Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Центр музыкального образования Тамбовской области

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова – многопрофильный вуз, ведущий подготовку по программам СПО и ВПО, послевузовского и дополнительного образования – в области музыкального образования и искусства.

Просмотров: 2586
БАЗИКОВ Александр Сергеевич – ректор Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С.В. Рахманинова, профессор, доктор педагогических наук

Как и столетием ранее, во время инспекторского визита в Тамбовское музыкальное училище гения русской музыки, всемирно известного композитора и пианиста Сергея Рахманинова, в 2008 году одно из старейших музыкальных учебных заведений России, пройдя процедуру комплексной оценки деятельности, заслужило самые лестные отзывы.

Оценка великого Рахманинова

Нынешний год для Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова ознаменован 130-летием со дня появления музыкального образования на тамбовской земле. Именно в 1879 году в Тамбове были открыты музыкальные классы при Обществе любителей музыкального и драматического искусства, которые с 1882 года были приняты в ведение Императорского русского музыкального общества (ИРМО), а в 1900 году получили статус профессионального учебного заведения, став Тамбовским музыкальным училищем. В 1909 году здесь побывал, по поручению ИРМО, в качестве инспектора Сергей Рахманинов. По итогам ревизии великий русский композитор подготовил положительный отчет и высоко оценил работу учебного заведения, не подозревая о том, что полвека спустя училищу будет присвоено его имя.

За годы деятельности учебное заведение претерпело целый ряд преобразований. Так, в 1918 году училище получило статус народной консерватории, а уже через год – государственной. В 1922 году консерватория была преобразована в музыкальный техникум, затем, в 1936-м, – снова в музыкальное училище. Уже на излете века, в 1996 году, принимается решение дать учебному заведению статус музыкально-педагогического института. Здесь учились выдающиеся музыканты и композиторы – И. Дзержинский, В. Желобинский, Г. Мушель и Н. Чаплыгин, пианисты – В. Мержанов и А. Волконский, скрипач Ю. Реентович, дирижеры – В. Мызников, В. Ревелев и С. Делициев, кларнетист А. Семенов, виолончелист Б. Реентович, певец Ф. Мамонтов и многие другие. В 19 году за заслуги в подготовке музыкальных кадров образовательное учреждение было награждено орденом «Знак Почета».

Шли годы, в России несколько раз сменился общественно-политический строй, а добрые традиции музыкального образования, заложенные еще в конце XIX века в небольшом училище провинциального города Тамбова, как и сама Музыка, не претерпели изменений. Напротив, они вобрали в себя все самые лучшие педагогические наработки, проверенные временем.

От традиций – к инновациям

Сегодня Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова – многопрофильный и многоуровневый вуз, ведущий подготовку по программам ВПО и СПО, а также реализующий программы послевузовского образования и все виды дополнительного – в области музыкального искусства, музыкального образования и социально-культурной деятельности. При этом институт ориентируется не только на традиционные академические направления музыкального искусства, но и ведет подготовку специалистов в области народного художественного творчества, хореографии, художественного и музыкального образования.

В последние годы возможности учебного заведения существенно расширились и, несмотря на его приверженность более чем столетним традициям российского музыкального образования, с 1996 года в институте реализуется двухуровневая система подготовки. Необходимость гибко реагировать на потребности рынка труда подтолкнула вуз к важным стратегическим изменениям: расширен спектр направлений и специальностей, начата подготовка бакалавров и магистров в области культуры, музыкального искусства и педагогики, открыта аспирантура по двум научным специальностям.

Основу педагогического коллектива пяти факультетов и 14 кафедр института составляют 5 докторов и 30 кандидатов наук, профессора, 25 доцентов, 6 заслуженных деятелей искусств и 4 заслуженных артиста РФ, 1 народный артист СССР, а также 15 заслуженных работников культуры РФ. У таких преподавателей действительно есть чему поучиться. Поэтому студенты идут в институт с желанием: почти 1300 человек, получающих образование в одном из старейших российских музыкальных вузов, учатся по 14 направлениям и специальностям.

Тысячи выпускников ТГМПИ им. С.В. Рахманинова работают в учебных заведениях России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран, в концертных организациях и оперных театрах Самары, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, в симфонических оркестрах Волгограда, Самары, Саратова, Москвы и других городов страны. Многие выпускники вуза удостоены высоких почетных званий, ученых степеней и званий, носят титулы лауреатов международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов.

Научно-исследовательская деятельность в институте ведется по семи основным направлениям. Большое внимание уделяется развитию исследовательской работы молодых ученых, аспирантов и студентов в области искусствоведения и музыкальной педагогики. В институте работает Совет молодых ученых. Студенческое научное сообщество представлено научными кружками и секциями НИРС, в состав которых входят также студенты колледжа, аспиранты и соискатели.

Среди музыкальных вузов России и зарубежья ТГМПИ им. С.В. Рахманинова хорошо известен тем, что ежегодно проводит на своей базе традиционную международную научно-практическую конференцию «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство». Вообще, научные конференции, Интернет-конференции, педагогические чтения и студенческие научные ассамблеи, проводимые отдельными кафедрами по проблемам искусствознания, педагогики, художественного творчества и духовно-нравственного воспитания молодежи, существенно дополняют палитру научно-исследовательской работы в вузе. Институт ведет экспериментальную работу с общеобразовательными школами по разработке вариантов модели художественно-эстетического профиля, оказывает научно-методическую помощь детским музыкальным школам и школам искусств Тамбовской области.

Благодаря этому, ТГМПИ им. С.В. Рахманинова по праву называют центром музыкального образования Тамбовской области, который ориентирует свою деятельность на потребности Центрально-Черноземного региона России. В институте успешно функционирует факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов для учреждений высшего и среднего профессионального образования, дополнительного художественного образования детей, руководящих работников и специалистов в области культуры и искусства. Среди его слушателей представители не только Тамбовской области, но и других регионов России. Факультет ежегодно получает массу благодарственных писем от руководителей учреждений и бывших слушателей.

Будущее – в развитии

Формирование новых интеллектуальных потребностей и ценностных ориентаций в современном обществе актуализирует проблемы повышения качества подготовки специалистов в творческих вузах, реформирования системы художественного образования, совершенствования его методологической основы и поиска эффективных образовательных технологий. В решении этих проблем определенную ценность представляет опыт, накопленный ТГМПИ им. С.В. Рахманино ва. Внимание администрации и ученого совета вуза сосредоточено сегодня на художественном и профессиональном развитии профессорско-преподавательского состава, формировании у студентов самостоятельного, творческого и ответственного подхода к учебе. Для повышения качества подготовки специалистов и совершенствования учебного процесса в институте используется модульно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов.

ТГМПИ активно развивает сложившиеся международные связи. В рамках взаимообмена между институтом и зарубежными музыкальными коллективами реализованы четыре международных проекта объединенного русско-немецкого симфонического оркестра, состоящего из немецких оркестровых музыкантов и студентов симфонического оркестра ТГМПИ. Силами Ветцларского камерного и студенческого симфонического оркестров под руководством немецкого дирижера Мартина Кнеля осуществлена совместная постановка оперы Моцарта «Митридат, царь Понтийский». Значительными событиями в культурной жизни Тамбова стали международные фестивали «Дни Германии в Тамбове» ( 2005, 2006, 2008 ), проведенные при поддержке Посольства ФРГ и Фонда им. Р. Боша. Вуз имеет крепкие деловые связи с колледжем Лондонского университета (Goldsmiths College, University of London), музыкальной школой г. Теттнанг – Германия (Stadtische Musikschule in Tettnang), Белорусской государственной академией музыки, высшей школой музыки г. Мюнстера (Musikhochschule in der Westfalischen Wilhelms-Universitat Munster) и другими известными представителями музыкального образования зарубежья.

Сквозь призму времени

Богатейшая история ТГМПИ им. С.В. Рахманинова указывает на то, что музыкальные учебные заведения России в различные периоды социально-политического состояния общества брали на себя инициативу музыкального просвещения, становились форпостами подлинной музыкальной культуры в различных регионах страны. На них и сегодня не редко перемещается центр тяжести при проведении мас со вой художественно-воспитательной и культурно-просветительской работы. Именно они, сосредоточив значительный творческий потенциал, могут выполнять эту ответственную роль и часто делают это с успехом.

Помимо студенческих оркестров, хоров и ансамблей, предусмотренных требованиями основных образовательных программ, при ТГМПИ работают художественные коллективы, имеющие звание «народных». Активную музыкальную и культурно-просветительскую деятельность, ежегодно поддерживаемую грантами Тамбовской областной администрации, ведут детский духовой оркестр им. И.А. Шатрова, фольклорный ансамбль «Губеренка», студенческий театр, а также музей истории института.

Таким образом, задачи музыкального вуза на современном этапе не сводятся только к подготовке музыкантов и других профессионалов в области культуры. Они шире, многообразнее, универсальнее, поскольку имеют непосредственное воздействие на духовный ареал России, формируют общественную потребность в постоянном и тесном общении с музыкальным и другими видами искусства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: музыкальное образование, тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, тамбовская область, профиль, ао-32

Похожие материалы:
Колледж новых идей
Музыкальное образование в Ставрополье
Воспитательная работа в Туймазинском государственном юридическом колледже
Творческий путь Астраханской академии музыки
Лучший нестоличный музыкальный вуз России
Сибирское «месторождение» горных специалистов
Консерватория в гармонии с наукой
Консерватория – часть музыкальной жизни России
Курский музыкальный колледж-интернат: Курские соловьи
Концепция непрерывности для подготовки аграриев

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#95Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
#94Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
#96Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники отметил 85-летие
#99Новости образования «АО-99»
#106Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве