Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Знак вопроса похож на петлю

Реформаторская политика государства в системе образования, как и любая система крупных преобразований, вызывает немало вопросов и предложений, и потому редакцией журнала «АО» накануне форума было предложено нескольким руководителям ссузов встретиться за круглым столом. Чего же ждут от предстоящего съезда педагоги, какие важные проблемы, на их взгляд, необходимо обсудить?

Просмотров: 1685
Мешков Евгений Владиленович, директор Смоленского индустриального техникума, кандидат педагогических наук
Задонцев Александр Федорович, директор Псковского сельскохозяйственного техникума, кандидат физико-математических наук
Ельденёв Максим Леонидович, директор Кемеровского горно­технического техникума

Союз директоров средних специальных учебных заведений России при поддержке Минобрнауки РФ 24 апреля 2013 года проводит очередной  съезд, седьмой по счету. Реформаторская политика государства в системе образования, как и любая система крупных преобразований, вызывает немало вопросов и предложений, и потому редакцией журнала «АО» накануне форума было предложено нескольким руководителям ссузов встретиться за круглым столом.

Чего же ждут от предстоящего съезда педагоги, какие важные проблемы, на их взгляд, необходимо обсудить?

Е.В. МЕШКОВ:

– Очередной съезд Союза директоров ссузов открывается в преддверии вступления в силу нового закона РФ об образовании. Естественно, всех участников образовательного процесса, педагогов, руководителей, студентов и их родителей интересуют вопросы: насколько система образования готова принять новые правила, как региональные органы власти готовы обеспечить на своих территориях исполнение этого жизненно важного документа?

Не будем сейчас говорить о том, насколько хорош или плох новый закон. Конечно же, в этом документе много положительного, но есть и отрицательное, можно даже сказать, настораживающее. Наверняка, всех родителей сегодня волнует вопрос о платности образования. Меняются правила обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что неизменно повлечет за собой изменение для них некоторых социальных гарантий.

Значительно повышаются требования к содержанию образования, но существующие условия работы образовательных учреждений, прежде всего их финансовое обеспечение, не позволяют исполнить их в полной мере.

К сожалению, сегодня нельзя констатировать, что база учреждений профессионального образования полностью обеспечивает реализацию задач качественной профессиональной подготовки. База устарела, износ основных фондов составляет более 90 процентов. За последние годы практически не выделялись средства на учебное и лабораторное оборудование, учебники. Материальная основа и условия проживания студентов в общежитиях оставляют желать лучшего.

Областные образовательные учреждения не имели возможности направить своих работников на курсы повышения квалификации в другие регионы. Участие во всероссийских мероприятиях тоже является проблемой, сопряженной с финансовыми затратами.

М.Л. ЕЛЬДЕНЁВ:

– Необходимо добавить, что сегодня остро стоит проблема обучения и переобучения в системе СПО людей с ограниченными возможностями здоровья востребованным на рынке труда рабочим профессиям. Но их обучение профессиям бухгалтера, швеи, мастера маникюра, оператора ПК и другим требует создания специфических организационных и педагогических условий в образовательной среде учебных заведений, что в конечном счете вызывает затруднения опять же по финансовым причинам.

А.Ф. ЗАДОНЦЕВ:

– Да, одной из ключевых проблем стало состояние материальной базы системы профессионального образования, которое на региональном уровне оказалось в роли «пасынка». Дело в том, что, в отличие от системы общего образования, поддержка системы профобразования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» велась фрагментарно, несистемно. Его передача в регионы произведена при отсутствии единой нормативной базы. Это привело к существенному сокращению финансирования даже передовых, эффективных образовательных учреждений.

Финансирование подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и квалифицированных рабочих в дотационных регионах и регионах-донорах различается кардинально. Дотационные регионы не в состоянии обеспечить элементарную поддержку профессионального образования, не говоря уже о том, чтобы развивать инновационные подходы.

В результате материальная база профессиональных образовательных учреждений стремительно деградирует и морально, и физически. Стремление поправить положение за счет внебюджетной деятельности не исправляет, а усугубляет ситуацию. Необходима системная поддержка, направленная на модернизацию учебно-материальной базы профессионального образования.

Е.В. МЕШКОВ:

– Новый закон ликвидировал профессиональные училища. Функция начального профобразования передается в систему СПО. С одной стороны, это хорошо – качество образования повысится, с другой – многие дети, которые поступали в училища, просто не способны усвоить программу среднего профессионального образования. Значит, их будут натаскивать, а не давать знания. Это приведёт к снижению числа квалифицированных рабочих кадров.

На всех уровнях мы говорим о необходимости повышения благосостояния за счет экономического роста, но разве можно его обеспечить без достаточного количества рабочих? На сегодняшний день из системы профобразования Смоленской области практически исчезли такие важные для отраслей региональной экономики профессии, как слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, слесарь механосборочных работ и целый ряд других.

М.Л. ЕЛЬДЕНЁВ:

– Действительно, тема интеграции учебных заведений НПО и СПО на предстоящем съезде будет одной из главных. Сегодня особенно остро встает вопрос о формировании у молодежи интереса к профессиям НПО, о повышении престижа рабочего. Необходима большая целенаправленная совместная работа учебных заведений и служб занятости населения не только с общеобразовательными учебными заведениями и абитуриентами, но и с родителями будущих специалистов.

В рамках перехода на новые образовательные стандарты хотелось бы поднять вопрос о создании межрегиональных отраслевых ресурсных и методических центров в базовых учебных заведениях различного профиля для обеспечения качественного методического сопровождения ФГОС нового поколения.

На ресурсные центры должны быть возложены такие новые функции, как:

  • реализация обучения в соответствии с региональными программами развития экономики и профессионального образования, запросами центров и служб занятости населения и предприятий отрасли;
  • проведение мониторинговых исследований рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг;
  • координирование информации о состоянии рынка труда отрасли и обеспечение на основе механизмов партнерства и кооперации трудоустройства выпускников по профилю ресурсных центров.

Целью методических центров будет являться повышение эффективности деятельности учебных заведений по разработке учебно-методического обеспечения реализации ФГОС, а также создание единого информационно-методического пространства учреждений НПО и СПО и совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников.

Кроме того, на методические центры следует возложить базовые консультации преподавателей, анализ методических разработок, формирование учебно-методических комплексов специальностей образовательных учреждений НПО и СПО, входящих в состав центра.

А.Ф. ЗАДОНЦЕВ:

– Ещё одна важнейшая проблема – кадры. Указ президента, предусматривающий повышение заработной платы в системе СПО до 2018 года, не стимулирует омоложение кадров в профессиональном образовании. Существующий уровень оплаты труда педагогов не привлекает специалистов молодого и среднего возраста. В результате преподавательский состав в системе профобразования имеет запредельный средний возраст. Пока работают те, кто имеет и пенсию, и зарплату. Отсюда и определенная закостенелость, отсутствие необходимой динамики. Следует ожидать обострение кадровой проблемы и, как следствие, дальнейшее снижение уровня качества подготовки специалистов с профессиональным образованием.

Е.В. МЕШКОВ:

– Здесь хочется заострить внимание на одном нюансе. Средняя зарплата преподавателя должна быть не ниже средней по региону, но к средней приравнивается не ставка педагога, а его заработная плата. Вот и приходится преподавателям работать не на одну ставку, в этом случае показатели по оплате труда улучшаются, но качество образования падает.

М.Л. ЕЛЬДЕНЁВ:

– Важно и то, что до сих пор не решен вопрос по установлению надбавок за ученые степени и звания для преподавателей и специалистов, работающих в учреждениях СПО.

А.Ф. ЗАДОНЦЕВ:

– Накануне съезда видится необходимость выработки последовательной и ответственной государственной политики в сфере профессионального образования, аккумулирующей национальные опыт, достижения и особенности. Примером непоследовательности может служить объявленная Правительством РФ программа подготовки прикладных бакалавров: необходимо срочно решить проблему формирования нормативной базы, направленной на обеспечение ее реализации.

Е.В. МЕШКОВ:

– Конечно, обозначенные в нашей беседе проблемы далеко не исчерпывают список вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. Что будет дальше – покажет время.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Нужны ли колледжу доктора и кандидаты наук?
СМК как основа перемен
От рынка дипломов к рынку квалификаций
СМК в Пашковском сельскохозяйственном колледже
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Точки роста рабочих компетенций
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Реалии и перспективы среднего профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ