Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Развитие вузовской науки – актуальная необходимость

Значительное отставание отечественной науки от зарубежной, недостаточная эффективность университетской, отсутствие ее стратегического планирования, проблемы российской аспирантуры – все это проявления общего кризиса науки и образования в России. Таково мнение доцента Тульского государственного университета, кандидата биологических наук Леонида ПЕРЕЛОМОВА.

Просмотров: 3058

Значительное отставание отечественной науки от зарубежной, недостаточная эффективность университетской, отсутствие ее стратегического планирования, проблемы российской аспирантуры – все это проявления общего кризиса науки и образования в России. Таково мнение доцента Тульского государственного университета, кандидата биологических наук Леонида ПЕРЕЛОМОВА.

ПЕРЕЛОМОВ Леонид Викторович – доцент Тульского государственного университета, кандидат биологических наук.
Родился в 1973 году в г. Туле. В 1995 году окончил Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, получив квалификацию учителя биологии и химии. В 1997 году окончил Пущинский государственный университет как магистр почвоведения. В 2001 году в МСХА им. К.А. Тимирязева защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Почвоведение». Профессиональную деятельность начал научным сотрудником Института физико-химических и биологических проблем почвоведения (ИФХиБПП) РАН (2001-2002). С 2002 года по настоящее время – доцент кафедры медико-биологических дисциплин ТулГУ.
Научные интересы: биогеохимия микроэлементов.
В разные годы стипендиат различных российских и международных фондов и обществ. Обладатель гранта Президента РФ для молодых кандидатов наук и гранта Минобрнауки РФ. Рецензент журналов «Geoderma», «Chemical Engineering Journal», «Environmental Management», «Агрохимия». Приглашённый редактор «Applied and Environmental Soil Science». Член национального жюри конкурса «Quarry Life Award» (HeidelbergCement).
Женат, воспитывает троих детей.
Любит путешествовать, интересуется краеведением.

– Леонид Викторович, как бы вы определили состояние вузовской науки в России на сегодняшний день? Нуждается ли она в модернизации? Что для этого необходимо сделать в первую очередь?

– Наука как комплексная деятельность человека, направленная на получение объективных знаний о природе и обществе, по определению всегда будет нуждаться в постоянном развитии и обновлении. Научная деятельность включает различные компоненты, ряд из которых – такие как система образования и научная информация – в нашей стране развиты неплохо. Однако отечественная научная инфраструктура (научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование), методы научно-исследовательской работы значительно отстают от таковых в постиндустриальных и высокоиндустриальных странах. Меры, которые предпринимаются руководством страны для развития науки, явно недостаточны, зачастую носят только имиджевый характер. Есть ощущение, что у людей, принимающих решения, существует определённое недопонимание роли науки в современном государстве, недооценка её потенциальной эффективности даже с позиций формирования авторитета страны: например, запуск первого искусственного спутника вошёл в историю человечества навечно, а вот что было на чемпионате мира по футболу 1958 года в Швеции, помнят только специалисты.

Не следует забывать, что наука – одна из сфер духовной жизни человека, часть его культуры. Поэтому кризис в науке неизбежно приводит к кризису культуры. В нашей стране существует уникальная объединённая система научных учреждений – Российская академия наук.

Немногие страны могут позволить себе иметь такую государственную организацию, основной задачей которой должно быть производство научных знаний. В связи с этим вузовская наука традиционно занимала у нас второстепенное положение. Однако сегодня мир настолько быстро меняется, что классических, фундаментальных знаний для подготовки хорошего специалиста становится недостаточно – он должен владеть всем спектром современных знаний в своей области. Это выдвигает и новые требования к преподавателям вузов, которые обязаны свободно ориентироваться в самых последних достижениях науки, что невозможно, если преподаватель вуза не занимается научной работой сам. Большое значение имеет вовлечение в исследовательскую работу студентов – овладение методологией научной работы способствует развитию логического мышления, формирует творческие подходы в решении профессиональных задач.

Кроме того, хотелось бы привести слова В.И. Вернадского, который считал, что «усиление научной работы, связанной с местной или национальной жизнью, позволяет использовать духовные силы народа так сильно, как никогда не удастся их использовать в унитарной централистской организации. Местный центр использует и вызывает к жизни духовные силы, иначе недоступные к возбуждению. Этим путём достигается максимальная интенсификация научной работы».1 В данный момент только высшие учебные заведения охватывают всю территорию нашей огромной страны, и только на их базе возможна реализация научного потенциала широкого круга наших граждан. При этом если мы посмотрим на университетскую систему, скажем, Германии, то наиболее известными и значимыми там являются отнюдь не столичные университеты. Все эти доводы подчёркивают актуальную необходимость повсеместного развития вузовской науки в России.

– Есть мнение, что получение грантов – это непростая история. У вас в этом смысле большой опыт. Вы были обладателем гранта Президента РФ по поддержке молодых кандидатов наук, проходили научные стажировки в Германии, Италии, Японии. Все это происходило не столь давно. Был в этом элемент везения, счастливого совпадения, или ваши успехи – результат трудолюбия, настойчивости, целеустремленности и, безусловно, таланта учиться. Что бы вы посоветовали молодым ученым, исследователям, не желающим покидать свою страну и стремящимся быть полезными ей?

– Гранты – это форма конкурсного финансирования науки. Обратите внимание, что термины «выиграть» и «выиграть конкурс» отличаются друг от друга. Победа в игре всегда имеет значительный элемент случайности, везения. А победа в конкурсе означает, что вы показали наилучшее соответствие условиям этого конкурса. Причём условия эти достаточно просты: публикации, предыдущие гранты (так называемый научный задел) и ваши идеи по решению поставленной проблемы. Наличие цепочки этих условий и является залогом успешного прохождения вашей заявки на грант. Поэтому для начинающего исследователя крайне важным в финансовой поддержке его работы является публикация первой статьи – в этом должен помочь научный руководитель. Что касается идей, то здесь, если вы хотите стать самостоятельным и уважающим себя учёным, необходимо не заимствовать идеи, а генерировать их самим. Условий для этого требуется минимум – ваша голова и наличие хорошей библиотеки. Как говорит мой знакомый: «Два часа в библиотеке экономят два месяца в лаборатории».

Кроме этого, в нашей стране иногда встречаются, прямо скажем, странные критерии отбора – такие как стоимость работ и время их выполнения.

Безусловно, работа экспертов, оценивающих вашу заявку на грант, не лишена субъективности. Но эта субъективность в норме должна проявляться не в симпатии к вашей личности, а в интересе к вашей идее, ее поддержке. К сожалению, это не всегда соблюдается, особенно в нашей стране, особенно на уровне провинциальных вузов, но мне не хочется говорить об этом, так как подобные явления не имеют никакого отношения к научной экспертизе и настоящей науке.

Анализируя практику получения мной отечественных и зарубежных грантов, могу сказать, что в моём случае из названных факторов успешность была связана с трудолюбием и целеустремлённостью. Не следует ожидать, что каждая (и даже каждая третья) ваша заявка получит поддержку. Об отсутствии пристрастности в оценке моих проектов свидетельствует перечень разнообразных организаций, которые оказывали поддержку исследованиям: РФФИ, Минобрнауки РФ, Германская служба академических обменов, Японо-Российский центр молодёжных обменов, INTAS, Центр Вольта – Научная сеть Ландау, правительство Австралии.

Я с удовольствием делюсь своим опытом, но ужасно не люблю что-то кому-то советовать, поэтому отвечу цитатами. Одна из них принадлежит поэту Ю. Левитанскому: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя». Другая цитата – К. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».

Что касается стимулирования притока молодёжи в науку, то, на мой взгляд, это могут обеспечить возможность их самореализации в этой сфере и достойная зарплата.

– Вы согласны с тем, что обучение в российской аспирантуре сопряжено с проблемами? Почему критерии, по которым определяется выпускной аспирант в России, не ценятся в Америке и Европе? В чем состоит основное различие между российским и зарубежным (европейским) ученым?

– Следует говорить не о различиях между учёными, а о различиях в организации и финансовой поддержке научных исследований. По этим показателям мы резко отличаемся не только от Европы, но уже и от стран Латинской Америки.

Безусловно, обучение в российской аспирантуре сопряжено с рядом проблем, но я бы не стал выделять их отдельно – всё это проявления общего кризиса науки и образования в стране. Обратите внимание – в Европе и Америке не котируются критерии оценки наших аспирантов, а сами аспиранты в большинстве своём с удовольствием принимаются. Это ещё раз подтверждает, что нам необходимо унифицировать критерии оценки эффективности научной деятельности с постиндустриальными странами, если мы сами хотим идти по пути развития.

Система подготовки аспирантов (именно аспирантов, поскольку до защиты диссертации доходят немногие из них) в российских вузах зачастую извращена, начиная с целей приёма в аспирантуру и заканчивая защитой. Иногда истинной целью приёма в аспирантуру становится не работа над научной проблемой, а, скажем, дополнительная учебная нагрузка преподавателя. То есть в данном случае речь идёт не о науке, а, по сути дела, о социальном обеспечении научного руководителя. При достойной зарплате сотрудников вузов подобные казусы исчезли бы сами собой. Некоторые руководители, имеющие всё-таки нематериальную мотивацию, берут аспирантов для получения очередного учёного звания или удовлетворения собственного тщеславия.

Как понимаю, сегодня не существует чётких требований к публикациям диссертанта со стороны ВАК РФ: я видел авторефераты, где списки опубликованных работ включали только тезисы региональных конференций и монографии вузовских издательств на свободные темы. Сами же авторефераты были похожи на обзоры из Интернета, в которых невозможно было разобрать, что сделано диссертантом, а что заимствовано из литературных источников. Поэтому научный руководитель должен нести ответственность за конечный результат подготовки аспиранта – защиту качественной диссертационной работы.

Нельзя сказать, что работа по улучшению качества диссертационных работ не ведётся – радикально сокращено количество диссертационных советов, авторефераты обязательно размещаются на сайте и т.д. Буквально на днях поступила информация, что Минобрнауки РФ ужесточает правила открытия аспирантуры в вузах. Несмотря на это реформирование российской аспирантуры, очевидно, потребует ещё длительного времени.

– Как вы оцениваете критерии общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений в научно-исследовательской сфере из Примерного перечня от 19 июня 2012 года. Увязаны ли они с темой развития науки?

– На мой взгляд, Примерный перечень критериев для оценки научно-исследовательской деятельности предложен правильно. Понимаю, что региональным вузам перестроиться на такую систему оценки будет непросто. Но это единственный способ стать частью современного мира. Критерии, по сути дела, задают и цели развития науки в вузах. Следующим логическим шагом должна быть комплексная государственная программа, обеспечивающая достижение этих целей.

Радует, что в перечне отсутствует критерий «количество монографий», поскольку публикации подобного рода, зачастую несерьёзно рецензируемые, при надлежащей финансовой поддержке можно выпускать в неограниченном количестве.

Патентная деятельность оценивается объёмом средств от управления объектами интеллектуальной собственности, что тоже весьма рационально.

– Как бы вы определили отношения вузовской науки и организаций РАН? Как избежать конфликта интересов?

– В настоящий момент, мне кажется, конфликтные отношения больше сложились между областями исследований, нежели между РАН и вузами, что является нормальной ситуацией. РФФИ, РГНФ и другие уважаемые фонды финансируют проекты независимо от ведомственной принадлежности их авторов. Ситуация может в корне измениться, если Минобрнауки РФ в рамках своих ФЦП будет финансировать проекты исключительно в вузах, а размер грантов «надведомственных» фондов радикально не увеличится.

Думается, что в государственных интересах будет оставить за Минобрнауки РФ исключительное право финансировать инфраструктурные научные проекты для вузов, а инициативные научные проекты финансировать через общенациональные научные фонды, сделав их работу более прозрачной.

Для развития вузовской науки было бы очень полезно вспомнить и продолжить ФЦП по интеграции вузовской науки и РАН. В нашем вузе (Тульский госуниверситет. – Ред.), особенно на естественнонаучном факультете, такого рода сотрудничество было довольно продуктивно и продолжается до настоящего времени.

– Ваше отношение к конкурсу мегагрантов третьей волны?

– Проведение конкурса мегагрантов поддерживаю как возможность создания точек роста отечественной науки. Именно и только за счёт мегагрантов можно приобрести современное аналитическое оборудование. Например, единственная EXAFS-станция (External X-ray Absorption Fine Structure – протяжённая тонкая структура рентгеновских спектров поглощения) в нашей стране работает на синхротроне в Новосибирске, несмотря на наличие мощных теоретических школ по этому методу в других городах.

Мегагрант – одна из реальных возможностей расширить географию этого метода. Поделюсь своим опытом участия в конкурсе мегагрантов.

Мы вместе с Антонио Виоланте, профессором Неаполитанского университета имени Фридриха II, принимали участие в двух предыдущих конкурсах с проектом по созданию лаборатории биогеохимии микроэлементов в ТулГУ. Вывод, который можно сделать на основе нашего опыта, – некачественная научная экспертиза проектов. По последней нашей заявке было четыре заключения экспертов – двух зарубежных и двух российских. Два зарубежных и один отечественный эксперт высказали ряд замечаний по проекту, но в целом одобрили его. Второй российский эксперт в категоричной форме заявил о несоответствии нашего проекта задачам конкурса, а именно об отсутствии в заявке планов создания исследовательской лаборатории. Было очевидно, что он либо вообще заявку не читал, либо руководствовался какими-то своими соображениями. Надеюсь, что организация проведения третьей волны мегагрантов, а также экспертиза проектов пройдут на более высоком уровне. Предпосылкой к этому может служить и участие научного сообщества в формировании экспертного совета по мегагрантам. Так, Министерство образования и науки РФ обратилось в Общество научных работников с просьбой выдвинуть свои кандидатуры в экспертный совет. Обществом были выдвинуты 10 специалистов, 5 из них одобрены министерством (один впоследствии отказался).

– Как вы относитесь к идее реорганизации вузов в стране, к сокращению госвузов на 20 процентов, а филиалов – на 30. Пойдет это на пользу вузовской науке или повлечет за собой новые проблемы?

– К сокращению вузов я отношусь резко отрицательно, в первую очередь потому, что университеты во многих регионах являются культурными эдификаторами. Мне кажется, было бы более эффективно пойти путём реформирования существующих вузов – оптимизировать их управленческую структуру (в том числе назначая ректоров напрямую из министерства), ввести направления подготовки, отвечающие запросам времени, создать минимальную научную инфраструктуру с возможностью её дальнейшего развития за счёт средств научных фондов.

  1. Вернадский В.И. «Задачи науки в связи с государственной политикой в России» // «Биосфера и ноосфера», М.: Айрис‑Пресс, 2002 г.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."
Как повысить эффективность российской аспирантуры?
Наука международных отношений: вернуть лидерство?
Чем больна российская медицина?
Сюжетные линии российского образования
Учёные ТулГУ летят в Тайвань
Многоуровневая подготовка: проблемы и задачи
В честь Российской науки
Российская аспирантура в кризисе?
Оценка эффективности работы аспирантуры

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ