Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Смена знаниевой парадигмы

Об основных задачах и перспективах развития проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход» рассказывает директор Научно-исследовательского института мониторинга качества образования Валентина Киселева.

27.04.2012
Просмотров: 4062

Оценка результатов обучения – одна из тем, которые сегодня в связи с внедрением ФГОС ВПО пробуждают у представителей академического сообщества множество вопросов. Компетентностная ориентация новых стандартов определяет и необходимость соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся.

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов в профессиональном образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке студентов по заданным стандартам. Перенос акцента на результаты обучения, смена знаниевой парадигмы образования на компетентностную, переход от простой передачи знаний к содействию и поддержке студентов в овладении компетенциями привели к рождению в сфере профессионального образования инновационного проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход». Каковы его основные задачи? На этот и другие вопросы ответила генеральный директор НИИ мониторинга качества образования Валентина КИСЕЛЕВА.

– Валентина Петровна, каковы основные задачи инновационного проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход»?

– Этот проект направлен на создание системы оценивания компетенций, опирающейся на результаты обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС, и на содействие преемственности развития компетенций студентов на различных этапах обучения. Принципиальным моментом при этом является разработка студентоцентрированной технологии, позволяющей сфокусировать внимание на результатах каждого отдельного студента, что особенно важно при реализации компетентностного подхода, основанного на формировании и развитии компетенций.

– Очевидно, что оценка компетенций предполагает новый инструментарий для их измерения. В чем заключается содержательная новизна измерительных материалов, разработанных в рамках нового проекта ФЭПО?

Одной из ведущих организаций, занимающихся проблемами оценки качества образования в России, является Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола). К основным направлениям его деятельности относятся Интернет-тестирование в сфере профессионального образования, подготовка мониторинговых отчетов на основе результатов Интернет-тестирования студентов, организационно-технологическое и методическое сопровождение открытых международных студенческих Интернет-олимпиад и прочие.

– Вы правы, нам действительно предстояло решить задачу создания новой модели педагогического измерителя. Сейчас эта задача решена. Новая уровневая модель педагогических измерительных материалов (ПИМ) представлена в трех взаимосвязанных блоках.

Первый блок заданий проверяет степень владения студентом материала дисциплины на уровне «знать». Он содержит задания, в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины.

Задания второго блока оценивают степень владения материалом дисциплины на уровне «знать» и «уметь». Здесь представлены задания, в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умение пользоваться ими при решении стандартных (типовых) задач.

И, наконец, перспективным в плане технологии оценки навыков является третий блок, содержащий практикоориентированные задания. Он представлен кейс-измерителями, содержание которых предполагает применение комплекса умений, необходимых для самостоятельного конструирования способа решения задания. Кейс-задания составлены на основе ситуаций, взятых из учебной и внеучебной деятельности студентов, и позволяют формировать у студентов нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного человека.

Выполнение студентами подобного рода нестандартных практикоориентированных заданий свидетельствует о степени влияния процесса обучения на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

– Проводилась ли апробация проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход»?

– Да, предлагаемая технология проведения Интернет-экзамена была успешно апробирована в режиме on-line в декабре 2011 года – январе 2012 года. В испытании приняли участие 1577 образовательных программ 164 вузов и 37 ссузов из 64 регионов России и Республики Казахстан, а количество сеансов тестирования составило 45842. Доля государственных образовательных учреждений – участников проекта составила 87 процентов.

Тестирование проводилось по 11 дисциплинам ВПО – философия, английский язык, история, экономика, русский язык и культура речи, информатика, математика, физика, химия, экология, микроэкономика, а также по 3 дисциплинам СПО – основы философии, математика и экологические основы природопользования.

Результаты апробации позволили охарактеризовать конкретные измеряемые учебные достижения студента на определенном этапе обучения в вузе, рассматривая обучение с точки зрения студента, а не преподавателя и реализуя тем самым студентоцентрированный подход.

– Каковы, по-вашему, перспективы развития проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход»?

– В перспективе этот проект позволит решить еще одну очень важную задачу – реализовать диагностическую технологию внешнего оценивания компетенций на всем пути освоения содержания программ обучения в вузе, то есть перейти от оценивания для контроля к оцениванию для развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ФЭПО, ФГОС, НИИ Мониторинга качества образования, валентина киселева, ноу-хау, ао-55

Похожие материалы:
ФГОС нового поколения в системе СПО
ФЭПО: ретроспектива и перспективы
Сентенции о компетенциях
Новая версия единого портала интернет-тестирования
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
ФЭПО: интеллектуальный тренинг по Интернету
Чтобы отдать производство в надежные руки
Подготовка преподавателей для работы в условиях ФГОС нового поколения
Управление введением ФГОС в ссузе
Принимаются заявки на участие в федеральном интернет-экзамене

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
Инициатива Тюменского госуниверситета по взаимодействию с одним из крупнейших университетов...
Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
Концепция автономных фабрик и цифровое производство уже сегодня являются предвестниками четвертой...
Из журнала
#89Образовательная политика: перемена мест слагаемых
#87Информационная среда как фактор успеха
#89Итоги приeмной кампании опорных вузов
#87Слово редактора к №87
#89Профессионализм, качество, инновации
Информационная лента
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны
16:19Студенты СПбГИКиТ начали съемки художественного фильма «Селфи с судьбой»