Электронно-библиотечная система вузаК началу нового учебного года вузовская, а вместе с нею и издательская сферы деятельности оказались поставленными перед проблемой, суть которой передает приказ Минобрнауки России (№588 от 7 июня 2010 г.). Просмотров: 4607
К началу нового учебного года вузовская, а вместе с нею и издательская сферы деятельности оказались поставленными перед проблемой, суть которой передает приказ Минобрнауки России (№ 588 от 7 июня 2010 г.). Речь идет об изменениях в форме справки о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, четвертый раздел которой изложен в следующей редакции: «Обеспечение образовательного процесса электронно-библиотечной системой, необходимой для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ»1. Далее изложены конкретные требования к электронно-библиотечным системам (ЭБС). Именно последнее и вызвало волнение в среде вузов и вузовских библиотек, на плечи которых возлагают создание ЭБС, и среди специалистов, занимающихся созданием электронных библиотек (ЭБ), электронных ресурсов (ЭР), а теперь и электронно-библиотечных систем. Споры спорами, но в письме заместителя министра Минобрнауки России от 16 декабря 2009 года четко определено: «В течение 2010 года вузам необходимо обеспечить выполнение всех установленных ФГОС ВПО требований, включая указанное требование о предоставлении учащимся доступа к ЭБС»2. Оставив в стороне эмоционально-терминологическую сторону возникшей бурной дискуссии, остановимся на реальном положении дел на современном рынке электронных технологий, изданий и ресурсов. Современный рынок электронных ресурсов предлагает различные варианты решения проблемы обеспечения вузовских библиотек доступом к ЭБС, но, так или иначе, все их можно свести к трем основным:
Попробуем более подробно рассмотреть каждый из предложенных вариантов. Первый вариант предполагает формирование в вузе своей ЭБС, отвечающей требованиям государственных органов и непосредственным потребностям вуза, размещенной на собственном сервере и используемой по своему усмотрению. На первый взгляд, этот вариант предполагает несомненные преимущества: приведен в порядок, оцифрован весь учебно-методический материал, выставлен в сети, есть доступ. Но это кажущееся преимущество, так как создание и поддержание собственной ЭБС влечет за собой серьезные затраты, порой существенно превышающие, например, затраты на подписку на внешние электронные ресурсы. Но и это не единственная проблема. Перечислим еще несколько вопросов, с которыми придется столкнуться вузу:
Мы сознательно не касаемся в данном разделе вопроса о самом контенте, поскольку в составе собственной коллекции электронных полнотекстовых документов вуза может попросту не оказаться учебной и методической литературы по некоторым из преподаваемых в вузе дисциплин. А это уже означает, что указанная ЭБС не отвечает требованиям Минобрнауки РФ. Второй вариант кажется наиболее простым. Сегодня на рынке присутствует множество агрегаторов контента, предлагающих свои услуги в виде подписки на тематические коллекции книг и архивы периодических изданий в электронном виде. Однако на практике оказывается, что не так просто найти предложение, при котором соотношение цена/качество наполнения ресурса было бы оптимальным. В настоящее время стоимость доступа к электронным полнотекстовым базам данных достаточно высока. Она складывается из затрат на сканирование текста, описание и индексирование документов и т.п. Но самыми трудоемкими, а соответственно, и самыми затратными, являются процессы, связанные с легализацией контента (договорная работа с авторами) и технологические (системы сбора, хранения контента и системы организации доступа). Проводя эту работу, затраты, в конечном итоге, агрегатор перекладывает на вуз. Причем, подписка на эти ресурсы оформляется, как правило, на год, и с прекращением ее прекращается и доступ к документам. Третий вариант предполагает объединение электронных коллекций нескольких вузов в единую ЭБС. Каждый из участников, выкладывая свою коллекцию в корпоративный продукт, получает доступ к коллекциям вузов-партнеров, тем самым закрывая недостающие позиции собственной. При этом затраподдержанием системы, также разделяются между участниками. Но, к сожалению, и этот вариант не снимает всех проблем. В частности, остается открытым вопрос работы с правообладателями, поскольку каждая из коллекций должна быть сформирована на основании прямых договоров с последними. Также не исключен вопрос паритетности участия вузов в данном проекте: один вуз может дать 10 документов-раритетов, а другой – допустим, 5 тысяч служебных документов. Кроме того, данный вид сотрудничества подразумевает и финансовые отношения между участниками, что может усложнить партнерские отношения. Конечно, все три модели обладают рядом неоспоримых преимуществ. Но ни одна из них в отдельности не является оптимальной. До недавнего времени ни один из разработчиков ЭБС не мог ответить на потребности рынка адекватным предложением, способным объединить в себе положительные стороны всех трех моделей. Для решения этой задачи в 2008 году был организован консорциум «Контекстум», учредителями которого являются Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ», агентство «Книга-Сервис» и Агентство по распространению зарубежных изданий (АРЗИ). В рамках консорциума была разработана и внедрена информационная система (ИС) «Контекстум», эксплуатация которой начата в мае 2010 года. Цель, которую ставили перед собой разработчики, – предоставление вузам технологии, предназначенной для создания электронно-библиотечной системы, удовлетворяющей требованиям ФГОС ВПО и ГК РФ. При этом данная система должна сочетать в себе все положительные свойства трех описанных ранее моделей создания ЭБС и свести к минимуму возникающие при этом негативные факторы. Так что же представляет собой предлагаемая технология? Технологическое решение доступа к системе организовано через Web-интерфейс. Это означает, что каждый участник системы получает к ней доступ из любого места, где есть Интернет. А значит, одно из требований Минобрнауки к ЭБС соблюдено. Новая технология позволяет создавать прямые письменные лицензионные договоры с авторами и на их основании формировать легитимную ЭБ вуза, включая загрузку в нее самих электронных документов. Весь информационный массив находится на удаленных серверах, что исключает затраты вуза на техническую поддержку, связанную с хранением контента, обеспечением доступа и защитой контента и коммуникаций. Как реализована в системе возможность комбинирования трех моделей создания ЭБС? Став партнером ИС «Контекстум», вуз получает возможность создать собственную ЭБ, может разместить в ней произведения, права на которые принадлежат вузу, а также произведения, правообладателями которых являются сотрудники вуза, и произведения «внешних» авторов, если на них имеются соответствующие лицензионные договоры. В итоге, образуется массив данных, состоящих из ЭБ разных вузов. А это подразумевает как тематическую широту охвата, так и возможность обмена этими материалами. То есть каждый участник имеет бесплатный доступ к своей ЭБ и, при желании, может подписаться на ЭБ других вузов. Удобство состоит в том, что вузовская библиотека получает доступ к собственной ЭБ и к той, на которую подписалась, на одном ресурсе. Кроме вузов, в проекте участвуют и крупные правообладатели (издательства и редакции периодических СМИ), агрегаторы контента (традиционные и электронные библиотеки), а также отдельные авторы. Созданная на подобной основе электронная полнотекстовая база данных позволяет формировать тематические коллекции, поиск в которых можно осуществлять по различным параметрам: тематика, рубрикаторы, издательства, авторы, год создания произведения. Значительная часть контента, входящего в информационный массив ИС «Контекстум», находится в свободном (бесплатном) доступе и предоставляется библиотекам вузов в качестве дополнительного сервиса. Какие дополнительные преимущества получает вуз, работая в информационной системе «Контекстум»?
Ниже отображена схема взаимодействия структур вуза с информационной системой «Контекстум» при создании ЭБС. Синими стрелками показаны договорные отношения правообладателей всех уровней, красными – финансовые отношения (взаиморасчеты). Таким образом, формируя легитимный контент собственной ЭБ в системе «Констекстум», вуз или его сотрудники сохраняют за собой все авторские права и получают возможность законно распоряжаться данным контентом, в том числе и получать вознаграждение за его коммерческое использование. Нужно добавить, что ИС «Контекстум» полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по отношению к электронно-библиотечным системам3. Одновременно ИС «Контекстум» отвечает и дополнительным требованиям к ЭБС4, а именно: регистрация электронного СМИ; регистрация программного обеспечения, используемого для создания ЭБС; регистрация используемой базы данных материалов ЭБС.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|