Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Электронно-библиотечная система вуза

К началу нового учебного года вузовская, а вместе с нею и издательская сферы деятельности оказались поставленными перед проблемой, суть которой передает приказ Минобрнауки России (№588 от 7 июня 2010 г.).

Просмотров: 4603

А.Н. ПАНКОВА, директор центра издательских проектов Центрального коллектора библиотек «БИБКОМ»

А.В. ЛЕБЕДЕВ, руководитель проектов ООО «Агентство «Книга-Сервис»

К началу нового учебного года вузовская, а вместе с нею и издательская сферы деятельности оказались поставленными перед проблемой, суть которой передает приказ Минобрнауки России (№ 588 от 7 июня 2010 г.). Речь идет об изменениях в форме справки о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, четвертый раздел которой изложен в следующей редакции: «Обеспечение образовательного процесса электронно-библиотечной системой, необходимой для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ»1. Далее изложены конкретные требования к электронно-библиотечным системам (ЭБС). Именно последнее и вызвало волнение в среде вузов и вузовских библиотек, на плечи которых возлагают создание ЭБС, и среди специалистов, занимающихся созданием электронных библиотек (ЭБ), электронных ресурсов (ЭР), а теперь и электронно-библиотечных систем.

Споры спорами, но в письме заместителя министра Минобрнауки России от 16 декабря 2009 года четко определено: «В течение 2010 года вузам необходимо обеспечить выполнение всех установленных ФГОС ВПО требований, включая указанное требование о предоставлении учащимся доступа к ЭБС»2. Оставив в стороне эмоционально-терминологическую сторону возникшей бурной дискуссии, остановимся на реальном положении дел на современном рынке электронных технологий, изданий и ресурсов.

Современный рынок электронных ресурсов предлагает различные варианты решения проблемы обеспечения вузовских библиотек доступом к ЭБС, но, так или иначе, все их можно свести к трем основным:

  1. создание собственной ЭБС;
  2. оформление подписки на готовую ЭБС у сторонних организаций (агрегаторов);
  3. создание межвузовских электронных библиотек.

Попробуем более подробно рассмотреть каждый из предложенных вариантов.

Первый вариант предполагает формирование в вузе своей ЭБС, отвечающей требованиям государственных органов и непосредственным потребностям вуза, размещенной на собственном сервере и используемой по своему усмотрению. На первый взгляд, этот вариант предполагает несомненные преимущества: приведен в порядок, оцифрован весь учебно-методический материал, выставлен в сети, есть доступ. Но это кажущееся преимущество, так как создание и поддержание собственной ЭБС влечет за собой серьезные затраты, порой существенно превышающие, например, затраты на подписку на внешние электронные ресурсы.

Но и это не единственная проблема. Перечислим еще несколько вопросов, с которыми придется столкнуться вузу:

  • согласно требованиям ГК РФ, ч. 4, лицензионные договоры с правообладателями должны заключаться в письменной форме;
  • список научных и учебных материалов, изданных вузом и охраняемых авторским правом, в большинстве случаев весьма объемен;
  • сущность лицензионного договора достаточно сложна, а в ряде случаев не всегда определенна (например, служебные произведения);
  • даже созданные и подписанные лицензионные договоры требуют сопровождения, поддержания полного жизненного цикла (бухгалтерская отчетность, взаиморасчеты с авторами и пр.).

Мы сознательно не касаемся в данном разделе вопроса о самом контенте, поскольку в составе собственной коллекции электронных полнотекстовых документов вуза может попросту не оказаться учебной и методической литературы по некоторым из преподаваемых в вузе дисциплин. А это уже означает, что указанная ЭБС не отвечает требованиям Минобрнауки РФ.

Второй вариант кажется наиболее простым. Сегодня на рынке присутствует множество агрегаторов контента, предлагающих свои услуги в виде подписки на тематические коллекции книг и архивы периодических изданий в электронном виде. Однако на практике оказывается, что не так просто найти предложение, при котором соотношение цена/качество наполнения ресурса было бы оптимальным. В настоящее время стоимость доступа к электронным полнотекстовым базам данных достаточно высока. Она складывается из затрат на сканирование текста, описание и индексирование документов и т.п. Но самыми трудоемкими, а соответственно, и самыми затратными, являются процессы, связанные с легализацией контента (договорная работа с авторами) и технологические (системы сбора, хранения контента и системы организации доступа). Проводя эту работу, затраты, в конечном итоге, агрегатор перекладывает на вуз. Причем, подписка на эти ресурсы оформляется, как правило, на год, и с прекращением ее прекращается и доступ к документам.

Третий вариант предполагает объединение электронных коллекций нескольких вузов в единую ЭБС. Каждый из участников, выкладывая свою коллекцию в корпоративный продукт, получает доступ к коллекциям вузов-партнеров, тем самым закрывая недостающие позиции собственной. При этом затраподдержанием системы, также разделяются между участниками. Но, к сожалению, и этот вариант не снимает всех проблем. В частности, остается открытым вопрос работы с правообладателями, поскольку каждая из коллекций должна быть сформирована на основании прямых договоров с последними.

Также не исключен вопрос паритетности участия вузов в данном проекте: один вуз может дать 10 документов-раритетов, а другой – допустим, 5 тысяч служебных документов. Кроме того, данный вид сотрудничества подразумевает и финансовые отношения между участниками, что может усложнить партнерские отношения.

Конечно, все три модели обладают рядом неоспоримых преимуществ. Но ни одна из них в отдельности не является оптимальной.

До недавнего времени ни один из разработчиков ЭБС не мог ответить на потребности рынка адекватным предложением, способным объединить в себе положительные стороны всех трех моделей. Для решения этой задачи в 2008 году был организован консорциум «Контекстум», учредителями которого являются Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ», агентство «Книга-Сервис» и Агентство по распространению зарубежных изданий (АРЗИ). В рамках консорциума была разработана и внедрена информационная система (ИС) «Контекстум», эксплуатация которой начата в мае 2010 года.

Цель, которую ставили перед собой разработчики, – предоставление вузам технологии, предназначенной для создания электронно-библиотечной системы, удовлетворяющей требованиям ФГОС ВПО и ГК РФ. При этом данная система должна сочетать в себе все положительные свойства трех описанных ранее моделей создания ЭБС и свести к минимуму возникающие при этом негативные факторы. Так что же представляет собой предлагаемая технология?

Технологическое решение доступа к системе организовано через Web-интерфейс. Это означает, что каждый участник системы получает к ней доступ из любого места, где есть Интернет. А значит, одно из требований Минобрнауки к ЭБС соблюдено.

Новая технология позволяет создавать прямые письменные лицензионные договоры с авторами и на их основании формировать легитимную ЭБ вуза, включая загрузку в нее самих электронных документов. Весь информационный массив находится на удаленных серверах, что исключает затраты вуза на техническую поддержку, связанную с хранением контента, обеспечением доступа и защитой контента и коммуникаций.

Как реализована в системе возможность комбинирования трех моделей создания ЭБС? Став партнером ИС «Контекстум», вуз получает возможность создать собственную ЭБ, может разместить в ней произведения, права на которые принадлежат вузу, а также произведения, правообладателями которых являются сотрудники вуза, и произведения «внешних» авторов, если на них имеются соответствующие лицензионные договоры.

В итоге, образуется массив данных, состоящих из ЭБ разных вузов. А это подразумевает как тематическую широту охвата, так и возможность обмена этими материалами. То есть каждый участник имеет бесплатный доступ к своей ЭБ и, при желании, может подписаться на ЭБ других вузов. Удобство состоит в том, что вузовская библиотека получает доступ к собственной ЭБ и к той, на которую подписалась, на одном ресурсе. Кроме вузов, в проекте участвуют и крупные правообладатели (издательства и редакции периодических СМИ), агрегаторы контента (традиционные и электронные библиотеки), а также отдельные авторы. Созданная на подобной основе электронная полнотекстовая база данных позволяет формировать тематические коллекции, поиск в которых можно осуществлять по различным параметрам: тематика, рубрикаторы, издательства, авторы, год создания произведения. Значительная часть контента, входящего в информационный массив ИС «Контекстум», находится в свободном (бесплатном) доступе и предоставляется библиотекам вузов в качестве дополнительного сервиса.

Какие дополнительные преимущества получает вуз, работая в информационной системе «Контекстум»?

  • Для вузов участие в проекте бесплатно.
  • Поступление всех ЭПД в систему происходит только на основании прямых лицензионных договоров с правообладателями.
  • Все формы договоров, заключаемых с правообладателями, соответствуют требованиям законодательства РФ в области охраны авторских и смежных прав.
  • Сформированный легитимный контент может быть использован как в образовательных, так и в коммерческих целях.
  • Система оснащена собственной системой биллинга, обеспечивая все финансовые расчеты с правообладателями и взаиморасчеты между участниками проекта.

Ниже отображена схема взаимодействия структур вуза с информационной системой «Контекстум» при создании ЭБС. Синими стрелками показаны договорные отношения правообладателей всех уровней, красными – финансовые отношения (взаиморасчеты). Таким образом, формируя легитимный контент собственной ЭБ в системе «Констекстум», вуз или его сотрудники сохраняют за собой все авторские права и получают возможность законно распоряжаться данным контентом, в том числе и получать вознаграждение за его коммерческое использование.

Нужно добавить, что ИС «Контекстум» полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по отношению к электронно-библиотечным системам3. Одновременно ИС «Контекстум» отвечает и дополнительным требованиям к ЭБС4, а именно: регистрация электронного СМИ; регистрация программного обеспечения, используемого для создания ЭБС; регистрация используемой базы данных материалов ЭБС.

  1. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm588-1.htm
  2. См. также: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2009/12/24/56840/
  3. См.: Поручение Президента РФ № 2920 от 31 октября 2009 г., Приказ Минобрнауки РФ № 133 от 23 апреля 2008 г., Приказ Рособрнадзора № 885 от 30 сентября 2005 г., Приказ Минобрнауки РФ № 1623 от 11 апреля 2001 года, п. 7.18 Приказа Минобрнауки РФ об утверждении и введении в действие ФГОС ФПО.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2010 г. № 588.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Развитие электронной библиотечной системы в России
Проблемы модернизации профессионального образования
Игорь Ким о филологическом образовании в условиях реформ
Интернет-олимпиада для студентов вузов
Инновационная политика в сфере образования
Образовательные стандарты. Гуманитарный аспект
Инженерная школа XXI века
Эффективная система повышения конкурентоспособности
«Интеллектуальная фабрика» вуза: первые итоги
Филологическое образование: перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ