Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

ТГУ - Модульный подход помогает поднять качество

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина внедрил модульно-рейтинговую систему оценки успеваемости и качества знаний студентов, построенная на том, что подготовка специалиста с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования.

Просмотров: 1794
Мамонтов Владимир Дмитриевич – проректор по учебной работе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, доктор экономических наук, профессор

В 2008-2009 учебном году в Тамбовском государственном университете им. Г.р. Державина была внедрена модульно-рейтинговая система оценки успеваемости и качества знаний студентов, построенная на том, что подготовка специалиста с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования. О достоинствах этой системы и других факторах, благотворно влияющих на подготовку выпускников, рассуждает в своем интервью проректор по учебной работе Владимир МАМОНТОВ.

– Каковы результаты профориентационной работы в вашем вузе? Какие её формы наиболее эффективны?

– Формы, методы, инструменты, применяемые в профориентационной работе, определяются сложившейся демографической ситуацией, положением на рынке труда в регионе и в стране в целом, востребованностью работников конкретных специальностей и образовательной политикой государства, касающейся условий приема на первый курс.

В нашем вузе система подготовки и отбора абитуриентов уже сложилась. В частности имеется подготовительное отделение, работают очные и заочные подготовительные курсы, на которых ежегодно обучается более 1600 человек. До 40% из них по конкурсу поступают в вуз. Ведется подготовка выпускников школ к ЕГЭ (репетиционное компьютерное тестирование). Совместно с управлением образования и науки Тамбовской области организуются олимпиады и творческие конкурсы.

Следует отметить, что «найти своего абитуриента» сейчас сложнее, нежели ранее. В современных условиях требуется индивидуализация профориентационной работы.

Конкурс при поступлении в вуз мы обеспечили вопреки сложной демографической ситуации. Это главный результат профориентационной работы. В университет пришли лучшие выпускники школ. Количество медалистов составляет примерно 11-13% от общего числа поступивших.

По данным 2009 года, наиболее высокий конкурс на очном отделении был по специальностям «Социология» (3,8 человека на место), «Лечебное дело» (8,0), «Прикладная информатика (по областям)» (6,7), «Финансы и кредит» (7,1), «Издательское дело и редактирование» (5,2), «Юриспруденция» (4,5), «Организация и технология защиты информации» (3,0) и др.

Состоялся конкурс и на заочном отделении.

Около 98% абитуриентов – жители Тамбовской области. Количество поступающих из городов, как правило, в 1,5-1,8 раза больше, чем из сельской местности. Это можно объяснить более низким уровнем подготовки выпускников сельских школ, а также демографической ситуацией.

– А как вы оцениваете качество подготовки абитуриентов в целом? Есть ли необходимость доучивать первокурсников, для того чтобы поднять качество университетского образования? Если да, каким образом это осуществляется?

– Отмечу, что введение ЕГЭ не способствовало в полной мере решению тех задач, которые возлагаются на выпускной экзамен. С такой формой итоговой аттестации плохо согласуется творческое начало в учебной деятельности, и она не может служить объективным показателем качества обучения. Кроме того, равные условия поступления в вузы не создают равные возможности для абитуриентов по причине действия экономического, социального и множества других факторов. Да и коррупция с введением ЕГЭ не исчезла, а переместилась в школы, точнее говоря, в область полномочий чиновников от образования.

В начале 2009-2010 учебного года и в период зимней экзаменационной сессии мы провели тестирование первокурсников по русскому языку и профильным предметам. Неудовлетворительных оценок оказалось немало, по итогам зимней сессии – примерно 20,1%. Это наводит на размышления по поводу объективности ЕГЭ. Но самое главное: у студентов снижается уровень аналитического мышления, они не умеют формулировать свои мысли и рассуждать. Безусловно, первокурсников приходится доучивать, организуя курсы по иностранному языку, литературе и другим дисциплинам. Самое сложное в этом процессе преодоление «школярства», которое ЕГЭ развивает в худшем варианте.

– Положительное влияние на качество образования оказывает участие в приоритетном национальном проекте «Образование». Тамбовский госуниверситет уже пробовал свои силы в этом направлении. Расскажите нашим читателям о результатах участия в конкурсе инновационных программ.

– Результатом была победа.

Наша программа посвящена созданию на выпускающих кафедрах инновационной среды, включающей центры кристаллизации инновационной деятельности («точки роста») и появлению волны предпринимателей в области новых технологий. Она предполагает:

  1. осуществление мероприятий по пяти приоритетным направлениям («Информационно-телекоммуникационные системы», «Нанотехнологии и наноматериалы», «Живые системы», «Рациональное природопользование» и «Непрерывное образование»);
  2. подготовку специалистов, способных представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный товар и быть востребованными ещё до окончания университета.

Это требует ориентации образовательных программ на формирование у студентов навыков эффективно применять на практике знания и умения, внедрения новых технологий, прогрессивных форм организации образовательного процесса, интерактивных методов обучения и использования учебно-методических материалов, соответствующих мировому уровню.

В результате реализации программы университет становится территорией инновационного развития.

– На ваш взгляд, какие еще формы и методы способствуют повышению качества образования?

– С нашей точки зрения одним из прогрессивных способов организации и повышения качества учебного процесса можно считать модульный подход. В 2008-2009 учебном году в университете была внедрена модульно-рейтинговая система оценки успеваемости и качества знаний студентов (далее МРС). В ее основу положена концепция, построенная на том, что подготовка специалиста с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования. Комплекс модульного обучения позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, создает условия для активной познавательной и самостоятельной деятельности учащихся.

В ходе изучения каждого модуля проверяется освоение теоретического материала и приобретение практических умений и навыков (текущий контроль). При проведении контрольных мероприятий преподаватели используют платформу E-learning, которая применяется для дистанционного и смешанного обучения и создания электронных учебных курсов, тренингов и тестов.

По сравнению с традиционными системами оценки успеваемости и качества знаний МРС обладает рядом преимуществ, к которым относятся:

  • системный подход к построению курса и определению его содержания;
  • обеспечение методического согласования и преемственности модулей и их внутреннего содержания;
  • эффективный текущий контроль усвоения знаний студентами;
  • выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя.

Уже в первый год обучения с применением МРС были получены хорошие результаты: активизировались творческое начало всех участников педагогического процесса, усилилась индивидуализация обучения, самостоятельная работа студентов стала более интенсивной

Модульно-рейтинговое обучение способствует развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины, формирует у студентов навыки самоконтроля, требовательность к себе, ставит их перед необходимостью регулярной учебной работы, служит стимулом для самостоятельных систематических занятий, способствует росту заинтересованности в результатах и в итоге повышает качество образования.

В ходе реализации МРС были выявлены проблемы, с которыми сталкивались и другие вузы, например, установление истинной степени обученности студентов, соответствие уровня усвоения материала (качество знаний) количественным характеристикам оценки различных видов учебной работы (баллам за учебные достижения) и т.д.

Для выявления результативности системы было проведено анкетирование студентов.

Относятся к рейтинговой системе скорее положительно 32,6% опрошенных, в целом положительно – 29,5%, скорее отрицательно – 17,7%, отрицательно – 6,4%, нейтрально – 13,7%.

45% студентов считает, что МРС повышает качество учебного процесса, 35% – что не повышает и не понижает, и только, 19,6% – что зачастую понижает.

Первым достоинством МРС по мнению респондентов является стимулирование самостоятельности (41,2%), вторым – повышение мотивации (22,1%).

Все изложенное позволяет сделать вывод, что модульно-рейтинговая система создает условия для регулярной работы студентов в течение семестра. При этом высокий уровень посещаемости занятий поддерживается только балльной системой, без каких-либо внешних санкций.

– А каков следующий этап в совершенствовании учебного процесса?

– Это переход на систему зачетных единиц.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: владимир мамонтов, ТГУ им. Г.Р. Державина, качество образования, ВПО, проректор, ао-39

Похожие материалы:
МарГТУ - инновации в действии
Процессы модернизации в Ростовском государственном экономическом университете
Западно-Уральский институт экономики и права
Уральская государственная медицинская академия: мы нашли своих абитуриентов
Инновационная экономика начинается с образования
Омская гуманитарная академия – через тернии к звездам!
Оценка качества образования: точки зрения
Физкультурный вуз: курс на электронику и инновации
Челябинский государственный университет: оценка качества
Слагаемые и множители Интернет-олимпиады

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
В ТвГУ пройдет Международная научно-практическая конференция «Языковой дискурс в социальной практике»
Конференция пройдет при участии института межкультурной коммуникации института русистики...
Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
С 24 по 26 июня на базе Алтайского государственного университета будет проходить 16-я...
О методике оценки уровня счастья рассказала на форуме в Москве завкафедрой НовГУ
На прошедшей неделе в Москве, в Технопарке Сколково прошел II Форум «Счастье как бизнес-модель»....
Из журнала
#101Луховицкий авиационный техникум развивает социальное партнерство
#101Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов
#100Чурапчинский институт физкультуры и спорта готовит чемпионов
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
#97#EdCrunch – важный элемент изменений в образовательной сфере
Информационная лента
09:08Из Великобритании - с идеями о сотрудничестве
09:06АГУ и итальянский университет развивают научное партнёрство
09:04Компания Schlumberger запускает кейс-чемпионат для студентов старших курсов и выпускников
09:02О методике оценки уровня счастья рассказала на форуме в Москве завкафедрой НовГУ
08:38XX Международная научно-практическая конференция «Eurasiascience»