Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: применение результатов интеллектуальной деятельности

Закон о малых предприятиях предоставляет право бюджетным учреждениям науки и образования создавать структуры для вовлечения научных исследований в хозяйственный оборот, входить в состав фирм, занимающихся практическим внедрением результатов интеллектуальной деятельности.

06.11.2009
Просмотров: 2668

В июле 2009 года был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», который для краткости иногда именуют законом о малых предприятиях. Он предоставляет право бюджетным учреждениям науки и образования создавать структуры для вовлечения научных исследований в хозяйственный оборот, а также на определенных условиях входить в состав фирм, занимающихся практическим внедрением результатов интеллектуальной деятельности.

На закон возлагаются большие надежды. По мнению министра образования и науки РФ А. Фурсенко, малые предприятия при университетах и академических институтах будут играть главную роль в развитии инноваций в период кризиса и позволят дополнительно создать 25-30 тыс. рабочих мест. А директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина считает, что новый закон даст возможность реализовать свой потенциал как уже существующим, так и новым рабочим группам, выполняющим заказы на научные разработки в сфере высоких технологий. Например, Высшая школа экономики, где работает около 20 научных подразделений, уже сегодня имеет заказы на научные разработки на общую сумму до 1,5 млн. рублей.

  1. Выяснить, что думают по этому поводу участвующие на этот раз в экспресс-форуме журнала представители Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Белгородского государственного университета, поможет ряд вопросов:
  2. Предоставляет ли закон о малых предприятиях какие-то новые возможности вашему учебному заведению? Если да, какие?
  3. Каковы ваши планы по внедрению в жизнь результатов интеллектуальной деятельности?
  4. Какие трудности ожидают вуз на этом пути?
  5. В какой организационной, методической и нормативной помощи вы нуждаетесь?
  6. Как скоро, на ваш взгляд, можно будет ожидать отдачу от работы малого инновационного предприятия? Сможет ли оно стать источником противодействия кризису?

РОДАЕВ Вячеслав Валерьевич, заместитель директора УИЦ «Нанотехнологии и наноматериалы» ТГУ им. Г.Р. Державина

(1) Профессорско-преподавательскому составу, научным кадрам, аспирантам и студентам высших учебных заведений новый закон дает реальную возможность на практике познакомиться с проектной формой инновационной деятельности. Она заключается в движении от идеи к конечному коммерческому продукту и предусматривает интеллектуальный рост всех участников этого процесса, обусловленный необходимостью приобретения ими дополнительных знаний, умений и навыков в различных областях знания, требуемых проектом.

(2) Планируем создание, сопровождение и освоение перспективных нанотехнологических разработок за счет тесной интеграции фундаментальной и прикладной науки, образовательной деятельности, а также долговременного партнерства и сотрудничества с промышленными предприятиями, образовательными учреждениями, научными центрами и административными органами на территории Центрально-Черноземного округа.

(3) На мой взгляд, к трудностям относятся:

  • нехватка в регионе достаточного числа квалифицированных кадров, необходимых для широкого внедрения нанотехнологий и их продуктов в производственные циклы предприятий и контроля над технологическими процессами;
  • консервативные настроения у части руководителей промышленных предприятий, привыкших работать по старинке и не желающих что-либо менять;
  • экономические риски, сопряженные с внедрением новых технологий;
  • значительные инвестиционные вливания, необходимые для переоборудования производственных площадей;
  • ожидание экономического роста, обусловленного внедрением новых научных достижений в промышленное производство, может длиться достаточно долгий промежуток времени (до пяти лет).

(4) Нуждаемся в финансовых вливаниях со стороны вуза (или других инвесторов) в течение времени, необходимого для выхода на самоокупаемость. Данные средства пойдут, в частности, на разработку новых технологий и продуктов, а также на совершенствование имеющихся.

Нужна помощь в ведении бухгалтерского учета, а также оказании консалтинговых услуг в области маркетинга, менеджмента и рекламно-информационной деятельности.

На федеральном или региональном уровнях необходим закон о льготном налогообложении малых предприятий, созданных на базе вузов и НИИ. Срок таких льгот должен составлять не менее пяти лет.

(5) Зарубежный опыт показывает, что при достаточно высоком уровне первоначальных финансовых вложений в предприятия, работающие в сфере высоких технологий, они становятся рентабельными минимум через три года.

Сможет ли малое инвестиционное предприятие противодействовать кризису? Скорее всего, нет, поскольку в нашей стране такого рода структуры только начинают появляться, и механизмов эффективного управления ими еще не создано. Кроме этого, малые предприятия очень чувствительны к экономическим потрясениям: как внутренним, так и внешним. Немаловажным является и тот факт, что руководители большинства потенциально возможных «ООО от науки» не имеют опыта административно-хозяйственной работы.


ШАРШОВ Игорь Алексеевич, заместитель директора по научной работе Института педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина

(1) Закон о малых предприятиях предоставляет учреждениям науки и образования большую самостоятельность (в том числе, финансовую), поскольку позволяет не только разрабатывать научно-исследовательские проекты и выполнять хоздоговорные исследования, но и принимать участие во внедрении результатов исследований, пользоваться продуктами деятельности и получать отдачу (в частности, коммерческую прибыль) от реализации проектов. Помимо прочего, это будет обеспечивать своевременную обратную связь для разработчиков продукта и стимулировать дальнейшую научно-исследовательскую деятельность.

(2) В планах разработка интеллектуального – научно-образовательного, учебно-методического и прочих – продукта, имеющего социально-педагогическое значение, а именно:

  • теоретико-методологических основ, моделей развития образовательной и социальной сфер Тамбовской области;
  • соответствующих образовательных, социальных, информационных технологий;
  • учебных и учебно-методических пособий, которые будут распространены среди заинтересованных лиц;
  • курсов повышения квалификации, спецкурсов подготовки и переподготовки для различных категорий граждан (по заказу организаций) и т.п.

(3) Основными заказчиками и партнерами Института педагогики и социальной работы являются образовательные и социальные учреждения области. Они недостаточно финансируются, вследствие чего с ними сложно заключать коммерческие договоры. Кроме того, многие проекты, разрабатываемые сотрудниками и студентами Института педагогики и социальной работы, являются социально значимыми, их основная ценность – благотворительность по отношению социально незащищенным слоям населения. Это также препятствует коммерческой отдаче при реализации проектов.

(4) Необходимы службы продвижения инновационных продуктов на рынок, нормативная защита интеллектуальных прав разработчиков, нормативные основы и механизмы деятельности малых предприятий в научно-образовательном государственном учреждении.


ЛОПАТИН Дмитрий Васильевич, доцент кафедры информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина

(1) К новым возможностям, предоставляемым законом, можно отнести самостоятельное практическое применение результатов интеллектуальной деятельности, а также некоторую свободу по формированию уставной деятельности.

(2) В планах регистрация программных продуктов, выход с ними на рынки продаж, получение заказов на исследовательскую деятельность, в том числе с применением разработанных оригинальных методик (ноу-хау).

(3) Согласно официальным рекомендациям (http://mon.gov.ru/dok/akt/5601/), процедура государственной регистрации малых предприятий весьма сложна и длительна. Кроме того, трудности может вызвать работа по регистрации интеллектуальной собственности.

С другой стороны, непонятна роль коллектива хозяйственного общества в управлении собственными финансовыми средствами.

(4) Необходима помощь в государственной регистрации хозяйственного общества и привлечении соучредителей.

(5) На мой взгляд, реальная отдача от деятельности малых предприятий возможна через год, если хозяйственные общества будут самостоятельными в планировании свой деятельности и распределении доходов.


ТАНЫГИНА Елена Дмитриевна, доцент кафедры аналитической и неорганической химии ТГУ им. Г.Р. Державина

(1) Да, предоставляет.

(2) После защиты диссертации, посвященной использованию отходов производства рапсового масла, я намерена оформить авторское свидетельство.

(3) Основные трудности обусловлены хроническим недостатком времени.

(4) Привыкла рассчитывать на свои силы.

(5) Объектом приложения результатов исследований могло бы стать сельское хозяйство, где не хватает, как правило, средств на консервацию техники и еще – веры в эффективность предлагаемых мер.


ШУТОВА Светлана Владимировна, заместитель директора по научной работе Медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина

(1) Закон представляет новые возможности для организации коммерческой деятельности бюджетных организаций, так как обеспечивает этому юридическую основу. Более определенно сказать не могу, не уловила его сущностные преимущества для себя.

(2) Есть большое желание реализовать имеющиеся и планируемые разработки, но пугают организационные трудности.

(3) Создание структур для вовлечения научных исследований в хозяйственный оборот, а также вхождение в состав фирм, занимающихся практическим внедрением результатов интеллектуальной деятельности, требует тщательного изучения данного вопроса.

Для этого у меня – как, наверное, и у многих других – крайне не хватает элементарных знаний по юриспруденции и экономике. Приобретение таких знаний и их реализация требуют времени, которого всегда и всем не хватает. Точнее, нет уверенности, что усилия будут предприняты не впустую.

(4) На мой взгляд, выходом является создание общей для всех желающих структуры (предприятия, фирмы), где автор инновационного продукта будет иметь возможность его реализации, не отягощая себя организационными, юридическими и другими проблемами. Естественно, что и доход автора будет незначителен. Со временем, когда реализация продукта станет успешной, желание получить определенную самостоятельность и увеличить прибыль от реализации заставят инноватора преодолеть психологический барьер по созданию собственного предприятия. И только в этом случае потребуется нормативная и методическая помощь более успешных коллег.

(5) Думаю, что уже имеющиеся инновационные разработки могут существенно увеличить доход их автора и реализующей фирмы и, таким образом, противодействовать кризису. Как правило, созданные продукты высоко востребованы, поэтому необходимость рекламы, особых условий внедрения и т.п. не будет служить препятствиями для реализации. Другими словами, отдача появится практически сразу, как только будет создана реализующая структура.


ПАХОМОВ Максим Александрович, и.о. заведующего кафедрой мировой и национальной экономики ТГУ им. Г.Р. Державина

(1) Если говорить о стране в целом, то закон, скорее всего, дает новые возможности. Сотрудники Академии экономики и предпринимательства, на мой взгляд, существенных дополнительных возможностей не получат, так как в рамках инновационно-образовательной программы создано множество центров, в которых возможно осуществление хоздоговорной деятельности с потенциальными заказчиками.

(2) Результаты интеллектуальной деятельности нами преобразуются в программы элитарного образования. Эти программы  представляют собой дополнительные образовательные услуги, которые реализуются заказчикам по традиционным и достаточно эффективным схемам.

(3) Трудности:

1) Новые требования к учебному процессу (модульная система, усиление роли самостоятельной подготовки студентов и, следовательно, больший объем деятельности по проверке работ студентов) существенно сокращают свободное время преподавателей. Если они будут активно участвовать в функционировании малых фирм, это может сказаться на качестве учебного процесса.

2) Достаточно существенная часть малых предприятий разоряется еще на начальном этапе их существования. Как будет себя ощущать «разорившийся» преподаватель и как это отразиться на его основной деятельности, прогнозировать трудно.

(4) Хотелось бы ознакомиться с юридической оценкой именно реальных дополнительных возможностей,   которые дает этот закон.

(5) По поводу отдачи однозначно ответить нельзя. С одной стороны, малые инновационные предприятия вряд ли станут средством противодействия кризису, так как покупателей наукоемкой продукции в нашей стране не очень много. К тому же, полтора миллиона у Высшей школы экономики совсем не впечатляют. С другой стороны, закон, безусловно, дает новые возможности ученым, способным на разработку инновационных продуктов, а также на их успешную коммерческую реализацию.


ЛАДА Георгий Аркадьевич, доцент кафедры биологии ТГУ им. Г.Р. Державина

(1) Возможно, закон и предоставляет новое. Однако пока меня удовлетворяет та форма реализации моей интеллектуальной деятельности, которая имеется: участие в грантах и хоздоговорных проектах.

(2) Планирую продолжить свою интеллектуальную деятельность в прежнем направлении и, по возможности, использовать инновационные формы.

(3) К трудностям причисляю отсутствие опыта подобной деятельности, экономическую и юридическую безграмотность и, по всей видимости, массу всяких неожиданностей.

(4) Нужны консультации по юридическим и экономическим вопросам и практика бухгалтерской работы.

(5) Не считаю себя достаточно компетентным в данной области знаний, чтобы дать ответ на вопрос об отдаче от работы малого инновационного предприятия.


ДАВЫДЕНКО Татьяна Михайловна, первый проректор, проректор по научной работе БелГУ, доктор педагогических наук, профессор

– В июле 2009 года в нашей стране был принят закон, позволяющий вузам создавать малые предприятия. Тот самый, который представители вузовского сообщества России долго ждали.

Можно много говорить о том, что научные исследования никому не нужны, что производственники по-прежнему не готовы к диалогу с учёными, а коммерциализация научных разработок не под силу высшей школе. А можно просто работать и развивать инновационный потенциал страны, не словом, но делом опровергая сложившиеся в 90-е годы стереотипы. Именно так поступают в Белгородском государственном университете.

В своё время мы нашли деньги на строительство центра наноструктурных материалов и нанотехнологий, убедив региональные власти, что в XXI веке экономика может быть только инновационной – и никакой другой. Были выиграны многомиллионные гранты, которые позволили оснастить наноцентр самым современным исследовательским и даже производственным оборудованием. Руководство вуза пригласило на работу в Белгород ведущих ученых. И они приехали – не только из Томска, Воронежа, Уфы, но и из Японии, Германии, Польши. Университет успешно реализует инновационную образовательную программу по приоритетным направлениям развития, в числе которых нанотехнологии, телекоммуникации и информационные технологии, геоинформатика, здоровьесбережение, дистанционное обучение.

Белгородский государственный университет не одинок. В передовых вузах разработано немало технологий и соответствующих продуктов по результатам выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые уже сегодня могут быть коммерциализированы. Федеральный закон №217, позволяющий вузам участвовать в создании наукоемких предприятий, является одним из вариантов решения проблем, сформулированных Президентом РФ Дмитрием Медведевым в статье «Россия, вперед!».

Результаты сотрудничества БелГУ с партнерами-производственниками доказывают, что использование в бизнесе научных разработок – хороший инструмент для преодоления кризиса. Представители бизнес-структур прекрасно осознают: в условиях рецессии вырваться вперед можно только за счет внедрения инновационных технологий и получения продукта с высокой добавленной стоимостью. Приведу лишь несколько ярких примеров. Опытно-промышленное предприятие «ВладМиВа» (г. Белгород) уже наладило выпуск фторирующего лака «Нанофлюор» на основе наноструктурного гидроксилапатита, технология производства которого разработана в БелГУ. Развивается сотрудничество университета в области создания жаропрочных сталей с одним из таганрогских предприятий и столичным исследовательским институтом. Этот проект привлечет в Белгородскую область дополнительные инвестиции. Отдельного упоминания заслуживает взаимодействие с петербургским предприятием «Звезда», представители которого заинтересовались технологией алюминиевого литья, созданной в вузе. Университетский федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга проводит работы по заказам хозяйствующих субъектов в области картографии, земельного кадастра, межевания земли, ЖКХ, предотвращения чрезвычайных ситуаций. Приобретенная космическая станция позволит создать на базе БелГУ предприятие, не имеющее аналогов в Центрально-Чернозёмном регионе.

Что касается производства медицинских материалов, то наиболее перспективной представляется разработка наноструктурного титана для имплантатов, используемых в ортопедии, стоматологии и травматологии. Уже завершаются клинические испытания проекта, и нанотитан производится мелкими партиями. В настоящее время 90 процентов используемых в России имплантатов из титана завозится из-за рубежа, и наша задача – добиться полного импортозамещения. Другой проект является мировой проблемой. Он связан с использованием титана для производства легких и прочных медицинских инструментов. Достойны доброго слова достижения наших фармацевтов: на протяжении четырех лет фирма «Асклепий», созданная при участии БелГУ, занимается разработками и производством новых лекарственных средств в области офтальмологии. В этом году запланировано создание еще семи предприятий, из которых четыре будут внедрять нанотехнологии, а три – разрабатывать программные продукты.

Из несовершенств нового закона, которые лежат на поверхности, можно, в первую очередь, выделить отсутствие каких-либо налоговых льгот для тех, кто строит бизнес на основе инновационных разработок. Предприниматель, продвигающий на рынок нанотитан, и владелец цветочного киоска оказываются в равных условиях. Обоим придётся платить и налог на добавленную стоимость, и налог на прибыль. Между тем, выйти на рынок с новым продуктом гораздо сложнее.

Некоторые опасения внушает тот факт, что у вузов могут возникнуть сложности с выплатой авторских вознаграждений при внесении в уставный капитал малых предприятий изобретений, выполненных в рамках государственных контрактов. Права на эти изобретения принадлежат вузу-исполнителю контракта, но само изобретение создано соисполнителем государственного контракта. Поэтому необходимо как можно скорее привести в соответствие нормативную законодательную базу в области охраны интеллектуальной собственности, связанную с реализацией нового закона.

Университеты еще малоопытны в деле коммерциализации своих разработок, поэтому в настоящее время в БелГУ создаются проектные бизнес-команды для малых предприятий по конкретным направлениям. Они состоят из студентов, магистрантов и аспирантов. В вузе выстроена цепочка работы по следующей логике: фундаментальное исследование – прикладное исследование – опытно-конструкторская разработка. Кластерный подход, предполагающий концентрацию всех имеющихся трудовых, финансовых и научных ресурсов ради достижения общей цели, – такова сегодняшняя стратегия университета.

Конечно, впереди у нас много трудностей, ведь новый закон только начинает действовать, и механизмы его реализации еще не отработаны. Те вузы, которые сегодня создают малые предприятия, являются «первопроходцами ». К таковым относится и Белгородский государственный университет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: закон о малых предприятиях, белгородский государственный университет, ТГУ им. Г.Р. Державина, ВПО, экспресс-форум, ао-34

Похожие материалы:
От традиций – к креативности и инновациям
Экспресс-форум: научно-исследовательская работа вузов
Тенденции рынка труда в условиях кризиса
Преемственность в системе образования
Система национальных исследовательских университетов в России
Электронное обучение для развития экономики
ОмГТУ в системе рыночных отношений
Владимир Иванов об инновационной политике МарГТУ
Противодействие кризису в системе ВПО в России и мире
Ставропольский институт бизнеса и технологий «Бизнестранс»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
23 ноября в выставочном комплексе «Экспо-Волга» открылась восьмая межрегиональная выставка-форум...
Из журнала
#87Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
#93Национальная система обеспечения качества образования в Казахстане
#91Проблемы и риски процедур оценивания
#87Мультимодульная модель образования
#89Бесарион МЕСХИ о перспективах опорного университета
Информационная лента
10:58СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена