Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дагестанский государственный технический университет: приоритеты в развитии инженерного образования

ДГТУ – единственный технический вуз республики Дагестан, он играет важную роль в социально-экономическом и технологическом развитии Дагестана и Северного Кавказа. Определить главные приоритеты, значит, обеспечить «прорыв» развития инженерного образования.

Просмотров: 2517
ИСМАИЛОВ Тагир Абдурашидович – председатель Совета ректоров вузов Республики Дагестан, ректор Дагестанского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

Работать на опережение

Дагестанский государственный технический университет, являясь единственным техническим вузом в республике, играет важную роль в социально-экономическом и технологическом развитии Дагестана и Северного Кавказа.

Ректор ДГТУ Тагир ИСМАИЛОВ, ответивший на вопросы нашего корреспондента, уверен, что для «прорывного» развития инженерного образования следует определить главные приоритеты, в которых должны найти отражение региональные, отраслевые и другие особенности взаимодействия вузов с работодателями.

– Тагир Абдурашидович, вы являетесь членом правления Ассоциации инженерного образования России. Какова ваша оценка современного состояния отечественного инженерного образования и ваше видение решения проблем высшей технической школы?

– Развитие профессионального образования по приоритетным направлениям – как в части содержания, так и по структуре образовательных учреждений и номенклатуре реализуемых специальностей – должно осуществляться темпами, опережающими развитие отраслей экономики. К сожалению, сегодня содержание программ подготовки инженеров, следовательно, и качество инженерного образования не всегда соответствуют требованиям времени. С моей точки зрения, для «прорывного» развития инженерного образования следует определить главные приоритеты, в которых должны найти отражение региональные, отраслевые и другие особенности взаимодействия вузов с работодателями. Как актуальные не только для нашего вуза и региона отмечу несколько.

  • Создание и развитие системы профильных университетских комплексов, структурой которых следует охватить профильные начальный, средний, высший и послевузовский уровни профессионального образования. Это обеспечит наиболее благоприятные условия для реализации системного многоуровневого непрерывного профессионального образования.
  • Создание вузовских учебно-научно-производственных структур (отделы, филиалы, малые предприятия, опытные производства и др.) в составе производственных предприятий, научных учреждений и других заинтересованных организаций с последующим усилением связи вузовской науки с производством и развитием прикладных научных исследований по заказам предприятий.
  • Развитие межвузовского и международного учебно-научного сотрудничества через студенческий обмен, стажировку профессорско-преподавательского состава и другие формы обмена.
  • Укрепление материально-технической базы (приборы, стенды, программы и др.) современных образовательных учреждений путем их оснащения, обновления и модернизации темпами, опережающими оснащение производственных предприятий, – по опыту многих развитых стран.
  • Создание системы, при которой выпускники образовательных учреждений с более высоким уровнем знаний будут гарантированно иметь лучшие условия работы, оплаты труда и жизнеобеспечения. В эту новую систему должно органично укладываться значительное повышение роли педагога и профессора. Труд преподавателя, профессора государством и обществом должен быть достойно оценен.

– Как осуществляется вузом учет реальных потребностей рынка труда и тенденций перспективных направлений экономики вашего региона?

– Сложившаяся к настоящему времени система формирования и сохранения кадрового потенциала в производственном секторе экономики региона явно не соответствует крупномасштабным задачам его развития. Необходимо изменить ситуацию на рынке трудовых ресурсов и обеспечить наполнение производственных отраслей экономики квалифицированными кадрами. Подготовка кадров должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий в производственных отраслях.

ДГТУ осуществляет подготовку квалифицированных кадров практически для всех отраслей экономики республики, активно участвует в выполнении научно-исследовательских и инновационных проектов. Стратегической целью инновационной, образовательной и научной деятельности университета является обеспечение его дальнейшего устойчивого развития на основе:

  • сохранения и воспроизводства интеллектуального потенциала вуза;
  • обеспечения качественных и доступных образовательных услуг и создания наукоемких продуктов и технологий, востребованных рынком;
  • активного участия в формировании рынков образовательных продуктов и услуг, наукоемких разработок и технологий в территориальном и отраслевом сегментах;
  • привлечения ресурсного и инженерного потенциала потребителей образовательных продуктов и услуг в систему «образование – наука – производство».

Сегодня можно уверенно говорить о том, что реализация этой стратегии приносит результаты.

В учебно-научном процессе подготовки специалистов в ДГТУ участвуют специалисты и руководители производственных сфер и отраслей народного хозяйства, являющиеся основными работодателями для выпускников. Они привлекаются не только как преподаватели, но и как руководители структурных подразделений, которые имеют возможность существенного влияния на развитие учебно-научного процесса, в том числе, используя потенциал объединения кафедр и предприятия или отрасли.

В современных условиях рынка труда предприятия-партнеры готовы создавать с вузами совместные структуры, способствующие объединению и координации интеллектуального, научно-технического и технологического потенциалов для улучшения качества подготовки специалистов и повышения эффективности производства. В частности, возрождается потребность в «филиалах» кафедр на производстве, хотя и меняется их функциональная, нормативно-правовая и экономическая модели. Для реализации этой формы взаимодействия университета с производством на заводах, в НИИ и на предприятиях открыты «учебно-научные лаборатории» кафедр университета. Это позволяет организовать учебный процесс студентов при непосредственном их участии в производстве, а также вести научно-исследовательскую работу по заявкам и интересам предприятий.

Реализуя постановление правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах», на базе ДГТУ создан университетский комплекс технического профиля Республики Дагестан, включающий более 30 образовательных, научных и производственных учреждений республики. Деятельность такого комплекса позволяет обеспечить синергетический эффект в решении актуальных задач развития инженерного образования в Республике Дагестан.

Стоит отметить, что в соответствии с указом Президента Республики Дагестан для эффективного использования научно-образовательного и технологического потенциала республики, организации инновационной деятельности, направленной на создание и реализацию современной научно-технической продукции, на базе ДГТУ создан Технологический парк Республики Дагестан.

– Какова, по вашему мнению, степень конкурентоспособности выпускников вашего университета? Как вы оцениваете эффективность деятельности Центра по связям с производством и содействия трудоустройству выпускников ДГТУ? Какую роль в деятельности университета играет частно-государственное партнерство?

– Целенаправленная работа университета совместно с представителями органов местного самоуправления и работодателями, консультации по вопросам организации трудоустройства выпускников, формированию согласованного объема и профилей подготовки кадров позволяют нам оптимизировать контингент студентов по специальностям с учетом текущего запроса и перспективных потребностей рынка труда республики в кадрах.

В течение ряда лет большинство студентов ДГТУ с четвертого курса, а по некоторым специальностям – с третьего курса может определиться с местом будущей работы. С 2003 года в университете действует Центр по связям с производством и содействия трудоустройству выпускников ДГТУ. Он принимает активное участие в работе семинаров, совещаний и конференций по проблемам трудоустройства выпускников вузов.

Главные усилия центра сосредоточены на активизации работы факультетов, выпускающих кафедр по взаимодействию с руководителями предприятий, организаций и представителями работодателей; поддержке базы данных вакансий и резюме, то есть информационной системы трудоустройства молодых специалистов; предоставлении информации о спросе и предложении на рынке труда; организации профориентационной работы, практики, стажировок и временной занятости молодежи; организации ярмарок вакансий, презентаций профессий; проведении анкетирования потенциальных работодателей и др. Многие организации в период защиты дипломных проектов присылают своих представителей для приглашения выпускников на работу. Взаимодействие с организациями, присылающими заявки на специалистов, часть которых университет не в состоянии удовлетворить в связи с отсутствием интереса со стороны студентов, позволяет сделать вывод о некотором превышении спроса над предложением.

Заслуживают внимания данные, полученные в ходе анкетирования выпускников ДГТУ, окончивших вуз в 2009 году. Так, 38 процентов молодых специалистов получили повышение на прежнем месте работы, 36 процентов из них перешли на новую работу с повышением в должности и только 26 процентов выпускников вуза сменили место работы без получения повышения.

Мы рассматриваем учебно-производственную практику как одну из форм взаимодействия университета с работодателями. Большое внимание уделяем подбору баз для прохождения практики. Университет заключил договоры по всем специальностям обучения на срок до 2015 года с более чем 400 предприятиями и организациями республики. В этих договорах определены и вопросы дальнейшего трудоустройства студентов. Метод двойного контроля «практика – трудоустройство» позволяет эффективно решать проблему трудоустройства выпускников.

Текущая работа университета строится на основе взаимодействия с управленческими структурами предприятий, являющихся потенциальными потребителями выпускников ДГТУ. Практически на всех факультетах в процессе защиты курсовых и дипломных проектов обязательно принимают участие представители работодателей. Участие работодателей реализуется и при выполнении научно-исследовательской работы студентов. С целью выявления потребностей рынка труда в специалистах и содействия в трудоустройстве окончивших обучение в университете ежегодно проводятся ярмарки выпускников. Например, в ярмарке, которая проводилась в апреле 2010 года, приняли участие более 150 представителей министерств и ведомств, частных и государственных предприятий и организаций, региональных органов власти, а также заинтересованные частные лица.

По результатам «Ярмарки-2010» более 160 выпускников получили приглашения на работу и были трудоустроены, со многими предприятиями достигнуты соглашения о прохождении студентами производственной и преддипломной практики с последующим трудоустройством.

– Закон, разрешающий вузам создавать малые предприятия для внедрения своих разработок, в России принят. Но одна из проблем состоит в том, что пока инновационные решения не слишком востребованы реальной экономикой. Как обстоят дела в вашем вузе?

– С нашей точки зрения, введение упомянутого закона имеет большое значение для развития высших учебных заведений, поскольку дает реальную возможность коммерциализации имеющегося интеллектуального потенциала вузов, внедрения в практику результатов научно-исследовательской работы.

ДГТУ уже имеет определенный опыт в такой работе. В бизнес-инкубаторе университета функционирует 10 малых предприятий, занимающихся разработкой наукоемкой продукции. Они созданы в рамках программы «Старт», реализуемой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Сфера деятельности этих предприятий достаточно обширна: разработка приборов для проведения физиотерапевтических процедур, кардиографа, термостатов, фиксирующего индикатора направления короткого замыкания, адаптивной системы защиты автокранов с управлением приводами, подложек интегральных микросхем и др.

– Каким образом в вузе реализуется основной принцип инженерно-технического образования – «обучение на основе науки»?

– В университете уделяется большое внимание выполнению научных исследований по широкому спектру направлений, что дает возможность позиционировать ДГТУ как исследовательский инновационный университет.

Ведущие в этом спектре направлений – радиоэлектроника, микроэлектроника, холодильная техника, теплофизика, термоэлектрическое приборостроение, строительство и архитектура, информатика и др. За последние годы работы университету удалось не только сохранить положительную тенденцию роста объемов НИОКР, финансируемых из различных источников, но и добиться их существенного увеличения, в том числе за счет внебюджетных средств. Общий объем финансирования выполненных в университете госбюджетных и хоздоговорных научных исследований в 2007-2009 годах составил, в среднем, более 50 тыс. рублей на одну штатную единицу профессорско-преподавательского состава. Основными потребителями научно-технической продукции университета являются производственные предприятия, организации и предприятия агропромышленного, энергетического комплексов, строительной сферы, занимающиеся разработкой электронной техники.

Ученые университета выполняли и выполняют научные исследования по целому ряду федеральных программ. Среди них такие, как «Федерально-региональная политика в науке и образовании», «Инновационная деятельность высшей школы», «Развитие научного потенциала высшей школы», «Высшая школа как государственный ресурс научно-технического развития регионов», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Ряд ученых вуза выполняет работу по грантам Министерства образования и науки РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, грантам Президента России для поддержки молодых ученых и ведущих научных школ. Активная работа ведется в рамках хоздоговорных тематик. С 2005 года сотрудники университета успешно участвуют в программах «Старт» и «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Студенты и аспиранты активно участвуют в конкурсах, выставках, конференциях, семинарах, симпозиумах международного, всероссийского и регионального уровней, большое внимание уделяется изобретательской деятельности. В 2009 году вузом получено 459 патентов на изобретение. Успешным оказалось участие университета во Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства России в 2010 году в Москве, победителями и лауреатами в различных номинациях которой стали более 200 преподавателей, аспирантов, студентов и сотрудников университета. ДГТУ занял первое место в номинациях «За лучшую организацию научно-исследовательской работы студентов», «За лучшую организацию и активное участие в Олимпиаде» и признан лучшим университетом России, благодаря чему Республика Дагестан лидировала среди 83 регионов Российской Федерации плюс Беларусь, Казахстан и Украина.

Другим ярким примером признания достижений университета являются его победы в 2004, 2005 и 2009 годах в номинации «100 лучших вузов России» в рамках конкурса «Золотая медаль. Европейское качество», проводимого Международной академией качества и маркетинга при поддержке Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Российского союза ректоров.

В 2010 году ДГТУ получил золотую медаль в номинации «Наука. Инновации. Научные разработки» и диплом лауреата конкурса «Сто лучших организаций России в области науки и образования».

– Каковы на сегодняшний день основные итоги участия ДГТУ в международных проектах в сфере образования?

– Современный этап развития мирового сообщества характеризуется расширением международных образовательных связей, созданием предпосылок для построения общего мирового образовательного пространства, укреплением партнерских отношений. ДГТУ реализуются программы международного сотрудничества и партнерства в сфере образования и науки, в том числе на основе договоров о научно-техническом, образовательном и культурном сотрудничестве.

На постоянной основе осуществляется сотрудничество с университетом города Пуатье (Франция) и Гомельским государственным техническим университетом им. П.О. Сухого (Беларусь).

Результативным оказалось также тематически-ориентированное участие ДГТУ в европейском образовательном проекте TEMPUS TACIS «Применение Болонского процесса в технических университетах Северного Кавказа». Одной из задач этого проекта было проведение сравнительного анализа содержания образования по специальностям подготовки пищевого направления и поиск точек соприкосновения для последующего внедрения и развития системы ECTS. Европейскими партнерами этого проекта были Мюнхенский технический университет (Германия), Университет Гент (Бельгия), Высшее учебное заведение сельскохозяйственной и пищевой промышленности (Франция) и Португальский католический университет. Результатом реализации указанного проекта явилась разработка европейского приложения к диплому по специальностям пищевого направления.

В новом проекте TEMPUS JP «Повышение качества подготовки кадров по нанотехнологиям», направленном на повышение квалификации и подготовку высококвалифицированных специалистов в области нанотехнологий, партнерами ДГТУ предполагаются Хельсинкский технологический университет, Технический университет города Хемниц (Германия), университеты городов Модена и Реджо-нель-Эмилия (Италия).

Преподаватели ДГТУ принимают участие в таких значимых международных проектах, как:

  • «Поддержка участия России в европейских научно-исследовательских программах научно-технического развития» RUSERA (программы INCO и FP6);
  • международных конференциях («Инженерные проблемы развития больших городов», AFES Франция);
  • всемирных конгрессах (МАПРЯЛ).

Совместно с компанией ANALOG DEVICES INC (США), одной из ведущих мировых компаний в области производства электронных компонентов и технологий обработки сигналов, был создан учебно-исследовательский центр «Современные электронные элементы и технологии», ведущий подготовку специалистов в области электроники, микропроцессорной техники и цифровой обработки сигналов.

Развитие международных связей способствует привлечению иностранных студентов. Сегодня в ДГТУ обучаются представители 16 стран: Туниса, Египта, Монголии, Индии, Кот-д’Ивуара, Анголы, Ганы, Камеруна, Намибии, Алжира, Уганды, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины, Туркмении.

Дагестанский государственный технический университет является единственным техническим вузом в республике и играет важную роль в социально-экономическом и технологическом развитии Дагестана и Северного Кавказа.

Сегодня в составе университета 3 филиала, 15 факультетов, 64 кафедры, 3 научно-исследовательских института, оснащенные современным оборудованием научные лаборатории, библиотека, 16 специализированных центров, среди которых крупнейший в Северо-Кавказском федеральном округе Центр современных информационных технологий, Международный учебно-научный центр ДГТУ и компании «Softline», являющейся официальным представителем корпорации «Microsoft» в России, Центр экспертизы и аудита в строительстве, Научно-образовательный центр «Материаловедение и новые технологии полупроводниковых материалов» и другие.

Университет лицензирован по 59 специальностям, 65 программам магистратуры и 31 направлению бакалавриата, что позволяет охватить практически все отрасли экономики Республики Дагестан.

Подготовка кадров высшей квалификации ведется по 41 научной специальности аспирантуры и 5 – докторантуры. На базе университета функционирует 10 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в том числе 4 объединенных региональных диссертационных совета.

В настоящее время в университете обучается более 12 тыс. студентов и 420 аспирантов и докторантов, работают 126 докторов наук и профессоров, около 600 кандидатов наук и доцентов. В вузе работают члены-корреспонденты РАН и РААСН, а также академики и члены-корреспонденты других российских и международных общественных академий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Владимир Данюшенков: о вузе и миссии
Ректор ДГТУ Т.А. Исмаилов о высшем образовании в Дагестане
Машиностроительному комплексу нужны инженеры
Развитие инженерного образования и его роль в модернизации
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Подготовка морского инженера в современных условиях
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Филологическое образование: перспективы
Игорь Ким о филологическом образовании в условиях реформ
Кадры для гидроэнергетики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ