Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Российская аспирантура в кризисе?

Зачем молодые люди поступают в аспирантуру? Вопрос, которым невольно задаешься, просматривая таблицы, схемы и диаграммы из статистического сборника «Индикаторы науки: 2012», опубликованного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».

Просмотров: 1986

Кто изучил науки, а к делу их не применил – словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался.
А. Навои.

Зачем молодые люди поступают в аспирантуру? Вопрос, которым невольно задаешься, просматривая таблицы, схемы и диаграммы из статистического сборника «Индикаторы науки: 2012», опубликованного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Один, но яркий пример: в 2010 году численность выпущенных аспирантов в России составила 33 763 человек, из них с защитой диссертации – всего лишь 9 611. Цифра защитившихся больше той, что имели, например, в 2008 году (8 831). С одной стороны, это радует (какой-никакой рост!), но с другой…

Может, правы ученые, которые определенно высказывают свою точку зрения, отвечая на вопросы журналистов разных СМИ, – «российская аспирантура в кризисе». Так считает проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрий Бак. Аргументы, которые он приводит, шокируют: «все больше не защитившихся в срок или забросивших диссертации аспирантов, а диссертации «на заказ» стали обычным делом». Получается, что из таких вот кандидатов в кандидаты наук и складывается «страшная» цифра – 33 763.

– В слове «ученый» заключается только понятие о том, что его много учили, но это еще не значит, что он чему-нибудь научился, – отметил немецкий ученый и публицист Георг Лихтенберг, живший в XVIII веке. И это замечание, пожалуй, здесь как нельзя кстати. Сейчас в аспирантуре, действительно, учат многому, и посещение занятий является обязательным не только на первом учебном году обучения. А когда же работать над диссертацией, создавать «научный продукт»?

Цифры просто «кричат» о проблемах российской аспирантуры. И возникают вопросы. Вот лишь некоторые из них: как, реформируя, повысить эффективность аспирантуры? что может дать нам сближение с европейской системой образования? как повысить качество диссертаций? насколько реально обязательное требование публикаций в высокорейтинговых зарубежных журналах? изменится ли статус кандидата наук в ближайшее время?

Ученые степени в среде чиновников – реальность, которая постоянно напоминает о себе… Будущее после успешной защиты тоже не всегда гарантирует востребованность молодому ученому или преподавателю. Словом, ситуацию с воспроизводством научно-педагогических кадров в России наскоком не исправить, прежде надо ее хорошо изучить.
Задумаемся над цифрами, рассмотрим внимательно схемы и графики.1

  1. Графики и таблицы из статистического сборника «Индикаторы науки: 2012», ВШЭ. www.hse.ru.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ученые степени, наука, аспирантура, фактотум, ао-60

Похожие материалы:
Плата плагиата
Интернет поможет ВАК бороться с плагиатом
Чем больна российская медицина?
Развитие вузовской науки – актуальная необходимость
Оценка эффективности работы аспирантуры
Как повысить эффективность российской аспирантуры?
Итоги весенней сессии 2010 Комитета по образованию ГД РФ
Разработаны новые правила присуждения ученых степеней
В интересах науки
Производство знаний: от аврала к росту?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 6 (106) 2018

«Перемен! Мы ждем перемен». В контексте трансформаций российской системы госаккредитации строчка известной песни приобретает отличный от первоначального эмоциональный оттенок. Так случилось, что связанные с оценкой качества образования перемены врываются в жизнь научно-педагогического сообщества чуть ли не каждую пятилетку. Судя по всему, на очереди следующая. Об этом и не только читайте в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
На официальном сайте Дагестанского государственного университета (ДГУ) завершается работа над...
8-я Евразийская конференция по высшему образованию IUNC Eurasia 2019
13-16 мая 2019 состоится 8-я Ежегодная Евразийская конференция по высшему образованию,...
В Москве прошла V Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch
Журнал «Аккредитация в образовании» и проект «Higher Education Discovery» (HED) выступили...
Социологи проанализировали российских ректоров
Центр изучения российской элиты Государственного университета управления и исследовательский...
Конкурс научных работ: теория и практика избирательного законодательства
Работы принимаются в электронном виде с 1 февраля по 15 апреля по различным направлениям и...
Из журнала
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
#102Армавирский машиностроительный техникум входит в сотню лучших ссузов страны
#99Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
#99Система образования созрела для высокотехнологичных изменений
Информационная лента
12:47Решаем важнейшие задачи столетия вместе: сотрудничество по программе стажировок студентов НИЯУ МИФИ в ОЭСР закреплено меморандумом
12:46В ПетрГУ открылся Инновационный педагогический парк
12:46Конкурс научных работ: теория и практика избирательного законодательства
12:45Социологи проанализировали российских ректоров
12:44«Электроэнергетика глазами молодежи — 2019»