Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Владимир Данюшенков: о вузе и миссии

ВятГГУ стал вторым по счету государственным университетом в России, получившим статус гуманитарного. По мнению Владимира Данюшенкова, гуманитарные вузы решают не только вопрос подготовки экономических кадров, но и формируют социальную сферу нашего общества.

27.03.2009
Просмотров: 2091

Владимир ДАНЮШЕНКОВ: о вузе, его миссии и ликвидации безграмотности в новых условиях

ДАНЮШЕНКОВ Владимир Степанович – ректор Вятского государственного гуманитарного университета, доктор педагогических наук, профессор

Это высшее учебное заведение стало вторым по счету государственным университетом в России, получившим статус гуманитарного. Сейчас в вузе, который на протяжении восьми десятков лет находился в статусе педагогического института, из 77 специальностей высшего профессионального образования педагогические – составляют менее четверти. Но это не дань моде, считает ректор Вятского государственного гуманитарного университета Владимир ДАНЮШЕНКОВ, а условия, продиктованные временем, поскольку гуманитарные вузы решают не только вопрос подготовки педагогических кадров, но и формируют социальную сферу нашего общества.

– Владимир Степанович, существует мнение о том, что профильные педагогические вузы стоит упразднить, вернее, передать функции подготовки педагогов в классические университеты. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Или, возможно, лучше педагогическим вузам пойти по пути расширения спектра подготовки за счет других гуманитарных специальностей?

– Не нужно забывать о том, что в истории России педагогические вузы сыграли важнейшую роль в ходе массовой подготовки учителей для ликвидации безграмотности населения и повышения его общей культуры. С другой стороны, за многие десятилетия общество и школа претерпели преобразования и стали другими: изменилась культура школы, она дифференцировалась по уровню знания, направленности и т.п. Естественно, в таких условиях наиболее востребованным становится и иной учитель: с фундаментальной профессиональной подготовкой, коммуникативный, интеллигентный, творческий, социально обеспеченный и т.п. Для этого требуется серьезный пересмотр канонов педагогического образования в целом. Необходимо создание исследовательских педагогических университетов, которые занимались бы разработкой теории образования и давали рекомендации для гуманитарных и классических университетов по подготовке современного учителя.

– Известно, что в 1995 году Кировский государственный педагогический институт (КГПИ) сначала стал педагогическим университетом, а затем, в 2002 году, сменил педагогический профиль на гуманитарный. Насколько в связи со сменой названия университета изменились его миссия, позиционирование на региональном рынке труда, востребованность выпускников?

– К решению получить такой статус – гуманитарного университета – мы подошли не сразу. Имея весь спектр научных специальностей, мы понимали, что со сменой социально-экономической парадигмы общества необходимы новые типы вузов, которые отвечали бы за социализацию общества, его идеологию, культуру.

Для этого в вузе были открыты новые укрупненные группы специальностей: гуманитарные, экономические и другие. И сегодня из 77 специальностей высшего профессионального образования педагогические составляют только 23 процента. Но это не дань моде, а условия, продиктованные временем. Ведь гуманитарные вузы решают не только задачи по подготовке педагогических кадров, но и формируют социальную сферу нашего общества.

– Справляется ли сегодня университет с социальной задачей, связанной, в том числе, не просто с подготовкой высококлассных специалистов, но и воспитанием духовно богатых людей?

– За почти столетнюю историю университет заработал безупречную репутацию, которая характеризуется такими критериями, как опыт, верность традициям, качество, профессионализм и надежность. В Вятском государственном гуманитарном университете зародились многие новые направления научных исследований и подготовки кадров. В регионе вуз является крупным научнообразовательным центром гуманитарного образования, обладающим мощным потенциалом в области развития фундаментальных и прикладных наук. Он позволяет университету выступать в роли инициативного лидера в разработке и реализации региональных инновационных программ гуманитарного образования.

Важнейшим ресурсом инновационного развития вуза, региональных профессиональных сообществ, а также региона в целом выступает квалифицированный специалист, характеризующийся высоким уровнем интеллекта, образованностью, глубокой внутренней культурой и интеллигентностью, способный творчески реализовать свои возможности в социально значимой деятельности. Миссия нашего вуза и состоит в формировании такой личности.

– Совсем недавно ВятГГУ успешно прошел процедуру государственной аккредитации. Какие изменения претерпел университет за последние пять лет?

– Пять лет, которые разделяют процедуры аккредитации, – срок немалый. Мы успели многое сделать для дальнейшего совершенствования качества образования. И именно в связи с этим в ВятГГУ был открыт собственный центр аудита качества образования. К несомненным достижениям я бы отнес лицензирование 8 специальностей высшего профессионального образования, 22 направлений подготовки бакалавров, а также начало подготовки экстерната по 7 специальностям и открытие аспирантуры – тоже по 7 специальностям.

Для реализации практико-ориентированного подхода в подготовке кадров мы смогли в сжатые сроки создать на факультете технологии и дизайна студенческое дизайнерское агентство, на факультете культурологии – студенческое рекламное агентство, на факультете психологии – психологическую службу. Теперь с их помощью студенты могут применить полученные теоретические знания на деле.

Также, в соответствии с программой стратегического развития, в вузе появился отдел дистанционного образования, который разрабатывает информационные ресурсы для обучения студентов юридического факультета, а также факультетов экономики, управления и культурологии.

Нужно отметить и то, что за последние пять лет в университете значительно изменилась структура дополнительного профессионального образования. В соответствии с задачами Федерального агентства по образованию, в ВятГГУ создан центр повышения квалификации и переподготовки, который реализует более 35 программ для обучения служащих Кирова и Кировской области. Кроме этого, в вузе открыты центр дополнительного образования для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ВятГГУ и других вузов России; центр международного образования, обучающий студентов из разных стран мира по специальностям университета; а также лингвистический центр, предоставляющий населению региона широкий спектр образовательных услуг по иностранным языкам.

Также проведена работа по созданию единой информационной библиотечной сети и единого электронного каталога на базе специализированной программной среды ИРБИС, организованы автоматизированные рабочие места в научной библиотеке университета. С целью интеграции науки и образования при вузе образованы Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр РАО, научно-исследовательская лаборатория биомониторинга Института биологии Коми НЦ УрО РАН и ВятГГУ, а также Региональный центр государственного экологического контроля. Наш научно-производственный центр «ГЕОС» интегрировал на своей базе научные лаборатории физиологии мышц и биологически активных веществ; биоморфологии растений; ландшафтоведения и географии почв; эволюции природной среды. Всего же за пять последних лет финансирование получили 137 инновационных проектов.

Не забыли мы и о социальной поддержке студентов. Специально для этой цели был создан центр практики и содействия трудоустройству выпускников ВятГГУ. Вообще, вопросу занятости и трудоустройства выпускников посвящена большая целевая программа, рассчитанная на 2007-2012 годы. Кстати, она в 2008 году победила в областном конкурсе общественных инициатив, а университет стал опорной площадкой Управления по делам молодежи Кировской области.

Все пять лет мы работали по совершенствованию условий для полноценного учебного процесса, оснащая вуз современной компьютерной техникой. Сейчас в распоряжении студентов находятся 599 компьютеров и 36 компьютерных классов, а также компьютерный зал для самостоятельной работы и локальная сеть с выходом в Интернет.

– Возглавляемый вами вуз является достаточно крупным учебным заведением. Существуют ли у вас свои секреты управления таким внушительным хозяйством?

– Действительно, ВятГГУ в своем составе имеет 16 факультетов, колледж и лингвистический лицей, которые готовят специалистов по 77 специальностям и направлениям подготовки ВПО и 18 специальностям СПО. В структуру факультетов входят 49 кафедр и научноисследовательские лаборатории. Также в университете открыта аспирантура по 36 специальностям и докторантура по 3 специальностям, функционируют 4 докторских диссертационных совета, что позволяет успешно реализовывать послевузовское образование.

В распоряжении ВятГГУ 6 учебных корпусов и учебно-спортивный комплекс, включающий 2 спортзала, зал гимнастики, легкоатлетический манеж, плавательный бассейн, стрелковый тир, 2 тренажерных зала и восстановительный центр. В нынешнем году планируется создать игровой зал с трибунами на 1000 посадочных мест. Кроме этого, вуз имеет собственные ботанический сад, агробиостанцию и загородный санаторно-восстановительный корпус.

Особых секретов в управлении университетом, я вас уверяю, нет. Основные виды деятельности вуза – от непосредственно образовательной до организационно-управленческой – строятся на основе системного и деятельностного подходов. Важная роль в управлении университетом отводится советам. И это управление основывается на принципах демократизации совместной деятельности ректората и профсоюзных организаций работников и студентов, а также студенческого совета вуза.

– В ВятГГУ создана образовательная цепочка «гимназия – колледж – университет». Как бы вы оценили ее эффективность? Помогает ли система непрерывного образования решить проблему повышения качества знаний абитуриентов?

– Университет имеет широкие связи со средними общеобразовательными школами и учреждениями начального и среднего профессионального образования Кирова и Кировской области. Так, на базе 5 общеобразовательных школ Кирова с 2006 года функционируют профильные университетские классы. В гимназии и в университетских классах преподаватели ВятГГУ ведут углубленную подготовку школьников по профилям, соответствующим специальностям и направлениям подготовки в колледже и на факультетах нашего вуза.

С 2006 года обучение на базе гимназии и в университетских классах прошли более 400 человек по филологическому, физико-математическому, лингвистическому и юридическому профилям. Профильная довузовская подготовка, несомненно, помогает повысить качество знаний абитуриентов, поступающих в университет.

В настоящее время в регионе четко прослеживаются две тенденции, определяющие выбор пути дальнейшего образования выпускниками 9 классов общеобразовательных школ. Это либо хорошая гимназия, либо колледж (техникум), в котором можно получить специальность, пользующуюся спросом на рынке труда. В этой ситуации ВятГГУ предлагает школьникам продолжить обучение в колледже университета.

В 1998 году колледж был образован как структурное подразделение университета. Это позволило перенести сюда многие вузовские традиции, придать учебному процессу вузовскую ориентацию. В рамках общей деятельности университета здесь ведется обучение по 18 программам СПО, внедряются и активно используются новые технологии – информационные, образовательные, педагогические, что позволяет развивать систему многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров.

– В стране слишком много гуманитариев – этот факт констатируется даже на высшем государственном уровне. Как ректор гуманитарного вуза, что вы думаете по этому поводу?

– Говорить о том, что сегодня в России много гуманитариев, нужно осторожно. Недавно в Интернете появилась информация по поводу того, каких специалистов мы больше готовим. Статистика показала, что инженеров выпускаем много больше, чем гуманитариев.

Думаю, ажиотаж по поводу того, что рынок труда в России перенасыщен экономистами и юристами, которых готовят вузы, пора прекратить. На это явление необходимо посмотреть с точки зрения зрелости и грамотности общества, участвующего в условиях рынка в социальных, экономических и юридических процессах. По моим наблюдениям, в своей массе люди не готовы к таким переменам, так как они экономически и юридически безграмотны. Путь ликвидации этой безграмотности приходится проходить в новых социально-экономических условиях. И процесс этот бесконечный. Сегодня стало нормой, когда студенты гуманитарных и технических специальностей с четвертого курса осваивают второе высшее образование по экономике или юриспруденции.

Преподавать экономические и юридические специальности очень сложно, так как постоянно меняется нормативная база и экономические условия жизни. И самое главное для вуза – давать, несмотря на условности, качественное образование. К этому мы и стремимся. Как показало тестирование в ВятГГУ, средняя успеваемость студентов по экономическим и юридическим специальностям составляет 91 процент.

– Известно, что работодатели к такой ступени образования, как бакалавр, до сих пор относятся настороженно. ВятГГУ участвует в российско-американской программе подготовки бакалавров «3+1», по завершении которой выпускнику вручаются сразу два диплома: российский и американский. Помогает ли такая форма подготовки бакалавров разрешить проблему их востребованности?

– Выпускники российско-американской программы подготовки бакалавров являются специалистами качественно иного уровня. Их преимущества – полноценное российское образование с его традиционно сильной академической базой, свойственная западной школе ориентация на прикладной характер знаний, свободное владение иностранным языком и, наконец, опыт международного общения. Разработку программ по выдаче двойных дипломов можно считать сегодня одним из самых перспективных направлений развития образования.

У выпускников, получающих двойные дипломы, шире возможности трудоустройства, причем именно в России, а не в зарубежных странах. Нет сомнения в том, что такие специалисты будут востребованы.

Большие перспективы открываются также перед теми, у кого уже есть высшее образование. Новые совместные магистерские программы предлагают уникальную возможность стать обладателем американского диплома, который позволяет без прохождения процедуры нострификации устроиться на работу в любой международной компании в любом месте земного шара. Наличие у сотрудника двух документов об образовании резко повышает его шансы на многократное увеличение заработной платы.

– Одна из главных миссий университета – развитие науки. Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых результатах научно-исследовательской деятельности ВятГГУ, его вкладе в научный и культурно-экономический потенциал региона.

– Основными принципами организации научно-исследовательской деятельности ВятГГУ, в соответствии со стратегией его развития, является интеграция образовательной и научной деятельности, устремленной на решение задач в области высшего образования по основным базовым направлениям, в том числе и по решению социальноэкономических, экологических и других проблем Кировской области и Приволжского региона.

В нашем университете сформировались и развиваются 17 научных школ. Стратегической целью научной и научно-инновационной политики университета является создание и внедрение научных достижений в систему ВПО и производство.

– В ходе анкетирования студенты очень высоко оценили организацию воспитательной работы в вузе. На чем она основывается?

– Согласно разработанной концепции воспитания студентов, воспитательная работа ведется как в рамках учебного процесса, так и во внеучебной деятельности. Появление инновационных форм внеучебной деятельности во многом обусловлено работой развитой системы студенческого самоуправления. Сегодня в ВятГГУ динамично развиваются студенческие организации, в которых занято более 7 тыс. человек. Кроме того, для досуга студентов в вузе функционируют 63 творческих коллектива по интересам и 16 спортивных секций.

Наши студенты любят свой университет, потому что каждый из них имеет возможность участвовать в его деятельности. Это тоже немаловажный элемент воспитания, который в комплексе с другими факторами ведет к формированию того самого интеллигента, в которого университет вложил не только знания, но и понятие о социальной значимости индивида в современном обществе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, кировская область, ВятГГУ, владимир данюшенков, человек с обложки, ао-30

Похожие материалы:
Гуманитарное образование в современном обществе
ТГУ - это бренд
Республика Дагестан - реиональный обзор
Кубанский государственный университет: инициатива, динамика, открытость
Культурный смысл социально-экономической модернизации
Дагестанский государственный технический университет: приоритеты в развитии инженерного образования
Создание опорного вуза обсуждается в Кировской области
Отраслевым университетам поможет оптимизация
В ВятГГУ обсудили меры поддержки молодых педагогов
Опорный региональный университет создается в Кировской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
ПАРАДОКСЫ на ВУЗПРОМЭКСПО
13-14 декабря под эгидой Минобрнауки России состоялась V ежегодная национальная выставка...
Из журнала
#87Паспорт региона: Республика Мордовия
#91Проблемы и риски процедур оценивания
#90Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
#92Интернационализация образования в России и мире
#93Социальный резонанс дуальной модели
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ