Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Всероссийский конкурс «Мастер года»

Конкурс «Мастер года – 2009» организован Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию, Министерством образования Ульяновской области и Ульяновской областной организацией «Российский союз молодежи».

05.12.2009
Просмотров: 4319

В стране родился новый всероссийский конкурс

В октябре текущего года в Ульяновске состоялся первый в истории нашей страны всероссийский конкурс «Мастер года – 2009». Организовали его Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Министерство образования Ульяновской области и Ульяновская областная организация «Российский союз молодежи». Это было весьма значимое событие для системы подготовки рабочих кадров. В конкурсе приняли участие 54 мастера производственного обучения, работающие по программам начального профессионального образования. Среди них были представители весьма удаленных регионов, например таких, как Ямало-Ненецкий автономный округ, Калининградская область.

Конкурс решал следующие задачи:

  • выявление талантливых, творчески работающих мастеров производственного обучения, имеющих высокий профессионально-педагогический рейтинг;
  • поддержка и поощрение лучших по профессии;
  • расширение творческих связей и обмен новыми идеями и достижениями в области профессионального обучения;
  • повышение уровня профессионализма мастеров производственного обучения, развитие потребностей в совершенствовании мастерства;
  • распространение передового опыта педагогической деятельности в системе начального профессионального образования.

Первый этап конкурса был региональным, второй, включающий четыре тура, – всероссийским.

Первый тур – теоретический – состоял из двух этапов: на одном выполнялись тестовые задания по педагогике, методике производственного обучения, на другом проводилась презентация научной, творческой и производственной деятельности участников.

Второй тур – практический – представлял самоанализ урока производственного обучения по видеофрагменту.

Третий тур – «Визитная карточка». Он предполагал представление участников с проявлением творческих качеств личности.

Четвертый тур назывался «Ты пришел…» и состоял из весьма сложных заданий, направленных на разрешение внеурочных и урочных ситуаций.

В два заключительных тура вышли 15 мастеров, набравших максимальное количество баллов. Это были представители Самарской, Нижегородской, Ульяновской, Кировской, Кемеровской, Орловской, Курской, Белгородской, Тульской, Томской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Краснодарского, Ставропольского и Хабаровского краев, Республики Хакасия.

Победителем конкурса стал Э. Р. Гайнеев из Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, второе место занял А. В. Саратов из Самарского профессионально-педагогического колледжа, третье – В. М. Тришакин из профессионального училища № 49 Нижегородской области.

К победителю редакция обратилась с просьбой рассказать о себе и поделиться впечатлениями о конкурсе.


ГАЙНЕЕВ Эдуард Робертович с 1999 года заведует отделением подготовки по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

– Эдуард Робертович, где Вы учились, работали, как попали в мастера производственного обучения?

– Окончил СГПТУ, отслужил в армии, работал механиком, а затем электромонтером на крупном производстве, в специальной бригаде, которая занималась капитальным ремонтом электрооборудования металлорежущих станков. У нас проходили практику учащиеся из подшефного училища, и я был их наставником. Однажды мне предложили перейти работать в училище мастером. Я согласился.

На основе своего сегодняшнего опыта полагаю, что приглашать на работу в учебные заведения опытных рабочих–наставников, проявивших наряду с высоким профессиональным мастерством склонность к педагогической деятельности – хороший способ пополнять кадры. Но, к сожалению, в системе НПО он используется недостаточно активно.

– Сколько лет работаете мастером производственного обучения?

– Более 20-ти. Начал в 1986 году, но 1993-1994 годах сделал небольшой перерыв: работал в Душанбе, в производственной фирме «Дизайн – экспресс», сначала начальником цеха, затем главным энергетиком.

В 1990 году окончил Таджикский государственный университет им. В.И.Ленина. Квалификация филолог. Преподаватель.

– Скажите, чем Вас заинтересовала весьма специфическая профессия мастера, каковы ее привлекательные черты?

– Заинтересовала неординарностью. Во-первых, это особый вид педагогической деятельности. В рамках вверенной группы мастер объединяет практически весь образовательный процесс. Во-вторых, профессия педагога подразумевает как творческую, так и инновационную деятельность: в процессе обучения все непрерывно меняется, постоянно возникают «ситуации нового вида», которые необходимо разрешать. Более того, в последнее время профессия наполняется новым содержанием: мастер производственного обучения становится менеджером профессионального образования.

Важную роль в выборе профессии сыграли несколько обстоятельств. В свое время я окончил профтехучилище по профессии «Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики» и многое в системе НПО знаю «изнутри». Воинскую службу проходил в стройбате, где освоил несколько связанных с техникой рабочих профессий и, являясь сержантом, руководил работой своих товарищей. На предприятии (1985-1986 гг.) был наставником у практикантов-электромонтеров подшефного профтехучилища. С самого начала работы в системе НПО совмещаю обязанности мастера с преподавательской деятельностью, веду спецпредметы. Убежден, мастер, который преподает и теорию, и практику – самый эффективный педагог.

Все перечисленные выше факторы в совокупности помогли мне состояться как мастеру.

– А в чем состоят трудности профессии?

– Трудностей хватает. Прежде всего, они связаны с невысоким статусом человека труда, рабочего (соответственно и мастера). Но в последние годы многое меняется к лучшему, намечается некоторое возрождение и развитие начального профессионального образования. Первый Всероссийский конкурс «Мастер – 2009» явное тому доказательство. Неоднократно участвуя в мероприятиях подобного рода, я ни разу не видел, чтобы губернатор (первое лицо области!) встречался с рядовыми мастерами производственного обучения. И никогда раньше не было такого, чтобы победителя областного конкурса поощряли премией в 15 тысяч рублей. Еще совсем недавно награда составляла 200-300 рублей.

– В колледже Вас охарактеризовали как профессионала, творчески работающего педагога, ученики которого выходят в трудовую жизнь с высокими разрядами. В чем секрет успеха? Помогло ли становлению Вашего профессионального мастерства участие в областных конкурсах?

– Секрет в творческо-конструкторской деятельности, которая, на мой взгляд, является обязательным условием подготовки современного рабочего, служит основой для освоения повышенного уровня квалификации и фантастическим средством включения «механизма саморазвития» учащихся. Совместно с ребятами мы изготавливаем различные станки, приборы, экспонаты, которые выставляются на областных и Всероссийских выставках технического творчества. Наши изделия неоднократно отмечались призами на уровне области, и мы заняли второе место на Всероссийском «Арт – профи – форуме».

Механизм саморазвития, включенный во время учебы в колледже, работает даже тогда, когда ребята начинают самостоятельную трудовую жизнь. Например, недавно один из моих выпускников 2007 года Сергей Анисимов, электромонтер пятого разряда, который два года проработал на базовом предприятии нашего колледжа, сдал экзамены и получил 6-й разряд. Моя победа на Всероссийском уровне – тоже итог многолетней творческо-конструкторской деятельности.

Конкурсы – весьма эффективная форма непрерывного самосовершенствования. Это и мотивационное поле, и общение, и обмен опытом. Они являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки в наших группах. В ульяновском колледже я работаю 13 лет, и за эти годы наши ребята-электромонтеры 8 раз занимали первое место и трижды были вторыми на областных конкурсах профмастерства. А в прошлом году наш ученик-электромонтер занял 3-е место во Всероссийских состязаниях.

Мастеру просто необходимо участвовать в конкурсах профессионального мастерства. С одной стороны, это побуждает повышать уровень своего мастерства, с другой – является прекрасной возможностью апробации различных инноваций.

– Какое впечатление произвел на Вас первый Всероссийский конкурс мастеров производственного обучения, реализующих программы начального профессионального образования? Что, на Ваш взгляд, там было самым интересным и поучительным? Удался ли обмен новыми идеями и достижениями?

– Впечатление самое хорошее! Все было организовано на очень высоком уровне! Мне есть с чем сравнивать, поскольку неоднократно приходилось участвовать в мероприятиях подобного рода.

Интересным было все: и презентации, и «визитки», и проблемные ситуации! Сильнейшие мастера страны проявляли свою неординарность, творчество, и у каждого была своя «изюминка». Все три дня конкурса мы делились опытом, обменивались идеями, что-то записывали, перебрасывали электронную информацию и т.п. И свои достижения показали, и на других посмотрели. Это и было самым важным – обмен опытом.

На торжественном открытии конкурса губернатор С. И. Морозов высказал замечательное предложение о создании Всероссийского клуба мастеров производственного обучения. Подобный клуб организован и успешно работает у нас в Ульяновской области.

Хорошо бы проводить всероссийские конкурсы мастеров производственного обучения каждый год.

– Легко ли далась победа?

– Очень трудно! Все задания были непростыми, но для меня самым сложным оказался предпоследний тур – «визитная карточка». По воле жребия мое выступление было завершающим. Ожидание и волнение дали себя знать.

Мера ответственности увеличивается, когда защищаешь честь своего региона. Ведь другие участники могут усомниться в легитимности победы. Однако такого не произошло. Сильнейшие мастера нашей страны проявили себя и как сильнейшие личности. Когда мы приехали к зданию Дворянского собрания, где должны были объявить итоги конкурса, ко мне подошли несколько человек и подарили книгу со словами: «Эдуард Робертович, мы еще не знаем результатов, но на наш взгляд, Вы были лучшим».

– Какую из внеурочных проблемных ситуаций Вы разрешали и каким образом?

– По заданию, мне надо было как-то отговорить моего ученика от скоропалительного брака в раннем возрасте. Дело осложняло одно очень серьезное обстоятельство: как выяснилось по ходу диалога, невестой является моя дочь! И жить молодые супруги собираются у нас. «Жених и невеста» рассчитывают, что я буду их кормить, а будущему мужу ставить только хорошие отметки.

«Учеников» изображали профессиональные актеры, а также «кэвээнщики». Они превосходно играли свои роли: тараторили, в ответ не давали слова сказать. Но мне все-таки удалось перехватить инициативу, и когда «дочь» расхваливала «ученика» и рассказывала, как часто он признается ей в любви, мне удалось спросить: «А он что-нибудь еще умеет делать?». Это вызвало смех в зале и …некоторую растерянность «детей». Далее так же с юмором мне удалось убедить их отложить свадьбу до окончания учебы, а пока любить друг друга и проверять свои чувства.

– Говорят, вы увлекаетесь наукой: пишете кандидатскую диссертацию. Какой теме посвящено Ваше исследование? В чем его суть? Имеет ли оно отношение к колледжу, к Вашей работе, к ученикам?

– Готовлю диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Тема исследования: «Формирование творческо-конструкторской деятельности в подготовке рабочих повышенного уровня квалификации». Исследование предназначено, прежде всего, моим коллегам – мастерам.

– А другие увлечения есть?

– Сочинение частушек, игра на гитаре, чтение художественной литературы, изобретательство и рационализаторство. Люблю путешествовать, умею готовить.

– В будущем в конкурсах участвовать будете?

– Думаю, что в конкурсе «Мастер года» мне, как победителю, участвовать некорректно. Однако состязаться с коллегами в профессиональном мастерстве обязательно буду, поскольку это своего рода ежегодная ревизия собственной профессиональной компетентности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ульяновская область, мастер года, СПО, профиль, ао-35

Похожие материалы:
Старооскольский геологоразведочный техникум
Традиции качества образования
Модель образования в Зимовниковском педагогическом колледже
Ступени к профессии Учитель
Архангельский морской рыбопромышленный колледж
Ресурсный центр Курганского государственного колледжа
Обучение и воспитание в современных условиях
Эволюционный характер обучения
Хороший специалист - разносторонняя личность
Дополнительное образование – гарантия самореализации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Эдуард! Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: инга
Спасибо! Рад что пригодилось!

2015-08-24 16:32:27 Ответить пользователю

инга Незарегистрированный пользователь
очень грамотно и познавательно. Другим интересно и полезно. Мне лично очень пригодилось.

2012-04-06 08:59:35 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Из журнала
#88Технология внедрения профессиональных стандартов
#86Задачи гражданско-патриотического воспитания
#89Организация системы профессиональных квалификаций
#87Экспресс-форум: Развитие аграрного образования
#86Новый подход к выбору лучших программ
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны