Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кадровые задачи теологического образования

Минуло двадцать лет, как отменен обязательный государственный атеизм в стране и возвращена к жизни теология, лежащая в основе складывавшейся веками европейской системы университетской науки и образования. Уникальность этого направления получения знаний заключается в его поликонфессиональности, благодаря чему каждая традиционная религия России может развивать свою систему образования.

Просмотров: 1173

Минуло двадцать лет, как отменен обязательный государственный атеизм в стране и возвращена к жизни теология, лежащая в основе складывавшейся веками европейской системы университетской науки и образования. Уникальность этого направления получения знаний заключается в его поликонфессиональности, благодаря чему каждая традиционная религия России может развивать свою систему образования.

Станислав КОЛОТВИН, аспирант богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, г. Москва), диакон

Какие области деятельности открываются перед выпускниками теологических кафедр в обществе и на профессиональном рынке труда? Прежде всего, острый недостаток дипломированных теологов испытывает школьное образование в связи с вводом в программу основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). По данным социологических опросов, более 60 процентов родителей хотят видеть преподавателями этого предмета именно теологов, а не религиоведов или культурологов. Эти сведения интересно сравнить с выбором родителями отдельных модулей ОРКСЭ: получается, что теологов-преподавателей предпочитают отнюдь не только сторонники основ православной культуры.

Другой областью, где востребованы теологи, является государственная служба всех уровней – от федеральных министерств до региональных и муниципальных органов власти. Яркой иллюстрацией может служить Минрегионразвития РФ, департамент межнациональных отношений, который возглавляет также теолог. Кстати, плодотворное сотрудничество теологов различных конфессий опровергает достаточно распространенный стереотип о конфликтогенности теологии. На деле же деятельность выпускников теологических кафедр в системе государственного управления достаточно эффективна в межконфессиональном и межнациональном диалоге, в том числе в столь непростом регионе, как Северный Кавказ. А если принять во внимание современные миграционные процессы и их побочные эффекты, очевидно, что служащие с соответствующим образованием необходимы во всех регионах страны.

Можно услышать возражения, что и уровень преподавания ОРКСЭ, и работа чиновников по межнациональным и межконфессиональным отношениям оставляют желать лучшего. С этим придется согласиться, но данное обстоятельство говорит не о профнепригодности теологов, а об их катастрофической нехватке. Какова система подготовки преподавателей ОРКСЭ в нынешнем виде? В Москву съезжаются тьюторы на 72-часовые курсы, из которых на изучение православия, ислама, буддизма, иудаизма выделяется по четыре часа. Тьюторы возвращаются в регионы и по этой же схеме обучают будущих педагогов. Безусловно, нельзя даже близко ставить профессиональные компетенции дипломированных теологов и выпускников подобных курсов.

В работе органов власти картина тоже неутешительная. Где-то межнациональные и межконфессиональные отношения курируют представители псевдонаучной идеологической дисциплины «научный атеизм». Подобные должности нередко становятся мишенью для деятелей различных тоталитарных сект и деструктивных культов, что напрямую угрожает национальной безопасности. Но самая распространенная ситуация – замещение должностей случайными людьми, не имеющими никакого специального образования.

Помимо запроса на теологов со стороны государства, можно назвать еще несколько областей, где теологи успешно работают, используя свои компетенции – это общественные и благотворительные организации, учреждения культуры и СМИ. Отдельная обширная тема – подготовка кадров для работы в конфессиональных структурах. Учитывая, что подавляющее большинство населения страны причисляет себя к последователям одной из традиционных религий России, подготовку теологов для работы в этой области также следует считать задачей государства.

Готова ли система высшего теологического образования удовлетворить подобные кадровые запросы? В России почти 50 кафедр теологии, при этом неутешительно, что за последние годы Минобрнауки РФ резко сократило здесь число бюджетных мест, и лишь единицы могут позволить себе обучаться на коммерческой основе. В то же время методологически система теологического образования готова к возрастающей нагрузке благодаря активному внедрению новых технологий, в первую очередь Интернета. Так, например, система Интернет-образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – ведущего центра теологического образования страны –  позволяет привлекать не только студентов со всех уголков страны и соотечественников, проживающих за границей, но и подключать к преподавательской деятельности педагогов, живущих за пределами столицы. Теологическое Интернет-образование активно развивается, поскольку востребовано не только желающими получить диплом специалиста, но и студентами, за плечами которых уже имеется высшее образование по другому направлению, – они могут пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации.

Можно утверждать, что государство сможет обеспечить себя необходимым количеством квалифицированных теологов, если вузовская система их подготовки не будет ущемлена по сравнению с другими образовательными направлениями.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Начата разработка комплексной программы развития ПГТУ до 2020 года
Новая «платформа» транспортного образования
Проблемы и перспективы развития институтов дополнительного профессионального образования
Проблемы инновационного бизнеса
VII Сибирский кадровый форум
Кто должен платить за образование молодого специалиста
Кадровая политика в ОАО «Алмазы Анабара»
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Знак вопроса похож на петлю

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ