Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Российская аспирантура в кризисе?

Зачем молодые люди поступают в аспирантуру? Вопрос, которым невольно задаешься, просматривая таблицы, схемы и диаграммы из статистического сборника «Индикаторы науки: 2012», опубликованного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».

Просмотров: 1978

Кто изучил науки, а к делу их не применил – словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался.
А. Навои.

Зачем молодые люди поступают в аспирантуру? Вопрос, которым невольно задаешься, просматривая таблицы, схемы и диаграммы из статистического сборника «Индикаторы науки: 2012», опубликованного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Один, но яркий пример: в 2010 году численность выпущенных аспирантов в России составила 33 763 человек, из них с защитой диссертации – всего лишь 9 611. Цифра защитившихся больше той, что имели, например, в 2008 году (8 831). С одной стороны, это радует (какой-никакой рост!), но с другой…

Может, правы ученые, которые определенно высказывают свою точку зрения, отвечая на вопросы журналистов разных СМИ, – «российская аспирантура в кризисе». Так считает проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрий Бак. Аргументы, которые он приводит, шокируют: «все больше не защитившихся в срок или забросивших диссертации аспирантов, а диссертации «на заказ» стали обычным делом». Получается, что из таких вот кандидатов в кандидаты наук и складывается «страшная» цифра – 33 763.

– В слове «ученый» заключается только понятие о том, что его много учили, но это еще не значит, что он чему-нибудь научился, – отметил немецкий ученый и публицист Георг Лихтенберг, живший в XVIII веке. И это замечание, пожалуй, здесь как нельзя кстати. Сейчас в аспирантуре, действительно, учат многому, и посещение занятий является обязательным не только на первом учебном году обучения. А когда же работать над диссертацией, создавать «научный продукт»?

Цифры просто «кричат» о проблемах российской аспирантуры. И возникают вопросы. Вот лишь некоторые из них: как, реформируя, повысить эффективность аспирантуры? что может дать нам сближение с европейской системой образования? как повысить качество диссертаций? насколько реально обязательное требование публикаций в высокорейтинговых зарубежных журналах? изменится ли статус кандидата наук в ближайшее время?

Ученые степени в среде чиновников – реальность, которая постоянно напоминает о себе… Будущее после успешной защиты тоже не всегда гарантирует востребованность молодому ученому или преподавателю. Словом, ситуацию с воспроизводством научно-педагогических кадров в России наскоком не исправить, прежде надо ее хорошо изучить.
Задумаемся над цифрами, рассмотрим внимательно схемы и графики.1

  1. Графики и таблицы из статистического сборника «Индикаторы науки: 2012», ВШЭ. www.hse.ru.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ученые степени, наука, аспирантура, фактотум, ао-60

Похожие материалы:
Поддержка научной и инновационной деятельности
В интересах науки
Чем больна российская медицина?
Премьер-министр РФ заявил о запредельном количестве «липовых» докторов наук
Как повысить эффективность российской аспирантуры?
Развитие вузовской науки – актуальная необходимость
Интернет поможет ВАК бороться с плагиатом
Плата плагиата
Производство знаний: от аврала к росту?
Оценка эффективности работы аспирантуры

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#97Северо-Кавказский институт (филиал) МГЭУ – интеллектуально-образовательный центр региона
#95Новости образования «АО-95»
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#100Михаил Стриханов рассказал о деятельности экспертного совета по высшему образованию
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве