Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

ТГУ - это бренд

Социально-экономическое развитие Тольятти и Самарской области во многом зависит от кадрового потенциала и научно-инновационных разработок в ключевых отраслях. Интервью с ректором Тольяттинского госуниверситета М. Кришталом.

Просмотров: 1698
Михаил Криштал, ректор ТГУ, доктор физико-математических наук

Тольяттинский государственный университет (ТГУ) четко
осознает свои преимущества, миссию, высокое предназначение. Это осознание, пожалуй, и есть тот самый «золотой ключик» к успеху на рынке образовательных услуг.

О настоящем и будущем университета мы беседуем с ректором ТГУ, доктором физико-математических наук Михаилом Кришталом.

– Михаил Михайлович, ТГУ сегодня – это…

– Тольяттинский государственный университет сегодня – основной научнообразовательный центр города, второй по величине вуз Самарской области. ТГУ – это 8 институтов, 6 факультетов, 56 кафедр, военная кафедра и учебный военный центр; около 13 тысяч студентов всех форм обучения, около 400 докторантов, аспирантов и соискателей, около двух тысяч преподавателей и сотрудников, в том числе 82 доктора и 403 кандидата наук; 112 основных образовательных программ ВПО, включая 64 программы подготовки специалистов, 32 – бакалавров и 16 – магистров; 85 образовательных программ ДПО; около 115 тысяч квадратных метров учебных, научно-производственных и вспомогательных площадей, 12 учебно-лабораторных корпусов, 3 общежития, 8 спортивных залов и бассейн, 2 столовых на 440 посадочных мест. В ТГУ сформирована инновационная инфраструктура. В ее основе Научноисследовательская часть, включающая (наряду с научно-образовательными центрами, лабораториями и отделами) Центр трансфера технологий (ЦТТ) и Управление экономики. В 2007 году в ТГУ создан Испытательный центр (ИЦ), в настоящее время аккредитованный в трех системах аккредитации. Ежегодно по заказам крупнейших предприятий и организаций, а также государственных фондов университет проводит научные исследования и опытно-конструкторские работы на 85 миллионов рублей.

Словом, ТГУ – это бренд.

– Какие задачи ставит перед собой ТГУ как градообразующий фактор в настоящее время?

– ТГУ всегда был для Тольятти монополистом в области подготовки кадров по ряду технических направлений, всегда обеспечивал кадровое сопровождение всех этапов модернизации экономики Тольятти, всегда поддерживал лидерство доминирующих в Тольятти отраслей промышленности (автомобилестроение, энергетика и химия) в стране и за рубежом. Наша история неразрывна с историей города, и здесь можно выделить 3 основных этапа модернизации Тольятти и 4 этапа становления университета:

  1. Создание мощного энергетического комплекса (Жигулевская ГЭС, ТЭЦ Волжского автозавода, Тольяттинская ТЭЦ, Тольяттинский трансформатор и другие). В 1951 году организовано вечернее отделение Куйбышевского индустриального института.
  2. Формирование химической промышленности (предприятия: Тольяттиазот, Трансаммиак, КуйбышевАзот, Азотреммаш, Тольяттикаучук). В 1956 г. вечернее отделение Куйбышевского индустриального института преобразовано в филиал с механическим и химико-электротехническим дневными факультетами.
  3. Создание регионального автомобилестроительного кластера (ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «Джи-Эм – АВТОВАЗ» и другие). В 1968 году на базе филиала Куйбышевского индустриального института образован Тольяттинский политехнический институт (ТПИ).
  4. В 2001 году на базе ТПИ и тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета создан ТГУ.

В настоящее время автомобильная промышленность доминирует в нашем городе, поэтому социально-экономическое благополучие Тольятти и Самарской области находится в значительной зависимости от ее состояния. Вместе с тем, в Тольятти имеются предпосылки для развития других отраслей промышленности, прежде всего машиностроения и энергетики. Именно в нашем городе действуют предприятия, являющиеся лидерами в этих отраслях.

Не стоит забывать и о том, что Тольятти – крупнейший моногород в России и второй по величине город Самарской области, по численности населения занимающий 17-е место в России (720 346 человек). В то же время это самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Федерации.

В настоящее время Правительство РФ предпринимает беспрецедентные меры по решению проблемы моногородов. Тольятти, являясь крупнейшим из таковых, рассматривается как пилотный проект («получится в Тольятти – получится везде»). Поэтому эффективность решения проблемы моногородов на примере Тольятти приобретает общероссийский характер и подразумевает обеспечение устойчивого развития диверсифицированной экономики путем создания инновационной инфраструктуры, генерирующей новые высокотехнологичные производства.

В этих условиях ТГУ готов в очередной раз взять на себя ответственность за модернизацию экономики города, обеспечить ее кадровым потенциалом, научно-инновационными разработками и проектами.

– ТГУ – единственный вуз в Тольятти, удостоенный звания лауреата федерального конкурса «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». В чем особенности вашей системы качества, и какие пути ее развития вы видите?

– Это конкурс, стать лауреатом которого – большая честь для каждого вуза. Уточню, что ТГУ – единственный лауреат не только в Тольятти, но и во всей Самарской области. Особенностью системы менеджмента качества ТГУ является ее интегрированность: она соответствует требованиям международных стандартов ИСО-9000, стандартов и директив Европейской Ассоциации Гарантии Качества высшего образования (ENQA). Что касается путей развития системы менеджмента качества – их несколько:

  • постоянное изучение требований и пожеланий потребителей с целью повышения их удовлетворенности качеством продукции и услуг вуза
  • проведение внутренних аудитов, самооценки с целью выявления и устранения проблемных («узких») мест
  • разработка системы оценки эффективности и результативности процессов и СМК в целом с целью постоянного мониторинга деятельности и своевременного принятия управленческих решений
  • автоматизация системы управления с целью повышения ее эффективности
  • вовлечение всего персонала университета в работу по улучшению деятельности.

Пожалуй, последнее – самое главное. Победа в этом престижном конкурсе говорит о высоком уровне организации системы управления качеством в ТГУ, а значит, – и о качестве подготовки специалистов. При этом ТГУ не останавливается на достигнутом: мы подали заявку на конкурс «Премии Правительства РФ в области качества, 2009», и, хотя итоги пока не подведены, оценка, которую получили от экспертов, выше, чем она была, когда мы стали лауреатами отраслевого конкурса.

– Востребованы ли ваши выпускники у иностранных работодателей?

– Наши выпускники действительно востребованы. Они, например, работают в инжиниринговой компании «Comau» (Италия), английской фирме «Delcam». Уже не первый год реализуется совместный проект с голландским университетом INHolland. Наших студентов регулярно приглашают на международные мероприятия. В 2009 году они принимали участие в Международной летнем университете в Германии (организатор – Технический университет, г. Брауншвайг) и Международной летней школе Университета Глиндор (Великобритания). Уже традицией стали зарубежные стажировки наших студентов, в частности, в Техническом университете Дрездена (Германия).

В конце прошлого года институт химии и инженерной экологии ТГУ под руководством доктор технических наук, профессора Андрея Васильева получил грант на проведение международной летней школы по вопросам защиты окружающей среды. Партнером выступил Второй Неапольский университет. При этом важно, что оба университета, вовлеченные в этот проект, обязуются признавать квалификацию, полученную по курсу специализации, и зачеты по пройденным дисциплинам. Итогом работы летней школы станет подготовка и дальнейшая реализация совместных образовательных программ по проблематике контроля состояния и защиты окружающей среды.

Отмечу,чтонашуниверситетрегулярно участвует во внешних независимых экспертизах по отдельным образовательным программам. Так, еще в 2008 году три специальности («Электроснабжение», «Оборудование и технология сварочного производства», «Технология машиностроения») были аккредитованы Ассоциацией инженерного образования России с присвоением Европейского знака качества EUR-ACE®. Общественно-профессиональная аккредитация – это результат признания качества образования и подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества и, что не менее важно, – это процесс, направленный на повышение качества российского инженерного образования. Аккредитация позволила нам продемонстрировать тельных услуг, получить независимую оценку качества образовательных программ и подготовки специалистов, рекомендации по совершенствованию образовательных программ, публично заявить о высоком уровне качества подготовки специалистов, повысить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг, завоевать и укрепить свои позиции на международном рынке образовательных услуг, обеспечить и улучшить трудоустройство выпускников.

– Что предпринимает университет для достижения соответствия образования в ТГУ современным мировым стандартам?

– Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу ставит новые задачи перед университетами России. В этой связи важнейшей из задач является внедрение новой формы организации учебного процесса – системы зачетных единиц (кредитно-модульной системы). В Тольяттинском государственном университете кредитно-модульная система организации учебного процесса внедряется с сентября 2008 года. В качестве «пилотной площадки» были использованы две образовательные программы подготовки бакалавров – «Педагогика» и «Электроника и микроэлектроника», реализуемые кафедрами промышленной электроники и дошкольной педагогики и психологии. В 2009 году в состав экспериментальной площадки ТГУ «Кредитно-модульная система организации учебного процесса» включены еще две кафедры, работающие по программам подготовки бакалавров.

Трудоемкость всех видов учебной деятельности студентов устанавливается в зачетных единицах (кредитах), принятых в европейском образовательном пространстве. Кредиты студентам начисляются в случае положительной аттестации по дисциплине. Появляется возможность выбора собственной образовательной траектории и формирования своего индивидуального учебного плана за счет выбранных учебных курсов. Причем запись на эти курсы проводится в автоматизированном режиме на образовательном портале ТГУ. Текущий, рубежный и итоговый контроль по каждому учебному курсу, практике, курсовой работе осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы – реализуется так называемое обучение без сессии. По окончании обучения студентам, помимо диплома государственного образца, будет выдано европейское приложение к диплому, признанное в Европе в рамках Болонской декларации.

– На недавней всероссийской научно-практической конференции «Проведение научных исследований в области машиностроения», состоявшейся на базе ТГУ, представители бизнеса подчеркнули, что им не хватает идей не просто теоретических, а тех, которые доведены до бизнес-плана, до возможности внедрения в производство. Какие шаги в этом направлении делаются в вашем вузе?

– В «недрах» ТГУ созрело немало разработок, имеющих значительный коммерческий потенциал. И сегодня в связи с принятием Федерального закона № 217-ФЗ от 2 августа 2009 года, который позволяет университетам создавать хозяйственные общества в целях практического применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности, появилась юридическая возможность коммерциализации ряда наших проектов. Мы этим активно занимаемся.

Так, ведется работа по формированию университетской технико-внедренческой зоны и созданию технопарка ТГУ путем формирования кольца малых инновационных предприятий с участием нашего вуза. К настоящему времени уже создано три таких предприятия для продвижения на рынок результатов интеллектуальной деятельности наших ученых, еще четыре – в стадии оформления.

Кроме того, мы активно участвуем в конкурсах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (я имею в виду федеральный конкурс «Старт»). От Тольяттинского государственного университета подано 13 заявок, по трем подведены итоги, две выиграли и получили финансовую поддержку.

При содействии одного из тольяттинских коммерческих банков нами ведется работа по формированию группы разработчиков бизнес-планов инновационных проектов для оказания соответствующих услуг малым предприятиям. Кроме того, мы являемся инициаторами крупных инновационных проектов. Один из них – создание в Тольятти Центра роторных компрессоров, способного обеспечить создание полутора тысяч новых рабочих мест.

– ТГУ выступил инициатором проекта «Приволжский кластерный университет «Автомобилестроение»(ПКУ).Расскажите,пожалуйста, об этом подробнее.

– Есть такой проект. Его инициатором выступил прежний ректор ТГУ Сергей Федорович Жилкин. Координационный центр по проекту ПКУ, выполняющий роль его дирекции, создан на базе ТГУ. Идея создания Приволжского кластерного университета как объединения ресурсов вузов, осуществляющих подготовку специалистов для сферы автомобилестроения, нашла отклик у наших коллег из других высших учебных заведений региона. 5 марта этого года подписаны Устав и учредительные документы по созданию Ассоциации «Приволжский кластерный университет», объединившей шесть вузов Поволжья.

Основная цель проекта – повышение привлекательности вузов-партнеров за счет решения масштабных задач в машиностроении, автомобильной промышленности и автотранспортном комплексе ПФО и РФ, а также создание эффективной системы практикоориентированной подготовки инженерных кадров. Что не менее важно – это обмен ресурсами: интеллектуальными, учебными, научно-исследовательскими, – а также реализация комплексных научно-исследовательских проектов в сфере машиностроения.

– В структуре вашего вуза с 2008 года действует Центр развития сотрудников – ЦРС. Каких ощутимых результатов удалось достичь? Каковы основные принципы становления ТГУ как «самообучающегося университета»?

– Предполагалось, что это подразделение должно стать неким подобием «корпоративного университета», подразделением, координирующим оценочные мероприятия и помогающим сотрудникам спланировать свое профессиональное развитие и карьеру. Многое в этом направлении удалось сделать.

ЦРС руководствуется моделью самообучающейся организации, то есть ориентируется на изыскание внутренних резервов университета для повышения профессионального уровня сотрудников (в противоположность привлечению специалистов из внешних организаций). Понятие «самообучающийся университет» придумано не нами. Подобные проекты существуют. Самообучающиеся организации по самой своей природе прозрачны и по вертикали, и по горизонтали. Они поддерживают естественное стремление сотрудников к профессиональному росту, открыты для привнесения нового.

Создание и внедрение принципов новой кадровой политики в ТГУ дало возможность каждому из коллег осознанно строить карьеру, научную и преподавательскую деятельность, получать актуальные умения и знания, внедрять их в собственной работе. А там, где актуальные передовые знания, современные технологии, высочайший профессионализм преподавателей – там и лидирующее положение среди вузов. Для становления самообучающегося университета в ТГУ уже многое сделано – существуют наработки, которые можно применять, трансформировать, развивать. Это и использование метода бенчмаркинга, и система стратегического и тактического планирования (Программа развития ТГУ), и создание оперативных коммуникаций на всех уровнях, между всеми подразделениями (информационные сервисы), и развитое внутреннее информационное пространство (в ТГУ выходит корпоративная газета «Тольяттинский университет», действуют свой портал www.tltsu.ru и телерадиостудия).

Намисозданацелостнаясистемаразвития сотрудников. Она предполагает взаимосвязь всех элементов кадровой работы (отбор, оценка, адаптация, обучение и развитие, мотивация, кадровое планирование). Все должно быть логично, прозрачно и – главное – сформировано под задачи университета. Таким образом, мы выделили четыре основных процесса: адаптация персонала, планирование и сопровождение карьеры, оценка персонала, обучение и повышение квалификации. Все они в той или иной мере реализуются. Приведу примеры.

Дважды в год проводятся адаптационные Welcome-семинары для новых сотрудников, создан кадровый резерв университета. Пожалуй, наиболее интересным направлением в деятельности ЦРС является оценка персонала по особой, разработанной нашими специалистами методике в соответствии с «Положением о деловой оценке» в ТГУ, утвержденным ученым советом.

Ежегодно составляется рейтинг по пяти категориям сотрудников (ассистенты и старшие преподаватели, доценты, профессора, заведующие кафедрами, директора институтов и деканы факультетов) с учетом целого ряда параметров – от научного руководства аспирантом и выполнения хоздоговорных НИР до участия в работе экспериментальной площадки (по итогам апробации). Сотрудники, получившие в рейтинге самые высокие позиции, материально поощряются.

Безусловно, рейтинг сотрудников ТГУ является перспективным направлением, поскольку способствует стимулированию роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогической, научной, управленческой работы, развитию творческой инициативы.

Еще одной интересной формой считаю анонимное анкетирование «Преподаватель глазами студентов», которое проводится нами по итогам каждого семестра уже второй год. Доброй традицией стал и конкурс профессионального мастерства. Он, в отличие от рейтинга, позволяет уйти от стандартизированных критериев и дает возможность преподавателю творчески реализовать себя. Ежегодно мы чествуем лауреатов конкурса в номинациях «Мастер», «Дебют», «Признание» (победа в последней номинации присуждается как раз за высокий рейтинг среди студентов).

Нами разработана специализированная АИСУ «Развитие сотрудников», позволяющая создать электронную базу данных о сроках и местах повышения квалификации, вести мониторинг. Понятно, что для формирования статуса самообучающего университета в том представлении, которое мы закладывали, понадобится еще не один год и потребуется достаточно много внутренних ресурсов. Но это, на мой взгляд, дело весьма перспективное, и потому мы готовы и далее продолжать работу.

– Каким вам видится ТГУ будущего?

– Стабильным и динамично развивающимся университетом, соответствующим всем предъявляемым государством требованиям.

Мощным научным и образовательным центром Самарской области и Приволжского автомобильного кластера.

Престижным вузом с точки зрения сотрудников, абитуриентов, студентов и работодателей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: михаил криштал, самарская область, ВПО, тольяттинский государственный университет, человек с обложки, ао-37

Похожие материалы:
Роль университета на территории опережающего развития
Владимир Данюшенков: о вузе и миссии
Консерватория в гармонии с наукой
Кубанский государственный университет: инициатива, динамика, открытость
Дагестанский государственный технический университет: приоритеты в развитии инженерного образования
НИИ: мотивационный аспект образования
Прорыв в подготовке IT-специалистов
Интеллектуальный потенциал Камчатки
Брянская ГСХА – центр аграрной науки и образования
Гуманитарное образование в современном обществе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Первый Байкальский международный салон образования объединит профессионалов в области новых образовательных технологий
С 22 по 24 ноября 2018 года в Иркутске в выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» впервые пройдет...
В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
Студенты ТюмГУ разрабатывают приложение для управления учётными данными на основе биометрической...
Из журнала
#102BabySkills – ранняя профориентация по стандартам WSR
#100Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
#96Экспорт образования: индонезийские перспективы
#101Контент-фильтр ИКС обеспечивает безопасность школьников в интернете
#100Слово редактора к №100
Информационная лента
09:07Сотрудничество СПбГИКиТ с зарубежными партнерами и корпорацией Canon Inc.
08:56Новая образовательная программа повышения квалификации ВятГУ и ООО «Нанолек»
08:53БГТУ им.В.Г.Шухова и Ферганский политех создадут российско-узбекский факультет
08:43РЭУ им. Г.В. Плеханова презентовал программы и проекты по цифровой экономике для институциональных инвесторов
08:26СКФУ стал международной площадкой для диалога о проблемах инклюзивного образования