить некоторые проблемы единого понимания термина «эффективность деятельности преподавателя». Что считать результатом труда преподавателя? Как измерять результаты педагогической деятельности отдельного преподавателя, когда образовательный процесс есть деятельность всей педагогической системы? Эти вопросы очерчивают круг проблем, ядром которых выступает проблема проектирования адекватной методики измерения компетентности преподавательского состава вуза.

Реализация изложенных выше требований пока возлагается на сами вузы, но может быть организована и «сверху», со стороны Минобрнауки РФ, как это было сделано в процессе отбора критериев для определения вузов, обладающих признаками неэффективности.
В настоящее время главным методом определения и поддержания компетентности профессорско-преподавательского состава является периодическая аттестация преподавателей. Комиссии вузов осуществляют ее путем оценки формальных документов, которые в большинстве своем отражают научную работу преподавателя, являющуюся, безусловно, важным показателем. Но вуз – это, прежде всего, образовательное учреждение. Поэтому такой подход не всегда отражает эффективность именно педагогической деятельности.

Можно привести примеры, когда преподаватель не имеет публикаций и индекс цитируемости у него равен нулю, но в то же время этот специалист обладает высокой педагогической квалификацией. Как аттестовать его в этом случае? С нашей точки зрения, эффективность деятельности преподавателя может быть оценена с помощью «индекса востребованности».

Индекс востребованности преподавателя – интегральный критерий качества педагогической деятельности, заключающийся в личностно-профессиональной нужности и полезности деятельности преподавателя для обучающихся, научно-педагогического сообщества, вуза и отрасли в целом. Эффективны те вузовские преподаватели, чья деятельность востребована не только, а, может быть, и не столько как ученого, но и как педагога, способного «по полочкам» разложить учебный материал и увлечь обучающихся, применить современные образовательные технологии, сформировать устойчивую мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины. Такие специалисты востребованы при разработке различных учебно-методических документов, положений, концепций, рекомендаций, они передают свой богатый педагогический опыт начинающим преподавателям, выполняют экспертные функции как в вузе, так и за его пределами.

Безусловно, востребованность преподавателя как ученого тоже должна оцениваться. Но весовые коэффициенты критериев «научной востребованности» преподавателя вуза (именно преподавателя вуза) должны быть ниже, чем весовые коэффициенты критериев его «педагогической востребованности».

Полагаем, «индекс востребованности» преподавателя должен состоять из двух групп критериев – общих и специальных. Они отражают особенности педагогической работы и востребованности преподавателей в зависимости от направления образовательной деятельности вуза: технические, творческие, медицинские – востребован как инженер, актер, художник, врач и прочее.

Итак, степень востребованности может выступать интегральным показателем качества педагогической деятельности преподавателя вуза и стать основой оформления эффективного контракта.

Математическая формализация и статистическая обработка критериев востребованности позволят проводить обоснованный сравнительный анализ динамики востребованности преподавателя за период между двумя и более аттестациями, что будет являться количественным выражением качества его работы и объективным основанием для продолжения либо расторжения  контракта. В перспективе «индекс востребованности» преподавателя может стать и одним из аккредитационных показателей деятельности вуза.

Кафедра педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, занимающаяся переподготовкой и повышением педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, готова как к дискуссии по данной теме, так и к разработке методики аттестации преподавателей вузов с учетом «индекса востребованности».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, военно-медицинская академия, санкт-петербург, точка зрения, ао-61

Похожие материалы:
Негосударственные вузы: выживание или развитие?
Инвестиции, госзаказ и другие факторы, которые влияют на развитие металлургического образования
Повышение качества транспортного образования
Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
Лауреатство – надежный сертификат качества
Политика качества в негосударственных учебных заведениях
ДПО: независимая оценка и признание качества
Движущая сила реформы – качество
Качество образования: заметки на полях
Автономное учреждение: проблемы и перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Ирина Владимировна Незарегистрированный пользователь
Абсолютно согласна и с мнением в статье и с комментарием!

2015-03-31 11:40:50 Ответить пользователю

Тамара Дмитриевна Незарегистрированный пользователь
Спасибо за Вашу статью, главную идею которой разделяют многие мои коллеги. Мы поддерживаем Вас в части определения "индекса востребованности" преподавателя. Солидарны С Вами в том, что вуз - это образовательное учреждение, прежде всего, и призвано обучать специальности, профессии в процессе подачи и обмена знаниями с далеко не легким контингентом нынешних студентов, стремясь к максимально справедливой оценке их знаний. При этом не забывая, что результативность работы вузовского преподавателя - это не только хорошо выполненные тесты - промежуточные и итоговые по дисциплине(что, бесспорно,важно),- но и эффективность студентов на практических занятиях и подлинный интерес к лекциям (а не простая мотивированность заработать рейтинговые баллы за посещаемость). В итоге, всё упирается в мастерство преподавателя, которое необходимо поощрять, развивать и отмечать.

2014-06-27 23:08:14 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
Специалисты Российского университета дружбы народов (г.Москва) работают над проектом...
Из журнала
#97Интеграция основного и дополнительного образования в Северо-Кавказском филиале МТУСИ
#94Омский государственный технический университет отметил юбилей
#98Серпуховский колледж успешно участвует в чемпионатах WSR
#101Модель экспорта образования: совместные образовательные программы
#96Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
Информационная лента
09:09В АГУ обсудили вопросы по сохранению и восстановлению сайгака
09:07РУМЦ ВятГУ провел выставку инклюзивного высшего образования
09:04«Помогая другим, помогаем себе»: новые знания для развития инклюзивного образования
09:00В Казани определили вектор развития молодежной политики на 2019 год
08:47ТюмГУ готовит к поступлению вьетнамских абитуриентов