Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Европейские рекомендации, российские решения

Руководящий комитет Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании (ENQA) присвоил Национальному центру общественно-­профессиональной аккредитации статус полноправного члена ассоциации. Пятилетний опыт работы Нацаккредцентра был оценен высоко (семь из восьми критериев выполняются полностью).

30.01.2015
Просмотров: 83

На прошедшем в конце января заседании Национального аккредитационного совета решение Руководящего комитета Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании (ENQA) о присвоении Национальному центру общественно-­профессиональной аккредитации статуса полноправного члена ассоциации было встречено аплодисментами. Пятилетний опыт работы Нацаккредцентра был оценен высоко (семь из восьми критериев выполняются полностью), и по результатам экспертизы российское агентство внесено в перечень признанных аккредитационных агентств европейской ассоциации.

Полезные рекомендации

Статус полноправного члена дается на пять лет с последующим обязательным подтверждением, таким образом, аккредитационные агентства должны так же, как и вузы, проходить процедуры самообследования и внешней экспертизы, чтобы заслужить доверие к качеству и эффективности своей деятельности – как на национальном, так и международном уровнях. И, конечно, следовать утвержденным в рамках Болонского процесса Европейским стандартам к деятельности аккредитационных агентств, а также рекомендациям, высказанным ENQA по итогам экспертизы.

Именно рассмотрению рекомендаций была посвящена дискуссия в самом начале заседания. Часть рекомендаций отнесена к совершенствованию работы самого Нацаккредцентра, а часть из них – к организационным и технологическим вопросам процедуры аккредитации. Необходимо, например, информировать членов экспертных комиссий о результатах принятых решений по аккредитации образовательных программ, в экспертизе которых они принимали участие. Необходимо ввести в практику подготовку эксперт­ов из числа студентов и работодателей. Нацаккредцентр обеспечивает всех экспертов методическими материалами до приезда в вуз и проводит обучающий семинар в первый день работы комиссии. Возможно, этого недостаточно, но вопросы о механизмах привлечения на обучение студентов и производственников, а главное – об оплате такого обучения, не увеличивая при этом стоимость экспертизы для вуза, проходящего аккредитацию, остаются открытыми.

Серьезному обсуждению подверглась рекомендация о публикации всех результатов аккредитации образовательных программ, в том числе отрицательных. В настоящее время Нацаккредцентр публикует на сайте перечень аккредитованных программ, включая отчеты комиссий и материалы заседаний Национального аккредитационного совета на русском и английском языках. Но только в случае положительного решения. В случае негативного решения оно не становится публичным.

Учитывая, что международная профессионально­-общественная аккредитация является для вуза добровольной, публикация отрицательных решений по оценке его программ может серьезно повлиять на репутацию в глазах общественности и органов управления образованием. А также вызвать сомнение в необходимости прохождения такой аккредитации. По мнению заместителя председателя Нацаккредсовета Ю.С. Карабасова, можно рекомендовать публиковать замечания и предложения, повлекшие за собой отрицательные решения, но без упоминания вуза и программ, это позволит сделать выводы и помочь другим вузам в совершенствовании своей деятельности. Безусловно, результаты, полученные при экспертизе конкретного вуза, пусть даже отрицательные, тоже важны, особенно для студентов, – отметил присутствующий на заседании совета Артем Хромов, президент Российского студенческого союза. Студенческие организации часто выступают в большей степени как «карманные организации» или культмассовые, но более широкая их информированность и привлечение к участию в оценке качества образования будут способствовать повышению профессионализма самих студенческих организаций. Эта точка зрения была поддержана и Хиларом Бауманом (Эстония), зарубежным членом Нацаккредсовета, и А.Н. Дегтяревым, ректором Уфимского государственного авиационного университета, который отметил, что не должно быть «стыдливости» в прохождении экспертных процедур – по каким­-то программам вуз может пройти аккредитацию, а по каким-­то нет. На ошибках можно и нужно учиться. И еще заранее прописывать в документах с вузом обязательство выкладывать на своем сайте отчет об экспертизе, независимо от результата.

Рекомендации ENQA включают также необходимость более четко прописать условия для принятия решения о сокращенном сроке аккредитации и процедурах последействия. Необходимо также внести в положение о совете пункт о независимости принимающего решения по аккредитации органа – от органов управления и вузов, а также создании Апелляционного комитета не в составе Национального аккредитационного совета, а отдельно.

По итогам обсуждения Ю.П. Карабасов отметил, что рекомендации ENQA, высказанные в адрес российского аккредитационного агентства, несмотря на общую напряженность в отношениях с европейскими странами, очень доброжелательные, разумные, позитивные и полезные для дальнейшего развития.


Сегодня создается множество агентств по профессионально­-общественной аккредитации, и вузы могут быть дезориентированы, какой организации можно доверять. Необходимо при поддержке государственных органов управления разработать реестр таких агентств.


Актуальные вопросы

Неизбежно в процессе обсуждения был поднят вопрос о характере процедур аккредитации: общественной или профессионально­-общественной аккредитации. Директор Департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ («Роснано») Е.Н. Соболева отметила, что в настоящее время создан Национальный совет по квалификациям при Президенте РФ, при котором формируются 14 отраслевых советов по разработке профессиональных стандартов и процедур профессионально-­общественной аккредитации. Организация, проводящая процедуры аккредитации, должна быть уполномочена работодателями и их объединениями. Вместе с тем, члены совета заметили, что большое количество программ, реализуемых вузами (и проходящих аккредитацию), плохо соотносится с конкретным видом профессиональной деятельности: программы по математике и физике, философии и психологии и другие.

– Кто может выступать работодателем для педагогических программ? – продолжил обсуждение председатель Нацаккредсовета В.А. Болотов. – И как это положение соотносится с независимостью процедуры экспертизы и принятия решения. По мнению ENQA, мы должны быть абсолютно независимы. И это так, мы не получаем денег за свою работу в совете. Но вместе с тем приглашаем на заседания представителей и общественных, и государст­венных органов управления, чтобы познакомить с нашими стандартами и критериями. Эти органы вправе учитывать наши результаты.

Сегодня создается множество агентств по профессионально-­общественной аккредитации, и вузы могут быть дезориентированы, какой организации можно доверять. Необходимо при поддержке государственных органов управления разработать реестр таких агентств. Начальник Департамента государственных услуг Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки С.А. Банников отметил важность определения перечня организаций для включения их в реестр и условий учета результатов при процедурах государственной аккредитации. В качестве таких условий, по предложению В.А. Болотова, должны выступать высокая репутация экспертов, прозрачность и объективность процедур и референтность самой организации. Например, факт прохождения международной экспертизы и признания Нацаккредцентра на европейском уровне свидетельствует о доверии к нему.


Студенческие организации часто выступают в большей степени как «карманные организации» или культмассовые, но более широкая их информированность и привлечение к участию в оценке качества образования будут способствовать повышению профессионализма самих студенческих организаций.


Принятые решения

На заседании Нацаккредсовета были рассмотрены два кластера программ Дагестанского государственного университета, два – Северо­Кавказского федерального университета, кластеры программ Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобаческого и Поволжской государственной социально­ гуманитарной академии. Северо­-Кавказский государственный институт культуры и искусств прошел аккредитацию также по двум кластерам. Институт был рекомендован к прохождению аккредитации Ассоциацией образовательных музыкальных учреждений (АМОУ). Ассоциация номинировала в состав экспертной комиссии своего представителя, и результаты экспертизы были рассмотрены предварительно на заседании ассоциации. Проректор Российской академии музыки им. Гнесиных А.С. Базиков от лица АМОУ рекомендовал принять положительное решение и на заседании Национального аккредитационного совета.

На рассмотрение был вынесен также вопрос об аккредитации четырех кластеров программ дополнительного профессионального образования Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. Для прохождения такой аккредитации апробированы семь
стандартов, обсуждение и утверждение которых организовано на заседании совета в июне 2014 года. В составе экспертной комиссии были представлены российский эксперт и зарубежный – из Германии, а также два представителя от профессиональной общественности – для дополнительных профессиональных программ принципиально важна оценка организаций, направляющих своих сотрудников на повышение квалификации.

Отдельным вопросом впервые рассмотрен вопрос о корректирующих действиях вуза по итогам экспертизы. В 2012 году один из пяти кластеров программ Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта был признан аккредитованным на шесть лет, но с предоставлением промежуточного отчета о корректирующих действиях на основе высказанных рекомендаций. Директор Департамента образовательных программ и образовательных инициатив Д.Г. Житиневич отметил, что замечания, высказанные комиссией в отношении одного кластера, восприняты вузом как системные и повлекли за собой существенные изменения в целом по вузу. Так, значительно расширены перечни дисциплин по выбору, образовательных модулей, баз практики. На общеуниверситетском уровне решен вопрос об определении работодателями тематики курсовых работ, то есть под реальные заказы конкретного производства. Много сделано по повышению мотивации ППС к работе со студентами и научно­исследовательской деятельности. Активизированы процессы мобильности студентов, причем не только за рубеж, но и в рамках сетевого взаимодействия с федеральными университетами. Создана ассоциация выпускников, которая участвует в корректировке образовательных программ, часто они же выступают и работодателями, что позволяет целесообразно решать многие вопросы. Ответные меры по замечаниям комиссии в отношении ведения англоязычного сайта даже перевыполнены: сегодня вуз ведет сайт не только на английском, но и на немецком, французском языках. Общее мнение выразил член Нацаккредсовета, профессор В.К. Егоров: «Работа была проведена огромная, и польза от нашей аккредитации действительно есть».

Кроме того, на заседании были утверждены предложенные Гильдией экспертов в сфере профессионального образования новые члены Нацаккредсовета: заместитель президента Российского студенческого союза Д.Т. Сихарулидзе и ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Н.В. Тихомирова. Одобрены кандидатуры созданного апелляционного комитета и программа действий на ближайшие полгода.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-77, с места события, нацаккредцентр, ENQA, качество образования

Похожие материалы:
ENQA: российский опыт в европейском документе
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Форум членов ENQA
Гарантия качества высшего образования
Высокое качество и превосходство в высшем образовании
ENQA: вопросов больше, чем ответов
О чем еще говорят… европейцы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 103 «Аккредитация в образовании»
О главном результате дополнительного образования, от каких учителей исходит активное...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
С 15 по 21 июля в Торонто (Канада) проходит 19-ый Международный конгресс социологов «Power,...
Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?
Одним из преимуществ индивидуальной образовательной траектории в ТюмГУ считается возможность...
Из журнала
#92НСПК России: итоги и перспективы
#93Образовательная среда нового поколения
#90Новости №90
#92Юбилей гильдии экспертов
#91Новости №91
Информационная лента
08:23Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
08:15Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
11:36В МИЭТе создают базовую станцию 5G
17:12Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?