Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Обсуждение проекта закона об образовании

В парламентских слушаниях по обсуждению проекта нового базового федерального закона об образовании, проведенных в октябре Комитетом ГД РФ по образованию, участвовали 77 регионов. Более 5 тысяч человек смогли поучаствовать в обсуждении закона об образовании.

Просмотров: 4369

Говори, Москва… Разговаривай, Россия!

В парламентских слушаниях по обсуждению проекта нового базового федерального закона об образовании, проведенных в октябре Комитетом Государственной Думы РФ по образованию, участвовали 77 регионов. С помощью режима видеотрансляции дискуссией были охвачены более 5 тыс. человек. Поскольку наш журнал неоднократно рассказывал читателям о мнениях законодателей и экспертов по поводу нового закона, сегодня, по итогам слушаний, мы предоставляем трибуну регионам, в которых, наверное, даже больше, чем в федеральном центре, переживают за судьбу образовательных учреждений.

Ограничены в возможностях

Республика Коми.

ИСТЕХОВСКАЯ Марина, председатель Государственного совета республики:

– Большую обеспокоенность со стороны представителей ведущих вузов республики вызвала глава «Экономическая деятельность в сфере образования», которая требует доработки. По нашему мнению, образовательные учреждения в субъектах РФ могут оказаться в неравных условиях с центральными вузами. Например, по закону, расчет объема субсидий, выделяемых образовательным организациям, может учитывать их расположение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. А может и не учитывать. К районам Крайнего Севера относятся 22 субъекта РФ, в которых стоимость образовательных услуг объективно выше. Считаю, что «может» нужно заменить словом «должно».

Ст. 89 п. 3 говорит о том, что финансовое обеспечение предоставления высшего образования по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста осуществляется в расчете на одного студента с учетом результатов ЕГЭ. Не будет ли Министерство финансов РФ понимать эту норму так, что чем выше у студента результат ЕГЭ, тем больший объем средств будет направлен в вуз? Ни для кого не секрет, что с более высокими результатами ЕГЭ дети едут учиться в центральные города России, с низкими – поступают в региональные вузы. Это приведет, в итоге, к снижению качества подготовки специалистов в регионах.

В проекте практически отсутствует регулирование вопроса о получении профессионального образования людьми с ограниченными возможностями. Только ст. 128 в декларативной форме заявляет о необходимости создания условий для получения среднего профобразования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей. При этом проект умалчивает о возможности получения ими высшего образования, не регулирует вопросы, связанные с обеспечением финансирования этой категории обучающихся.

К недостаткам закона мы отнесли бы и отсутствие правового регулирования процедур взаимодействия учреждений профобразования и работодателей. По сути, проект не предлагает решение проблем адаптации вчерашних студентов на рынке труда.

Образование вне расстояний

Рязанская область.

ФОМИН Аркадий, председатель областной думы:

– В настоящее время в образовательный процесс интенсивно внедряются дистанционные образовательные технологии. Во всех регионах получили Интернет и интерактивные доски, повышается уровень компьютеризации. Мы понимаем, что это важно для каждого ребенка, особенно для детей с ограниченными физическими возможностями и детей-инвалидов.

При этом необходимо помнить, что дистанционные технологии не столько образовательные, сколько способствующие организации образования. Необходимо еще раз вернуться к статье проекта, связанной с развитием дистанционного образования, чтобы более четко прописать формы получения образования, конкретизировать требования к организации образовательного процесса с использованием электронных форм обучения и дистанционных технологий, расшифровать понятие «индивидуальная программа». Также предусмотреть возможность получения непрерывного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными физическими возможностями после окончания школы.

Лишены путевки в жизнь

Красноярский край.

МАКОВСКАЯ Светлана, первый заместитель министра образования и науки края:

– По существующему приказу Министерства образования и науки РФ, дети, заканчивающие специальное коррекционное образовательное учреждение или специальные коррекционные классы, получают не аттестат об образовании, а свидетельство. Не имея аттестата об основном общем образовании или среднем полном общем образовании, согласно обсуждаемому проекту закона, они не смогут получить следующий уровень образования – начальное профессиональное, понятие о котором в проекте фактически отсутствует.

Согласно ст. 117 ФЗ «Об образовании в РФ», граждане, которые не имеют основного общего образования, не могут получить следующий уровень образования. Хотя в соответствии с действующим законом «Об образовании» выпускники коррекционных школ имеют право на обучение рабочим профессиям по программам профессиональной подготовки.

Мы предлагаем дополнить проект правовой нормой о создании таким детям условий для получения профессиональной подготовки в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Это позволило бы получить этой категории достаточно хорошую профессию, быть востребованными на рынке труда, что способствовало бы их социализации.

Легализовать семейные детсады

Красноярский край.

НЕЧАЕВ Василий, председатель комитета по образованию, науке и культуре Законодательного собрания края:

– Мы удовлетворены тем, что, наконец, дошкольное образование вошло в систему отрасли, хотя оно до сих пор не является конституционной нормой. И теперь государство, наверное, будет больше внимания уделять именно непрерывному образованию, которое выстраивает такая система.

Нас беспокоит то, что в законе не обозначены формы семейного воспитания, например, семейные детские сады. Если брать Красноярск, то очередь в детские сады у нас составляет более 43 тыс. человек, и скажу, что нелегальных семейных детских садов насчитывается около 2 тыс.

Считаем обязательным внесение изменений в ст. 49 Земельного кодекса РФ об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В перечне этой статьи образовательные учреждения не упоминаются. Над текстом поправки мы уже работаем в Законодательном собрании края и будем ее вносить на рассмотрение в Госдуму.

Кака стать педагогом бесплатно?

Ростов-на-Дону.

СТЕПАНОВ Олег, директор Донского педагогического колледжа, председатель совета директоров педагогических ссузов области:

– У педагогического сообщества появилась надежда на то, что новый образовательный кодекс упростит, сделает более прозрачной и ясной систему правового регулирования образовательных отношений. К сожалению, надежды эти могут не оправдаться, хотя бы потому, что предложенные к проекту закона материалы имеют отсылочный характер и не устанавливают четкие нормативы для органов исполнительной власти всех уровней. Не обозначен размер бюджетного финансирования, заработной платы различных категорий работников системы образования, стипендий.

Считаем, что вполне разумно было бы законодательно закрепить размер заработной платы педагога, равный средней зарплате по стране. Размер студенческой стипендии должен определяться федеральным законом, а не постановлением федерального или местного органа власти. Отношение стипендии студентов вузов и ссузов педагогического профиля должно быть определено законодательно в размере не менее 60-80 процентов от прожиточного минимума.

Следует переломить возникшую в последние годы тенденцию к увеличению приема в вузы педагогического профиля студентов на внебюджетной основе. Справедливо ли, когда воспитатель дошкольного образовательного учреждения или учитель начальных классов, получив среднее профессиональное образование и приступив к работе, зарабатывая 4,8 тыс. руб. в месяц, вынужден платить до 50 процентов своего годового заработка за обучение на заочном отделении педагогического вуза?

Конкурентная среда для НПО

Удмуртская республика.

ЯКИМОВИЧ Борис, ректор Ижевского государственного технического университета, председатель Совета ректоров вузов республики:

– Важно не то, как называется сейчас высшее учебное заведение, а главное – внести в закон поправку, касающуюся вопросов расширения спектра научных исследований для институтов и колледжей. В высшем учебном заведении не заниматься наукой нельзя.

Несмотря на критику, в области начального профессионального образования создается конкурентная среда, и это очень важно. Промышленные предприятия действительно будут выбирать конкурентоспособные организации, готовящие высококвалифицированных рабочих по профессиям. Также важно создать возможность непрерывной системы образования, начиная от рабочих профессий и заканчивая высшим образованием.

Необходимо в законе отразить поддержку вузов со стороны региональных властей, предоставление молодым ученым льготных условий для получения жилья, строительство общежитий для аспирантов и студентов, оказание квалифицированной медицинской помощи. Вообще, в законе недостаточно отражен статус студента и преподавателя.

Наши предложения касаются определения целевой подготовки кадров по заказу предприятий, уточнения льгот по призыву на службу в армии при переходе от бакалавра к магистру, определения статуса заочной аспирантуры без отрыва от производства, юридического статуса научно-образовательных центров в вузах и институтах РАН, местных научно-производственных центров с предприятиями, а также четкого обоснования производственных трат.

Перевооружиться новым оборудованием

Тульская область.

КЛИМОВ Евгений, директор Тульского государственного машиностроительного колледжа им. Н. Демидова:

– Совет директоров образовательных учреждений НПО и СПО Тульской области считает преждевременным шаг по исключению уровня начального профессионального образования из структуры образовательного пространства России. Модернизация промышленности происходит не сиюминутно и не одномоментно, она не может быть перевооружена новым оборудованием, а для работы на существующем требуется постоянный приток кадров, подготовкой которых и занимаются учреждения НПО.

Оптимизация сети образовательных учреждений НПО и СПО частично связана, конечно, с демографическими процессами, но они носят временный характер. Однако происходит сокращение перечня рабочих профессий в процессе оптимизации. Передача функции подготовки высококвалифицированных рабочих на уровень СПО фактически копирует западную модель подготовки кадров. Но при этом опыт европейских стран показывает, что для реализации такой модели необходимо опережающее обеспечение материальной базы образовательных учреждений по отношению к промышленности. Самые новые виды оборудования должны поступать, прежде всего, в образовательные учреждения.

Организация учебных центров профессиональных квалификаций, которые придут на смену учреждениям НПО, также потребует значительных финансовых затрат на оснащение современным оборудованием и квалифицированными кадрами. Но при этом они теряют общеобразовательную подготовку и воспитательную составляющую, так как предназначены для обучения разновозрастного контингента.

Не секрет, что основной контингент учреждений НПО формируется за счет детей из малообеспеченных семей. Эти семьи заинтересованы в скорейшем начале их трудовой деятельности. И гарантируемая государством социальная поддержка в виде бесплатного питания и стипендии тоже является очень важным фактором того, что дети поступают в эти учреждения.

Учитывая значительные финансовые затраты при переходе на новую модель мы считаем, что необходимо пока сохранить уровень НПО до момента перевооружения материальной базы образовательных учреждений профобразования и обеспечения возможности привлечения высококвалифицированных кадров в образование. Такая мера возможна на основе федеральной программы, причем она должна в достатке финансировать образовательные учреждения без условий софинансирования.

Проект закона закрепляет право РФ на установление нормативно-финансового обеспечения образовательной деятельности федеральных образовательных учреждений, но не предусматривает того, что региональные нормативы не должны быть ниже федеральных. Такое положение приведет к созданию неравных условий финансирования даже для однотипных образовательных учреждений, географически расположенных в одном регионе, но разной подчиненности. Эти обстоятельства будут усугубляться и разным экономическим положением соседних регионов. Следствием станет миграция педагогических кадров, отставание в развитии материальной базы учреждений, финансируемых по заниженным нормативам, социальная напряженность и снижение мотивации к творческому труду педагогов, а как следствие, падение качества образования.

Путь к деградации общества

Республика Калмыкия.

БОРЛИКОВ Герман, председатель комитета Народного Хурала, ректор Калмыкского государственного университета:

– Изменение видов вузов приведет, на наш взгляд, к снижению статуса значительного числа университетов, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшей девальвации высшего образования. При этом разработчики закона утверждают, что реформирование образования направлено на формирование инновационной экономики. Всем понятно, как можно создать инновационную экономику неквалифицированными кадрами.

Социально-экономические преобразования последних десятилетий привели к тому, что над системой образования нависла угроза невыполнения ее главной функции – культурообразующей, нравственно-воспитывающей. То, что предполагается сократить профессиональные учебные заведения в связи с принятием закона, в предложенном виде может усугубить ситуацию. Рост численности необразованной молодежи приведет к деградации общества, ухудшению социальной атмосферы со всеми вытекающими последствиями.

Среди прочих замечаний обязательно надо отметить, что государственные академические стипендии назначаются обучающимся в зависимости от их успехов в учебе и научной деятельности. При этом в период с начала учебного года до сдачи зачетов или экзаменов первой текущей аттестации стипендия выплачивается всем студентам очной формы обучения первого курса.

Аккредитация отдельной образовательной программы проводится после первого выпуска студентов. По предложенной в проекте редакции, это приведет к тому, что студенты первого набора новых специальностей и направлений не будут получать академические стипендии.

Норматив под класс-комплект

Вологодская область.

ПОЗДНЯКОВ Иван, первый заместитель губернатора области:

– В действующем законе «Об образовании» содержится понятие «малокомплектное сельское образовательное учреждение», и предусматривается возможность финансирования таких школ с учетом затрат, не зависящих от количества обучающихся. Проект нового закона, к сожалению, эту норму исключает, что приведет к нарушению принципа общедоступности образования, гарантированного Конституцией РФ. Выравнивание всех школ под один норматив может разрушить основы образования в сельской местности.

Предлагаем предусмотреть возможность дифференцированного финансирования школ: дать возможность финансировать малокомплектные школы вне зависимости от количества детей в них, а право разрабатывать и утверждать такой норматив предоставить субъекту РФ.

По логике обсуждаемого закона, финансовое обеспечение малокомплектных школ может осуществляться на основе нормативов, включающих расходы на оплату труда работников образовательных организаций, расходы на учебники, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

В свою очередь, мы считаем, что есть возможность установить нормативы финансирования малокомплектных школ не на одного ученика, а на класс-комплект.

Назад к интернатам?

Архангельская область.

ТОМИЛОВА Римма, депутат областного собрания депутатов, директор Холмогорской средней образовательной школы им. М.В. Ломоносова:

– Особую тревогу испытывают жители села, пользующиеся услугами малокомплектных школ, ведь в законопроекте о них нет ни строчки. Сегодня судьбу этой категории школ определяет сельский сход. Предложенная редакция документа отменяет это требование, вступая в противоречие с законом «О местном самоуправлении в РФ».

Документ ориентирует нас на использование интернатов и подвоз учеников в школы. В нашем Холмогорском районе в 1970-е годы было порядка 17 интернатов, сейчас только один на 25 человек. Примерно такая же картина и на других территориях. Нет помещений, соответствующих современным требованиям для размещения детей из малокомплектных школ.

В соответствии с требованиями транспортной доступности, ученик должен находиться в пути до школы не более получаса. Доступность должна обеспечиваться автобусами по нашим дорогам, содержание которых становится особенно проблемным в период распутицы и снежных заносов.

Там, где реализация перечисленного объективно затруднена и даже опасна, должны работать полноценные малокомплектные школы, защищенные законом «Об образовании».

Проблема для взрослого населения

Астраханская область.

ЛАПТЕВА Екатерина, директор Астраханского техникума легкой промышленности:

– В материалах проекта нового закона «Об образовании» система профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена представлена учебными центрами профессиональных квалификаций и профессиональными образовательными организациями. Вместе с тем, согласно ст. 116, профессиональное обучение не подлежит лицензированию, а по ст. 117 может осуществляться многими субъектами образовательной деятельности.

Продолжительность обучения определяется самостоятельно обучающей организацией, однако сроки обучения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Иначе говоря, после уведомления уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ любое юридическое лицо посредством индивидуальной педагогической деятельности может реализовывать профессиональное обучение в течение самостоятельно установленных сроков. Здесь не учитывается наличие или отсутствие современной материально-технической базы, учебно-методической литературы, договоров о прохождении практики. Ответственность за результат тоже не наступит, так как невозможно лишить лицензии при ее отсутствии.

Не прописана процедура проведения квалификационных экзаменов: кто оценивает и по каким критериям. На наш взгляд, процедура сертификации в данной ситуации могла бы защитить от недобросовестных образовательных организаций, и стала бы объективной для аттестации выпускников.

В настоящее время в нашем и других регионах остро стоит вопрос профессионального обучения выпускников интернатных учреждений, не имеющих на руках документов ни о среднем полном общем, ни об основном образовании. Нет перечня, разрешающего или запрещающего получение профессии в связи с ограничением возможности по здоровью. Не смогут также получить профессиональную подготовку взрослые граждане, не имеющие никакой профессии или специальности, так как получение ими первой профессии возможно только одновременно с освоением образовательных программ. На наш взгляд, это серьезная проблема для взрослого безработного населения.

В плену устаревших моделей

Тамбовская область.

ЮРЬЕВ Владислав, первый заместитель председателя областной думы:

– В России сегодня существует 2 университета, имеющих особый статус, 5 федеральных университетов, 29 исследовательских университетов, которым в рабочих материалах предоставлено право реализовывать образовательные программы высшего профессионального образования на основе стандартов, установленных ими самостоятельно.

Остальные более 340 вузов, имеющих статус университета, должны работать в пределах требований ФГОС ВПО. Вместе с тем обновляются федеральные стандарты примерно один раз в пять лет. Таким образом, университет попадает в плен зачастую устаревших образцов, а ведь в практике модернизации образовательных стандартов участвуют лучшие коллективы всех университетов России на конкурсной основе. Возможно, имеет смысл наделить федеральные стандарты статусом основного ориентира, а не заключать университет в пределы их требований, что позволит придать динамику развитию программ вуза.

Полагаем, необходимо добавить к перечисленным видам организаций высшего образования еще один вид – академию, со следующей формулировкой: «Академия – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования для определенной области научной и научно-педагогической деятельности и выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований, обеспечивающих интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения».

Устранение образовательных организаций такого вида, как академия, на практике приведет к тому, что профильные отраслевые образовательные организации, не желая понижать свой статус, будут вынуждены ориентироваться на такой вид, как университет. А при переходе к виду «университет» они будут вынуждены готовить специалистов по непрофильным специальностям. Практика показывает, что качество образования в таких образовательных организациях значительно снижается.

Вопрос обсуждается…

Рамки журнала на позволяют привести полностью выступления представителей российских регионов, прозвучавшие во время парламентских слушаний. Да и сами выступления были жестко ограничены временным пятиминутным режимом. Можно, наверняка, безошибочно предположить, что высказать регионы успели только самое главное. Но можно не сомневаться в том, что они были услышаны: как депутатами Государственной Думы, участвовавшими в слушаниях, так и Министерством образования и науки РФ, которое представлял статс-секретарь, заместитель министра Иван ЛОБАНОВ. Подводя итоги слушаниям, он ответил на несколько наиболее важных вопросов, прозвучавших в выступлениях из регионов.

Соцзащита в образовании. Вопрос уменьшения социальной защищенности педагогов и вообще всех тех, кто работает в сфере образования, действительно имеет место. Предусматривается освещение социальных вопросов в ином законопроекте. Это позволит правительству определять более динамично тот или иной финансовый показатель.

Типология вузов. Концепция была утверждена на заседании правительства. Типологию определяли так: колледж, институт, университет; далее как уровень образования идет аспирантура, по новому законопроекту докторантура рассматривается и как научная деятельность.

Исключение из типологии вузов академии предполагало то, что в 90-е годы, как показывает статистика, большая часть вузов автоматически присвоила себе статус академии или университета.

Изначально академия рассматривалась именно как образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. И у Минобрнауки есть предложение вернуться к такому подходу. По новому законопроекту, академия будет иметь право готовить научные кадры, заниматься послевузовской профессиональной подготовкой, дополнительной профессиональной подготовкой, готовить кандидатов, докторов наук. Она могла бы занять именно эту нишу.

НПО. Не стал бы утверждать, что начальное профессиональное образование как вид вообще убирается. По моему мнению, мы его модернизируем, повышаем статус и отделяем подготовку квалифицированных рабочих от, собственно, образовательного процесса. Общее образование – отдельно, подготовка рабочего – отдельно. Вопрос еще обсуждается.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: закон об образовании, комитет по образованию ГД РФ, законодательство в образовании, с места события, ао-42

Похожие материалы:
Концепция нового закона об образовании
Комитет ГД РФ по образованию: системный подход к законотворчеству
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Круглые столы по педагогической тематике
Комитет ГД РФ по образованию. Обсуждение ФЗ-83
Судьба проекта интегрированного закона
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Госдума: итоги года
Интегрированный закон: проблемы и риски

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Zak закон об образовании
Проект закона об образовании предлагал гораздо больший охват интересов учителей.

2016-02-16 03:34:02 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#101Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
#96Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
#100Волгоградский медико-экологический техникум достойно встречает юбилей
#95Паспортные данные приоритетного проекта по экспорту образования
#97Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве