Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Профессиональное образование и занятость молодежи

В нашей стране идет поиск эффективных моделей устранения безработицы. Так, президиум РАО включил тему «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» в план важнейших научно-исследовательских работ на 2013-2020 годы.

23.08.2013
Просмотров: 2189

Е.Л. РУДНЕВА, ректор Кузбасского регионального института развития профессионального образования, доктор педагогических наук

М.П. ПАЛЬЯНОВ, заведующий лабораторией сравнительного анализа систем профобразования в России и за рубежом Кузбасского регионального института развития профессионального образования, доктор педагогических наук

Е.А. ПАХОМОВА, заместитель губернатора Кемеровской области, кандидат педагогических наук

Специальности обучился, а на производстве пригодился?

Из-за распада системы обязательного государственного распределения, существовавшей в советский период, между учреждениями профессионального образования и предприятиями образовался разрыв, который в настоящее время имеет значительные масштабы. Из-за этого выпускникам вузов и ссузов приходится самостоятельно искать работу и прилагать намного больше усилий, чтобы стать полноценными специалистами, их становление в качестве производительных работников чрезвычайно усложнилось.

Источником другой проблемы является старение населения. Уже в ближайшие десятилетия – после того как старшее поколение уйдет на пенсию – молодежь не сможет на необходимом уровне восполнить трудовой потенциал государства ни в количественном, ни в качественном выражении. Основанием для такого вывода служит довольно длинный ряд противоречий, характерных для российского общества. В частности, и требования современного инновационного производства, и образовательный потенциал, накопленный российским обществом, выше уровня подготовки молодого поколения. В результате получаемые знания отстают от развития технологий и квалификация, полученная выпускниками, зачастую не соответствует требованиям производства. Профессиональная ориентация молодежи строится не на знании содержания профессии и трудовых операций, а на внешних атрибутах. В дополнение к этому юноши и девушки не считают труд ценностью, а воспринимают его лишь как средство достижения личного блага. Стремление «жить хорошо» не совпадает у них со средствами достижения этой цели. Рынок образовательных услуг не соответствует потребностям рынка труда. Платные услуги развиваются быстрее, чем способность их оплачивать.

Третья проблема порождена переходом к постиндустриальному типу экономики, связанному с развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции. В этих условиях возрастают требования к деловым и личностным характеристикам выпускников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам. По данным социологических исследований 2011-2012 годов, проведенных лабораторией сравнительного анализа систем профессионального образования в России и за рубежом Кузбасского регионального института развития профессионального образования, не удовлетворены подготовкой специалистов в системе среднего профобразования 38 процентов работодателей Сибирского федерального округа, в вузах – 30 процентов. Особенно много нареканий вызывает практическое освоение профессии. Значительное количество молодых людей в определенной степени не готово к переходу от учебы к работе. Например, в Сибирском регионе после окончания обучения по специальности устраиваются примерно 40–50 процентов выпускников.

Относительно молодежи сказанное означает, что проблема образования и занятости этой группы населения является весьма актуальной, а по отношению к профессиональному образованию – теоретические и практические подходы к его модернизации надо менять. В условиях интеграции России в мировое образовательное пространство и набирающей силу глобализации в стране существуют две совершенно разных модели профессионального образования. Одна базируется на свободной торговле услугами и конкуренции между их поставщиками, а другая – на системе, которая работает в закрытом от экономики режиме. Что делать в подобной ситуации? Ответ напрашивается сам собой – разрабатывать современную теорию профессионального образования, адекватную мировой практике, и соответствующую ей модель образования. А для этого нужно активно исследовать вопросы эффективности использования рабочей силы, движения рабочих мест, развития человеческих ресурсов и вырабатывать систему нормативно-правовых мер по привлечению работодателей к решению проблемы качества подготовки выпускников.

Опыт зарубежных стран показывает, что очень много зависит от государственной политики в области занятости молодежи. Безработица является одной из сложнейших глобальных проблем человечества. Однако в США и Германии, по оценкам российских и зарубежных экспертов, отмечаются достаточно высокие показатели занятости молодежи. В первую очередь исследователи связывают это с социально-экономической политикой, которая направлена на развитие и поддержание среднего и малого бизнеса. В начале XXI века в США для устранения молодежной безработицы была проведена общегосударственная реформа подготовки и переподготовки рабочей силы и специалистов, построена новая система дополнительного образования, имеющая коммерческую основу.

В этот же период в Германии была создана широкая сеть непрерывного обучения и повышения квалификации для работников предприятий и фирм. В процессе обучения начали применяться методы стимулирования, развития самооценки обучаемого и его стремления к достижению поставленной цели. Профессиональная подготовка стала опираться на современные теоретические концепции.

В зарубежных странах практикуется прямое финансирование систем обучения внутри предприятий. В некоторых из них государство покрывает до 50 процентов издержек предприятий, отслеживая при этом, насколько обучение соответствует требованиям, предъявляемым к профессии. Также стимулируются различные формы кооперации науки, образования, производства, особенно в тех случаях, когда союз учебных заведений, научно-исследовательских центров и предприятий (фирм) приводит к кардинальной смене производства и кардинальной переподготовке кадров.

В нашей стране тоже идет поиск эффективных моделей устранения безработицы. Президиум РАО включил тему «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» в план важнейших научно-исследовательских работ на 2013-2020 годы. Научным консультантом темы является академик РАО Е.В. Ткаченко, головными учреждениями, осуществляющими исследования, – Институт теории и истории педагогики РАО и Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. Уже сформирован творческий исследовательский коллектив ученых и специалистов и разработан специальный проект, реализация которого началась в Сибирском федеральном округе.

В ряде городов (Новосибирск, Томск, Кемерово, Иркутск, Новокузнецк, Юрга) по согласованию с руководством мэрии и областными администрациями строятся образовательно-отраслевые кластеры, объединяющие учреждения общего и профессионального образования, центры занятости населения, работодателей. Они обеспечат международную сертификацию учебных программ по ряду специальностей СПО и стажировки преподавателей и мастеров профессионального обучения в колледжах и фирмах зарубежных стран, а студентам дадут возможность участвовать в производстве и создании собственного бизнеса. В настоящее время подписаны соглашения о стажировках в 2013-2017 годах директоров и преподавателей в Польше, Германии, Чехии, Китае и других странах.

В перспективе на базе колледжей будут организованы многофункциональные центры прикладных квалификаций. В Кемеровской, Новосибирской, Томской областях такая работа уже начата. В структуре центров формируются советы предпринимателей по экспертизе качества профессиональной подготовки студентов, которые будут вносить коррективы в процесс подготовки кадров. В настоящее время в работе по формированию центров активно участвуют более 50 руководителей предприятий и фирм региона.

В округе создается межрегиональная программа обеспечения занятости молодежи, направленная на повышение привлекательности специальностей, востребованных на региональном рынке труда, и на развитие частно-государственного и социального парт­нерства. Она предполагает как изучение уровня информированности выпускников школ о кадровых потребностях экономики и степени осознанности их профессионально-образовательного выбора, так и улучшение профессиональной ориентации старшеклассников. Для школьников разрабатывается единый портал в Интернете, а также запланированы экскурсии, круглые столы, деловые игры, мастер-классы и другие мероприятия, нацеленные на осознанный выбор профессий и специальностей, востребованных в регионе.

К реализации межрегиональной программы будут привлечены центры содействия трудоустройству выпускников при вузах и колледжах, бизнес-инкубаторы торгово-промышленных палат. Те выпускники, для которых существует риск остаться без работы в родном крае, смогут воспользоваться данными из межрегионального банка вакансий, и им будет оказана адресная поддержка при трудоустройстве в другой местности. Не исключается и профессиональное переобучение.

Автоматизированная система «Мониторинг рынка труда» позволит формировать прогнозы потребности в рабочей силе и специалистах того или иного профиля, проводить анализ соответствия подготовки кадров в учреждениях профессионального образования потребностям рынка труда и, исходя из этого, предлагать способы решения конкретных проблем, свойственных отдельным территориям.

Проект «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» поддерживается Комитетом Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям. Планируется, что его воплощение в жизнь приведет к международной сертификации образовательных программ и учебных заведений и созданию сов­местно с зарубежными исследователями таких программ повышения квалификации, которые основаны на опережающей подготовке работников системы профобразования и специалистов для инновационной экономики. Еще один ожидаемый результат – повысится качество подготовки студентов, возрастет их ориентация на карьерный рост, и к труду они научатся относиться как к социально значимой составляющей инновационного стиля жизни. А в целом проект должен привести к устойчивому увеличению занятости молодежи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: трудоустройство выпускников, кузбасский региональный институт развития профессионального образования, кадровая политика, ао-65

Похожие материалы:
Обзор рынка труда Ульяновской области
«СПЛАТ» растит специалистов, опираясь на внутренние ресурсы
Добровольное госраспределение для выпускников российских вузов
Квалификация выпускников не соответствует требованиям производства
Зачем бизнес берет на себя функции вузов?
Баланс между рынком труда и системой образования
Обзор рынка труда Ставропольского края
НПО «Сатурн»: выпускникам необходима адаптация
Общественная экспертиза компетентностной модели выпускника
Содействие трудоустройству выпускников в Ставрополье

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#86Новый подход к выбору лучших программ
#87Китайские студенты за рубежом
#87Аккредитационные коллизии ДПО
#83Конкурентоспособность частной образовательной организации
#87Пути модернизации профессионального образования
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике