Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Профессиональное образование и занятость молодежи

В нашей стране идет поиск эффективных моделей устранения безработицы. Так, президиум РАО включил тему «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» в план важнейших научно-исследовательских работ на 2013-2020 годы.

23.08.2013
Просмотров: 2217

Е.Л. РУДНЕВА, ректор Кузбасского регионального института развития профессионального образования, доктор педагогических наук

М.П. ПАЛЬЯНОВ, заведующий лабораторией сравнительного анализа систем профобразования в России и за рубежом Кузбасского регионального института развития профессионального образования, доктор педагогических наук

Е.А. ПАХОМОВА, заместитель губернатора Кемеровской области, кандидат педагогических наук

Специальности обучился, а на производстве пригодился?

Из-за распада системы обязательного государственного распределения, существовавшей в советский период, между учреждениями профессионального образования и предприятиями образовался разрыв, который в настоящее время имеет значительные масштабы. Из-за этого выпускникам вузов и ссузов приходится самостоятельно искать работу и прилагать намного больше усилий, чтобы стать полноценными специалистами, их становление в качестве производительных работников чрезвычайно усложнилось.

Источником другой проблемы является старение населения. Уже в ближайшие десятилетия – после того как старшее поколение уйдет на пенсию – молодежь не сможет на необходимом уровне восполнить трудовой потенциал государства ни в количественном, ни в качественном выражении. Основанием для такого вывода служит довольно длинный ряд противоречий, характерных для российского общества. В частности, и требования современного инновационного производства, и образовательный потенциал, накопленный российским обществом, выше уровня подготовки молодого поколения. В результате получаемые знания отстают от развития технологий и квалификация, полученная выпускниками, зачастую не соответствует требованиям производства. Профессиональная ориентация молодежи строится не на знании содержания профессии и трудовых операций, а на внешних атрибутах. В дополнение к этому юноши и девушки не считают труд ценностью, а воспринимают его лишь как средство достижения личного блага. Стремление «жить хорошо» не совпадает у них со средствами достижения этой цели. Рынок образовательных услуг не соответствует потребностям рынка труда. Платные услуги развиваются быстрее, чем способность их оплачивать.

Третья проблема порождена переходом к постиндустриальному типу экономики, связанному с развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции. В этих условиях возрастают требования к деловым и личностным характеристикам выпускников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам. По данным социологических исследований 2011-2012 годов, проведенных лабораторией сравнительного анализа систем профессионального образования в России и за рубежом Кузбасского регионального института развития профессионального образования, не удовлетворены подготовкой специалистов в системе среднего профобразования 38 процентов работодателей Сибирского федерального округа, в вузах – 30 процентов. Особенно много нареканий вызывает практическое освоение профессии. Значительное количество молодых людей в определенной степени не готово к переходу от учебы к работе. Например, в Сибирском регионе после окончания обучения по специальности устраиваются примерно 40–50 процентов выпускников.

Относительно молодежи сказанное означает, что проблема образования и занятости этой группы населения является весьма актуальной, а по отношению к профессиональному образованию – теоретические и практические подходы к его модернизации надо менять. В условиях интеграции России в мировое образовательное пространство и набирающей силу глобализации в стране существуют две совершенно разных модели профессионального образования. Одна базируется на свободной торговле услугами и конкуренции между их поставщиками, а другая – на системе, которая работает в закрытом от экономики режиме. Что делать в подобной ситуации? Ответ напрашивается сам собой – разрабатывать современную теорию профессионального образования, адекватную мировой практике, и соответствующую ей модель образования. А для этого нужно активно исследовать вопросы эффективности использования рабочей силы, движения рабочих мест, развития человеческих ресурсов и вырабатывать систему нормативно-правовых мер по привлечению работодателей к решению проблемы качества подготовки выпускников.

Опыт зарубежных стран показывает, что очень много зависит от государственной политики в области занятости молодежи. Безработица является одной из сложнейших глобальных проблем человечества. Однако в США и Германии, по оценкам российских и зарубежных экспертов, отмечаются достаточно высокие показатели занятости молодежи. В первую очередь исследователи связывают это с социально-экономической политикой, которая направлена на развитие и поддержание среднего и малого бизнеса. В начале XXI века в США для устранения молодежной безработицы была проведена общегосударственная реформа подготовки и переподготовки рабочей силы и специалистов, построена новая система дополнительного образования, имеющая коммерческую основу.

В этот же период в Германии была создана широкая сеть непрерывного обучения и повышения квалификации для работников предприятий и фирм. В процессе обучения начали применяться методы стимулирования, развития самооценки обучаемого и его стремления к достижению поставленной цели. Профессиональная подготовка стала опираться на современные теоретические концепции.

В зарубежных странах практикуется прямое финансирование систем обучения внутри предприятий. В некоторых из них государство покрывает до 50 процентов издержек предприятий, отслеживая при этом, насколько обучение соответствует требованиям, предъявляемым к профессии. Также стимулируются различные формы кооперации науки, образования, производства, особенно в тех случаях, когда союз учебных заведений, научно-исследовательских центров и предприятий (фирм) приводит к кардинальной смене производства и кардинальной переподготовке кадров.

В нашей стране тоже идет поиск эффективных моделей устранения безработицы. Президиум РАО включил тему «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» в план важнейших научно-исследовательских работ на 2013-2020 годы. Научным консультантом темы является академик РАО Е.В. Ткаченко, головными учреждениями, осуществляющими исследования, – Институт теории и истории педагогики РАО и Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. Уже сформирован творческий исследовательский коллектив ученых и специалистов и разработан специальный проект, реализация которого началась в Сибирском федеральном округе.

В ряде городов (Новосибирск, Томск, Кемерово, Иркутск, Новокузнецк, Юрга) по согласованию с руководством мэрии и областными администрациями строятся образовательно-отраслевые кластеры, объединяющие учреждения общего и профессионального образования, центры занятости населения, работодателей. Они обеспечат международную сертификацию учебных программ по ряду специальностей СПО и стажировки преподавателей и мастеров профессионального обучения в колледжах и фирмах зарубежных стран, а студентам дадут возможность участвовать в производстве и создании собственного бизнеса. В настоящее время подписаны соглашения о стажировках в 2013-2017 годах директоров и преподавателей в Польше, Германии, Чехии, Китае и других странах.

В перспективе на базе колледжей будут организованы многофункциональные центры прикладных квалификаций. В Кемеровской, Новосибирской, Томской областях такая работа уже начата. В структуре центров формируются советы предпринимателей по экспертизе качества профессиональной подготовки студентов, которые будут вносить коррективы в процесс подготовки кадров. В настоящее время в работе по формированию центров активно участвуют более 50 руководителей предприятий и фирм региона.

В округе создается межрегиональная программа обеспечения занятости молодежи, направленная на повышение привлекательности специальностей, востребованных на региональном рынке труда, и на развитие частно-государственного и социального парт­нерства. Она предполагает как изучение уровня информированности выпускников школ о кадровых потребностях экономики и степени осознанности их профессионально-образовательного выбора, так и улучшение профессиональной ориентации старшеклассников. Для школьников разрабатывается единый портал в Интернете, а также запланированы экскурсии, круглые столы, деловые игры, мастер-классы и другие мероприятия, нацеленные на осознанный выбор профессий и специальностей, востребованных в регионе.

К реализации межрегиональной программы будут привлечены центры содействия трудоустройству выпускников при вузах и колледжах, бизнес-инкубаторы торгово-промышленных палат. Те выпускники, для которых существует риск остаться без работы в родном крае, смогут воспользоваться данными из межрегионального банка вакансий, и им будет оказана адресная поддержка при трудоустройстве в другой местности. Не исключается и профессиональное переобучение.

Автоматизированная система «Мониторинг рынка труда» позволит формировать прогнозы потребности в рабочей силе и специалистах того или иного профиля, проводить анализ соответствия подготовки кадров в учреждениях профессионального образования потребностям рынка труда и, исходя из этого, предлагать способы решения конкретных проблем, свойственных отдельным территориям.

Проект «Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом» поддерживается Комитетом Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям. Планируется, что его воплощение в жизнь приведет к международной сертификации образовательных программ и учебных заведений и созданию сов­местно с зарубежными исследователями таких программ повышения квалификации, которые основаны на опережающей подготовке работников системы профобразования и специалистов для инновационной экономики. Еще один ожидаемый результат – повысится качество подготовки студентов, возрастет их ориентация на карьерный рост, и к труду они научатся относиться как к социально значимой составляющей инновационного стиля жизни. А в целом проект должен привести к устойчивому увеличению занятости молодежи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: трудоустройство выпускников, кузбасский региональный институт развития профессионального образования, кадровая политика, ао-65

Похожие материалы:
Обзор рынка труда Краснодарского края
Добровольное госраспределение для выпускников российских вузов
НПО «Сатурн»: выпускникам необходима адаптация
Тенденции рынка труда Татарстана
Квалификация выпускников не соответствует требованиям производства
Трудоустройство выпускников: решение проблемы
«СПЛАТ» растит специалистов, опираясь на внутренние ресурсы
Баланс между рынком труда и системой образования
Работодатель-вуз: преемственность в обучении
Обзор рынка труда Ульяновской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#88Перспективы развития экономического образования
#89Профессионализм, качество, инновации
#87Объединяющая площадка профессионального образования
#86Новая образовательная модель
#87Пути модернизации профессионального образования
Информационная лента
14:51СФУ вошёл ТОП-10 поискового рейтинга вузов от Яндекс
14:40Всероссийский форум иностранных обучающихся
13:52Лучший молодой декан России работает в АлтГТУ им. И.И. Ползунова
13:16Победители конкурсов Президентской программы РНФ
11:54В магистратуре ТПУ начали готовить руководителей энергопредприятий