Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Дагестанский государственный технический университет: приоритеты в развитии инженерного образования

ДГТУ – единственный технический вуз республики Дагестан, он играет важную роль в социально-экономическом и технологическом развитии Дагестана и Северного Кавказа. Определить главные приоритеты, значит, обеспечить «прорыв» развития инженерного образования.

Просмотров: 2418
ИСМАИЛОВ Тагир Абдурашидович – председатель Совета ректоров вузов Республики Дагестан, ректор Дагестанского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

Работать на опережение

Дагестанский государственный технический университет, являясь единственным техническим вузом в республике, играет важную роль в социально-экономическом и технологическом развитии Дагестана и Северного Кавказа.

Ректор ДГТУ Тагир ИСМАИЛОВ, ответивший на вопросы нашего корреспондента, уверен, что для «прорывного» развития инженерного образования следует определить главные приоритеты, в которых должны найти отражение региональные, отраслевые и другие особенности взаимодействия вузов с работодателями.

– Тагир Абдурашидович, вы являетесь членом правления Ассоциации инженерного образования России. Какова ваша оценка современного состояния отечественного инженерного образования и ваше видение решения проблем высшей технической школы?

– Развитие профессионального образования по приоритетным направлениям – как в части содержания, так и по структуре образовательных учреждений и номенклатуре реализуемых специальностей – должно осуществляться темпами, опережающими развитие отраслей экономики. К сожалению, сегодня содержание программ подготовки инженеров, следовательно, и качество инженерного образования не всегда соответствуют требованиям времени. С моей точки зрения, для «прорывного» развития инженерного образования следует определить главные приоритеты, в которых должны найти отражение региональные, отраслевые и другие особенности взаимодействия вузов с работодателями. Как актуальные не только для нашего вуза и региона отмечу несколько.

  • Создание и развитие системы профильных университетских комплексов, структурой которых следует охватить профильные начальный, средний, высший и послевузовский уровни профессионального образования. Это обеспечит наиболее благоприятные условия для реализации системного многоуровневого непрерывного профессионального образования.
  • Создание вузовских учебно-научно-производственных структур (отделы, филиалы, малые предприятия, опытные производства и др.) в составе производственных предприятий, научных учреждений и других заинтересованных организаций с последующим усилением связи вузовской науки с производством и развитием прикладных научных исследований по заказам предприятий.
  • Развитие межвузовского и международного учебно-научного сотрудничества через студенческий обмен, стажировку профессорско-преподавательского состава и другие формы обмена.
  • Укрепление материально-технической базы (приборы, стенды, программы и др.) современных образовательных учреждений путем их оснащения, обновления и модернизации темпами, опережающими оснащение производственных предприятий, – по опыту многих развитых стран.
  • Создание системы, при которой выпускники образовательных учреждений с более высоким уровнем знаний будут гарантированно иметь лучшие условия работы, оплаты труда и жизнеобеспечения. В эту новую систему должно органично укладываться значительное повышение роли педагога и профессора. Труд преподавателя, профессора государством и обществом должен быть достойно оценен.

– Как осуществляется вузом учет реальных потребностей рынка труда и тенденций перспективных направлений экономики вашего региона?

– Сложившаяся к настоящему времени система формирования и сохранения кадрового потенциала в производственном секторе экономики региона явно не соответствует крупномасштабным задачам его развития. Необходимо изменить ситуацию на рынке трудовых ресурсов и обеспечить наполнение производственных отраслей экономики квалифицированными кадрами. Подготовка кадров должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий в производственных отраслях.

ДГТУ осуществляет подготовку квалифицированных кадров практически для всех отраслей экономики республики, активно участвует в выполнении научно-исследовательских и инновационных проектов. Стратегической целью инновационной, образовательной и научной деятельности университета является обеспечение его дальнейшего устойчивого развития на основе:

  • сохранения и воспроизводства интеллектуального потенциала вуза;
  • обеспечения качественных и доступных образовательных услуг и создания наукоемких продуктов и технологий, востребованных рынком;
  • активного участия в формировании рынков образовательных продуктов и услуг, наукоемких разработок и технологий в территориальном и отраслевом сегментах;
  • привлечения ресурсного и инженерного потенциала потребителей образовательных продуктов и услуг в систему «образование – наука – производство».

Сегодня можно уверенно говорить о том, что реализация этой стратегии приносит результаты.

В учебно-научном процессе подготовки специалистов в ДГТУ участвуют специалисты и руководители производственных сфер и отраслей народного хозяйства, являющиеся основными работодателями для выпускников. Они привлекаются не только как преподаватели, но и как руководители структурных подразделений, которые имеют возможность существенного влияния на развитие учебно-научного процесса, в том числе, используя потенциал объединения кафедр и предприятия или отрасли.

В современных условиях рынка труда предприятия-партнеры готовы создавать с вузами совместные структуры, способствующие объединению и координации интеллектуального, научно-технического и технологического потенциалов для улучшения качества подготовки специалистов и повышения эффективности производства. В частности, возрождается потребность в «филиалах» кафедр на производстве, хотя и меняется их функциональная, нормативно-правовая и экономическая модели. Для реализации этой формы взаимодействия университета с производством на заводах, в НИИ и на предприятиях открыты «учебно-научные лаборатории» кафедр университета. Это позволяет организовать учебный процесс студентов при непосредственном их участии в производстве, а также вести научно-исследовательскую работу по заявкам и интересам предприятий.

Реализуя постановление правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах», на базе ДГТУ создан университетский комплекс технического профиля Республики Дагестан, включающий более 30 образовательных, научных и производственных учреждений республики. Деятельность такого комплекса позволяет обеспечить синергетический эффект в решении актуальных задач развития инженерного образования в Республике Дагестан.

Стоит отметить, что в соответствии с указом Президента Республики Дагестан для эффективного использования научно-образовательного и технологического потенциала республики, организации инновационной деятельности, направленной на создание и реализацию современной научно-технической продукции, на базе ДГТУ создан Технологический парк Республики Дагестан.

– Какова, по вашему мнению, степень конкурентоспособности выпускников вашего университета? Как вы оцениваете эффективность деятельности Центра по связям с производством и содействия трудоустройству выпускников ДГТУ? Какую роль в деятельности университета играет частно-государственное партнерство?

– Целенаправленная работа университета совместно с представителями органов местного самоуправления и работодателями, консультации по вопросам организации трудоустройства выпускников, формированию согласованного объема и профилей подготовки кадров позволяют нам оптимизировать контингент студентов по специальностям с учетом текущего запроса и перспективных потребностей рынка труда республики в кадрах.

В течение ряда лет большинство студентов ДГТУ с четвертого курса, а по некоторым специальностям – с третьего курса может определиться с местом будущей работы. С 2003 года в университете действует Центр по связям с производством и содействия трудоустройству выпускников ДГТУ. Он принимает активное участие в работе семинаров, совещаний и конференций по проблемам трудоустройства выпускников вузов.

Главные усилия центра сосредоточены на активизации работы факультетов, выпускающих кафедр по взаимодействию с руководителями предприятий, организаций и представителями работодателей; поддержке базы данных вакансий и резюме, то есть информационной системы трудоустройства молодых специалистов; предоставлении информации о спросе и предложении на рынке труда; организации профориентационной работы, практики, стажировок и временной занятости молодежи; организации ярмарок вакансий, презентаций профессий; проведении анкетирования потенциальных работодателей и др. Многие организации в период защиты дипломных проектов присылают своих представителей для приглашения выпускников на работу. Взаимодействие с организациями, присылающими заявки на специалистов, часть которых университет не в состоянии удовлетворить в связи с отсутствием интереса со стороны студентов, позволяет сделать вывод о некотором превышении спроса над предложением.

Заслуживают внимания данные, полученные в ходе анкетирования выпускников ДГТУ, окончивших вуз в 2009 году. Так, 38 процентов молодых специалистов получили повышение на прежнем месте работы, 36 процентов из них перешли на новую работу с повышением в должности и только 26 процентов выпускников вуза сменили место работы без получения повышения.

Мы рассматриваем учебно-производственную практику как одну из форм взаимодействия университета с работодателями. Большое внимание уделяем подбору баз для прохождения практики. Университет заключил договоры по всем специальностям обучения на срок до 2015 года с более чем 400 предприятиями и организациями республики. В этих договорах определены и вопросы дальнейшего трудоустройства студентов. Метод двойного контроля «практика – трудоустройство» позволяет эффективно решать проблему трудоустройства выпускников.

Текущая работа университета строится на основе взаимодействия с управленческими структурами предприятий, являющихся потенциальными потребителями выпускников ДГТУ. Практически на всех факультетах в процессе защиты курсовых и дипломных проектов обязательно принимают участие представители работодателей. Участие работодателей реализуется и при выполнении научно-исследовательской работы студентов. С целью выявления потребностей рынка труда в специалистах и содействия в трудоустройстве окончивших обучение в университете ежегодно проводятся ярмарки выпускников. Например, в ярмарке, которая проводилась в апреле 2010 года, приняли участие более 150 представителей министерств и ведомств, частных и государственных предприятий и организаций, региональных органов власти, а также заинтересованные частные лица.

По результатам «Ярмарки-2010» более 160 выпускников получили приглашения на работу и были трудоустроены, со многими предприятиями достигнуты соглашения о прохождении студентами производственной и преддипломной практики с последующим трудоустройством.

– Закон, разрешающий вузам создавать малые предприятия для внедрения своих разработок, в России принят. Но одна из проблем состоит в том, что пока инновационные решения не слишком востребованы реальной экономикой. Как обстоят дела в вашем вузе?

– С нашей точки зрения, введение упомянутого закона имеет большое значение для развития высших учебных заведений, поскольку дает реальную возможность коммерциализации имеющегося интеллектуального потенциала вузов, внедрения в практику результатов научно-исследовательской работы.

ДГТУ уже имеет определенный опыт в такой работе. В бизнес-инкубаторе университета функционирует 10 малых предприятий, занимающихся разработкой наукоемкой продукции. Они созданы в рамках программы «Старт», реализуемой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Сфера деятельности этих предприятий достаточно обширна: разработка приборов для проведения физиотерапевтических процедур, кардиографа, термостатов, фиксирующего индикатора направления короткого замыкания, адаптивной системы защиты автокранов с управлением приводами, подложек интегральных микросхем и др.

– Каким образом в вузе реализуется основной принцип инженерно-технического образования – «обучение на основе науки»?

– В университете уделяется большое внимание выполнению научных исследований по широкому спектру направлений, что дает возможность позиционировать ДГТУ как исследовательский инновационный университет.

Ведущие в этом спектре направлений – радиоэлектроника, микроэлектроника, холодильная техника, теплофизика, термоэлектрическое приборостроение, строительство и архитектура, информатика и др. За последние годы работы университету удалось не только сохранить положительную тенденцию роста объемов НИОКР, финансируемых из различных источников, но и добиться их существенного увеличения, в том числе за счет внебюджетных средств. Общий объем финансирования выполненных в университете госбюджетных и хоздоговорных научных исследований в 2007-2009 годах составил, в среднем, более 50 тыс. рублей на одну штатную единицу профессорско-преподавательского состава. Основными потребителями научно-технической продукции университета являются производственные предприятия, организации и предприятия агропромышленного, энергетического комплексов, строительной сферы, занимающиеся разработкой электронной техники.

Ученые университета выполняли и выполняют научные исследования по целому ряду федеральных программ. Среди них такие, как «Федерально-региональная политика в науке и образовании», «Инновационная деятельность высшей школы», «Развитие научного потенциала высшей школы», «Высшая школа как государственный ресурс научно-технического развития регионов», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Ряд ученых вуза выполняет работу по грантам Министерства образования и науки РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, грантам Президента России для поддержки молодых ученых и ведущих научных школ. Активная работа ведется в рамках хоздоговорных тематик. С 2005 года сотрудники университета успешно участвуют в программах «Старт» и «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Студенты и аспиранты активно участвуют в конкурсах, выставках, конференциях, семинарах, симпозиумах международного, всероссийского и регионального уровней, большое внимание уделяется изобретательской деятельности. В 2009 году вузом получено 459 патентов на изобретение. Успешным оказалось участие университета во Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства России в 2010 году в Москве, победителями и лауреатами в различных номинациях которой стали более 200 преподавателей, аспирантов, студентов и сотрудников университета. ДГТУ занял первое место в номинациях «За лучшую организацию научно-исследовательской работы студентов», «За лучшую организацию и активное участие в Олимпиаде» и признан лучшим университетом России, благодаря чему Республика Дагестан лидировала среди 83 регионов Российской Федерации плюс Беларусь, Казахстан и Украина.

Другим ярким примером признания достижений университета являются его победы в 2004, 2005 и 2009 годах в номинации «100 лучших вузов России» в рамках конкурса «Золотая медаль. Европейское качество», проводимого Международной академией качества и маркетинга при поддержке Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Российского союза ректоров.

В 2010 году ДГТУ получил золотую медаль в номинации «Наука. Инновации. Научные разработки» и диплом лауреата конкурса «Сто лучших организаций России в области науки и образования».

– Каковы на сегодняшний день основные итоги участия ДГТУ в международных проектах в сфере образования?

– Современный этап развития мирового сообщества характеризуется расширением международных образовательных связей, созданием предпосылок для построения общего мирового образовательного пространства, укреплением партнерских отношений. ДГТУ реализуются программы международного сотрудничества и партнерства в сфере образования и науки, в том числе на основе договоров о научно-техническом, образовательном и культурном сотрудничестве.

На постоянной основе осуществляется сотрудничество с университетом города Пуатье (Франция) и Гомельским государственным техническим университетом им. П.О. Сухого (Беларусь).

Результативным оказалось также тематически-ориентированное участие ДГТУ в европейском образовательном проекте TEMPUS TACIS «Применение Болонского процесса в технических университетах Северного Кавказа». Одной из задач этого проекта было проведение сравнительного анализа содержания образования по специальностям подготовки пищевого направления и поиск точек соприкосновения для последующего внедрения и развития системы ECTS. Европейскими партнерами этого проекта были Мюнхенский технический университет (Германия), Университет Гент (Бельгия), Высшее учебное заведение сельскохозяйственной и пищевой промышленности (Франция) и Португальский католический университет. Результатом реализации указанного проекта явилась разработка европейского приложения к диплому по специальностям пищевого направления.

В новом проекте TEMPUS JP «Повышение качества подготовки кадров по нанотехнологиям», направленном на повышение квалификации и подготовку высококвалифицированных специалистов в области нанотехнологий, партнерами ДГТУ предполагаются Хельсинкский технологический университет, Технический университет города Хемниц (Германия), университеты городов Модена и Реджо-нель-Эмилия (Италия).

Преподаватели ДГТУ принимают участие в таких значимых международных проектах, как:

  • «Поддержка участия России в европейских научно-исследовательских программах научно-технического развития» RUSERA (программы INCO и FP6);
  • международных конференциях («Инженерные проблемы развития больших городов», AFES Франция);
  • всемирных конгрессах (МАПРЯЛ).

Совместно с компанией ANALOG DEVICES INC (США), одной из ведущих мировых компаний в области производства электронных компонентов и технологий обработки сигналов, был создан учебно-исследовательский центр «Современные электронные элементы и технологии», ведущий подготовку специалистов в области электроники, микропроцессорной техники и цифровой обработки сигналов.

Развитие международных связей способствует привлечению иностранных студентов. Сегодня в ДГТУ обучаются представители 16 стран: Туниса, Египта, Монголии, Индии, Кот-д’Ивуара, Анголы, Ганы, Камеруна, Намибии, Алжира, Уганды, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины, Туркмении.

Дагестанский государственный технический университет является единственным техническим вузом в республике и играет важную роль в социально-экономическом и технологическом развитии Дагестана и Северного Кавказа.

Сегодня в составе университета 3 филиала, 15 факультетов, 64 кафедры, 3 научно-исследовательских института, оснащенные современным оборудованием научные лаборатории, библиотека, 16 специализированных центров, среди которых крупнейший в Северо-Кавказском федеральном округе Центр современных информационных технологий, Международный учебно-научный центр ДГТУ и компании «Softline», являющейся официальным представителем корпорации «Microsoft» в России, Центр экспертизы и аудита в строительстве, Научно-образовательный центр «Материаловедение и новые технологии полупроводниковых материалов» и другие.

Университет лицензирован по 59 специальностям, 65 программам магистратуры и 31 направлению бакалавриата, что позволяет охватить практически все отрасли экономики Республики Дагестан.

Подготовка кадров высшей квалификации ведется по 41 научной специальности аспирантуры и 5 – докторантуры. На базе университета функционирует 10 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в том числе 4 объединенных региональных диссертационных совета.

В настоящее время в университете обучается более 12 тыс. студентов и 420 аспирантов и докторантов, работают 126 докторов наук и профессоров, около 600 кандидатов наук и доцентов. В вузе работают члены-корреспонденты РАН и РААСН, а также академики и члены-корреспонденты других российских и международных общественных академий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: тагир исмаилов, дагестанский государственный технический университет, инженерное образование, ВПО, человек с обложки, ао-42

Похожие материалы:
Подготовка морского инженера в современных условиях
Игорь Ким о филологическом образовании в условиях реформ
СПб ГТУРП: Успех не приходит случайно
Ректор ДГТУ Т.А. Исмаилов о высшем образовании в Дагестане
Ставропольский государственный университет – образовательный центр Северного Кавказа
Машиностроительному комплексу нужны инженеры
Кадры для гидроэнергетики
Отечественные и зарубежные стандарты аэрокосмического образования
«ЕГЭ» для бакалавров
Развитие инженерного образования и его роль в модернизации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#95Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
#101Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования
#99Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
#100Кизлярский профессионально-педагогический колледж отметил двадцатипятилетие
#99Олег Арефьев – гость рубрики «Выбор за вами»
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль