Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Профессиональное образование и занятость молодежи

В нашей стране идет поиск эффективных моделей устранения безработицы. Так, президиум РАО включил тему «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» в план важнейших научно-исследовательских работ на 2013-2020 годы.

Просмотров: 2369

Е.Л. РУДНЕВА, ректор Кузбасского регионального института развития профессионального образования, доктор педагогических наук

М.П. ПАЛЬЯНОВ, заведующий лабораторией сравнительного анализа систем профобразования в России и за рубежом Кузбасского регионального института развития профессионального образования, доктор педагогических наук

Е.А. ПАХОМОВА, заместитель губернатора Кемеровской области, кандидат педагогических наук

Специальности обучился, а на производстве пригодился?

Из-за распада системы обязательного государственного распределения, существовавшей в советский период, между учреждениями профессионального образования и предприятиями образовался разрыв, который в настоящее время имеет значительные масштабы. Из-за этого выпускникам вузов и ссузов приходится самостоятельно искать работу и прилагать намного больше усилий, чтобы стать полноценными специалистами, их становление в качестве производительных работников чрезвычайно усложнилось.

Источником другой проблемы является старение населения. Уже в ближайшие десятилетия – после того как старшее поколение уйдет на пенсию – молодежь не сможет на необходимом уровне восполнить трудовой потенциал государства ни в количественном, ни в качественном выражении. Основанием для такого вывода служит довольно длинный ряд противоречий, характерных для российского общества. В частности, и требования современного инновационного производства, и образовательный потенциал, накопленный российским обществом, выше уровня подготовки молодого поколения. В результате получаемые знания отстают от развития технологий и квалификация, полученная выпускниками, зачастую не соответствует требованиям производства. Профессиональная ориентация молодежи строится не на знании содержания профессии и трудовых операций, а на внешних атрибутах. В дополнение к этому юноши и девушки не считают труд ценностью, а воспринимают его лишь как средство достижения личного блага. Стремление «жить хорошо» не совпадает у них со средствами достижения этой цели. Рынок образовательных услуг не соответствует потребностям рынка труда. Платные услуги развиваются быстрее, чем способность их оплачивать.

Третья проблема порождена переходом к постиндустриальному типу экономики, связанному с развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции. В этих условиях возрастают требования к деловым и личностным характеристикам выпускников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам. По данным социологических исследований 2011-2012 годов, проведенных лабораторией сравнительного анализа систем профессионального образования в России и за рубежом Кузбасского регионального института развития профессионального образования, не удовлетворены подготовкой специалистов в системе среднего профобразования 38 процентов работодателей Сибирского федерального округа, в вузах – 30 процентов. Особенно много нареканий вызывает практическое освоение профессии. Значительное количество молодых людей в определенной степени не готово к переходу от учебы к работе. Например, в Сибирском регионе после окончания обучения по специальности устраиваются примерно 40–50 процентов выпускников.

Относительно молодежи сказанное означает, что проблема образования и занятости этой группы населения является весьма актуальной, а по отношению к профессиональному образованию – теоретические и практические подходы к его модернизации надо менять. В условиях интеграции России в мировое образовательное пространство и набирающей силу глобализации в стране существуют две совершенно разных модели профессионального образования. Одна базируется на свободной торговле услугами и конкуренции между их поставщиками, а другая – на системе, которая работает в закрытом от экономики режиме. Что делать в подобной ситуации? Ответ напрашивается сам собой – разрабатывать современную теорию профессионального образования, адекватную мировой практике, и соответствующую ей модель образования. А для этого нужно активно исследовать вопросы эффективности использования рабочей силы, движения рабочих мест, развития человеческих ресурсов и вырабатывать систему нормативно-правовых мер по привлечению работодателей к решению проблемы качества подготовки выпускников.

Опыт зарубежных стран показывает, что очень много зависит от государственной политики в области занятости молодежи. Безработица является одной из сложнейших глобальных проблем человечества. Однако в США и Германии, по оценкам российских и зарубежных экспертов, отмечаются достаточно высокие показатели занятости молодежи. В первую очередь исследователи связывают это с социально-экономической политикой, которая направлена на развитие и поддержание среднего и малого бизнеса. В начале XXI века в США для устранения молодежной безработицы была проведена общегосударственная реформа подготовки и переподготовки рабочей силы и специалистов, построена новая система дополнительного образования, имеющая коммерческую основу.

В этот же период в Германии была создана широкая сеть непрерывного обучения и повышения квалификации для работников предприятий и фирм. В процессе обучения начали применяться методы стимулирования, развития самооценки обучаемого и его стремления к достижению поставленной цели. Профессиональная подготовка стала опираться на современные теоретические концепции.

В зарубежных странах практикуется прямое финансирование систем обучения внутри предприятий. В некоторых из них государство покрывает до 50 процентов издержек предприятий, отслеживая при этом, насколько обучение соответствует требованиям, предъявляемым к профессии. Также стимулируются различные формы кооперации науки, образования, производства, особенно в тех случаях, когда союз учебных заведений, научно-исследовательских центров и предприятий (фирм) приводит к кардинальной смене производства и кардинальной переподготовке кадров.

В нашей стране тоже идет поиск эффективных моделей устранения безработицы. Президиум РАО включил тему «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» в план важнейших научно-исследовательских работ на 2013-2020 годы. Научным консультантом темы является академик РАО Е.В. Ткаченко, головными учреждениями, осуществляющими исследования, – Институт теории и истории педагогики РАО и Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. Уже сформирован творческий исследовательский коллектив ученых и специалистов и разработан специальный проект, реализация которого началась в Сибирском федеральном округе.

В ряде городов (Новосибирск, Томск, Кемерово, Иркутск, Новокузнецк, Юрга) по согласованию с руководством мэрии и областными администрациями строятся образовательно-отраслевые кластеры, объединяющие учреждения общего и профессионального образования, центры занятости населения, работодателей. Они обеспечат международную сертификацию учебных программ по ряду специальностей СПО и стажировки преподавателей и мастеров профессионального обучения в колледжах и фирмах зарубежных стран, а студентам дадут возможность участвовать в производстве и создании собственного бизнеса. В настоящее время подписаны соглашения о стажировках в 2013-2017 годах директоров и преподавателей в Польше, Германии, Чехии, Китае и других странах.

В перспективе на базе колледжей будут организованы многофункциональные центры прикладных квалификаций. В Кемеровской, Новосибирской, Томской областях такая работа уже начата. В структуре центров формируются советы предпринимателей по экспертизе качества профессиональной подготовки студентов, которые будут вносить коррективы в процесс подготовки кадров. В настоящее время в работе по формированию центров активно участвуют более 50 руководителей предприятий и фирм региона.

В округе создается межрегиональная программа обеспечения занятости молодежи, направленная на повышение привлекательности специальностей, востребованных на региональном рынке труда, и на развитие частно-государственного и социального парт­нерства. Она предполагает как изучение уровня информированности выпускников школ о кадровых потребностях экономики и степени осознанности их профессионально-образовательного выбора, так и улучшение профессиональной ориентации старшеклассников. Для школьников разрабатывается единый портал в Интернете, а также запланированы экскурсии, круглые столы, деловые игры, мастер-классы и другие мероприятия, нацеленные на осознанный выбор профессий и специальностей, востребованных в регионе.

К реализации межрегиональной программы будут привлечены центры содействия трудоустройству выпускников при вузах и колледжах, бизнес-инкубаторы торгово-промышленных палат. Те выпускники, для которых существует риск остаться без работы в родном крае, смогут воспользоваться данными из межрегионального банка вакансий, и им будет оказана адресная поддержка при трудоустройстве в другой местности. Не исключается и профессиональное переобучение.

Автоматизированная система «Мониторинг рынка труда» позволит формировать прогнозы потребности в рабочей силе и специалистах того или иного профиля, проводить анализ соответствия подготовки кадров в учреждениях профессионального образования потребностям рынка труда и, исходя из этого, предлагать способы решения конкретных проблем, свойственных отдельным территориям.

Проект «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» поддерживается Комитетом Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям. Планируется, что его воплощение в жизнь приведет к международной сертификации образовательных программ и учебных заведений и созданию сов­местно с зарубежными исследователями таких программ повышения квалификации, которые основаны на опережающей подготовке работников системы профобразования и специалистов для инновационной экономики. Еще один ожидаемый результат – повысится качество подготовки студентов, возрастет их ориентация на карьерный рост, и к труду они научатся относиться как к социально значимой составляющей инновационного стиля жизни. А в целом проект должен привести к устойчивому увеличению занятости молодежи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: трудоустройство выпускников, кузбасский региональный институт развития профессионального образования, кадровая политика, ао-65

Похожие материалы:
Работодатель-вуз: преемственность в обучении
Трудоустройство выпускников: решение проблемы
Добровольное госраспределение для выпускников российских вузов
Квалификация выпускников не соответствует требованиям производства
Тенденции рынка труда Татарстана
Обзор рынка труда Ульяновской области
«СПЛАТ» растит специалистов, опираясь на внутренние ресурсы
Баланс между рынком труда и системой образования
НПО «Сатурн»: выпускникам необходима адаптация
Обзор рынка труда Краснодарского края

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#109Риск-ориентированная модель в образовании: готовность №…
#103Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
#102Кудымкарскому педагогическому колледжу исполнилось девяносто лет
#104Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
#103Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани