Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

ФЭПО: интеллектуальный тренинг по Интернету

Директор НИИ Мониторинга качества образования рассказывает о системе Интернет-тренажеров, с помощью которых вузы могу проводить внутренний мониторинг и контроль уровня знаний студентов.

Просмотров: 2896

Успешно используемая технология проведения федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования не могла не подтолкнуть процесс развития специализированных тренажеров, с помощью которых вузы могут в любой момент устроить внутренний «срез знаний», а студенты имеют возможность заняться самоподготовкой по дисциплинам высшего образования с любого компьютера, подключенного к всемирной паутине.

Универсальная система

Что же такое Интернет-тренажер? Это программный комплекс, в основу которого заложена оригинальная методика, которая, во-первых, служит для измерения знаний, умений и навыков студентов, а во-вторых, направлена на их целенаправленное обучение. Каждый тренажер содержит непосредственно задания, варианты их решения, обоснование правильных ответов и подсказки при выборе неправильных ответов.

Как известно, эффективность использования спортивного тренажера зависит от числа повторений определенных упражнений. Интеллектуальный тренажер по выбранным дисциплинам работает по тому же принципу, разве что способствует накоплению не мышечной массы, а набора знаний. Выполняя задания, студент не просто выбирает из предложенных единственно правильный вариант ответа, а видит, почему, в случае ошибки, он ответил неправильно и как нужно рассуждать, чтобы в следующий раз не ошибиться. Он не только закрепляет материал по выбранной дисциплине, но и совершенствует свои аналитические способности. С каждым следующим разом общий результат прохождения заданий теоретически должен возрастать. А если учесть, что каждый отдельный тренажер включает задания по всему курсу вузовской дисциплины, то можно смело говорить о повышении качества знаний по этой дисциплине.

Рассказывает директор НИИ Мониторинга качества образования Валентина Киселева:

– Разработанная в нашем институте система Интернеттренажеров по дисциплинам универсальна. Она дает образовательным учреждениям возможность определить уровень подготовки студентов и регулярно наблюдать за ростом их результатов перед экзаменом, а также определять «слабые» места при изучении дисциплин. Структура тестов, предлагаемых для решения, соответствует государственным образовательным стандартам, поэтому идеально подходит для «тренировки» перед федеральным Интернет-экзаменом в сфере профессионального образования (ФЭПО). Студент при выполнении тестов имеет возможность мгновенно получить необходимые теоретические сведения, практические примеры и разъяснения к каждому заданию.

Интернет-тренажеры ориентированы не только на подготовку к ФЭПО, но и на широкое использование во внутривузовских системах контроля качества знаний.

На ошибках учатся

Система Интернет-тренажеров содержит тестовые задания по дисциплинам высшего профессионального образования, которые представлены в двух форматах: расширенном и сокращенном.

Расширенный формат Интернет-тренажера включает два режима: обучения и самоконтроля. Режим обучения предназначен для осмысления и закрепления пройденного материала по дисциплине, формирования знаний, умений и навыков студентов. При этом тренинги имеют обратную связь с теорией и сопровождаются комментариями. О том, правильно ли дан ответ, студент получает информацию незамедлительно. В случае, если ответ окажется неправильным, студент получит подсказку, а при необходимости и указание на правильное решение. Ограничения по времени в этом режиме у тренажера нет.

В режиме самоконтроля студенту предоставляется возможность проверить силы в условиях, максимально приближенных к реальному контрольному тестированию. Этот режим предназначен для оценки уровня усвоения знаний после изучения дисциплины, поэтому тренажер не выдает комментарии, а результат выполнения теста выводится по завершении всего тестирования, ограниченного определенными временными рамками.

Если возникает необходимость, то после прохождения режима самоконтроля студент может возвратиться к обучению, чтобы увидеть свои ошибки. Решая последовательно задачи, он видит собственные неверные ответы и исправляет их.

После выполнения теста, вне зависимости от выбранного режима, испытуемый получает итоговую оценку в виде процента правильно выполненных заданий и количества освоенных разделов дисциплины из их общего числа.

Первоначально тренажер содержал задания только по 27 дисциплинам, но с 15 октября 2009 года Интернет-тренажеры будут доступны более чем по 50 дисциплинам высшего профессионального образования.

По словам Валентины Киселевой, в сокращенном формате студент может увидеть только правильное решение, а в расширенном – помимо правильного ответа, имеются еще и подсказки. Конечно же, для обучения второй вариант наиболее оптимален. Несомненно, что режим обучения имеет много параллелей с «электронным учебником», но явно выигрывает у него в доступности, мобильности и главное – в эффективности использования.

С учетом того, что с нового учебного года российская высшая школа переходит на двухуровневую систему образования, Интернет-тренажерам пророчат большое будущее. Ведь перемены повлекут за собой уменьшение количества аудиторных часов и, вероятно, сокращение объемов изучаемого материала по отдельным дисциплинам. В этой ситуации видится незаменимым активное внедрение в учебный процесс компьютерных технологий и, в частности, Интернет-тренажеров, которые, по прогнозам, существенно повлияют на развитие и совершенствование подготовки студентов и повышение качества образовательного процесса в целом.

Тренажеры совершенствуются

При создании Интернет-тренажеров для разработчиков большое значение имела подготовка тестовых заданий на основе критериально-ориентированного подхода. Он предполагает сравнение результатов обученности студентов с критерием в виде требований государственного образовательного стандарта к результатам обучения. Задания составлены таким образом, чтобы проверяемые знания и умения соответствовали требованиям государственных стандартов профессионального образования. При этом разработка измерительных материалов Интернет-тренажера по дисциплине ведется в строгом соответствии с требованиями к знаниям и умениям студентов. Для каждого тематического набора заданий указываются информационные, экспертные и технологические параметры. При отборе содержания измерительных материалов учитывается полнота отображения ими содержания ГОС, правильность пропорций, выбранных при отображении различных разделов дисциплины.

Перед включением в базу качество измерительных материалов Интернет-тренажера по дисциплине проверяется «внешними» независимыми экспертами, имеющими опыт в области тестирования. Экспертная оценка позволила выделить в тренажерах только такие задания, которые соответствуют содержанию дисциплины, а содержание заданий – целям измерения.

Сейчас в НИИ мониторинга качества образования ведется работа по внедрению в тренажеры обширного справочного материала по дисциплинам. Это даст возможность параллельно с тестированием знакомиться и с теорией.

К концу года в системе Интернет-тренажеров вузы, получившие доступ, смогут самостоятельно изменять базу данных, включая в нее авторские задания или, наоборот, исключая задания. Также тестирующимся будут предложены три уровня сложности заданий: для начинающих, базовый и повышенный – что увеличит валидность результатов.

Круг российских вузов, участвующих в федеральном Интернет-экзамене, постоянно расширяется. В данный момент уже сотни образовательных учреждений получили доступ к системе тренажеров для тестирования по дисциплинам профессионального образования. Следующий, десятый этап ФЭПО, который начинается с 1 декабря 2009 года, подразумевает возможность подготовки студентов с помощью Интернет-тренажеров в период с 15 октября 2009 года до 1 марта 2010 года.

С технологией Интернет-тренажеров можно познакомиться на примере дисциплины «Математика» на сайте www.analiz-fepo.ru в разделе «ТЕСТ-ТРЕНАЖЕР» (гостевой режим).

Более подробную информацию об Интернет-тренажерах можно получить по телефонам: (8362) 44-15-64, 44-14-98, 4224-68, 42-13-16 и электронной почте: nii.mko@gmail.com.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ФЭПО, НИИ Мониторинга качества образования, ВПО, образовательные технологии, ао-32

Похожие материалы:
Модель оценки качества образовательной программы
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Электронное обучение для развития экономики
Академия как многопрофильный практикоориентированный холдинг
Фактор конкурентоспособности
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Эффективное обучение активно
Diploma Supplement как инструмент академической мобильности
Интернет на службе гарантии качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
Международная информационная группа "Интерфакс" подготовила в пилотном режиме первый рейтинг...
Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Проект Казанского (Приволжского) федерального университета по организации и проведению...
Из журнала
#101Губкинский филиал БГТУ им. В.Г.Шухова стал научным и культурным центром притяжения молодежи
#101Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
#101Артур Лященко о поддержке экспортной деятельности в России
#101ВУЗПРОМЭКСПО – территория инноваций
#105Дайджест № 105 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
08:58Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
08:54Инновационное развитие и реализация стратегии формирования цифровой экономики в России
08:50I Всероссийский научный конкурс среди иностранных студентов России
08:382019 год – Международный год Периодической таблицы химических элементов
11:06Философы говорят о возвращении чувственной культуры